Диагностика универсальных учебных действий
методическая разработка по теме

Бухарова Ирина Витальевна

 Материалы  диагностики показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика универсальных учебных действий. (3-4 классы)

Что такое диагностика метапредметных и личностных результатов в Образовательной системе «Школа 2100»?

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В связи с этим перед системой образования встаёт задача разработки диагностики личностных и метапредметных результатов. Последние во ФГОС понимаются как формирование универсальных учебных действий обучающихся: познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Образовательная система «Школа 2100» с 2004 года занимается проблемой развития и диагностирования интеллектуальных, организационных, коммуникативных, нравственно-оценочных умений учащихся. Данные умения мы рассматриваем как показатель функциональной грамотности, которая проявляется в готовности успешно решать различные жизненные задачи, используя все освоенные учеником знания, умения, навыки. Таким образом, система имеет достаточный опыт решения проблемы, заявленной в новом образовательном стандарте. Авторский коллектив «Школы 2100» ещё до принятия нового стандарта разработал диагностику общеучебных умений, которые полностью соотносятся с личностными и метапредметными результатами (универсальными учебными действиями), определёнными ФГОС начального общего образования.

Во всех учебниках и пособиях УМК «Школа 2100» используется обозначение цветом соответствующих групп результатов: личностных и метапредметных (УУД), которые изначально определялись в Образовательной системе «Школа 2100» как общеучебные умения (ОУУ).

Предлагаемая для использования диагностика личностных и метапредметных результатов была апробирована в течение трёх лет в рамках совместного федерального широкомасштабного эксперимента РАО и ОС «Школа 2100» по преемственности начального и основного общего образования.

Личностные и метапредметные результаты (универсальные учебные действия - УУД) в ФГОС

Общеучебные умения (ОУУ) в ОС «Школа 2100»

Познавательные УУД

Интеллектуальные

Регулятивные УУД

Организационные

Коммуникативные УУД

Коммуникативные

Личностные результаты

Нравственно - оценочные

Как можно использовать результаты диагностики в образовательном процессе?

Прежде всего данные диагностики показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД. Результаты дают возможность учителю:

  • скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
  • определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (ОУУ);
  • увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).

Когда и как можно проводить диагностику?

Данная диагностика разработана для учащихся 3~4-го классов. Более дробное диагностирование универсальных учебных действий по годам обучения нецелесообразно, вследствие специфики развития данных умений.

Диагностику можно провести:

  • на входе в 3-й класс (входной уровень);
  • на выходе из 3-го класса;
  • на входе в 4-й класс;
  • на выходе из 4-го класса (выходной уровень для начальной школы
    и входной уровень для основной школы);
  • на входе в 5-й класс (по завершении адаптационного периода).

В целях обеспечения преемственности результаты диагностики на выходе из начальной школы рекомендуется проводить и анализировать с учителями основной школы.    

Педагог и администрация школы могут выбирать разные варианты проведения диагностики универсальных учебных действий.

Неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие УУД у каждого учащегося. Диагностика проводится в форме тестирования, диагностические материалы представляют собой тесты открытого и закрытого характера.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДИАГНОСТИКИ

Личностные и метапредметные результаты (уровень владения универсальными учебными действиями) предлагается определять с помощью четырёх тестов, стандартизированных на репрезентативной выборке российских учащихся:

  • Тест 1. Познавательные УУД;
  • Тест 2. Коммуникативные УУД (чтение и работа с информацией);
  • Тест 3. Регулятивные УУД;
  • Тест 4. Личностные результаты.

Каждый тест состоит из двух вариантов. Варианты одинаковы по трудности. Распределение по вариантам учитель может проводить так, как он это делает обычно на контрольных работах, может чередовать варианты при неоднократном диагностировании.

Каждому ученику выдаётся отдельный экземпляр теста, который он должен подписать до начала работы (кроме теста «Личностные результаты», который, в соответствии с требованиями ФГОС, не должен обрабатываться как индивидуальный, в совокупности с результатами других учеников он покажет общую ситуацию в классе). У каждого ученика должна быть ручка - это единственное, что понадобится в ходе тестирования. Вся работа выполняется непосредственно на листах с заданиями теста.

Основная задача учителя во время тестирования - обеспечить самостоятельную работу каждого ученика, минимизировать влияние «коллективного разума» на результаты тестирования. С этой целью нужно обратить внимание учеников на то, что при оценивании результатов тестирования будет учтена самостоятельность выполнения заданий.

Необходимо формировать у учеников максимально положительное отношение к тестированию, нацелить их на достижение высоких результатов, ободрить их и объяснить, что в тесте могут встретиться задания, которые они не сумеют сразу выполнить. К этим заданиям можно вернуться в конце работы после того, как выполнены все остальные задания.

Лучше выполнять работу в той последовательности, которая предложена в тесте, не задерживаясь слишком долго на одном задании. Если ученик не может выполнить очередное задание, он должен перейти к следующему.

На вопросы по содержанию заданий учитель может ответить после того, как все ученики сдали работы.

Проверка и оценка работ проводится с помощью приложенных к каждому тесту верных ответов и ключей оценивания с использованием «Схем анализа результатов тестирования» (см. «Инструкцию по заполнению «Схем анализа результатов тестирования»).

При проведении диагностики в конце 4-го класса рекомендуется проводить проверку и оценивание работ учеников совместно — педагогам начального    и основного звена.

ВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ И КЛЮЧИ ОЦЕНИВАНИЯ К ТЕСТАМ

Тест 1. Познавательные УУД (45 минут)

Задание 1 проверяет умение определять, какая информация нужна для решения задачи.

Верные ответы

Вариант 1

Вариант 2

В. Не хватает информации о том, из какого материала сделана линейка.

В. Не хватает информации о высоте горы Хан-Тенгри.

Ключ оценивания

0        - не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ (А, Б);

1        - указан ответ В, но не указана недостающая информация;

3 - указан ответ В и верно указана недостающая информация

Задание 2 проверяет умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.

Ключ оценивания

0—6 - по числу верных ответов

Верные

ответы

Вариант 1

Вариант 2

1.

В

1.

В

2.

В

2.

А

3.

Б

3.

Б

4.

А

4.

Б

5.

В

5.

А

6.

Б

6.

В

0~6 - по числу верных ответов.

Верные

ответы

Вариант 1

Вариант 2

1.

А

1.

А

2.

В

2.

А

3.

В

3.

Б

4.

А

4.

Б

5.

А

5.

А

6.

Б

6.

Б

Задание 4 проверяет умение сравнивать и группировать факты и явления.

Ключ оценивания

0-7 - по числу верных ответов.

Верные

ответы

Вариант 1

Вариант 2

1.

А

1.

Б

2.

А

2.

А

3.

Б

3.

В

4.

А

4.

В

5.

А

5.

Б

6.

Б

6.

Б

7.

Б

7.

А


Задание 3 проверяет умение извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстрацийКлюч оценивания

Задание 5 проверяет умение находить сходство и различие фактов и явлений.

Верные ответы

Вариант 1

Вариант 2

1. Дождь - летом и осенью.

1. Фото 1 - город. Фото 2 - село (деревня).

2. Снег — зимой.

2. Верно указано первое сходство (например, в обоих населённых пунктах живут люди).

3. Дождь и снег - осадки (падают на землю с неба, из туч и т.п.).

3. Верно указано второе сходство (например, в обоих населённых пунктах есть дома, улицы).

4. От дождя земля мокрая.

4. Верно указано первое различие для города (например, многоэтажные дома).

5. От снега земля белая.

5. Верно t указано второе различие для города (например, люди работают в промышленности и сфере услуг).

6. Снег: можно играть в снежки.

6. Верно указано первое различие для села (например, одноэтажные дома).

7. Снег и дождь падают из туч (с неба).

