воспитание информационной культуры младшего школьника
материал на тему

Аминова Эльмира Рашидовна

надеюсь что будет интересно и полезно!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opryta_aminovoy.docx47.77 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание информационной культуры  младших школьников -  основа

 учебной самостоятельности.

В 2010-2011 учебном году я начала работать по новым ФГОС. Введение  новых ФГОС  предполагает ориентацию образования на  развитие ребёнка,   формирование у него  УУД. Во главу угла поставлено формирование у ребёнка умения учиться.   Организуя учебно-воспитательный процесс, реализуя требования стандартов второго поколения,  я старалась  создавать  условия для  формирования  учебной самостоятельности школьников: умение планировать свою работу, осуществлять контрольно-оценочную,  рефлексивную   и поисковую деятельность и др.  

Однако,  отсутствие  у учащихся конкретных умений  (умения сориентироваться в море информации, вычленить главное, найти наиболее короткий и удобный способ работы с этой информацией, представить результат своих размышлений в той или иной кодовой системе) являлось  негативным фактором, тормозящим процесс развития учебной самостоятельности младшего школьника.

Осмысление возникших трудностей  и необходимость решения проблемы определили   выбор темы  самообразования: «Формирование  информационной культуры младшего школьника как основы учебной  самостоятельности».

Я предположила, что если целенаправленно и систематически воспитывать информационную культуру у учеников начальных классов через  последовательное формирование ее элементов, то это обеспечит стимулирование  и развитие  их учебной самостоятельности, проявляющейся как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

          Начиная работу по теме самообразования, кроме ФГОС я изучила технологию достижения планируемых результатов, технологию продуктивного чтения, деятельностную технологию, технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения, на создании учебных ситуаций, на реализации проектной деятельности; «Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ», под ред.Фирсова В.В., Логиновой О.Б.,  работы исследователей,  рассматривающих направления формирования и развития информационной культуры ребенка, изучавших влияние использования информационных и коммуникационных технологий на процесс обучения и развития индивидуальности школьника (Е.Н.Бененсон, А.В. Горячев,  Ю.А. Первин, Т.Е. Соколова, К.М. Тихомирова, Е.Л. Харчевникова, И.Н. Чижевская), книги  Соколовой.  

На основе анализа изученной литературы пришла к следующему:

 Понятие «информационная культура» нельзя связывать только с использованием современных информационных технологий. Мир информации многообразен и представлен в различных информационных источниках (книга, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, человек как информатор, натуральный объект окружающего мира как предмет изучения и наблюдения).

В связи с этим  для меня  важным стало  определение, данное Е.Л. Харчевниковой: «Информационная культура есть элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созиданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне».

 Воспитание информационной культуры младшего школьника, обеспечивающей  самостоятельность его учебно-познавательной деятельности, ставит перед учителем задачу – «Научить ребёнка осознанному чтению текстов с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Сформировать у учащихся элементарные навыки чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы» (ФГОС),  которые базируются на конкретных общеучебных умениях и навыках:

  •        На этапе принятия учебной задачи - это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать нужный источник информации.
  • На этапе поиска информации - умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, в компьютере)
  • На этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.
  • На этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного. структурировать и изменять объём информации в соответствии с учебной задачей.

Начиная работу по теме самообразования,    я проанализировала  УМК, по которому  работаю на предмет формирования информационной культуры младших школьников и пришла к выводу, что данный комплект «Перспективная начальная школа» располагает огромными возможностями для организации работы в данном направлении. 

Новая технология УМК ставит учебник в центр всех составляющих комплекта (словарей, справочников, хрестоматий, тетрадей для самостоятельных работ, Интернета) и реализуется через методическую систему, которая представляет собой единство типических свойств, присущих методике обучения как гуманитарным, так и естественно-математическим предметам. Методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований: система обозначений, наличие справочников в корпусе каждого учебника и общих словарей, обмен информацией между учебниками путем перекрестных ссылок, единая внешняя игровая интрига, демонстрация не менее двух точек зрения при изучении нового материала, общий метод проектов, используемый все 4 года обучения.

