Адаптационный период первоклассников
статья (1 класс) на тему

Ширманова Елена Анатольевна

Начало обучения в школе - один из значимых моментов в жизни человека, период его качественного изменения, точка перехода к новому состоянию.  Многие педагоги и родители недооценивают те качественные изменения, которые происходят в ребёнке во время его учения. Гораздо большее внимание уделяется количественным параметрам    приобретаемых ребёнком знаний и умений. Качественные же изменения особенно значимы, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье либо подорвать его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, трудно поддаваться коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsionnyy_p._2.rar834.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Адаптационный

период первоклассников»

                     (Выступление  на  августовском семинаре – заседании РМО начальных классов)

                             

        Составитель: Ширманова Е. А.

                                                                                                         Средняя  школа № 2

                                                                                                                                            г. Малоярославец

             Начало обучения в школе - один из значимых моментов в жизни человека, период его качественного изменения, точка перехода к новому состоянию.  Многие педагоги и родители недооценивают те качественные изменения, которые происходят в ребёнке во время его учения. Гораздо большее внимание уделяется количественным параметрам    приобретаемых ребёнком знаний и умений. Качественные же изменения особенно значимы, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье либо подорвать его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, трудно поддаваться коррекции.

  Психологи проводили исследование степени адаптированности детей к условиям школы, а также уровня их тревожности.

Наиболее часто дезадаптация проявлялась в следующих сферах:

  • Трудности в школе - ожидание неудачи, неверие в свои силы, страх наказания.
  • Трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
  • Трудности во взаимоотношениях с родителями - опасения не соответствовать
    ожиданиям родителей, страх наказаний.
  • Депрессивная симптоматика.
  • Реальные и ирреальные страхи.

Детей с чисто школьной дезадаптацией оказалось намного меньше, чем с дезадаптацией, включающей и семейную ситуацию. Это свидетельствует о том, что дезадаптация в школе и в семье взаимосвязаны. Проблемы в семье нередко являются причинами школьной дезадаптации. Возможно, это следствие современного явления разбалансировки семьи и внутрисемейных отношений в условиях социально -экономической нестабильности.

Таким образом, практически половина всех младших школьников испытывает трудности адаптации к условиям школы, и это свидетельствует о том, насколько важно в этот период обращать пристальное внимание на психологическое здоровье младших школьников и на особенности психологических процессов, характерных для этого возраста.

В младшем школьном возрасте, как правило, наиболее интенсивно формируется три звена самосознания: потребность в признании, осознание прав и обязанностей, осознание времени.

Начнем с потребностей в признании. Ребенок в школе впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности. Он должен научиться соответствовать установленным в обществе нормам чтения, письма, счета для детей этого возраста. Ребенок впервые получает возможность объективного сравнения своей деятельности с другими через систему оценок, принятую в школе. Вследствие этого ребенок неизбежно впервые осознает свое « невсемогущество». А значит, появляется зависимость от оценок взрослых, прежде всего учителей. Особенно важно, что самосознание и самооценка ребенка впервые получают жесткие основания для своего развития, поскольку появляются четкие критерии успеваемости и поведения. Дети начинают оценивать самих себя с «официальных» позиций: «Я пишу красиво. Я думаю, что я хорошая».

Высокая самооценка рождается в ребенке, когда его школьная успешность соответствует внешним официальным критериям. Но ограниченность, недостаточность этих критериев оценки сказывается, когда ситуация неуспеха приводят к снижению самооценки детей. Ребенок осознает свои школьные неудачи как неумение «быть хорошим»:

«Я плохо читаю. Я плохой, но я могу исправиться».

Какое - то время у ребенка еще сохраняется вера, что он сможет стать хорошим в будущем. Постепенно эта вера пропадает: «Я плохой и исправиться не могу». Но ребенок еще хочет быть хорошим. «Я стараюсь исправиться, но мне не удается».

1

В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «стать хорошим», но и потерять стремление к этому: «Я плохой, но мне это безразлично».

Депривация потребности к признании может вызвать у младших школьников не только снижение самооценки, но и неадекватные защитные реакции. При активном типе поведения защита оборачивается агрессией, компенсируя школьную неуспешность в других видах деятельности. При пассивном же поведении появляются неуверенность в себе, застенчивость, лень, апатия, уход в фантазии или болезни -реальные или симулированные.

Если ребенок воспринимает результаты учебы, как единственный критерий собственной ценности, то он приобретает свойство «ограниченной идентичности» (Э. Эриксон):

«Я есть только то, что я могу делать».

Возникает чувство неполноценности, которая негативно влияет и на актуальную ситуацию ребенка, и может сформировать неблагоприятный жизненный сценарий.

Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания.

Другая важная задача в работе с первоклассниками - способствовать установлению атмосферы дружелюбия.

В №8 (2001г.) Министерство образования Российской Федерации направило для использования в работе письмо « Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период», подготовленное совместно с Научно-издательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук.