7. Верно указано второе различие для села (например, люди заняты сельским хозяйством).

Ключ оценивания

О—7 - по числу верных ответов

Задание 6 проверяет умение определять причины явлений и событий.

Ключ оценивания

0-5 - по числу верных ответов

Верные ответы

Вариант 1

Вариант 2

1. Первое событие - Б

1.

В

2. Второе событие - В

2.

Г

3. Третье событие - А

3.

Б

4. Причина В - Б

4.

А

5. Следствие В — А

5.

Б

Задание 7 проверяет умение делать выводы на основе обобщения знаний.

Ключ оценивания

0-5 - по числу верных ответов.

Верные

ответы

Вариант 1

Вариант 2

1.

Б

1.

А

2.

А

2.

А

3.

Б

3.

Б

4.

А

4.

А

5.

Б

5.

Б

Задание 8 проверяет умение представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм.

Верные ответы

Вариант 1

Вариант 2

1. Последняя колонка названа «Число дверей».

1. Верно подписаны дни недели: вторник, среда, четверг.

2. Для дома на ул. Лесной указано: 4, 2, 0.

2. Верно построена диаграмма для вторника.

3. Для дома на ул. Дальней указано: 2, 2, 1.

3. Верно построена диаграмма для среды.

4. Для дома на ул. Белой указано: 3, 2, 3.

4. Верно построена диаграмма для четверга.

Ключ оценивания

0~4 — по числу верных ответов.


Тест 2. Коммуникативные УУД

(Чтение и работа с информацией) (30 минут)

Задание   1   проверяет  умение   вычитывать текстовую информацию, данную в явном виде.

Ключ оценивания

  1. - не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ;
  2. — указал верный ответ.

Верные ответы

Вариант 1

Вариант 2

Б

В

Задание    2    проверяет   умение» объяснять смысл словосочетания.

Ключ оценивания

  1. — не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ;
  2. — указал верный ответ.

Верные ответы

Вариант 1

Вариант 2

В

А

Задание  3  проверяет умение вычитывать подтекст (текстовую информацию, данную в неявном виде).

Ключ оценивания

0        - не приступал к выполнению задания или совсем не справился с ним;

  1. — дал верный, но неполный ответ (выписал 1—2 слова);

2 - дал верный и полный ответ (звуки «разбрызгивались», приветливое, радостное, очень понравилось, мог долго так сидеть).

Задание    4    проверяет    умение    понимать        

Верные ответы смысл текста в целом (главную мысль).

Ключ оценивания

  1. - не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ;
  2. - указал верный ответ.

Верные ответы

Вариант 1

Вариант 2

А

В

Задание 5 проверяет умение истолковывать текст (через творческий пересказ).

Ключ оценивания

0        - не приступал к выполнению задания или совсем не справился с

ним;

1        - при пересказе допустил искажение смысла (например, сделал вывод, не вытекающий из текста рассказа);

2        - предложил своё истолкование текста и не допустил искажения

смысла.

Тест 3. Регулятивные УУД (25 минут)

Задание 1 проверяет умение самостоятельно формулировать цель деятельности.

Ключ оценивания

0        — не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ

(А, В, Г);

1        - указан ответ Б.

Задание 2 проверяет умение составлять план действий.

Верные ответы

Вариант 1

Вариант 2

Перед посадкой прибить к дереву скворечник.

-

Попрошу поставить ударение.

Пролить ямку водой.

3

Попрошу найти корень в словах.

Полить посаженное деревце.

2

Попрошу его вспомнить, что такое корень слова.

Поместить ветви саженца в ямку.

4

Покажу слово, где есть два корня (сложное слово).

Засыпать ямку землёй.

1

Попрошу предположить, что такое сложные слова.

Выкопать ямку.

-

Попрошу подчеркнуть все гласные в словах.

Поместить корни саженца в ямку.

Ключ оценивания

0        - не приступал к выполнению задания или совсем не справился с ним;

  1. - верно определил только два пункта плана;
  2. - верно определил только три-четыре пункта плана;
  3. - допустил одну-две ошибки;

4 - верно расположил все пункты плана.

Задание 3 проверяет умение действовать по плану.

Ключ оценивания

О—б - по числу верно выполненных пунктов плана.

        Задание 4 проверяет умение сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки.

Ключ оценивания

0        - не приступал к выполнению задания   или   совсем   не   справился   с ним;

1        - обвёл только один пункт плана, выполненный неправильно, или

только исправил ошибки, но не обвёл пункты плана;

2        — обвёл оба пункта плана, но не исправил ошибки, или исправил

ошибки, но неверно обвёл один пункт плана;

     3- верно выполнил всё задание

Верные

ответы

Вариант 1

Вариант 2

неправильно выполнены пункты 1, 3

неправильно выполнены пункты 2, 6

Задание 5 проверяет умение анализировать и оценивать результаты работы.                                                        

Ключ оценивания

0-8 - по числу верных ответов.

Верные ответы

Вариант 1

Вариант 2

0 из 4

1.

4 из 7

4 из 4

2.

3 из 7

а) 1 б) 1 в) 1

3.

а) 2 б) 0 в) 0

а) В б) А в) Б

4.

а) Б б) Б в) А

Тест 4. Личностные результаты (25 минут)

Задание 1 проверяет умение оценивать поступки с позиции нравственных ценностей.

Ключ оценивания

0~8 - по числу верных ответов

Верные

ответы

Вариант 1

Вариант 2

1.

Г

1.

Б

2.

Б

2.

Б

3.

Б

3.

В

4.

А

4.

В

5.

Г

5.

В

6.

Г

6.

Г

7.

А

7.

А

8.

В

8.

Г

Задание 2 проверяет умение объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей.

Ключ оценивания 0—8 — по числу верных ответов.

Верные

ответы

Вариант 1

Вариант 2

Оценка - б

1.

Оценка — а

1.

Объяснение - В

1.

Объяснение - Б

1.

Оценка - а

2.

Оценка - б

2.

Объяснение - Г

2.

Объяснение — А

2.

Оценка - а

3.

Оценка - б

3.

Объяснение - Б

3.

Объяснение - В

3.

Оценка - б

4.

Оценка - а

4.

Объяснение - А

4.

Объяснение — Г

4.

Задание 3 проверяет умение определять важные для себя и окружающих правила поведения.

Ключ оценивания

0-8 - по числу верных ответов.

Верные

ответы

Вариант 1

Вариант 2

1.

Б

1.

Б

2.

А

2.

А

3.

Б

3.

Б

4.

Б

4.

А

5.

Б

5.

А

6.

А

6.

Б

7.

А

7.

Б

8.

А

8.

А

Задание 4 проверяет умение выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам.

Ключ оценивания

0-8 - по числу верных ответов

Верные

ответы

Вариант 1

Вариант 2

1.

Б

1.

Б

2.

А

2.

Б

3.

Б

3.

А

4.

А

4.

А

5.

Б

5.

А

6.

А

6.

А

7.

Б

7.

Б

8.

Б

8.

А

Задание 5 проверяет умение отделять оценку поступка от оценки самого человека.

Ключ оценивания

  1. - не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ;
  2. — указал верный ответ.

Верные

ответы

Вариант 1

Вариант 2

Б

Б

Г

Б

Задание 6 проверяет умение определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой).

Ключ оценивания

0~6 - по числу верных ответов

Верные

ответы

Вариант 1

Вариант 2

1.

Б

1.

Б

2.

Б

2.

В

3.

В

3.

В

4.

А

4.

А

5.

В

5.

Б

6.

А

6.

А

        

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ СХЕМ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

Для каждого теста предусмотрена своя схема анализа результатов тестирования. Всего их четыре. В каждой из них указаны проверяемые умения и способы подсчёта результатов. Обращаем внимание педагогов, что тест «Личностные результаты» не оценивается индивидуально! Его результаты представляются только в целом по классу.