В этом – единство установки на воспитание информационной культуры, формирование УУД: умение работать с учебником и несколькими источниками информации, умение делового общения (работа в парах, в малом и большом коллективах) и др. (Приложение 1)

Таким образом, технология нового учебного комплекта обеспечивает выработку у ребенка навыков самостоятельной работы с учебником и другими источниками информации в течение всех четырех лет обучения. Сущность педагогической технологии воспитания информационной культуры младшего школьника заключается в межпредметной координации действий учителя по развитию у учащихся умений и навыков работы с информацией.

 Основными  компонентами  информационной культуры являются:

  • Информационный поиск, предметно – аналитическая деятельность, перекодировка информации, хранение информации

Информационный поиск:

1. С целью формирования данного компонента я организую  на уроке работу по извлечению информации при рассматривании объекта: предмета, явления природы, графического изображения, абстрактных символов, проведении опытов. Например, «Рассмотри рисунки. Кто в засуху может обеспечить себя водой и не будет страдать от жажды?». «Рассмотри рисунки и проведи опыт с водой. Что тебе удалось услышать, увидеть и ощутить?».

2. Организую общение посредством переписки  и бесед со взрослыми, со сквозными героями учебников. Получение информации с помощью вопросов. Умение слушать и слышать. Умение использовать информацию, поданную в прямой или косвенной форме.

3. Провожу работу по усвоению единых для всего УМК пиктограмм. Например, одна из пиктограмм предлагает школьникам рассмотреть рисунок и рассказать, что на нем изображено, другая – учит придерживаться очереди (читать   «столбики» по цепочке), третья – провести опыт, используя иллюстрации его проведения и т.д.);

4. Организую изучение в условиях индивидуальной, парной или групповой работы оглавления, поиск нужной информации в словарях, хрестоматиях и т.д. Например, «Хочешь узнать другие скороговорки? Найди их в хрестоматии». «Еще раз прочитай правило. А теперь вернись к схеме на стр.46. Новое правило ее подтверждает?». «Прочитайте с соседом по парте  только разговор Незнайки и Знайки. Где он заканчивается?». «Проверь по словарю «Произноси правильно» произношение выделенного слова (скворечник). Произнеси его несколько раз вслух» и т.д.

5. Мотивирую учащихся на выход за рамки учебника через  необходимость нахождения нужного источника информации в Интернете, на электронных носителях, по каталогам библиотек, посредством переписки  и бесед со взрослыми. Например, «Возьми в библиотеке журнал «Мурзилка» последний номер  за этот год». «Как ты думаешь, какой вопрос Миша задал ученым? Если догадаешься, напиши в письме, которое будешь посылать в клуб «Мы и окружающий мир».

 Предметно-аналитическая деятельность:

1. Организую установление причинно-следственных связей в изучаемом явлении, облике предмета. Планирование и изменение порядка в высказывании об объекте. Сравнение объектов. Например, «Почему многих животных становится все меньше на земле и их заносят в Красную книгу?», «Рассмотри рисунки, сравни клетки хомячков и волнистых попугайчиков. Какой вывод можешь сделать?». «Исправь деформированный текст». «Составь и запиши памятку «как вести себя на лугу».

2. Целенаправленно обучаю детей оценке качества сообщения собеседника с точки зрения соответствия учебной задаче. Особое внимание уделяю составлению суждений и умозаключений,  искусству ведения спора: аргументы и контраргументы. Например. «Опиши соседу по парте млекопитающее вашего края  так, чтобы он догадался, о ком идет речь». «Рассмотри рисунки. Найди среди мальчиков Мишу. Расскажи, как тебе удалось его узнать. Сосед по парте пусть объяснит, чем похожи друг на друга и чем отличаются три мальчика на рисунке». «Прочитай текст. Миша уверен, что здесь проверяется знание написания безударных гласных в корне и буквосочетания ШК. Ты соглашаешься с Мишей? Докажи свою точку зрения. Маша считает, что Миша в одном - прав, а в другом – нет. Ты понимаешь, что Маша имела в виду?».