Помочь первокласснику преодолеть возникающие адаптационные затруднения в школе может учитель, в силах которого создание необходимых условий для быстрого и безболезненного вхождения ребёнка в школьную жизнь.

Процесс руководства психологической адаптацией первоклассников, согласно разработанной теоретической модели деятельности, включает два тесно связанных периода - предадаптационный и адаптационный.

Задачей первого периода является выявление предпосылок успешной адаптации ребёнка. Этот период включает такие этапы деятельности, как сбор и анализ необходимой информации о ребёнке, прогнозирование характера адаптации и планирование пропедевтической работы, а также характера коррекционной работы в случае серьёзных адаптационных нарушений.

Во второй период решается задача непосредственного создания условий для быстрой и безболезненной адаптации ребёнка. Этот период объединяет следующие этапы: реализацию пропедевтического подхода, наблюдение и анализ результатов адаптации детей и собственной деятельности учителя, а также осуществление коррекционной работы в случае серьёзных адаптационных нарушений.

В нашей школе для организации такого взаимодействия с ребёнком , в ходе которого создаются условия для успешного протекания психологической адаптации в условиях школы мы руководствуемся программой О.В. Хухлаевой « Уроки психологии в школе». Курс называется   « Тропинка к своему Я».

Методические средства психологической работы с младшими   школьниками

.В процессе групповой и индивидуальной работы используются различные приёмы.

1. Ролевые игры.

Роль- это функциональная форма, принимаемая человеком в ситуации взаимодействия с другими людьми. Для обеспечения психического здоровья необходимо

2

адекватное ролевое развитие. У детей нарушения ролевого развития обычно проявляются в следующем:

  • ролевая ригидность (неумение переходить из роли в роль)
  • ролевая аморфность (неумение принимать любую роль)
  • отсутствие ролевой креактивности (неумение продуцировать новые образы)
  • принятие патологических ролей

В нашей программе представлены ролевые игры трёх типов: ролевая гимнастика, психодрама, ролевые ситуации.

2.        Психогимнастические игры.

Психогимнастика в русле социально- психологического тренинга способствует формированию среды, в которой становятся возможными преднамеренные изменения.

Психогимнастические игры в нашей программе направлены на формирование у детей принятия:

  • своего имени;
  • своих качеств характера;
  • своего прошлого, настоящего, будущего;
  • своих прав и обязанностей;
  • своего пола.

3.        Дискуссионные игры.В социально-психологическом тренинге используется метод групповой дискуссии, что позволяет выявлять различные точки зрения на какую-либо проблему.

4. Эмоционально- символические методы,

В программе использованы два вида методов:

-        Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали,

интереса. В обсуждении используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. Во время рисования исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удаётся раскрыть, а процессе вербального общения.

-        Направленное рисование, т.е. рисование на определённые темы. В нашей программе

использовалось рисование при прослушивании сказок (терапевтических метафор). Дети могли рисовать всё, что приходит им в голову, при прослушивании сказок. Направленное рисование облегчает процесс самораскрытия детей и процесс принятия решений.

5.        Релаксационные методы.

Релаксация - это антипод стресса. Используем упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные техники (глубокое или ритмичное дыхание), визуально-кинестетические техники.

Примеры упражнений каждого из трёх релаксационных приёмов:

-        дети поочерёдно принимают позы зайчика, который испугался, а затем рассмеялся

(чередование напряжения- расслабления);

  • « надувание» одного общего воздушного шара до тех пор, пока он не «лопнет»;
  • просим ребёнка представить, что в левой руке у них находится лимон, постараться

выжать сок, почувствовать напряжение, затем бросить лимон и то же самое проделать другой рукой.

Темы, пройденные в первом классе:

  1. Мои чувства.
  2. Трудности первоклассника.
  3. Чем люди отличаются друг от друга.
  4. Какой Я - Какой ТЫ.

    Показателем успешности первого года психологических занятий является в первую очередь налаженная атмосфера свободного, раскованного общения детей друг с другом и с ведущим. Дети привыкают говорить о себе, о своих чувствах, желаниях, проблемах открыто и доверительно. Дети должны быть уверены, что их искренность не повредит им, не будет осмеяна, не повлечёт за собой никаких негативных оценок, и только тогда появится возможность постепенного перерастания доверительных отношений в сферу обычных школьных и домашних взаимодействий.

                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".

Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....

Организация адаптационного периода первоклассников

Материалы содержат перспективную программу организации адаптационного периода первоклассников, включая план - сетку, планирование работы педагогической поддержки первоклассников, методику проведения и...

Программа адаптационного периода первоклассников

Программа составлена для проведения адаптационного периода первоклассников. В ней имеются все материала для проведения адаптации.Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обе...

Адаптационный период первоклассника

Первый год обучения трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно ад...

"Особенности адаптационного периода первоклассников" Семинар-тренинг для родителей

Предлагаемый семинар-тренинг предназначен для родителей первоклассников и будущих первоклассников. Главная цель мероприятия – познакомить родителей с психологическими особенностями протекания ад...

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...