В первой строке каждой схемы анализа указаны номера заданий соответствующего теста, во второй строке - умения, проверяемые этими заданиями. В строках ниже фиксируются результаты выполнения соответствующего варианта теста, проставляется количество баллов, набранных учеником за выполнение заданий теста в соответствии с ключами оценивания заданий.

Последняя строка схемы анализа предназначены для подсчёта общих результатов класса. В начале указывается максимальный балл, который ученик может получить за выполнение задания. Потом необходимо вписать число учеников, выполнявших тест, подсчитать сумму баллов, которую они могли набрать и которую реально набрали, и перевести её в проценты. Полученный показатель можно сравнить со средними данными по всероссийской выборке, приведёнными в предпоследней строке.

Фамилия ученика (которой он подписывает тест, кроме теста «Личностные результаты») записывается учителем в первом столбце схемы анализа (кроме теста «Личностные результаты»).

Баллы, полученные каждым учеником, не переводятся в отметки и не выставляются в классный журнал. Для учителя и родителей они являются показателем того, на каком уровне развития находится соответствующее умение у ученика и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Увидеть уровень развития можно путём сопоставления результатов каждого ученика с его собственными предыдущими результатами. Личностно ориентированный подход, принятый в ОС «Школа 2100», не предполагает сравнения результатов ученика с результатами его одноклассников. Однако общий результат класса в целом по тесту или по отдельным умениям можно сравнить с репрезентативной выборкой российских учащихся, полученной в ходе совместного эксперимента РАО и ОС «Школа 2100», а также в ходе дополнительных исследований. Для этого надо произвести расчёты в нижних строках схемы анализа, следуя указанным там формулам.

Перед началом заполнения схемы анализа к каждому тесту целесообразно разложить работы по двум вариантам. Учитель берёт стопку работ первого варианта и заполняет схему анализа, поочередно проверяя работы этих учеников. Потом также проверяются работы второго варианта. В последнем столбце таблицы вычисляется сумма баллов для каждого ученика.

Тест 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД. (Чтение и работа с информацией)

Оба варианта.

Номера заданий и проверяемые умения

Ученики

1

2

3

4

5

Итог

ФИ ученика

Вычитывать информацию, данную в явном виде

Объяснять смысл слова (словосочетания)

Вычитывать информацию, данную в неявном виде

Понимать смысл текста в целом (главную мысль)

Истолковывать текст (через творческий пересказ)

Сумма баллов за все коммуникативные умения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Макс, балл за задание (М)

1

1

2

1

2

7

Число учеников, писавших тест (Ч)

Макс, возможный балл всех учеников (В=МхЧ)

Сумма баллов всех учеников, писавших тест (С)

Процент успешных решений всего класса (=С/(В/100))

Средний общероссийский уровень

81%

72%

63%

59%

48%

69%

Сравнение с общероссийским уровнем (+/-)

Тест 1. Познавательные УУД

 Номера заданий    

         и проверяемые

                       умения

1

2

3

4

5

6

7

8

итог

Определять, какая информация нужна для решения задачи

Отбирать источники информации, необходимые для решения задачи

Извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций

 

Сравнивать и группировать факты и явления

Определять причины явлений и событий

Делать выводы на основе обобщения знаний

Представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм

Сумма баллов за все познавательные умения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Макс, балл за задание (М)

3

6

7

7+7 = 14

5

5

4

43

Число учеников, писавших тест (Ч)

Макс, возможный балл всех учеников (В=МхЧ)

Сумма баллов всех учеников, писавших тест (С)

Процент успешных решений всего класса (=С/(В/100))

Средний общероссийский уровень

52%

62%

77%

79%

60%

57%

82%

67%

Сравнение с общероссийским

уровнем (+/-)

Тест 3. Регулятивные УУД

Номера заданий и

проверяемые умения

1

2

3

4

5

Итог

ФИ ученика

Самостоятельно формулировать цель деятельности

Составлять план действий

Действовать по плану

Свеять действия с целью, находить и исправлять ошибки

Проверять и оценивать результаты работы

Сумма баллов за регулятивные умения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Макс, балл за задание (М)

1

4

6

3

8

22

Число учеников, писавших тест (Ч)

Макс, возможный балл всех учеников (В=МхЧ)

Сумма баллов всех учеников, писавших тест (С)

Процент успешных решений всего класса (=С/(В/100))

Средний общероссийский уровень

89%

43%

80%

73%

51%

62%

Сравнение с общероссийским уровнем (+/-)

Тест 4. Личностные действия

Номера заданий и проверяемые умения

Ученики

1

2

3

4

5

6

Итог

ФИ ученика

Оценивать поступки с позиции нравственных ценностей

Объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей

Определять важные для себя и окружающих правила поведения

Выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам

Отделять оценку поступка от оценки самого человека

Определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой)

Сумма баллов за все личностные умения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Макс, балл за задание (М)

8

8

8

8

1

6

31

Число учеников, писавших тест (Ч)

Макс, возможный балл всех учеников (В=МхЧ)

Сумма баллов всех учеников, писавших тест (С)

Процент успешных решений всего класса (=С/(В/100))

Средний общероссийский уровень

69%

92%

85%

96%

53%

65%

77%

Сравнение с общероссийским уровнем (+/-)

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.  (Чтение и работа с информацией)

Вариант 1

Школа          Класс          Фамилия, имя ______________________________

Прочитай текст рассказа В. Драгунского «Что любит Мишка» и выполни задания.

ЧТО ЛЮБИТ МИШКА

Один раз мы с Мишкой вошли в зал, где у нас бывают уроки пения. Борис Сергеевич сидел за своим роялем и что-то играл потихоньку. Мы с Мишкой сели на подоконник и не стали ему мешать, да он нас и не заметил вовсе, а продолжал себе играть, и из-под пальцев у него очень быстро выскакивали разные звуки. Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное. Мне очень понравилось, и я бы мог долго так сидеть и слушать, но Борис Сергеевич скоро перестал играть. Он закрыл крышку рояля, и увидел нас, и весело сказал:

-        О! Какие люди! Сидят, как два воробья на веточке!
Ну так что скажете?

Я спросил:

  • Это вы что играли, Борис Сергеевич?
    Он ответил:
  • Это Шопен. Я его очень люблю.
    Я сказал:

-        Конечно, раз вы учитель пения,  вот вы и любите разные песенки.

Он сказал:

-        Это не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я играл, называется гораздо большим словом, чем просто «песенка».

Я сказал:

-        Каким же? Словом-то?
Он серьёзно и ясно ответил:

  • Му-зы-ка. Шопен - великий композитор. Он сочинил чудесную музыку. А я люблю музыку больше всего на свете. - Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал:
  • Ну а ты чего любишь? Больше всего на свете?

Я ответил:

-        Я много чего люблю.

И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строгание, и про слонёнка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звёзды, и про лошадиные лица, всё, всё...

Он выслушал меня внимательно, у него было задумчивое лицо, когда он слушал, а потом он сказал:

-        Ишь! А я и не знал. Честно говоря, ты ведь ещё маленький,  ты  не  обижайся,  а  смотри-ка  -  любишь  как
много! Целый мир.

Тут в разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал:

-        А я ещё больше Дениски люблю разных разностей!
Подумаешь!        *

Борис Сергеевич рассмеялся:

-        Очень интересно! Ну-ка, поведай тайну своей души.
Теперь твоя очередь, принимай эстафету! Итак, начинай! Что же ты любишь?

Мишка поёрзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал:

-        Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб,  и  торт,  и пирожные,  и  пряники,  хоть  тульские,
хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом. Я горячо люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие, но чёрствые тоже ничего.

А ещё я люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в собственном соку, икру баклажанную и кабачки ломтиками.