3. Формирую у учащихся умения давать толкования, классифицировать понятия, оценивать «вес» слова в зависимости от его позиции в предложении. Различать  главное  и второстепенное  в тексте, изображении. Учимся оценивать  качество найденной информации с точки зрения ее соответствия учебной задаче,  планировать  способы вербализации знаний, полученных в ходе работы с текстом книги, компьютером. Например. Найди в «Музейном Доме» картину Марка Шагала «Синий дом» Почему дом назван синим? Чем синий дом отличается от остальных домов на этой картине? Многое ли он помнит? О чем он может мечтать? Суждено ли сбыться его мечтам? Выдели с помощью рамочки на картине такой фрагмент, где не будет синего дома, придумай фрагменту название. Каково главное переживание художника? А теперь прочитай стихотворение Овсея Дриза «Синий дом». О каком времени года говорит поэт? Прочитай нужные строчки. А какое время суток имеет в виду: день или вечер? Сопоставь мнения Маши и Миши, кто из них, по-твоему, прав? Сколько героев в этом стихотворении? Миша утверждает, что герой один, а Маша утверждает, что героев – двое. А ты как думаешь? Каково главное переживание поэта, которым он захотел с нами поделиться? Оно такое же, как у художника М. Шагала?

Перекодировка информации:

С целью формирования данного компонента информационной культуры  использую следующее:

1. Вербализация результатов наблюдений. Ведение записей. Использование приемов графического изображения результатов наблюдений, сравнений.

2.Формирую умение вести записи и зарисовки в ходе лабораторной работы, экскурсии, беседы, рассказа, мини-лекции и т.д. Например. «Рассмотри рисунки и выскажи предположение, какой системе органов приходится поработать, когда ты завтракаешь? А когда ты играешь в футбол? А когда спишь?». «Из всех знаков выбери экологические знаки, раскрась их. Сравни свой ответ с ответом соседа по парте».

3. Знакомлю учащихся с рациональными  приемами изображения слов: сокращение, аббревиатура, графические символы. Составлением ребусов, загадок, сказок, закличек и т.д. Например. «Обсуди с соседом по парте, что обозначают знаки «Береги полезные ископаемые», придуманные членами клуба «Мы и окружающий мир». Нарисуй свои знаки. Покажи их соседу по парте. Понял ли он, что означают твои знаки?». «Сочините докучную сказку и разыграйте ее с соседом по парте». «Попробуйте сочинить загадки про петуха, про желтого цыпленочка, про обеденный стол…про что сами захотите! На выбор!»

4. Целенаправленно работаю над формированием у детей умения изменять  объем информации в соответствии с учебной задачей. Использовать  условные сокращения и графики для удобства хранения информации. Например. «Ты прочитал статью о полезных ископаемых. Составь таблицу, разделив полезные ископаемые на группы и используя их условные обозначения».

5. Формирую у школьников навыки работы с текстовым и графическими редакторами,  таблицами,

 гибкими дисками, СD, по  использованию  буфера обмена для изъятия информации, ее структурирования.

Работа по обучению детей кодированию информации усложняется с каждым годом. Так в первом классе, когда дети ещё медленно читали, задачи  мы часто изображали  (кодировали ) рисунками. Затем рисунки заменялись  чертежами, схемами. В 3-4 классах для решения задач используются диаграммы. Схематизация помогает вывести школьников на обобщения, способствует лучшему пониманию закономерности, определению общих подходов к решению задач.

   Развивая логическое мышление и наблюдательность школьников, я предлагаю детям информацию, закодированную в виде ребусов, построенных на сочетании рисунков, букв, цифр. Упражнения в разгадывании ребусов и самостоятельном их составлении помогают учащимся  быстрее осознать значение многих знаков и символов  как заместителей понятий.

Хранение информации:

С целью формирования данного компонента знакомлю детей с :

-рациональными  способами  хранения информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на дисках;

- особенностями  своей памяти и использованием удобных мнемонических приемов для работы с информацией;

- рациональной  формой  расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого использования информации. (Приложение 2)

Кроме того, я провожу  специальные занятия, на которых проходит обучение всего класса работе с информацией:

1этап: (информационный поиск) отбирается различная информация по заданной теме, дети работают с разными источниками.

2 этап (предметно-аналитическая деятельность) После самостоятельного выделения цветным маркером информации идёт проверка «А нужна ли мне эта информация? Подходит ли она к данной теме? Интересна ли она будет?»

3 этап (перекодировка информации) Далее, после выделения информации, обговариваем, как можно будет закодировать информацию, договариваемся об одинаковых условных обозначениях.

4 этап (хранение информации) После переработки информации, учащиеся с опорой на условные обозначения пересказывают данную информацию. Далее начинается обсуждение что получилось, что не получилось, какой этап был сложнее и труднее, что можно изменить, чтобы было легче, быстрее.

