Формирование коммуникативных УУД.
учебно-методический материал по теме

Гарбузова Галина Николаевна

Материам может быть использован для обсуждения на заседании методического объединения учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kommunikativnykh_uud.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

          Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента Учебных Универсальных Действий.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

             В условиях модернизации образования учителя должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость, и всегда есть возможность, встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда.

Каждый раз, намечая какую-либо групповую работу, я прохожу определённый технологический процесс, который складывается из определённых элементов: Проиллюстрирую это кратко на примере урока окружающего мира  по теме «Свойства воды».  Класс разбивается на группы по 6 человек.

                    Желательно, вначале, вместе с детьми, установить подходящие для работы группы правила. В начале введения правил, их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке. Эти правила я ввожу уже на первых уроках «Введение в школьную жизнь».

Например:

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говори спокойно и ясно;
  • говори только по делу. Как только правила установлены, начинается 1 этап:

1. Подготовка к выполнению группового задания (постановка познавательной задачи, проблемной ситуации, инструктаж о последовательности работы, раздача памяток с планом наблюдений и материала для проведения наблюдений).

2. Групповая работа (знакомство с материалом, планирование работы в группе (Решают, как  быстрее выполнить наблюдения: все вместе отвечают на каждый вопрос или распределят вопросы между всеми участниками группы.) Вот здесь и начинают формироваться такие УУД, как умение договариваться, принимать точку зрения другого, распределение обязанностей внутри группы. Формируются такие УУД: способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; умение договариваться, находить общее решение, ставить цели и планировать ее достижение, распределять функции в группе,
умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов), взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.  

              Индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов в группе, обсуждение общего задания группы, подведение итогов группового задания. Какие УУД формируются на данном этапе?

УУД: умение по результатам работы группы выработать общее мнение; умение описывать, объяснять, доказывать убеждать. умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

 

3. Заключительная часть (сообщение о результатах работы в группах всему классу, анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели).

 УУД:   ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,
уважение иной точки зрения; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Умение оценить свою работу и свой вклад в общее дело.

 
               
Схему наиболее простого типа группового взаимодействия можно изобразить следующим образом: каждый ученик высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от группы. Работа детей строится по принципу «мозгового штурма».

                Другая форма работы предполагает «конвейерный» тип взаимодействия в группе, так называемые, методы «пилы» и «вертушки», при котором между детьми распределена последовательность операций. Конвейерный тип взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков.

          МЕТОД «ПИЛЫ» (задание выполняется по частям, каждый ученик занят своей частью).  Мы - зубчики одной пилы. Каждый ученик занят выполнением своего варианта задания.

Каждой группе предлагается одна (своя проблема), один текст и серия вопросов/заданий к ним, на которые должна ответить эта группа. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос. Примером такого подхода к организации может служить задание оперативно написать небольшой доклад или сочинение на изучаемую тему. В этом случае учащиеся группы вместе составляют план работы, распределяют, кто какую часть будет писать, чтобы быстро выполнить все задание.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так.  (Слайд № 1).

            На уроке литературного чтения, после определения жанра произведения, дети составляют в программе «Перволого» обложку книги. Далее идёт проверка. Идёт развитие таких УУД: умение распределять функции в группе, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, распределять функции в группе.
           Важным моментом для отработки способов взаимодействия и установления отношений между участниками совместной деятельности в паре является организация парного контроля, который может осуществляться в разной форме.                   Одной из форм может быть следующая: ученики, получая задание под одним и тем же номером, действуют так: один ученик — исполнитель — должен выполнять это задание, а другой — контролёр — должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролёра имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем - становится контролёром, а контролер — исполнителем.            Использование парной формы контроля позволяет не только обеспечить контроль над ходом процесса усвоения и овладения всей информацией, необходимой для безошибочного выполнения предложенных заданий, но и решить ещё одну важную задачу: УУД: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля. В силу этого выполнение функций контролёра по отношению к другому ученику есть одновременно этап
формирования внутреннего контроля самого себя.

ХОЧУ ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ НА

ТРИ АСПЕКТА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Коммуникация как общение (интеракция)

             Понятие интеракция  определяется как взаимодействие, взаимное влияние людей или групп друг на друга.  Под И. понимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»). В качестве важнейшей особенности И. обозначается способность субъекта О. «принимать роль другого» и адекватно представлять себе, как его воспринимает партнер по О. И. взаимное влияние людей или групп друг на друга как своеобразный социальный диалог.

             Всё это можно пронаблюдать на таком виде работы, как диспут. (Слайд №2)

На доске – задание. Выслушиваются мнения уч-ся, вызываются к доске уч-ся, высказавшие разные точки зрения. Всем остальным детям предлагается присоединиться к тем ученикам, мнение которого они поддерживают. Начинается диспут. В начальных классах, это – серьёзный, сложный вид работы, но он успешно развивает УУД направленные на учет позиции собеседника, либо партнера по деятельности. Это такие, как уважение иной точки зрения; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета,
учет разных мнений и умение обосновать собственное, уважение иной точки зрения; умение описывать, объяснять, доказывать убеждать.   

2. Коммуникация как условие интериоризации

        Превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные процессы. Является механизмом развития психических функций. И. связана с развитием языковых способностей. Интериоризация, с одной стороны, идет лишь в процессе общения (очевидно, со взрослыми), с другой - в ходе перевода действия (которое может совершаться человеком, когда он совсем один) из внешнего плана во внутренний, умственный. Интериоризация любого навыка происходит в три этапа. Вначале действие происходит только в совместной деятельности ребенка и взрослого, на втором этапе - рядом со взрослым, который выполняет функцию подсказчика и напоминалки, и только на третьем этапе нужные действия выполняются самостоятельно.
         
Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве. Это может проявляться в игре.  По мнению психологов - игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития коммуникативных способностей.
Рассмотрим более удачные виды игр для развития коммуникативных умений:

         На  уроке  природоведения  ввожу  деловую  игру.  Примером  таких игр являются  игры-путешествия.  Они,  как   и   сюжетные   игры,   способствуют углублению,  закреплению   учебного   материала,   позволяют  устанавливать взаимосвязи в природе. Активизация учащихся так  же  достигается  интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями. Например, при изучении темы «Рыбы»  учащимся можно предложить такие ситуации:  один из вас капитан, другой  -  штурман. Надо  выбрать  маршрут  плавания,  поставить   цель   экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали, каких рыб увидели.

      Деловая  игра  развивает  у  детей  фантазию,  но  фантазию  реальную, основанную  на   приобретенных   знаниях,   учит   рассуждать,   сравнивать, доказывать, рассказывать.

     Часто в урок включаю сюжетные игры. Эти игры направлены на то, чтобы  раскрепостить ученика, учащиеся выполняют  определенные  роли,  проигрывают определенный  сценарий,  диалог.  Например,  диалог  от  имени  животных   и  растений.

         При изучении темы «Разнообразие птиц», учащиеся  выступают  в  роли  зоологов, которые  путешествуют  по  родному  краю  и  открывают  различные   виды птиц. Нужно назвать их среду обитания, способ питания, способ передвижения.  

        Чтобы  все эти формы работы были успешны,  нужно выполнять некоторые правила:

ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.

Каждая игра должна содержать элемент новизны.

           

Умение сотрудничать наиболее полно проявляется и успешно развивается в деятельности, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.

           На открытом уроке по литературному чтению во 2 классе детям было дано задание исследовательского характера. Слайд № 3.

             Интериоризация любого навыка происходит в три этапа. Вначале действие происходит только в совместной деятельности ребенка и взрослого, на втором этапе - рядом со взрослым, который выполняет функцию подсказчика и напоминалки, и только на третьем этапе нужные действия выполняются самостоятельно.

            Выполняя сложную, содержащую несколько этапов работу, присутствующие педагоги, наверное, заметили минимальное вмешательство учителя в  процесс работы групп. Самостоятельность в распределении обязанностей, выбор путей решения, основанный на договоре, рассуждениях.

3. Коммуникация как кооперация


           Коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.

           Примером такой деятельности может служить творческая работа, которую мы проводили на внеклассном мероприятии, посвященному Дню Защитника Отечества:  «Пожелание людям Земли». Проводилась работа учащимися параллели 2-х классов. Группы составились произвольно. Задача поставлена одна для всех групп. Было интересно наблюдать за работой детей. Только двум группам понадобилась помощь учителей, корректирующая действия групп.  

Такая работа помогаем развивать такие УУД, как  умение договариваться, находить общее решение, ставить цели и планировать ее достижение, распределять функции в группе,
умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
умение разрешать конфликты, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

           Вместе мы исследовали в этом году многозначные слова, дети с родителями выясняли круг чтения бабушек и дедушек, в какие игры любили играть их мамы и папы, наблюдали за комнатными растениями, осенними изменениями в природе, как развиваются растения…

Учителя начальных классов нашего корпуса на заседании МО составили

Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:

1.     Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие  вопросы.

2.     Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.

3.     Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.

4.     Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.

5.     Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.

6.     Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

     

          Для того, чтобы научить детей общаться и взаимодействовать, предстоит ввести правила или нормы работы в паре/группе. Каждый учитель имеет в своем арсенале такие правила, наработанные предшествующим опытом. В нашем классе тоже такие правила введены:

- слушай внимательно партнера по общению;

- переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял;

- отмечай прежде всего положительное;

- уважай чужие ошибки, вежливо объясни свое мнение;

- старайся работать хорошо;

- при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам,     если другой просит об этом;

- результатом работы пары/группы является ваше общее мнение;

- помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;

- поблагодари партнера за работу.

    Все эти правила должны вводиться постепенно, выводиться непосредственно из опыта детей и собираться в виде памятки.

          Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"

О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...

Мастер-класс с элементами здоровьесберегающей технологии.Формирование коммуникативных умений посредством художественного творчества при организации работы с текстом

Мастер- класс построен на приемах и методах здоровьесберегающей технологии арттерапии. Это одно из направлений современной практической психологии. Общие принципы организации таких занятий:-отсу...

Методическая разработка "Формирование коммуникативных умений и коммуникативного поведения у детей с ОНР"

Методическая  разработка расчитана для педагогов коррекционных школ. В даном материале отражены и представлены практические задания для детей с ОНР, которые помогут сформировать коммуникативные у...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»

Одной из главных задач  работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к  чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...

Формирование устной и письменной речи как основа формирования коммуникативных компетенций.

Выступление по теме: "Формирование устной и письменной  речи, как основа формирования коммуникативных компетенций"....

Формирование основ читательской культуры на уроках внеклассного чтения как одно из направлений формирования коммуникативных УУД

Данный материал полезен для учителей начальной школы при проведении семинаров. Формируя основы читательской культуры на уроках внеклассного чтения, а также, осознавая значимость внеклассного чтения дл...