Реализация ФГОС в СОШ №3 г. Козельск в 1-В классе.
статья (1 класс) по теме

Зима Валентина Владимировна

В соответствии с Федеральными государственными стандартами изменилась роль учителя в обучении детей. Сегодня учитель должен создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, готовности к переменам и преодолению трудностей. В предсталенном докладе описана работа проводимая в 1 классе для реализации задач начальной школы в условия ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Реализация ФГОС23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы.

Педсовет от 9 января 2013г.

Учитель начальных классов Зима В.В.  

Реализация ФГОС в  СОШ №3 г. Козельск в 1-В классе.

             В соответствии с Федеральными государственными стандартами изменилась роль учителя в обучении детей. Сегодня учитель должен создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, готовности к переменам и преодолению трудностей. Ведущее место на уроках отводится деятельности детей. Задача начальной школы не просто научить читать, писать, считать, а научить учиться, а это значит самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения и работу своих одноклассников, сотрудничать друг с другом, работать с разными источниками информации.

    Второй год первоклассники нашей школы обучаются по Федеральным государственным стандартам нового поколения.  

    В начале учебного года мною были пройдены курсы по реализации ФГОС в начальной школе.

     На своих уроках  реализую деятельностный подход в обучении. Перед выполнением заданий дети под моим руководством учатся определять учебную задачу, подводят итог после выполнения задания, учатся оценивать себя и одноклассников, определять границы своего знания и незнания.   Учащиеся пытаются оценивать себя по разным критериям: правильность, аккуратность, наклон, свою работу на уроке в зависимости от предмета и характера задания. Тем более, что развитие самооценки является одним из требований ФГОС, так как самооценка — важнейшая личностная инстанция, выполняющая функцию регуляции поведения и деятельности ребенка в соответствии с социальными нормами и развивается благодаря тому, что ученик сам участвует в оценивании, в выработке критериев оценки и их применении к разным ситуациям. На каждом уроке учу ребёнка фиксировать свои изменения и адекватно выражать их в своей речи.

   Одним из важнейших условий реализации ФГОС является материально-техническое обеспечение. Наш учебный кабинет оснащен необходимой учебной мебелью; шкафами для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, центральной доской. Кабинет оборудован необходимой техникой (компьютер, проектор, интерактивная доска, принтер, документ-камера, нетбуки), имеется выход в интернет.

   Благодаря оснащенности кабинета появилась возможность реализовать поставленные задачи с использованием современного интерактивного оборудования. Огромную помощь в работе оказывают электронные приложения по математике, русскому языку, обучению грамоте, технологии, окружающему миру.  Благодаря этому уроки стало готовить и проводить намного легче. Интерактивная доска – помощница практически на каждом уроке. Для того чтобы научить детей ориентироваться в прописях и рабочей тетради по математике, использую сканированные изображения, которые вывожу на доску, а дети пишут на ней с помощью маркера. Интерактивная доска  очень помогает в отработке навыков устного счета на уроках математики. Можно легко и быстро выбирать и переключать задания, осуществлять проверку решения.

    С появлением документ-камеры такие виды работ, как  восстановление алгоритма написания буквы, обведение по контуру, письмо и сравнение с образцом, стало еще более простым, удобным и наглядным. Отпала необходимость сканировать страницы тетрадей и учебника, достаточно расположить под объективом камеры нужный объект – и он уже на доске. «Черкаясь» в Азбуке с помощью документ-камеры и ИД, мы учились читать по ролям, разгадывать ребусы, заполнять таблицы.

    Для того чтобы выполнять задания-тренажеры по математике –  дети легко освоили нетбуки. С их помощью выполнять задания можно в комфортном режиме и автоматизированной проверкой.

  Работать в паре с помощью нетбука тоже оказалось намного интереснее. Например, на уроке окружающего мира в электронном приложении есть такие задания, для выполнения которых нужно обратиться за информацией к обычному традиционному учебнику, обсудить с товарищем, выбрать ответ и проверить на компьютере. А если ответ неверный, нужно совместно искать правильное решение.

  Навык  работы в паре, в группе поможет также в будущем умению выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, умению разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками. Немаловажно школьникам научиться договариваться друг с другом. Это очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье. Где пригодиться  умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

    Реализация ФГОС II поколения предполагает активную проектную деятельность младших школьников. Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. 

     На уроке окружающего мира первоклассники  впервые представляли итоги первого своего проекта «Моя семья». Нужно было нарисовать или приклеить фото своей семьи и кратко рассказать о членах семьи.

  Ребята подошли к этому этапу проекта очень творчески: вместе с родителями они рисовали, искали и приклеивали фото, составляли фотоколлажи. Урок получился очень интересным. Мы «познакомились» не только с мамами и папами, но и с сёстрами, братьями, бабушками, дедушками и даже четвероногими (многие на фото и рисунках изобразили своих питомцев – кошек и собак). 

    На уроке математики ученики представляли свои проекты «Математика вокруг нас», «Числа в пословицах, поговорках, загадках».     В представлении итогов работы очень помогли наши интерактивные помощники: документ-камера и интерактивная доска. 

   На уроках окружающего мира имея учебник, рабочую тетрадь, атлас- определитель, интернет, электронное пособие, дети учатся извлекать информацию, представленную в разной формах, в разных источниках, описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений. Ставя задачу и подбирая материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в устной и письменной форме, учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию.

   В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в классе организована внеурочная деятельность. В августе месяце на собрании родителей будущих первоклассников было проведено анкетирования для изучения запросов родителей. В сентябре месяце родители определились с выбором кружков. Мой кружок по бисероплетению посещают с удовольствие и мальчишки и девочки. И уже имеются первые результаты. Все дети своим руками приготовили новогодние подарки родным. Внеурочная деятельность даёт возможность  каждому ребёнку реализовать свои способности в разных видах деятельности, создаёт условия для развития их творческих интересов.

     Накануне нового учебного года была проведена информационная работа с   родителями будущих первоклассников по вопросам  организации обучения детей по новым ФГОС, обсужден проект стандартов, родителей ознакомила с образовательной программой, материально-техническими условиями, режимом работы. С ними заключён договор, закрепляющий права и обязанности всех участников образовательного процесса. При активном участии родителей учеников созданы Портфолио обучающихся, проведены мероприятия: праздник Осени, экскурсия в Дом природы, классные часы: «Азбука профессий», «Есть такая профессия- Родину защищать».

     По окончании 1 полугодия можно сделать вывод, что наши первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды. Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Таким образом,  на ступени начального общего образования осуществляется: становление основ   гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, что соответствует требованиям нового стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС. Урок русского языка "Подбор однокоренных слов"2 класс

Представлен урок русского языка по теме: "Подбор однокоренных слов" для 2 класса по прогроамме Занкова Л.В. Урок соответствует новым целям ФГОС: личностным, метапредметным и предметным. Урок сопровожд...

Мастер - класс "Диссеминация педагогического опыта в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО: современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО"

Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для учителя - это не только обязательное качество, свидетельствующее о его пр...

Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО

Значение эффективной внеурочной деятельности и ранней профподготовки для развития социальной адаптации, социального самоопределения и самореализации на премере организации внеурочной деятельности в МБ...

Планирование работы в условиях реализации ФГОС по формированию лексической стороны речи учащихся 3 класса с нарушением письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

Коррекционная работа на лексическом уровне по формированию процессов словообразования учащихся 3 класса с нарушением письма, обусловленным лексико-грамматическим недоразвитием речи. Планирование работ...

"Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения" (Выступление на МО учителей начальных классов)

Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах...