отчет-наблюдение по уроку биологии 7 класс
учебно-методический материал по теме

Шамрай Лариса Леонидовна

урок с применением новых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksivnyy_otchet_uroka.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексивный отчет урока «Lesson Study»

7 «Г» класс.

Преподаватель: Волковинская Нина Борисовна

Предмет: биология

Тема: Внутреннее строение дождевых червей

Количество учащихся: 18

Количество наблюдателей: 2

Цель исследования: Активизация познавательной активности посредством  диалогового  обучения.

Задачи для наблюдателей:

1 Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2 Подобрать стратегии, которые помогут достичь цели.

3 Апробировать на практике, пронаблюдав и сделав соответствующие анализы.

Урок составляла группа учителей из 10 предметников  – это и учитель музыки, и английского языка, казахского языка, физической культуры, учителя начальных классов. Но на самом уроке – наблюдения присутствовали лишь двое участников группы.

Уровень познавательной активности и ЗУН учащихся 7 «Г» класса - средний.

Учитель должен быть рельсами,

по которым свободно

и самостоятельно движутся вагоны,

получая от них только направление

собственного движения….

Л. Выготский

Эти слова очень хорошо отражают роль учителя на данном уроке.

Свой урок Нина Борисовна начала с деления на группы по цвету фантиков конфет, этим она внесла оживление и интерес у  учащихся.  Было сформировано 5 групп, с разным количеством участников:

1 группа – 5 учащихся

2 , 3, 4 - группы по 4 учащихся, и 5 группа – 1 ученик.

После этого проверка домашнего задания – это и тест, который дети проверяли в парах, а затем по эталону. Дальше хорошо прошло оценивание своих знаний учащимися. Сравнив свою работу с эталоном, они поставили себе оценку.

Уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют чёткий технологический алгоритм, а также набор приёмов и методов ведения урока. Согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление и рефлексия.

На стадии вызова учитель  предложил посмотреть презентацию о дождевых червях, а затем  ответить на вопрос о том, как передвигается дождевой червь. Учитель хотел проверить усвоение пройденной темы, а  так же посмотреть, как справиться каждая команда и как пройдет обсуждение в группе и тем самым подойти к теме урока. Перед групповой работой учитель провел четкий инструктаж:

  Знакомство с материалом,  
· Распределение заданий внутри группы.  
· Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения). 
· Подведение итогов группового задания. 

Первая группа справилась намного лучше с заданием, при этом в группе они работали сообща и рассказ был более содержательный. Во второй группе отвечали  два ученика со средней успеваемостью. Но ни одна группа не смогла дать полный ответ. Стадия вызова это тот этап, в котором нужно побудить интерес к уроку и при этом стараться поддерживать его в течение всего урока. После ответов групп более способные учащиеся подготовили информацию о теории Дарвина (значение дождевых червей) и теорию Фиша. Появилась проблема: кто же из ученых прав? Это и должны были исследовать учащиеся и ответить на данный вопрос.

На стадии осмысления, первого урока учитель  использовала прием «Фишбоун» (рыба) и сразу же возникли трудности, дети читали текст, но при этом не один из учащихся, не задумался над его осмыслением и в дальнейшем над всей работой в целом связанной с текстом. Что сказалось при работе с заполнением маркировочной таблицы( скелета рыбы). Учащиеся лишь устно ответили на свои разделы, но не смогли восстановить полную картину внутреннего строения дождевого червя, а  так же не смогли обсудить выполненный ими материал и оценить свою работу. После ответа каждой группы учитель задавал вопросы разного порядка. Например:

Простые вопросы — При помощи, каких мышц передвигается дождевой червь? Какого цвета кровь у дождевого червя? 

Уточняющие вопросы. 

  • Почему червя называют дождевым? Почему их можно увидеть только после дождя?

Интерпретационные вопросы. 

  • От чего зависит цвет крови дождевого червя?

Творческие вопросы. 

  • Как вы думаете, что случилось бы с червем, у которого бы отсутствовала выделительная система?

Практические вопросы. 

  • Скажите где и как вы можете наблюдать работу дождевого червя?

Оценочные вопросы. 

  • Каково ваше мнение о значении дождевых червей?

В процессе рефлексии ученики должны были взаимооценить и самооценить результаты обучения и познания. Но этого они не успели, так как урок подошел к концу.

Выявленные факты в ходе наблюдений процесса обучения:

положительные

отрицательные

1

Активность на уроке действительно повысилась

При составлении плана урока не учли медленный темп работы учащихся, поэтому не все запланированное успели выполнить (этапы закрепления и рефлексии)

2

Учащиеся умеют самостоятельно работать с текстом, выделяют главное.

 Учащиеся уже после звонка, на ходу, ответили на проблемный вопрос, который прозвучал вначале урока. возможно не все учащиеся это осознали

3

Способные ученики с огромным удовольствием объясняли новый материал

Не все учащиеся работали на уроке, были заняты своими делами, разговорами. После урока не смогли ответить даже  на простые вопросы по теме урока

4

Учащихся находили знания самостоятельно и критически мыслили.

При делении учащихся на группы не были учтены интересы учащихся. Это повлияло на результат работы, на первом этапе, лучше учителю самому организовать группы

5

Так же учились задавать вопросы, выслушивать чужие мнения, иметь свое,

Не все группы успели выступить со своим заданием (Возможно надо продумать другой вариант проверки работы в группах)

6

Учились анализировать и классифицировать свою работу и при этом постоянно обеспечивать индивидуальную поддержку учащемуся морально и духовно для повышения самооценки и самопознания

7

Учитель хочет попробовать провести этот же урок в других 7-х классах. И вообще продолжить начатую работу.

8

Учащиеся имели возможность высказывать разные гипотезы, не боясь ошибиться

 И хотелось бы подытожить свой рефлексивный отчет словами великого Абая: Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

урок биология 5 класс Тема урока: Значение бактерий.

Урок открытия  новых знаний.Структура урока: организационный момент, мотивация, изучение нового материала, закрепление материала после каждого блока, первичная проверка полученных знаний, рефлекс...

Методическая разработка - Конспект урока биологии по теме «Чистая и мутная вода»

Конспект урока биологии по теме «Чистая и мутная вода»(6 класс, 1 вариант обучения, для учащихся с интеллектуальными нарушениями)Автор: Ершова Ольга ЭдуардовнаУчитель ГБОУ школы №613 Моско...

Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова

КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...