Главные вкладки

    Статья на тему:
    Система учебных задач, направленных на формирование УУД младших школьников

    Носова Юлия Николаевна

    В статье рассматривается система задач, направленных на формирование УУД младших школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sistema_uchebnykh_zadach.docx24.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Система учебных задач, направленных на

    формирование УУД младших школьников

    Носова Ю.Н.

    План

    1. Задача как система особого рода. Задачи практические и задачи учебные, их назначение и отличие.
    2. Система  учебных задач, её основные признаки:

    а) соответствие планируемым результатам,

    б) целостность, т.е наличие предметно-содержательных,  метапредметных  и внутрипредметных связей;

    в)  дидактическая полнота, позволяющая реализовать стимулирующую, обучающую, развивающую, воспитывающую, контролирующую, оценочную, прогностическую и коммуникационную функции учебных задач; 

    1. Создание проблемных учебных ситуаций при изучении нового материала.
    2. Задачи  на предметную и личностную рефлексию и самокоррекцию (задания-ловушки, игра «ДаНет-ка»).
    3. Дифференцированный подход к системе учебных задач на уроке: задачи для тех, кто «готов заглянуть за бугорок», и для тех, кто нуждается в педагогической помощи и поддержке.

            Литература

    1. Асмолов  Как проектировать УУД в начальной школе.
    2. Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Кузнецова М. И. Грамота: 1 класс. Методический комментарий. – М., 2005
    3. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.2003.

          Задача – это такой вопрос-задание, для ответа на который требуется выполнить одно или несколько учебных или практических действий. В процессе обучения дети решают практические и учебные задачи.  Решая практическую задачу, обучающийся изменяет объект своего действия: раскрашивает,  вычисляет, списывает, находит ответ на вопрос и т.п. Решая учебную задачу,  учащийся  определяет для себя  способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, т.е. должен выяснить:

       а)  Что и КАК следует  выполнять,

       б) где можно отыскать ответ на поставленный вопрос и как его сформулировать;

       в)  есть ли другие способы решения поставленной задачи:

      г) какие навыки я отрабатываю, чему учусь, раскрашивая, вычисляя, списывая, где и когда эти навыки мне могут пригодиться в жизни;

       д) что у меня получилось, а что не получилось и почему.

         Главным методом обучения должен стать метод создания проблемной ситуации, для решения которой необходима организация серии универсальных и предметных учебных действий.

      Рассмотрим это на примере серии учебных задач для первоклассников по разделу «Фонетика и графика».

    Задача. 
     Какие звуки есть в каждом из этих слов: станок,  кисточка, тыква?

       Решая  эту задачу, дети учатся

    1. осуществлять поиск средств для решения задачи;
    2. различать звуки и буквы;
    3. составлять звуковую модель слова;
    4. сравнивать полученные звуковые модели и находить сходные звуки
    5. проверять свой ответ, сверяя с образцом.

    Задача  
       Лена,  Серёжа и Федя  решали такую учебную задачу: «Запиши два слова, которые начинаются  буквы М, но с разных звуков».

        Лена записала слова МЫШКА и МОШКА, а Серёжа записал слова МИШКА и МЫШКА, а Федя записал слова МАМА и МИША.  Кто из них справился с задачей правильно, а кто допустил ошибку?

        Решая эту задачу, дети осваивают следующие метапредметные и предметные умения:

    1. овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
    2. учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
    3. осознают возможность существования различных точек зрения;
    4. учатся излагать своё мнение  и аргументировать свою точку зрения;
    5. учатся оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного)  разбора слов


    Задача (дети работают малыми группами по 4 - 6 человек)


    Запишите ответ на вопросы одним знаком:

    - Сколько месяцев в году?

    - Сколько пальцев на руке?

    - Сколько дней в неделе?

     
    Примечание: здесь есть "задание-ловушка", не ошибись!

        Решая эту задачу, дети осваивают следующие метапредметные и предметные умения, т.е. учатся:

    1)        принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

    2)        использовать знаково-символические средства (цифры)  для решения учебно-познавательной задачи;

    3)        понимать причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

    4)        излагать своё мнение  и аргументировать свою точку зрения;

    5)        слушать собеседника, определять общую цель и пути её достижения;

    6) различать однозначные и двузначные числа.


     Задача

      Отгадай, как меня называют.


       
     Я – капелька солнца  на тоненькой ножке.
     Плетут для меня кузовки и лукошки.
     И каждый из вас  мне готов поклониться.
     А имя дала мне родная землица.