Варёную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, - на спор, что съем целое кило! И столовую люблю, и чайную, и зельц, и копчёную, и полукопчёную, и сырокопчёную! Эту вообще я люблю больше всех.

Очень люблю макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки с маслом, сыр с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой - всё равно.

Люблю вареники с творогом, творог солёный, сладкий, кислый;  люблю яблоки тёртые  с  сахаром,  а то яблоки

одни самостоятельно, а если яблоки очищенные, то люблю сначала съесть яблочко, а уж потом, на закуску, -кожуру!

Люблю печёнку, котлеты, селёдку, фасолевый суп, зелёный горошек, варёное мясо, ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца всмятку, вкрутую, в мешочке, могу и сырые. Бутерброды люблю прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшённой кашей. Так... ну про халву говорить не буду - какой дурак не любит халвы? А ещё я люблю утятину, гусятину и индятину. Ах, да! Я всей душой люблю мороженое.

Мишка обвёл глазами потолок и перевёл дыхание. Видно, он уже здорово устал.

Но Борис Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше.

Он бормотал:

-        Крыжовник,  морковку,  кету, горбушу, репу, борщ, пельмени, хотя пельмени я уже говорил, бульон, бананы, хурму, компот, сосиски, колбасу, хотя колбасу тоже говорил...

Мишка выдохся и замолчал. По его глазам было видно, что он ждёт, когда Борис Сергеевич его похвалит. Но тот смотрел на Мишку немного недовольно и даже как будто строго. Он тоже словно ждал чего-то от Мишки: что, мол, Мишка ещё скажет.

Но Мишка молчал. У них получилось, что они оба друг от друга чего-то ждали и молчали.

Первым не выдержал Борис Сергеевич:

-        Что ж,  Миша,  -  сказал он,  -  ты многое любишь, спору нет, но всё, что ты любишь, оно какое-то одинаковое, чересчур съедобное, что ли. Получается, что ты любишь целый продуктовый магазин. И только... А люди?
Кого ты любишь? Или из животных?

Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел.

-        Ой, - сказал он смущённо, - чуть не забыл! Ещё -котят! И бабушку!

Виктор Драгунский

Задание 1. Кто по профессии Борис Сергеевич? Выбери среди предложенных ответов верный и обведи соответствующую ему букву.

А. Пианист.        Б. Учитель пения.        В. Композитор.

Задание 2. Как ты понимаешь слова Бориса Сергеевича: «Теперь твоя очередь, принимай эстафету!»? Выбери среди предложенных ответов верный и обведи соответствующую ему букву.

A.        Бери эстафетную палочку.
Б. Продолжай традиции.

B.        Теперь твоя очередь рассказывать.

Задание 3. Почему Борис Сергеевич слушал Дениску ВНИМАТЕЛЬНО, ЗАДУМЧИВО? Объясни.

Задание 4. Похвалил ли Борис Сергеевич Дениску? Выбери среди предложенных ответов верный и обведи соответствующую ему букву.

  1. Да, потому что сказал, что Дениска маленький, а любит так много - целый мир.

Б. Нет, потому что не сказал: «Хорошо, ты молодец!».

B.        Не знаю.

Задание 5. Что думал Борис Сергеевич, когда слушал Дениску? Продолжи от лица Бориса Сергеевича:

Дениска ещё совсем маленький, а уже...         

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.  (Чтение и работа с информацией)

Вариант 2

Школа          Класс          Фамилия, имя         

Прочитай текст рассказа В. Драгунского «Что любит Мишка» и выполни задания.

ЧТО ЛЮБИТ МИШКА

Один раз мы с Мишкой вошли в зал, где у нас бывают уроки пения. Борис Сергеевич сидел за своим роялем и что-то играл потихоньку. Мы с Мишкой сели на подоконник и не стали ему мешать, да он нас и не заметил вовсе, а продолжал себе играть, и из-под пальцев у него очень быстро выскакивали разные звуки. Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное. Мне очень понравилось, и я бы мог долго так сидеть и слушать, но Борис Сергеевич скоро перестал играть. Он закрыл крышку рояля, и увидел нас, и весело сказал:

-        О! Какие люди! Сидят, как два воробья на веточке!
Ну так что скажете?

Я спросил:

  • Это вы что играли, Борис Сергеевич?
    Он ответил:
  • Это Шопен. Я его очень люблю.
    Я сказал:

-        Конечно, раз вы учитель пения,  вот вы и любите разные песенки.

Он сказал:

-        Это не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я играл, называется гораздо большим словом, чем просто «песенка».

Я сказал:

-        Каким же? Словом-то?
Он серьёзно и ясно ответил:

  • Му-зы-ка. Шопен - великий композитор. Он сочинил
    чудесную музыку. А я люблю музыку больше всего на свете. - Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал:
  • Ну а ты чего любишь? Больше всего на свете?

Я ответил:

-        Я много чего люблю.

И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строгание, и про слонёнка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звёзды, и про лошадиные лица, всё, всё...

Он выслушал меня внимательно, у него было задумчивое лицо, когда он слушал, а потом он сказал:

-        Ишь! А я и не знал. Честно говоря, ты ведь ещё маленький,  ты  не  обижайся,  а  смотри-ка  -  любишь  как много! Целый мир.

Тут в разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал:

-        А я ещё больше Дениски люблю разных разностей!
Подумаешь!        *

Борис Сергеевич рассмеялся:

-        Очень интересно! Ну-ка, поведай тайну своей души.
Теперь твоя очередь, принимай эстафету! Итак, начинай!
Что же ты любишь?

Мишка поёрзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал:

-        Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб,  и  торт,  и пирожные,  и  пряники,  хоть  тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом. Я горячо люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие, но чёрствые тоже ничего.

А ещё я люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в собственном соку, икру баклажанную и кабачки ломтиками.

Варёную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, - на спор, что съем целое кило! И столовую люблю, и чайную, и зельц, и копчёную, и полукопчёную, и сырокопчёную! Эту вообще я люблю больше всех.

Очень люблю макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки с маслом, сыр с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой - всё равно.

Люблю вареники с творогом, творог солёный, сладкий, кислый;  люблю яблоки тёртые  с  сахаром,  а то яблоки

одни самостоятельно, а если яблоки очищенные, то люблю сначала съесть яблочко, а уж потом, на закуску, -кожуру!

Люблю печёнку, котлеты, селёдку, фасолевый суп, зелёный горошек, варёное мясо, ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца всмятку, вкрутую, в мешочке, могу и сырые. Бутерброды люблю прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшённой кашей. Так... ну про халву говорить не буду - какой дурак не любит халвы? А ещё я люблю утятину, гусятину и индятину. Ах, да! Я всей душой люблю мороженое.

Мишка обвёл глазами потолок и перевёл дыхание. Видно, он уже здорово устал.

Но Борис Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше.

Он бормотал:

-        Крыжовник,  морковку,  кету, горбушу,  репу,  борщ, пельмени, хотя пельмени я уже говорил, бульон, бананы, хурму, компот, сосиски, колбасу, хотя колбасу тоже говорил...

Мишка выдохся и замолчал. По его глазам было видно, что он ждёт, когда Борис Сергеевич его похвалит. Но тот смотрел на Мишку немного недовольно и даже как будто строго. Он тоже словно ждал чего-то от Мишки: что, мол, Мишка ещё скажет.

Но Мишка молчал. У них получилось, что они оба друг от друга чего-то ждали и молчали.

Первым не выдержал Борис Сергеевич:

-        Что ж,  Миша,  -  сказал он,  -  ты многое любишь, спору нет, но всё, что ты любишь, оно какое-то одинаковое, чересчур съедобное, что ли. Получается, что ты любишь целый продуктовый магазин. И только... А люди?
Кого ты любишь? Или из животных?

Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел.

