Инновационные педагогические технологии как средство реализации ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО
материал (3 класс) по теме

Беликова Ирина Тимофеевна

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezotmetochnoe_otsenivanie.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Беликова И.Т.

Семинар «Инновационные педагогические технологии как средство реализации ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Особенности оценки метапредметных результатов

          Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов.

          Разработка системы оценки планируемых результатов освоения общеобразовательных программ опирается на представление о структуре и составе результатов общего образования.

          Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы  деятельности – познавательные, коммуникативные, регулятивные.

         В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

          Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

          Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

В качестве предполагаемых результатов обучения  выделяют:

Метапредметные результаты:

- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развитие коммуникативной компетенции;

- умение четко определять области знаемого и незнаемого;

- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);

- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

      Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Понятие метапредметности

       Что  такое метапредметы и принцип метапредметности? Целью разработки метапредметного подхода в образовании и соответственно метапредметных образовательных технологий заключается в том, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов.

        Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов. Ученик на данных уроках учится учиться. Здесь создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как двигался, к каким результатам пришел.

       Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателя. Ключевой компетенцией следует считать умение учиться.

         Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование. Контроль и коррекцию.

        Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, базисного плана и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

      Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

К ним относятся:

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умене контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

 - умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

 - умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

 - логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым ризнакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

 - умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

        Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.

           Соответственно уровень сформированности метапредметных результатов  может быть качественно оценён и измерен.

      Во-первых, достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.

      Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру и другим предметам с учётом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.

 

      И, наконец, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

      Ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.

    В этом случае в ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов наблюдения учителя или школьного психолог,  может быть оценено и достижение таких действий.

        Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

      1.Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

— преодоление импульсивности, непроизвольности;

— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

— умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

— умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

— умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

2.Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

— готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);

— формирование основ оптимистического восприятия

         Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных  учебных действий ( далее - УУД).

       Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование

      Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос;  персонифицированный и неперсонифицированный

      Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки

      Оценка метопредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных  или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.)

    В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.

Особенности оценки предметных результатов

         Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.

        Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

     Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

       Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Приложение 1

Лист оценки метапредметных результатов обучения в 1-ом классе

Ф.И. ученика: _________________________________________

Класс: ______________________________________________

Самооценка ученика осуществляется с помощью символов: «+» - «Я знаю и умею», «-» - «Пока не знаю, не умею», «?» - «Я знаю, но не уверен».

Критерии оценивания

Примерные задания

Самооценка ученика

Оценка учителя

Регулятивные УУД

Умение принимать учебную цель

Умение следовать инструкции

Умение осуществлять действия по образцу

Умение оценивать свой результат по одному критерию

Познавательные УУД

Читать простые модели и схемы, дополнять их  

Понимать простейшие отношения между понятиями, событиями

Умение ориентироваться в пространстве

Умение сравнивать и группировать по одному критерию

Чтение: работа с информацией

Умение находить явную информацию в тексте

Умение ориентироваться в тексте учебной книги

Умение находить 1-2 существенных признака явления (события, понятия) на основе прочтения текста

Коммуникативные УУД

Умение задавать вопросы

Умение работать в паре

Умение строить монологическое высказывание

Умение контролировать свои действия

Приложение 2

Лист оценки метапредметных результатов обучения во 2-ом классе

Ф.И. ученика: _________________________________________

Класс: ______________________________________________

Самооценка ученика осуществляется с помощью символов: «+» - «Я знаю и умею», «-» - «Пока не знаю, не умею», «?» - «Я знаю, но не уверен».

