Патриотическая направленность в формировании личности младшего школьника на этнокультурном материале
статья на тему

Чеботарева Елена Алексеевна

В ФГОС второго поколения среди наиболее важных задач воспитания называются такие, как «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры…». В национальной доктрине образования РФ в качестве цели современного образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение  и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью». Проведенный анализ современных психолого-педагогических исследований, рассматривающий вопросы нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях русского народа, показывает, что данная проблема не нашла в них должного отражения. В работах по этой проблеме отражены разные аспекты деятельности педагога, но не представлена целостная система воспитания в начальной школе на русском материале. Кроме того, данный анализ позволил выявить противоречие между имеющимся богатым нравственным потенциалом традиций русского народа и недостаточной научно-методической разработанностью его использования в педагогической теории и практике.Источниками и средствами воспитания детей в русской народной педагогике могут быть....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriot_napravl_na_etnokult.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическая направленность в формировании личности  младшего школьника на этнокультурном материале

     На современном этапе преобразования российского общества, характеризуемого изменениями во многих сферах жизнедеятельности человека, образование, как всеобщая категория и ценность, выступает силой, влияющей на духовную жизнь общества. Проблемы социального прогресса и сохранения самоценности личности оказываются в непосредственной взаимосвязи. Гуманистическую педагогику, возрождение испытанных и проверенных временем народных традиций воспитания можно рассматривать в качестве важнейшего фактора и механизма совершенствования его гуманистической сущности.

     Рассмотрим законодательную базу этой проблемы. В законе РФ «Об образовании» сформулирован главный принцип государственной политики в области образования: «…гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей…, воспитание гражданственности, трудолюбия…, любви к окружающей природе, Родине, семье». В ФГОС второго поколения среди наиболее важных задач воспитания называются такие, как «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры…». В национальной доктрине образования РФ в качестве цели современного образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение  и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью». В этой связи перед образованием ставятся следующие задачи: «… сохранение и поддержка этнической самобытности России, гуманистических традиций ее культуры, интеграция российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций».

     Таким образом, сохранение и возрождение духовно-нравственных основ многонационального государства становятся стратегической линией развития Российского государства, где поликультурность и национальное своеобразие являются интегрирующей основой, создающей условия развития всех сфер жизни. В сою очередь, образование, являясь системообразующим механизмом функционирования и главным фактором прогрессивного развития государства и общества, отражает гуманистические идеалы поколений и определяет личность гражданина. Не случайно в последние годы усилилось внимание к воспитательным функциям образовательных учреждений. Школа, «сея разумное, доброе, вечное», обращается к опыту поколений, к народным гуманистическим традициям воспитания, где нравственность ставилась превыше всего: «Добрые поступки вершить – чистой душе быть».

     Вопросы нравственного воспитания находили освещение в трудах древних ученых (Аристотеля, Демокрита, Сократа). Позднее проблема использования народных традиций в воспитании младших школьников изучалась Я.А.Коменским, К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым, А.С.Макаренко, другими педагогами. На сегодняшний день концептуальные положения нравственного воспитания на основе народных традиций разработаны в научных трудах  И.А.Блинкова, Л.И.Божович, Г.И.Волкова, Т.Е.Конниковой. На этапе переоценки общечеловеческих ценностей и роста национального самосознания народов большое практическое значение приобретает проблема использования этнопедагогических средств педагогики. Подтверждением этому служат слова академика Г.Н.Волкова: «Очень высокая ставка на национальную культуру воспитания в современном мире естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически является условием и национального возрождения. Это основа основ».

     Проведенный анализ современных психолого-педагогических исследований, рассматривающий вопросы нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях русского народа, показывает, что данная проблема не нашла в них должного отражения. В работах по этой проблеме отражены разные аспекты деятельности педагога, но не представлена целостная система воспитания в начальной школе на русском материале. Кроме того, данный анализ позволил выявить противоречие между имеющимся богатым нравственным потенциалом традиций русского народа и недостаточной научно-методической разработанностью его использования в педагогической теории и практике.

     Как следствие, в реальной жизни мы сталкиваемся с тем, что современные дети недостаточно знают свою культуру, родной язык, историю Российского государства, поэтому не могут в полной мере понять национальные отечественные и общечеловеческие нравственные ценности, на «прикипают» к родной земле. Забвение национальных педагогических традиций может привести  к тому, что люди перестанут оберегать родную землю, ее святыни, у них не будет потребности соотносить себя с судьбою своего народа, уважать старших, почитать родителей, и это будет порождать безразличие к судьбе Родины, к соотечественникам, что приведет общество к потере национальных нравственных ценностей. Противостоять этому «нравственному беспамятству» может народный педагогический опыт воспитания, в котором естественными были единство человека и природы, человека и рода, личности и народа, где более всего ценились родители, семья, община, народные традиции. А в традициях любого народа честь, дружба, труд, любовь, ум, здоровье составляют гуманистические ценности. Поэтому творческое применение этих народных заповедей – важнейшее условие развития патриотизма у подрастающего поколения.