-        Ой, - сказал он смущённо, - чуть не забыл! Ещё - котят! И бабушку!

Виктор Драгунский

Задание 1. Что больше всего на свете любит Дениска? Выбери среди предложенных ответов верный и обведи соответствующую ему букву.

A.        Мир животных.
Б. Маму и папу.

B.        Людей, животных, книги и ещё много всего - целый мир.

Задание 2. Как ты понимаешь слова автора: «...и Мишка поехал дальше»? Выбери среди предложенных ответов верный и обведи соответствующую ему букву.

A.        Стал дальше перечислять, что он любит.
Б. Продолжил свой путь.

B.        Поехал до следующей остановки.

Задание 3. Понравилась ли Дениске игра Бориса Сергеевича? Выпиши слова, которые помогли тебе ответить.

Задание 4. Как ты понимаешь выражение «любишь целый мир»? Выбери среди предложенных ответов верный и обведи соответствующую ему букву.

A.        Любишь все игрушки на свете.

Б. Любишь и природу, и людей, и животных, и книги, и свои занятия.

B.        Знаешь много стран мира и животных.

Задание 5. Найди в тексте и внимательно перечитай, что любит Дениска. Напиши про Дениску: о его любимых игрушках, книгах, увлечениях.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Вариант 2

        Школа___________          Класс__________________          Фамилия, имя_______________________________         

        Задание 1. Оцени данные в списке поступки.

A.        Так нужно делать всегда.

Б. Чаще всего так нельзя делать.

B.        Так можно делать иногда.

Г. Так делать нельзя ни в коем случае.

Запиши буквы (А, Б, В, Г), соответствующие твоим оценкам, в квадратиках рядом с номерами поступков.

Список поступков

  1. Подсказывать на уроке своему товарищу.
  2. Опаздывать на встречу с товарищем.
  3. Вступать в разговор двух взрослых людей.
  4. Обращаться на «ты» к незнакомому взрослому человеку.
  5. Прерывать беседу, если звонит сотовый телефон.
  6. Читать чужие SMS-сообщения и письма.
  7. После еды говорить: «Спасибо».
  8. Есть мороженое в переполненном автобусе.

Задание 2. Ниже в таблице приведён список поступков.

1) Оцени данные в списке поступки:

а)        хороший поступок;

б)        плохой поступок.

Запиши  соответствующие  буквы  (а,  б)  в  первой  колонке таблицы.

2) Найди для каждой оценки объяснение и запиши соответствующие буквы (А, Б, В, Г) во второй колонке таблицы.

A.        Потому что обманывать нельзя.

Б. Потому что это поддержит человека.

B.        Потому что это унизит человека.

Г. Потому что это пресечёт несправедливость.

Оценка (а, б)

Объяснение (А, Б, В, Г)

Поступки

1.  Помочь другу в трудной ситуации.

2. Не признаться в своём плохом поступке.

3. Смеяться над человеком, который заикается.

4. Помочь или позвать на помощь, когда на твоих глазах бьют другого человека.

Задание 3. Какие правила из приведённого списка очень важны для тебя и всех людей, а какие — нет? В квадратиках рядом с правилами запиши буквы (А, Б), соответствующие твоим представлениям.

А. Очень важно.        Б. Не важно.

Список правил

  1. Брать зонтик на улицу.
  2. Защищать слабых и маленьких.
  3. Каждый вечер играть в компьютерные игры.
  4. Не брать чужого.
  5. Уважать старших.
  6. Кататься зимой на коньках.
  7. Носить костюм и белую рубашку.
  8. Ухаживать за больным родственником.

Задание 4. Ты нашёл в школе сотовый телефон последней модели, о котором давно мечтаешь. Исходя из общепринятых правил поведения, выбери поступки, которые, на твой взгляд, допустимы в данной ситуации. В квадратиках рядом с номерами поступков запиши буквы (А, Б), соответствующие твоим представлениям.

А. Допустимый поступок.        Б. Недопустимый поступок.

  1. Никому не скажу, что нашёл телефон. Оставлю его себе.
  2. Спрячу телефон, пока его не перестанут искать.
  3. Отдам телефон учителю.
  4. Найду владельца и верну телефон.
  5. Расскажу родителям о своей находке.
  6. Напишу объявление об утере телефона.
  7. Скажу родителям, что нашёл телефон на улице, а это затрудняет поиски владельца.
  8. Буду ждать, когда владелец телефона позвонит.

Задание 5. На школьном празднике Петя случайно задел стол, на котором стояли чашки. Две из них упали и разбились. Этого никто не видел, но все обернулись на шум. Организатор крикнула: «Кто это сделал?» Немного помолчав, Петя сказал: «Извините, я случайно». Он пошёл выбрасывать осколки и услышал, как взрослые и дети говорят о нём. Выбери ОДНУ оценку, с которой ПОЛНОСТЬЮ можно согласиться.  (Обведи одну букву: А, Б, В, Г).

Оценки

A.        Какой хороший мальчик!

Б. Этот мальчик всегда говорит только правду и никогда не обманет!

B.        Вот глупый! Если бы промолчал, было бы лучше!
Г. Молодец, правильно поступил!

Задание 6. Дай оценку поступкам людей, чьи имена выделены жирным шрифтом. Какие из этих поступков хорошие, какие плохие, а какие нельзя однозначно назвать хорошими или плохими? В квадратиках рядом с описанием поступка запиши буквы (Л, Б, В).

A.        Однозначно хороший поступок.
Б. Однозначно плохой поступок.

B.        Поступки, которые нельзя однозначно назвать плохи
ми или хорошими.

Список поступков

  1. Света разбила мамину чашку и сказала родителям, что это сделал её младший брат.
  2. Антон не дал списать домашнюю работу своему однокласснику.
  3. Младший брат жалуется Полине, что его обижает одноклассник. Полина отругала одноклассника брата и дала ему подзатыльник.
  4. У мужчины из кармана выпали деньги. Инна увидела это, окликнула мужчину и сказала ему: «Вы уронили деньги».
  5. Настя не хочет, чтобы её подруга получала отметки лучше, чем она. Поэтому Настя подсказала однокласснице неправильное решение задачи.
  6. Петя  увидел  мальчика,   который   замахнулся  на спящую дворовую собаку палкой. Петя вырвал у мальчика палку и пригрозил ему.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Вариант 1

        Школа___________          Класс__________________          Фамилия, имя_______________________________

Задание 1, Оцени данные в списке поступки.

A.        Так нужно делать всегда.

Б. Чаще всего так нельзя делать.

B.        Так можно делать иногда.

Г. Так делать нельзя ни в коем случае.

Запиши буквы (А, Б, В, Г),  соответствующие твоим оценкам, в квадратиках рядом с номерами поступков.

Список поступков

  1. Расталкивать людей на лестнице.
  2. Давать списать домашнюю работу своему однокласснику.
  3. Перебивать собеседника.
  4. Помогать маме нести тяжёлые сумки из магазина.
  5. Писать и рисовать на парте.
  6. Обзывать другого человека обидными словами.
  7. Уступать пожилым людям место в автобусе.

8.  Рассказывать взрослому о плохом поступке своего товарища.        

Задание 2. Ниже в таблице приведён список поступков.

1) Оцени данные в списке поступки:

а)        хороший поступок;

б)        плохой поступок.

Запиши  соответствующие  буквы  (а,  б)  в  первой  колонке таблицы.

2) Найди для каждой оценки объяснение и запиши соответствующие буквы (А, Б, В, Г) во второй колонке таблицы.

A.        Потому что воровать нельзя.

Б. Потому что это обрадует человека.

B.        Потому что это унизит человека.

Г. Потому что это пресечёт несправедливость.

Оценка (а, 6)

Объяснение (А, Б, В, Г)

Поступки

1. Обозвать человека обидными словами.

2. Защитить слабого от сильного.