После нескольких таких занятий многие этапы я предлагаю детям выполнять самостоятельно. Когда дети начинают себя чувствовать более уверенно при такой работе,   предлагаю  работу с текстом самостоятельно.

В своей  работе я  использую сравнительно новые в начальной школе формы проведения учебных занятий, которые решают специфические, только им свойственные задачи по воспитанию информационной культуры младших школьников: учебные экскурсии в музеи, по историческим местам;  учебный поход в лес, поле, парк,  на ферму;  урок решения практических задач, построенных на изучении ситуаций окружающего ребенка мира;   лабораторный практикум с использованием

простейшего оборудования (часто проводится в  условиях научного клуба);  урок в библиотеке, компьютерном классе, музее и др.  (Приложение 3)

Таким образом, от курса к курсу увеличивается доля самостоятельности детей в работе с различными источниками информации. Если в первом классе дети учились работать сначала с одним источником информации, овладевая механизмом работы, то с каждым курсом обучения расширялся  выход за рамки учебника. У детей формируется познавательный мотив, возникает потребность найти ответы на волнующие их вопросы. И если в 1-2 классах это были устные сообщения, то в 3-4 классах дети стали проявлять уже больше инициативы и творчества: готовят рефераты, сообщения, обращаясь к различным источникам информации, пишут отзывы,   аннотации, сочиняют сказки. Оформляют их, используя рисунки, фотографии, аппликации.

      Особую роль в формировании информационной культуры я отвожу информатике (модуль  «Информатика» изучается в рамках предмета «Изо и художественный труд»). Этот предмет специально направлен на формирование первоначальных представлений об информации и её свойствах. Средства этого предмета позволяют мне не только учить школьников искать, отбирать, использовать информацию для решения определённых задач, но и знакомить детей с различными формами её представления: текстами, иллюстрациями, схемами, таблицами, графами.

Играя, дети овладевают приёмами и навыками, применяемыми при работе с информационными технологиями. В первом классе дети учились добывать нужную информацию с помощью родителей, учителей. В четвёртом классе, при выполнении проекта, мои ученики уже самостоятельно могут отбирать необходимую информацию, работая  со справочной литературой, энциклопедиями,  определять её значимость и необходимость, готовить презентацию, избирательно относятся к источникам информации, умеют объяснить свои предпочтения.  

    Критерием результативности своей  работы считаю направления, уровни и критерии оценки сформированности операционного компонента информационной культуры младших школьников (по Т.Е.Соколовой) (Приложение)

Сегодня, работая 4 год по данной теме, можно говорить об определённых результатах:

Динамика воспитания ИК   младших школьников

Уровни

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Низкий

65%

52%

30%

15%

Стартовый

5%

12%

21%

25%

Базовый

15%

19%

25%

30%

Опережающий

15%

17%

24%

30%

Результаты контроля за формированием умений ИК

               Умения                 Класс

Интеллектуальные

Библиографические

Информационные

1 класс

8%

7%

4%

2 класс

14%

28%

24%

3 класс

35%

49%

56%

4 класс

56%

85%

91%

  • За короткое время учащиеся могут найти достаточно большой объём необходимой информации;
  • проверка техники чтения показала, что 93% детей правильно и осознанно читают вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения) и про себя, умеют высказать своё отношение к прочитанному;
  • 100% детей принимают  активное участие, как в диалоге, так и в общеклассной дискуссии;
  •    все учащиеся  стали грамотней и умеют строить свои высказывания и оформлять их как в письменном, так и в устном виде.

      Об этом говорят и родители моих учеников: «Ваня научился планировать свою деятельность, у нас больше нет проблем с подготовкой домашних заданий», «Даша перестала бояться вопросов после текста, отвечает на них просто и лаконично» и т.д.

Мониторинг  информационной культуры  учеников позволяет оценить достижения каждого ребёнка и вовремя оказать ему необходимую помощь.