Критерии оценивания

Примерные задания

Самооценка ученика

Оценка учителя

Регулятивные УУД

Умение сохранять учебную цель

Умение контролировать и корректировать действия

Умение планировать деятельность  

Умение оценивать свой результат по критериям

Познавательные УУД

Умение преобразовывать объект из чувственной сферы в модель  

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умение работать по алгоритму

Умение сравнивать и группировать по заданным критериям

Чтение: работа с информацией

Умение находить явную информацию в тексте

Умение анализировать информацию по заданным критериям

Умение извлечь и интерпретировать информацию из справочной литературы  

Умение находить информацию в Интернете

Коммуникативные УУД

Умение задавать вопросы

Умение работать в паре

Умение строить монологическое высказывание

Умение высказывать собственное мнение

Приложение 3

Лист оценки метапредметных результатов обучения во 3-м классе

Ф.И. ученика: _________________________________________

Класс: ______________________________________________

Самооценка ученика осуществляется с помощью символов: «+» - «Я знаю и умею», «-» - «Пока не знаю, не умею», «?» - «Я знаю, но не уверен».

Критерии оценивания

Примерные задания

Самооценка ученика

Оценка учителя

Регулятивные УУД

Умение сохранять учебную цель и задачи

Умение контролировать и корректировать действия

Умение планировать деятельность  

Умение оценивать свой результат по критериям

Познавательные УУД

Умение строить несложные модели учебных ситуаций  

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умение анализировать объекты и выделять существенные признаки

Умение классифицировать предметы и явления

Чтение: работа с информацией

Умение находить явную информацию в тексте

Умение анализировать информацию по заданным критериям

Умение свободно ориентироваться в различных источниках информации  

Умение извлекать информацию из источников в Интернете

Коммуникативные УУД

Умение задавать вопросы

Умение работать в группе

Умение строить монологическое высказывание

Понимание разных точек зрения

Приложение 4

Лист оценки метапредметных результатов обучения в 4-м классе

Ф.И. ученика: _________________________________________

Класс: ______________________________________________

Самооценка ученика осуществляется с помощью символов: «+» - «Я знаю и умею», «-» - «Пока не знаю, не умею», «?» - «Я знаю, но не уверен».

Критерии оценивания

Примерные задания

Самооценка ученика

Оценка учителя

Регулятивные УУД

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи

Умение контролировать и корректировать действия, находить причины  ошибок

Умение планировать деятельность  в соответствии с поставленной задачей

Умение оценивать результат своей работы по критериям

Познавательные УУД

Умение использовать знаково-символические средства и схемы для решения задач  

Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Умение анализировать объекты и выделять существенные  и несущественные признаки

Умение классифицировать предметы и явления

Умение осуществлять подведение под понятие

Чтение: работа с информацией

Умение анализировать информацию по заданным критериям

Умение свободно ориентироваться в различных источниках информации  

Умение извлекать информацию из источников в Интернете

Коммуникативные УУД

Умение задавать вопросы

Умение работать в группе

Умение строить монологическое высказывание

Критическое отношение к информации

Метапредметные результаты

Уровни

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Регулятивные

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок

Приобретения  навыка саморегуляции

Познавательные

Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи

Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и  выделение существенной информации из различных информационных источников

Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Коммуникативные

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении  учебных проблем

Умение слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстникамии взрослыми;

владение монологической и диалогической формами речи;

Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационное сопровождение современных педагогических технологий как средство реализации ФГОС НОО

   Мы живём в информационном мире, который стремительно меняется день ото дня, вместе с этим меняется и образование. В октябре 2009 года Министерством образования и науки Российской Ф...

Инновационная деятельность учителя английского языка начальной ступени обучения в соответствии с требованиями ФГОС.

Основная идеологическая позиция стандарта – направить образование не только на обучение, но и на развитие личности ребёнка, его познавательных и созидательных способностей. Развитие, адекватное возрас...

Информационная среда как средство развития личности ученика в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

В условиях введения ФГОС  целью образования становится воспитание и развитие качеств личности. Формирование же любых личностных качеств возможно только в деятельности, а значит информационная сре...

Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС НОО

Сегодня школа нацелена на достижение современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же - уме...

Статья «Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе в соответствии с ФГОС»

Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, наход...

Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе в соответствии с ФГОС

Данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личн...