3. Подарить человеку игрушку, о которой он давно мечтал.

4. Взять у человека игрушку и не вернуть её.

Задание 3. Какие правила из приведённого списка очень важны для тебя и всех близких, дорогих тебе людей (родственников, друзей и т.п.), а какие - нет? В квадратиках рядом с правилами запиши буквы (А, Б), соответствующие твоим представлениям.

А. Очень важно.        Б. Не важно.

Список правил

  1. Кататься на велосипеде в шлеме и в очках.
  2. Уважать старших.
  3. Каждый вечер смотреть телевизор.
  4. Вешать шапку на крючок.
  5. Ходить только в кроссовках.
  6. Помогать родителям.
  7. Не обманывать.
  8. Приходить на помощь другу.

Задание 4, Ты случайно разбил окно в классе, когда этого никто не видел. Исходя из общечеловеческих правил поведения, выбери поступки, которые, на твой взгляд, допустимы в данной ситуации. В квадратиках рядом с номерами поступков запиши буквы (А, Б), соответствующие твоим представлениям.

А. Допустимый поступок.

Б. Недопустимый поступок

  1. Убегу из  класса  и ни за  что  не  признаюсь,  что стекло разбил я.
  2. Сам подойду к учителю и расскажу, что случайно разбил стекло.
  3. Когда будут спрашивать, скажу, что стекло разбил сосед по парте.
  4. Когда учитель будет спрашивать, признаюсь, что стекло разбил я.
  5. Скажу, что стекло разбил камень, брошенный кем- то с улицы.
  6. Признаюсь   родителям   и   попрошу   папу   вставить стекло.
  7. Попрошу маму перевести меня в другую школу.
  8. Буду неделю прогуливать занятия, чтобы о разбитом стекле за это время забыли.

Задание 5. Ты едешь в автобусе. Вдруг незнакомый человек начинает быстро протискиваться к выходу. При этом он сильно толкается и кричит: «Прочь с дороги! Встали тут, пройти нельзя!!!»

Что ты подумал об этой ситуации? Выбери ОДНУ, наиболее точную формулировку. (Обведи одну букву: А, Б, В, Г):

Формулировки

A.        Этот человек плохой.

Б.      Этот человек плохо поступил.

B.        Этот человек хороший, просто он очень торопится.
Г.      Этот человек злой.

Задание 6. Дай оценку поступкам людей, чьи имена выделены жирным шрифтом. Какие из этих поступков хорошие, какие плохие, а какие нельзя однозначно назвать хорошими или плохими? В квадратиках рядом с описанием поступка запиши буквы (Л, Б, В).

A.        Однозначно хороший поступок.
Б. Однозначно плохой поступок.

B.        Поступки, которые нельзя однозначно назвать плохими или хорошими.

Список поступков

  1. Коля дразнит и высмеивает другого мальчика.
  2. Аня не хочет,  чтобы другая девочка  пришла на школьный праздник, и говорит ей,  что праздник отменяется.        
  3. Миша услышал, как другой парень дразнит, обидно высмеивает его. Мише стало обидно, и он попросил парня замолчать. Но тот продолжал дразнить, тогда Миша сильно его ударил.
  4. Учитель  раздаёт  контрольные   тесты,   среди   них оказалось  несколько  неподписанных.  Оля  узнала
    свою работу и увидела, что там стоит плохая отметка. Вздохнув,  девочка призналась, что это её работа.
  5. Наташу чуть не сбила машина, у неё на лбу появилась большая ссадина. Дома бабушке, у которой больное сердце, девочка сказала, что играла на площадке и случайно поцарапалась.
  6. Паша увидел, что большой мальчишка толкает девочку  и  вырывает  у  неё  ранец.  Паша  крикнул: «Прекрати!» - и изо всех сил отпихнул мальчишку.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ  УУД

Вариант 2

Школа___________          Класс__________________          Фамилия, имя_______________________________

Задание 1. Представь себе ситуацию. Девочка посадила на клумбе цветы. Она ухаживала за цветами: поливала их, выпалывала сорняки, рыхлила землю. Цветы выросли и распустились. Проходившие люди радовались цветам и хвалили девочку. Но однажды девочка вышла из дома и увидела клумбу с увядшими цветами.

Какое решение ты бы принял на месте этой девочки? Выбери среди предложенных ответов свой и обведи соответствующую ему букву.

A.        Убежать, чтобы не видеть увядшие цветы.
Б. Полить цветы, чтобы они ожили.

B.        Поплакать, чтобы её пожалели.

Г. Порадоваться, что теперь не надо ухаживать за цветами.

Задание 2. Тебя попросили научить второклассника узнавать сложные слова.

Составь план своих действий.

Для этого выбери только необходимые действия и расставь их по порядку. В квадратиках рядом с выбранными пунктами плана проставь их номера в правильном порядке.

Попрошу поставить ударение.

Попрошу найти корень в словах.

Попрошу его вспомнить, что такое корень слова.

Покажу слово, где есть два корня (сложное слово).

Попрошу предположить, что такое сложные слова.

Попрошу подчеркнуть все гласные в словах.

Задание 3. Твоя цель - нарисовать на верхнем поле рисунок по указанному плану. Если ты ошибся, выполни задание на нижнем поле и уже не ошибайся.

0006 - копия

План

  1. На   рисунке   есть   точка.   От   данной точки вверх проведи линию длиною в две клеточки и поставь букву А.
  2. От   точки   А   влево   проведи   линию длиною в две клеточки и поставь букву Б.
  1. От точки Б вниз проведи линию длиною в две клеточки и поставь букву В.
  2. От  точки  В  по диагонали  (наискосок) вправо вниз проведи линию внутри одной клеточки и поставь букву Г.
  3. От  точки  Г  по диагонали  (наискосок) вправо вверх проведи линию внутри одной клеточки и поставь букву Д.

6.        От   точки   Д   влево    проведи   линию длиною в две клеточки.

Задание 4. У Нины была цель - нарисовать рисунок по указанному плану.

План

  1. На рисунке есть точка.  От данной точки вверх проведи линию длиною в шесть клеточек.0006
  2. От полученной точки вправо  проведи линию длиною в три клетки.
  3. От полученной точки по диагонали влево вниз проведи линию внутри одной клеточки.
  4. От полученной точки вниз проведи линию длиною в одну клетку.
  1. От   полученной   точки   по   диагонали вправо вниз проведи линию внутри одной
    клеточки.
  2. От   полученной   точки   влево   проведи линию длиною в три клетки.

Вот какой рисунок получился у Нины.

Тебе предлагается найти ошибки Нины. Для этого сверь её действия с пунктами плана и обведи номера тех пунктов, которые выполнены неправильно.

Если ты нашёл ошибки, исправь их на рисунке: зачеркни лишнее и дорисуй необходимое.

Задание 5. Ученик Слава выполнял упражнение: «Вставь пропущенные буквы. Имена собственные напиши с заглавной буквы.  Раскрой скобки».

Текст, данный Славе:

Наша деревня снегири ст...ит (на)б...регу р...ки банька. (В)реке (по)селились бобры. Летом зв...рьки (за)пасали (на)зиму осиновые ветки. Они прятали их под упавшими (в)воду ств...лами д...ревьев. З...мой бобрам не надо ходить далеко (за)кормом.

Правильно выполненное упражнение выглядит так:

Наша деревня Снегири стоит на берегу реки Банька. В реке поселились бобры. Летом зверьки запасали на зиму осиновые ветки. Они прятали их под упавшими в воду стволами деревьев. Зимой бобрам не надо ходить далеко за кормом.

Слава выполнил упражнение так:

Наша деревня Снегири стаит на берегу реки Банька. Вреке по селились бобры. Летом звирьки запасали назиму осиновые ветки. Они прятали их под упавшими в воду стволами диревьев. Зимой бобрам не надо ходить далеко за кормом.