  Достаточно ярко результаты работы видны в проектной деятельности. Например, в 4 классе мы работали над проектом «Операция - «Мусор». Получив видеописьмо от планеты Земля с просьбой спасти её от  экологической катастрофы, мы обсудили проблему и решили исследовать экологическое состояние нашего посёлка. Причём, каждый исследовал свой путь от школы до дома, обозначая с помощью схем и условных знаков проблемные участки. Затем все вместе  попытались найти ответ на вопрос, что мы можем сделать, чтобы очистить свой посёлок. В ходе работы над проектом ребята беседовали с жителями посёлка; составляли план местности для проведения субботника; фотографировали, рисовали, писали статьи. Вместе со взрослыми монтировали презентацию и принимали участие в создании ВЕБ-узла. На основе полученной информации были выпущены листовки-призывы. Ребята выступали с презентацией перед школьниками других классов. Вместе с родителями убирали мусор  на улицах посёлка. С данным проектом мы участвовали в районном конкурсе исследовательских проектов и заняли 1 место.

Перспективу своей работы вижу в дальнейшем  совершенствовании проектно – исследовательской деятельности младших школьников.

Приложение №1

Типические свойства новой технологии УМК

Типические свойства новой технологии УМК

Характерные признаки типических свойств новой технологии УМК

Комплектность

Методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований: система обозначений, наличие справочников в корпусе каждого учебника и общих словарей, обмен информацией между учебниками путем перекрестных ссылок, единая внешняя игровая интрига, демонстрация не менее двух точек зрения при изучении нового материала, общий метод проектов, используемый все 4 года обучения.

В этом – единство установки на воспитание информационной культуры, формирование общих учебных умений: умение работать с учебником и несколькими источниками информации, умение делового общения (работа в парах, в малом и большом коллективах.

Инструментальность

Размещение в корпусе самого учебника методического аппарата, организующего самостоятельную учебно-познавательную деятельность детей посредством использования всех составляющих УМК(словарей, справочников, хрестоматий, тетрадей для самостоятельных работ, Интернета). Предметно-методические механизмы каждого учебного пособия помогают ученику самостоятельно открывать и формулировать закономерности или правила при изучении нового материала, применять знания при решении коммуникативных, учебных, жизненных задач, стремиться к деловому общению или самоконтролю. Например, для формирования у школьников умения – «поиск (проверка) необходимой информации» включены словари разного толка во все учебники и система специальных упражнений, провоцирующая поиск информации внутри учебника, в комплекте в целом и за его пределами. Дифференциация учебных заданий влечет за собой указания, призывающие детей к высказыванию разных точек зрения на наблюдаемое явление, особое выделение заданий повышенной трудности цветной рамочкой, требование применить при выполнении задания простейшие инструменты (лупу, рамочку, линейку, компас, термометр, цветные карандаши в качестве маркеров и пр.)

Интерактивность

Обеспечение средствами УМК учебно-познавательной деятельности ребенка за рамками урока: общение со школьниками посредством организации заочного научного клуба младшего школьника и обращения к компьютеру (Интернет-адреса).

Это еще и требование реализации интерактивных проектов внутри образовательных областей «Язык и литературное чтение», «Естествознание и обществознание», «Технология».

Интеграция

Создание единого интегрированного курса по изучению мира, окружающего ребенка. В каждом учебнике представлена не только «его», но и общая «картина мира». Интеграция включает в себя методику преподавания каждого предмета, решающего не только своими, но и средствами других предметов общепредметные задачи по формированию познавательной, речевой и коммуникативной деятельности школьников, что обеспечивает воспитание информационной культуры детей средствами всех предметов, в том числе и информатики.

Приложение 2

Классификация содержания операционного компонента информационной культуры учащихся по направлениям работы с информацией и используемым информационным источникам

Направл.

Источн.

информ.

Информацион-

ный поиск

Предметно-

аналитическая

деятельность

Перекоди-ровка

информации

Хранение

информации

Наблюд.

сравнен.

графики

таблицы

схемы

Извлечение информации при рассматривании объекта: предмета, явления природы, графического изображения, абстрактных символов, проведении опытов..

Установление причинно-следственных связей в изучаемом явлении,

облике предмета. Планирование

 и изменение порядка  высказываний

об объекте. Сравнение объектов.

Вербализа-ция результатов наблюдений. Ведение записей. Использова-ние приемов графическо-

го изображения результатов наблюдений, сравнений.

 Рациона-льные способы хранения

информации в письменном

 виде, в графическом изображе-нии, в компьютере,

 на дисках.

Знание особенно-стей своей памяти и использова-ние удобных мнемоничес-ких приемов для работы с информаци-ей.

Рацио-

нальная

форма расположе-ния найденного объемного материала

для буду-

щего информаци-онного поиска и творческого использова-ния информации.

