Информационно - образовательная среда учебного предмета ОРКСЭ как условие развития информационной культуры младшего школьника
методическая разработка

Адамбаева Людмила Анатольевна

Карта мастер-класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adambaeva_l.a._karta_master_-_klassa_orkse.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 18

Областной форум «Реализация курса «Основы религиозных культур и светской этики»

в начальной школе: опыт и перспективы развития»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Мастер-класс

 Данные об учителе

ФИО                                                      

Педагогический стаж                                                                

Стаж работы в данном ОУ                                                      

квалификационная категория                                              

профессиональные достижения        

адрес электронной почты                                                        

контактный телефон                                                                

Адамбаева Людмила Анатольевна

28 лет

9 лет  

высшая

Победитель Всероссийского дистанционного конкурса с Международным участием "Духовно - нравственное воспитание" (2014);  лауреат IV Всероссийского   конкурса "Моя педагогическая инициатива" (2014), лауреат IV Всероссийского   конкурса "Моя педагогическая инициатива" (2015).

adambayeva_lyudmila@mail.ru

89536064959; 89220374841

Тема

"Информационно - образовательная среда учебного предмета  ОРКСЭ как условие развития информационной культуры младшего школьника"

Методическая цель

обеспечение  условий  для  приобретения   слушателями  практического опыта   в проектировании информационной деятельности, направленной на интеллектуальное и социально-культурное развитие обучающихся  средствами предмета ОРКСЭ

Краткая информация о проекте мастер-класса

  • место мастер-класса

  • информация о структуре мастер-класса с распределением времени на различных его этапах;

  • характеристика выбранного содержания учебного материала, методов, форм работы с обоснованием выбора;

  • используемая педагогическая технология с указанием автора (авторов), обоснованием ее выбора  и учетом особенностей класса, использование научных разработок ученых или опыта конкретных педагогов;

  • обоснование отобранных средств обучения;

  • представление резервных  методических вариантов;

  • прогноз возможных действий, реакции различных групп педагогов, возможные результаты на различных этапах мастер-класса и  т.п.

  • формы рефлексии по итогам мастер-класса

Современный урок

1. Организационный момент. Актуализация знаний (1 мин)

2. Презентация опыта (1 мин)

3. Представление системы работы  по  проектированию эффективной информационно - образовательной среды   (3 мин)

4. Имитационная игра "Проектирование информационное -образовательной среды учебного предмета ОРКСЭ (теория через практику)". Моделирование (15 мин)

5. Афиширование (8 мин)

6. Рефлексия (2 мин)

Главным ресурсом в современном мире  выступает информация. Формирование у обучающихся умений работать с информацией - одна из  значимых задач системы образования, и в частности, педагога, реализующего учебный курс ОРКСЭ.  Большие объемы учебного материала являются причиной поверхностности восприятия, что приводит к «клиповости» мышления у обучающихся. Действенные приемы работы с информацией, применяемые педагогом на уроке ОРКСЭ,  помогут в распределении и систематизации сведений у учащихся по данному предмету. Информация, определенная действиями, строится следующим образом:

- на этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу.

· на этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности;

- на этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней);

- на этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Методы обучения: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практическая работа); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса – познавательное занятие с элементами деловой игры, создание ситуации успеха); методы контроля и самоконтроля (групповое взаимодействие, самооценка по итогам работы); метод проблемно-развивающего обучения (монологический, эвристический).

Форма: интегрированное занятие (лекционно-практическое).

Глубокое исследование, посвященное вопросу соотношения между категориями «информация» и «культура» и возникновению понятия «информационная культура ребенка» проведено Е. Л. Харчевниковой [Харчевникова Е. Л. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка (дошкольный и младший школьный возраст): Дис. … канд. пед. наук. – Владимир, 1999. – 172 с.]. Автором научного исследования предложено следующее определение: "Информационная культура есть «элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созиданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне".

Идея научиться быстро находить нужную информацию в различных источниках (в книге, компьютере, в окружающей природе, в общении), изменять форму ее представления для более удобного осознания, передачи, запоминания – близка и понятна детям, которые могут при должной подаче стать «соавторами» курса формирования собственной информационной культуры.