Оцени работу Славы. Для этого выясни следующее:

  1. Сколько букв Слава вставил верно?          из 7.
  2. Сколько  предлогов  и   приставок  Слава   записал   верно?
             из 7.
  3. Сколько имён собственных Слава начал с большой буквы:
    а) верно         ;        б) неверно         ;

в) нельзя установить однозначно         ;

4. Дай общую характеристику работы Славы. Для этого в квадратиках рядом с приведёнными суждениями запиши буквы

(А, Б, В), соответствующие оценкам.

A.        Полностью правильно.

Б. Частично правильно (с ошибками).

B.        Полностью неправильно.

а)        Слава умеет проверять безударную гласную в корне слова.

б)        Слава умеет писать предлоги и приставки со словами.

             в)     Слава умеет применять правило написания имён собственных        

ТЕСТ 3

РЕГУЛЯТИВНЫЕ  УУД

        Вариант 1

Школа___________          Класс__________________          Фамилия, имя_______________________________

Задание 1. Представь себе ситуацию. Дети весело катаются зимой на коньках. За окном стоит мальчик с градусником подмышкой и завязанным горлом и смотрит на детей. Какое решение ты бы принял на месте этого мальчика? Выбери среди предложенных ответов свой и обведи соответствующую ему букву.

A.        Болеть почаще, чтобы не ходить на физкультуру.
Б. Вылечиться и закаляться, чтобы не болеть часто.

B.        Пожалеть ребят, которые в такой мороз катаются на
коньках.

Г. Посмеяться над ребятами, которые падают на льду.

Задание 2. Тебе нужно посадить дерево. Составь план своих действий. Для этого выбери из предложенных только необходимые действия и расставь их по порядку. В квадратиках рядом с выбранными пунктами плана проставь их номера в правильном порядке.

Перед посадкой прибить к дереву скворечник.

Пролить ямку водой.

Полить посаженное деревце.

Поместить ветви саженца в ямку.

Засыпать ямку землёй.

Выкопать ямку.

Поместить корни саженца в ямку.

Задание 3. Твоя цель - нарисовать на верхнем Поле рисунок по указанному плану.

Если ты ошибся, выполни задание на нижнем поле и уже не ошибайся.

План

  1. На   рисунке   есть   точка.    От   данной точки вниз проведи линию длиною в две клеточки и поставь букву А.
  2. От   точки   А   вправо   проведи   линию длиною в две клеточки и поставь букву Б.
  3. От    точки    Б    вверх    проведи    линию длиною в две клеточки и поставь букву В.
  4. От  точки  В  по диагонали  (наискосок) влево вверх проведи линию внутри одной
    клеточки и поставь букву Г.
  5. От  точки  Г  по  диагонали  (наискосок) влево  вниз  проведи линию  внутри  одной
    клеточки и поставь букву Д.
  6. От   точки   Д   вправо   проведи   линию длиною в две клеточки.

Задание 4. У Алёши была цель - нарисовать рисунок по указанному плану.

        План

  1. На рисунке есть точка.  От данной точки вверх проведи
    линию длиною в две клеточки.
  2. От полученной точки влево проведи линию длиною в две
    клеточки.
  3. От полученной точки вниз проведи линию длиною в две
    клеточки.

  1. От полученной точки по диагонали вправо вниз проведи
    линию внутри одной клеточки.

5.        От   полученной   точки    по   диагонали

вправо вверх проведи линию внутри одной

клеточки.

6.        От полученной точки влево проведи ли-

нию длиною в две клеточки.

Вот какой рисунок получился у Алёши.

        Тебе предлагается найти ошибки Алёши.  Для этого сверь его   действия   с   пунктами   плана   и   обведи   номера   тех пунктов, которые выполнены неправильно. Если    ты    нашёл    Алёшины    ошибки,    исправь    их    на    его рисунке: зачеркни лишнее и дорисуй необходимое.

Задание 5. Ученица Оля выполняла упражнение: «Определи границы предложений в тексте. Расставь точки в конце каждого предложения. Начни каждое предложение с заглавной буквы. Помни, что имена собственные пишутся с заглавной буквы».

Текст, данный Оле:

Возле деревни сосны протекает река каменка бежит она между бережками быстро и весело камушки блестят на её дне величаво отражаются в воде стройные сосны

Правильно выполненное упражнение выглядит так:

Возле деревни Сосны протекает река Каменка. Бежит она между бережками быстро и весело. Камушки блестят на её дне. Величаво отражаются в воде стройные сосны.

        Оля выполнила упражнение так:

Возле деревни Сосны протекает река. Каменка бежит она между бережками. Быстро и весело камушки блестят. На её дне величаво отражаются в воде стройные Сосны.

Оцени работу Оли. Для этого выясни следующее.

  1. Сколько предложений верно выделила Оля?          из 4.
  2. Сколько из выделенных Олей предложений она начала с заглавной буквы?____  из______        
  3. Сколько имён собственных Оля начала с заглавной буквы:

а)        верно:         ;

б)        неверно:         ;

в)        нельзя установить однозначно верно или неверно:          ?

4. Дай общую оценку работы Оли. Для этого в квадратиках рядом с приведёнными суждениями запиши буквы (Л, Б, В), соответствующие оценкам.

A.        Полностью правильно.

Б. Частично правильно (с ошибками).  

B.        Полностью неправильно.  

а)        Оля умеет находить границы предложений в тексте.

б)        Оля умеет применять правило о начале предложения с заглавной буквы.

       в) Оля умеет применять правило написания имён собственных.

ТЕСТ 1

        ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УУД

Вариант 2

Школа___________          Класс__________________          Фамилия, имя_______________________________

Задание 1. Известно, что на высоте более 4 км воздух очень разрежен и поэтому альпинистам требуется кислородная маска. Нужна ли она на вершине горы Хан-Тенгри? Выбери среди предложенных ответов верный и обведи соответствующую ему букву.

А. Да.  Б. Нет.   В. Данных для ответа недостаточно.

 Если твой ответ В, то укажи, какой информации не хватает.

Задание 2. Ты хочешь найти рецепт приготовления блинов. Укажи в списке книг, в каких из них ты можешь найти нужные сведения, а в каких - нет. Запиши буквы (А, Б, В), соответствующие твоим представлениям, в квадратиках рядом с номерами книг.

A.        Книги, в которых я скорее всего найду ответ.

Б. Книги, которые мне нужно просмотреть, чтобы понять, есть ли в них ответ.

B.   Книги, в которых я не найду ответа

        Список книг

  1. Толстой А. Золотой ключик.
  2. Блюда русской кухни.
  3. Хозяйке на заметку.
  4. Блюда средиземноморской кухни.
  5. Поваренная книга.
  6. История России.

Задание 3. Оцени приведенные суждения, используя только таблицу и книги. В квадратиках рядом с номерами суждений запиши соответствующие буквы:  А. Верно. Б. Неверно.

Название книги

Автор

Издательство

Год издания

Число страниц

«Кошка,  которая гуляла сама по себе»

Р.  Киплинг

«Мартин»

1997

160

«Гарри Поттер и философский камень»

Дж.К.  Ролинг

«Росмэн»

2001

400

«Приключения Чиполлино»

Дж.  Родари

«Росмэн»

1999

205

«Хитрые задачи»

С.  Федин

«Абажур»

2000

64

  1. Книга Р. Киплинга была издана раньше остальных.
  2. В книге «Хитрые задачи» меньше всего страниц.
  1. Книга про  Гарри Поттера вышла  в издательстве  «Абажур» в 2001 году.
  2. Книгу   «Винни   Пух   и   все-все-все»   написал   Дж. Родари.
  1. Книга про Чиполлино содержит 205 страниц.
  2. Художника книги Р. Киплинга звали Мартин.