Общение

беседы

обсужде-ние

сопостав-ление

точек зрения

Общение

посредством переписки  и бесед со взрослыми, со сквозными героями учебников.

Получение информации с помощью вопросов.

Умение слушать и слышать.

Умение использовать

информацию, поданную в прямой или косвенной форме.

Оценка

качества сообщения собеседника с точки зрения соответствия учебной задаче. Составление суждений и умозаключений. Искусство ведения спора: аргументы и контр-аргументы.

Умение вести записи и зарисовки в ходе лаборатор-ной работы, экскурсии, беседы, рассказа, мини-лекции

Книга

текст

слово

Изучение

 и работа по усвоению указаний

единых для всего УМК пиктограмм.

Поиск

нужной информации

 в словарях, хрестоматиях, по каталогам библиотек.

Навыки ориентировки в тексте, работы с

новыми

понятиями.

 Система пометок и

закладок.

 

Умения давать толкования, классифици-ровать понятия, оценивать «вес» слова в зависимости от его позиции в предложении. Различение главного и второстепенно-го в тексте, изображении. Оценка качества найденной информации с точки зрения ее соответствия учебной задаче. Планирование способа вербализации знаний, полученных в ходе работы с текстом книги.

Знание рациональ-ных приемов изображения

слов:

сокращение, аббревиа-тура, графические символы. Составление ребусов,

загадок, сказок, закличек и т.д. Изменение

 объема информации в соответ-ствии с учебной задачей. Использова-ние условных сокращений и графики для удобства

хранения информации.

Компью-

тер

Нахождение нужного источника информации в Интернете, на электронных носителях.

Способы изъятия информации из

компьютера.

Планирование способа вербализации знаний, полученных в ходе работы с   компьютером.

Навыки работы

 с гибкими дисками, СD. Использова-ние буфера обмена для изъятия информации, ее структури-рования. Владение навыками работы с текстовым и графичес-кими редакторами с таблицами.

 

Приложение №3

Сравнительно новые в начальной школе формы проведения учебных занятий

Формы

организации

учебных занятий

Специфика

целевого назначения учебного занятия

Результативность

обучения

Ученые экскурсии в музеи, по историческим местам

Формирование первоначальных навыков получения новой информации за пределами школы, непосредственное (в отличие от опосредованного)

изучение явлений окружающего мира.

Воспитание культуры общения, обмена информацией, поведения.

Применение ЗУНов при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях.

Творческое оформление отчетов.

Опыт хранения информации в сжатом виде.

Учебный поход в лес, поле, парк,

заповедник,

на ферму

Формирование умений работать с дополнительными

информационными

источниками путем непосредственного

изучения явлений окружающего мира.

Воспитание экологической культуры, культуры общения, поведения, обмена информацией.

Применение ЗУНов при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях.

Творческое оформление отчетов.

Опыт хранения информации в сжатом виде. Элементы логического и эмоционального запоминания информации.

Урок решения практических задач, построенных на изучении

ситуаций

окружающего ребенка мира

Практическая направленность изучения теоретических положений. Развитие умения применять знания, формирование мотива учения (все, что изучаем, «пригождается».

Использование средств математики в целях изучения окружающего мира. Развитие умений использовать знания в нестандартных ситуациях.

Рациональные способы отбора информации в соответствии с особенностями своей памяти и накопленного личного опыта.

Лабораторный практикум с использованием

простейшего

оборудования

(часто проводится в

условиях научного клуба)

Формирование первоначальных навыков

самостоятельного получения новых знаний

посредством проведения опытов и экспериментов для проверки выдвинутой гипотезы с использованием простейшего лабораторного оборудования.

Умение использовать лабораторное оборудование;

самостоятельное открытие свойств веществ, закономерностей явлений и т.д. Умение вести записи в ходе работы в разных видах,

формулировать выводы, делать обобщения.

Заседание клуба

Формирование умения учебного сотрудничества,

делового общения, обмена информацией (умения договариваться, распределять работу, задавать вопросы, слушать собеседника, оценивать свой вклад в общий результат).

Уровень самостоятельности отдельных учащихся и классного коллектива при проведении учебного занятия.

Развитие умения вести беседу, понимать другого.

Урок в библиотеке, компьютерном классе, музее

Использование средств новых технологий при решении учебных задач.