    Подчеркни в этой загадке слово, которое поможет себя проверить.

        Решая эту задачу, дети овладевают следующими метапредметными и предметными умениями:

    1. навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами;
    2. логическими действиями сравнения, анализа, построения рассуждений;
    3. учатся строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.


    Задача 
        Где  и как можно узнать, чем кузовок от лукошка отличается?  

        Решая эту задачу, дети овладевают следующими метапредметными и предметными умениями:

    1. рассматривать разные варианты решения;
    2. определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    3. пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

         Итак, на примере дидактического материала, представленного выше, видно, что учебная задача решается посредством системы учебных действий, которые позволяют учащимся моделировать и изучать это исходное отношение, выделять его в частных условиях, контролировать и оценивать процесс решения учебной задачи.

       Осваивая учебный материал с помощью учебно-практических и учебно-познавательных задач, младшие школьники учатся :

         а) переносить  ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

         б) видеть  проблемы в знакомой ситуации;

         в) комбинировать ранее усвоенные способы  в новый;

         г) рассматривать  разные варианты решения,

         д)  доказывать суждения;

         е) использовать методы  сравнения, сопоставления, обобщения.

           Ряд требований к учебным задачам.

    Во-первых, конструировать набор задач, а не отдельную задачу.

    Во-вторых, составляя систему задач, стремиться к достижению не только ближайших, но и отдаленных целей.

    В-третьих, обеспечивать усвоение системы средств, необходимой для решения задач разных классов.

    В-четвертых,  конструировать учебную задачу надо так, чтобы усваиваемые средства деятельности выступали как прямой продукт обучения; реализация этого требования предполагает в том числе рефлексию, то есть сознательную оценку учеником результатов действия и дальнейших планов деятельности.

        Три главных признака системы учебных задач:

    1) соответствие планируемым результатам;

    2) целостность, т.е наличие предметно-содержательных,  метапредметных  и внутрипредметных связей;

    3)  дидактическая полнота, позволяющая реализовать стимулирующую, обучающую, развивающую, воспитывающую, контролирующую, оценочную, прогностическую и коммуникационную функции учебных задач.

        Важнейшим принципом построения современного урока является дифференцированный подход к обучению, который реализуется с помощью введения  заданий разного уровня сложности. Учитель имеет возможность выбирать задания в зависимости от уровня подготовленности и от темпа работы обучающихся. Ребятам с высоким уровнем готовности и быстрым темпом работы предлагаются задания из рубрики «Сообрази» Учащимся с низким уровнем готовности  предлагаются задания из рубрики «педагогическая поддержка», выполняемые с опорой на тетради для индивидуальной работы. Хорошо подготовленные ученики с первых уроков имеют возможность сами выбирать задания, которые они хотят выполнять. Дети, нуждающиеся в педагогической помощи,  работают под руководством учителя.

       Развивающий эффект такой организации работы заключается в том, что дети должны сами понять принцип построения задания, пользуясь условными обозначениями учебника. Это способствует овладению основами учебной деятельностью, так как, сталкиваясь с той или иной учебной задачей, дети должны понять, в чём заключается задание и как его нужно выполнять.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»

    Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Учебный проект как способ формирования УУД младших школьников в рамках реализации УМК «Перспективная начальная школа»

    Проект, способствующий внедрению проектной методики в рамках реализации программы "Перспективная начальная школа". Фгос....

    Нестандартные задачи как средство формирования УУД младших школьников

    Материал данной публикации адресован учителям, работающим по УМК "Перспективная начальная школа", и поможет в  работе  по формированию УУД первоклассников посредством решения нестандартных з...

    Метапредметное занятие, направленное на формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Тема занятия "Алгоритм взаимодействия в группе"

    Технологическая карта метапредметного занятия Тема: Алгоритм взаимодействия в группеЦели учителя: организовать учебную деятельность по усвоению  обучающимися алгоритма взаимодействия в групп...

    Упражнения, направленные на формирование у младших школьников орфографических умений на основе принципа дифференциации значений

    Умение сознательно путем рассуждения решать орфографические задачи – это лишь необходимая предпосылка грамотности. Действительно грамотный человек не размышляет во время письма над тем, почему он пише...

    «Система учебных задач, направленных на формирование у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка»

    Основы формирования «умения учиться» закладываются в период начального обучения ребенка в школе: полученный в это время опыт во многом предопределяет успешность обучения личности в течение всей послед...