Задание 4. Рассмотри объекты на рисунках. Подпиши рисунки буквами: А. Неживые природные объекты. Б. Живые природные объекты. В. Другие объекты.

Задание   5.  Сравни   фотографии   и   подпиши   их.   Заполни таблицу: запиши по два признака их сходства и различия.

Сходство

1

2

Различия

1

2

1

2

Задание   6.   Определи   причины   явлений.    В   квадратиках рядом с номерами явлений запиши соответствующие буквы:

A.        Вращение Земли вокруг Солнца.
Б. Притяжение Земли.

B.        Испарение воды.

Г. Вращение Земли вокруг оси.

Явления

  1. Образование облаков.
  2. Смена дня и ночи.
  3. Падение капель дождя на землю.
  4. Смена времён года.
  5. Падение сосулек с крыши дома.

Задание 7. Известно, что если сумма цифр некоторого числа делится на 3, то и само число делится на 3. Делятся ли на 3 приведённые ниже числа? В квадратиках слева от чисел обозначь буквами (А, Б) ответ на этот вопрос.

А. Делится.        Б. Не делится.

  1. 505 005 005  005 050 111
  2. 300 020 022 000 220 047
  3. 4 040 000 400 000 040 001
  4. 70 000 770 007 000 071
  5. 100 010 011  100 110 018        

Задание 8, В киоске продавалось мороженое - эскимо и пломбир в стаканчике. Продавец занёс в таблицу результаты своей работы и начал строить по ней диаграмму. Помоги продавцу достроить диаграмму. Не забудь подписать её элементы.

Таблица

Мороженое

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Эскимо

20

34

28

30

Пломбир в стаканчике

34

40

10

20

0004

ТЕСТ 1

        ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УУД

Вариант 1

Школа___________          Класс__________________          Фамилия, имя_______________________________

Задание 1. Известно, что деревянные предметы плавают в воде. Утонет ли в воде линейка? Выбери среди предложенных ответов верный и обведи соответствующую ему букву.

А. Да. Б. Нет. В. Данных для ответа недостаточно. Если твой ответ В, то укажи, какой информации не хватает.

Задание 2. Ты хочешь узнать, действительно ли слово мешок произошло от слова мех.

Укажи в списке книг те, в которых ты можешь найти нужные сведения. Запиши буквы (А, Б, В), соответствующие твоим представлениям, в квадратиках рядом с номерами книг.

A.        Книги, в которых я скорее всего найду ответ.

Б. Книги, которые мне нужно просмотреть, чтобы понять, есть ли в них ответ.

B.        Книги, в которых я не найду ответа.

Список книг

  1. Азбука.
  2. Орфографический словарь.
  3. Варданьян Э.Д. Путешествие в слово.
  4. Этимологический1 словарь.
  5. Петров А.А. Изделия из меха.
  6. Успенский Л. Слово о словах.

*Этимология — наука о происхождении слов

Задание 3. Прочитай текст.

Саванны - это тропические степи с высокой травой и отдельными деревьями. Встречаются огромные баобабы, живописные акации и пальмы. Летом наступает сезон дождей. Растения цветут и плодоносят, а звери и птицы приносят потомство. Змеи и ящерицы, наоборот, более активны зимой. Зима в саванне - сухой период, более жаркий, чем лето. В это время некоторые деревья сбрасывают листья. От засухи нередко бывают пожары.

Оцени приведённые ниже суждения и запиши буквы (А, Б, В) в квадратиках рядом с номерами суждений.

A.        Верное суждение, и о нём есть информация в тексте.
Б. Верное суждение, но о нём нет информации в тексте.

B.   Неверное суждение, в тексте есть его опровержение

  1. В саваннах растут деревья.
  2. Летом змеи и ящерицы более активны, чем зимой.
  3. Зимой в саваннах прохладно.
  4. Часть деревьев в саваннах сбрасывает листья зимой.
  5. Летом растения в саванне цветут и плодоносят.
  6. В полдень солнце в саваннах высоко поднимается над горизонтом.

Задание 4. Сравни два рисунка. В пустых квадратиках запиши буквы: А. Верно. Б. Неверно

        

  1. На обоих рисунках изображена семья.

2. На рис. 1 порядок в комнате лучше, чем на рис. 2.

  1. Причина образцового порядка в комнате на рис. 1 -взаимопомощь всех членов семьи.
  2. На рис. 1 и рис. 2 все заняты своим делом.
  3. На рис. 2 все члены семьи помогают друг другу.
  4. На рис. 1 папа и дочь заняты общим хозяйством, а мама и сын отдыхают.

        7. Сын и дочь на рис. 1 помогают своим родителям

Задание 5. Сравни дождь и снег и ответь на вопросы.

1) В какое время года чаще всего бывают эти осадки?

Дождь -         ; снег -         

  1. Что общего у этих осадков?         
  2. Как выглядит земля,  на которую падают снег и дождь?

От дождя земля         ; от снега земля         

  1. Какие из этих осадков используют для игры?
  2. Откуда падают снег и дождь?         

Задание 6. Прочитай стихотворение Р. Сефа.

Я разбил сегодня вазу,

Но разбил её не сразу.

Я вначале влез на стул

И буфет перевернул.

В  этом  стихотворении  описаны  события:  

 А.  Разбил вазу.

Б. Влез на стул.

 В. Перевернул буфет.

Расположи эти события в нужной последовательности и запиши соответствующие буквы (А, Б, В) в схему:

Первое событие        Второе событие         Третье событие

Найди причину и следствие (результат) события В,  обозначив их соответствующими буквами (А, Б, В):

причина события В- __________________, следствие
события В ______________________

Задание 7. Пингвин считается жизнерадостным, если он умеет кататься на велосипеде, носит очки или ремень и обязательно носит шарфик.

В таблице приведены описания пяти пингвинов. Что можно сказать об умении этих пингвинов кататься на велосипеде? Заполни первую колонку: вставь буквы А или Б.

А. Да, умеет.                                                                                  Б. Вывод об умении сделать нельзя.

Умеет ли кататься на велосипеде? (А, Б)

Пингвины

Описание

1.

Котя

В

очках,  с

ремнём, с

мороженым.

2.

Пуся

В

очках, в

шарфике,

с клюшкой.

3.

Лёлик

В

Шарфике

 в шапочке

  с велосипедом.

4.

Муся

С ремнём, в шарфике,

мороженым.

с сачком, с

5.

Туся

С

ремнём,

в шапочке,

с мячом.

Задание 8. Заполни таблицу, используя рисунки. Дай название четвертой колонке таблицы.

        Дома

Адрес

Число окон

Число труб

        

Ул. Лесная, д. 2                                 Ул. Дальняя, д. 7                                  Ул.  Белая, д. 26

0008 - копия0008

                                                                   

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика универсальных учебных действий

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, умение выстраивать эффективные ...

Диагностика универсальных учебных действий в начальной школе.

Материал содержит описание методик, использующихся для диагностики уровня развития УУД в начальной школе....

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ, ОЦЕНИВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ, ОЦЕНИВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ   (УУД) Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения определяют н...

Использование учебных пособий для формирования и диагностики универсальных учебных действий во 2-м классе.

Одной из основных задач обучения согласно ФГОС НОО является формирование УУД, я хочу поделиться тем, как делаю это с помощью « Тренажеров для формирования УУД», разработанного авторами нашей программы...

Формирование и диагностика универсальных учебных действий в школе первой ступени

Материал познакомит вас с опытом работы по формированию и диагностике универсальных учебных действий в школе первой ступени.Способность учащихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, формиров...

К вопросу диагностики универсальных учебных действий школьников

Аннотация: в статье раскрывается сущность основных методик диагностики универсальных учебных действий младших школьников....

К вопросу диагностики универсальных учебных действий школьников.

В статье раскрывается сущность основных методик диагностики универсальных учебных действий младших школьников....