Формирование мений детей работать с новыми источниками информации

картотекой библиотеки, статьями в Интернете,коллекцией полезных ископаемых и др.

Ярко выраженное желание научиться пользоваться дополнительными источниками информации или сформированное умение пользоваться дополнительными информационными источниками.

Урок любого типа с целевым назначением- усвоение

школьниками способов самоконтроля и самооценки

Обучение способам самоконтроля и самооценки деятельности.

Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень своей успешности.

(Приложение 4)

Уровни

Информационный поиск

Предметно-аналитическая деятельность

Перекодировка информации

Хранение информации

Низкий

Неумение сконцентрировать внимание на объекте. Слабая техника чтения и письма. Неумение сформулировать информационный запрос. Эгоцентрическая речь(как препятствие для плодотворного общения).

Несамостоятельность в осуществлении простейших логических операций, подкреплённых наглядными опорами. Неумение оценить адекватность источника информации запросу.

Копирование устного или письменного текста, его фрагментов.

Механическое запоминание увиденного, услышанного, прочитанного.

Стартовый

Умение концентрировать внимание на объекте. Признаки социализации речи. Умение получать информацию с помощью вопросов. Умение принимать учебную задачу и формулировать информационный запрос. Осознанность чтения.

Элементарные умения в проведении процедуры описания наблюдаемого объекта. Умение определять тему, сюжет, главные слова текста. Способность адекватно оценивать выбранный источник с точки зрения его соответствия информационному запросу.

Копирование текста, его фрагментов с выделением главного.

Элементы логического запоминания информации, опыт хранения информации в сжатом (устном, письменном графическом) виде.

Базовый

Умение вести целенаправленное наблюдение. Умение получать информацию на слух. Умение пользоваться домашней и общественной библиотекой, книгой, текстом, компьютером для поиска нужного источника (фрагмента) информации.

Овладение процедурой сравнения объектов. Умение давать толкования, классифицировать понятия. Умение структурировать информацию, видеть ключевые слова в тексте. Способность оперативно и адекватно оценивать выбранный источник с точки зрения его соответствия информационному запросу.

Сжимание информации в той же системе кодирования, использование своих слов и формулировок. Творческий опыт сжимания информации с изменением системы кодирования.

Рациональные способы хранения информации в соответствии с особенностями своей памяти. Наличие привычек эффективной организации труда.

Опережающий

Умение инициировать и эффективно вести познавательную беседу. Способность ограничивать (сужать) круг поиска информации рациональными приёмами. Избирательное отношение к источникам информации, умение объяснить свои предпочтения.

Умение использовать информацию, поданную в прямой и косвенной форме. Умение участвовать в дискуссии, высказывая суждения, осознанно пользуясь аргументами и фактами. Планирование способа вербализации знаний, полученных в ходе работы с текстом книги, компьютером.

Сжимание информации с изменением системы кодирования на более рациональную (с точки зрения индивидуальных особенностей ученика).

Использование кодированных записей и компьютера как средства хранения информации.

С целью гармоничного развития информационных умений школьников на уроке  я обеспечиваю следующие условия:

-Мотивирую информационно-поисковую деятельность обучающихся. Учитывая, что побудительным мотивом к поиску информации в разных источниках был и остаётся познавательный интерес, я создаю на уроке проблемную ситуацию. В процессе коллективного разрешения проблемной ситуации «происходит творческое овладение знаниями, умениями и развитие мыслительных спосорбностей». Для организации детских исследований стараюсь задавать вопросы, которые заставляют детей размышлять, отстаивать определённую точку зрения, разбудят воображение, творчество, интеллектуальную активность. Организую изучение некоторых тем  (особенно по предмету «Окружающий мир» методом учебного проекта.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры младших школьников, как общей культуры личности.

В статье раскрыты основные методы и приёмы формирования экологической культуры младших школьников....

Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов.

Актуальность данной проблемы в том, что в настоящее время так много информации и поступает она из различных источников, что возникает необходимость научить детей ориентироваться в этом информационном ...

Презентация к докладу на тему "Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов".

Данная презентация относится к теме "Формирование иформационной культуры младших школьников посредством метода проектов"....

"Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников" Тема: «Время и числовая информация» 2 класс 2013 г

Цели: : ü  расширить представление о времени, дате,ü  ознакомить с формой записи даты и времени с использованием числовой информации,ü  раскрыть понятие «календарь» и его зн...