Печатные пособия: раздаточный материал

Материальные: возможен комплекс технических средств обучения (мультимедийное средство, персональный компьютер), нетбук для  каждой группы (при проведении групповой работы), наличие локальной сети при  представлении результатов групповой работы

        

наличие  бумажного варианта   используемого материала в мастер - классе

1. Организационный момент. Актуализация знаний (1 мин)

Для  слушателей: принять  ситуацию как средство саморазвития, повышения профессионального мастерства

Для мастера: настроить слушателей на  конструктивное взаимодействие, определить проблемное поле в  области знаний по организации  предметных олимпиад   младших школьников

2. Презентация опыта (1 мин)

Для слушателей: актуализировать знания по концептуальным основам  использования технологии работы с информацией

Для мастера: представить научно - методическое сопровождение развития информационной культуры младшего школьника

3. Представление системы работы  по  проектированию эффективной информационно - образовательной среды   (3 мин)

Для слушателей: познакомиться с формой  проектирования эффективной информационно - образовательной среды

Для мастера: представить систему работы по проектированию эффективной информационно - образовательной среды

4. Имитационная игра "Информационное -образовательная среда учебного предмета ОРКСЭ (теория через практику)". Моделирование (15 мин)

Для слушателей:  проектирование  приемов работы и вдов деятельности  с информацией учебника

Для мастера:  оказывать направляющую или стимулирующую педагогическую поддержку в проектировании  приемов и видов деятельности при работе с информацией учебника по учебному предмету ОРКСЭ

5. Афиширование  (8 мин)

Для слушателей: представление  полученного  результата  группового взаимодействия.

Для мастера:  оказывает педагогическую поддержку, создает комфортную обстановку для представления результатов групповой работы.

6. Рефлексия (2 мин)

Для слушателей: оценить полученный опыт на уровне личностной потребности   профессионального самосовершенствования.

Для мастера: способствовать  организации рефлексивной деятельности  полученного  профессионального опыта в ходе работы   педагогической мастерской.

Свободный микрофон

Предполагаемые риски и пути их преодоления

  • нехватка времени,
  • реакция педагогов (закрытость, зажатость, напряжённость, неопытность  и т. д)
  • отсутствие предполагаемого уровня активности,
  • незнакомая обстановка, отсутствия навыка публичности
  • различные непредвиденные ситуация (несвоевременное начало, опоздания, т.д.)
  • прочее

Прогнозируемый результат

  • реализация методической цели

Готовность   педагогов   использовать эффективные приемы и методы в организации информационно - образовательной среды  в рамках учебного предмета ОРКСЭ    в режиме  представленных   методических рекомендаций при формировании информационной культуры учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.

В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

Культура технократического общества привела человечество к кризису. Но к ней же мы обращаемся и в надежде изменить ситуацию. В наше время человечество постоянно сталкивается с тяжелыми последствиями н...

Особенности проектирования педагогической деятельности в условиях функционирования информационной образовательной среды.

Повышение качества образования связано не столько с развитой инфраструктурой — обеспечение учащихся компьютерами, скоростным Интернетом и т.п. — сколько с организацией единой, изолированной информацио...

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С н...

Исследовательская работа: Применение активных методов, приемов при создании педагогических условий развития поликультурной компетентности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе по Программе «Познаем мир вместе»

Проблема исследования - Каковы педагогические условия развития поликультурной компетентности младших школьников?.Объект исследования - процесс поликультурного воспитания младших школьников.Предме...

«Создание комфортной образовательной среды — приоритетное направление в работе классного руководителя с младшими школьниками» (Из опыта работы)

В выступлении описывается опыт работы учителя по созданию комфортной образовательной среды с помощью игровых проектов и коллективных форм обучения....

Использование ЭОР как условие создания информационной образовательной среды

В образовательной деятельности учителя уже не возможно представить урок без   применения  информационно коммуникативных технологий. Это и  единая информационная конк...