     Существенный признак воспитания на этнокультурном материале –  самоочевидность, т.е. «легкость» использования им ценность. Ведь когда традиции соблюдаются регулярно, они превращаются в привычку, устойчивый стереотип поведения. Источниками и средствами воспитания детей в русской народной педагогике могут быть:

  1. Устное народное творчество (эпос, сказки, пословицы, поговорки, прибаутки, считалки, скороговорки, песни, шутки, частушки и т.п.);
  2. Традиции хозяйственной деятельности (народные ремесла, рукоделие);
  3. Социальные явления (русский язык, письменность);
  4. Семейно-бытовые отношения (культ предков, роль родителей, взаимоотношения со старшими, родственниками, соседями);
  5. Традиции отдыха (праздники, различные ритуалы, конкурсы, игры).

     Использование этих средств в воспитательной работе с младшими школьниками естественным образом включает их в «проживание» культурных традиций народа. При этом полезно ориентироваться на критерии и уровни патриотической нравственной воспитанности младшего школьника:

Критерий

Свойства

Показатели

Интеллектуальный критерий (нравственное сознание),

отражает информированность личности в области культуры, морали, наук, этики и т.д.

умение давать оценку фактам и явлениям общественной жизни; способность и готовность отстаивать идейно-нравственные взгляды и убеждения в конкретных жизненных ситуациях; осведомленность младших школьников о нравственных понятиях, нравственных ценностях общества, нормах нравственного поведения, знание сущности, понятий и категорий нравственности

мотивационный критерий (нравственный поступок)

показывает характер совершаемых поступков, выражающийся в отношениях, соблюдении нравственных норм и правил поведения.

соответствие поведения учащихся приобретенным знаниям; социально обусловленные отношения младших школьников к материальным и духовным ценностям, окружающей действительности; содействие учащихся сплочению коллектива; положительное влияние учащихся на окружающих; сформированность привычек нравственного поведения, реализация нравственных ценностей в ситуации свободного выбора;

эмоциональный критерий (нравственные чувства)

дает возможность оценить осознанное отношение личности к тому или иному виду деятельности

намерения и мотивы поступков учащихся, умение сопереживать, сочувствовать окружающим, проявление милосердия и сострадания.

План воспитательной работы с коллективом учащихся младших классов может сдержать такие мероприятия:

Мероприятия

Дата проведения

Работа православного лектория для учащихся и родителей по теме: «Православные праздники»

  1. Рождество Христово
  2. Крещение
  3. Сретение
  4. Вербное воскресенье
  5. Пасха – праздник праздников
  6. Троица
  7. Масленица: «Ну-ка, вспомним о былом – как гуляли всем селом». Прощеное воскресенье
  8. Благовещение



Январь

Январь

Февраль

Апрель

Май

Июнь

Март

 

Апрель

Оформление уголков «Я – частичка России» в классных комнатах, школьной библиотеке

Сентябрь-октябрь

Цикл бесед  «О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, поэт, зодчий, певчий)»

1 раз в четверть

Конкурсы рисунков, плакатов на тему «Россия – Родина моя»

1 раз в четверть

Составление родословной своей семьи

Весь период

Изготовление пасхальных сувениров

Апрель

Сбор атрибутов национальной русской  культуры в школьный музей

Весь период

Экскурсии в этнографический музей, экскурсионные поездки по святым местам Белогорья  

Весь период

Разучивание игр, колядок,  праздничных ритуалов

Весь период

Конкурсы народных загадок, пословиц, скороговорок, сказочных постановок, песен, частушек, танцев

1 раз в четверть

Исследовательская работа «Рукодельницы и мастера нашего края (села, города)»

Сентябрь-ноябрь

Семейные  праздники и чаепития

По графику

Выставка творческих работ «Россия рукодельная»

С января

Уроки нравственности

Весь период

 Таким образом, на сегодняшний день педагог начального звена имеет массу возможностей для воспитания у детей патриотизма и нравственности на основе этнокультурного материала.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система учебных задач, направленных на формирование у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка»

Основы формирования «умения учиться» закладываются в период начального обучения ребенка в школе: полученный в это время опыт во многом предопределяет успешность обучения личности в течение всей послед...

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на краеведческом материале Белгородчины

Современные образовательные технологии как средство реализации в начальной школе системно - деятельностного подхода...

Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

Доклад «Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия патриотической направленности, основанное на краеведческом материале на тему: "Северная тундра – Родина моя!"

Историческое краеведение – это система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленная на познание исторических культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразры...

Статья "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

В статье идёт речь о патриотизме как нравственной ценности. Идея патриотического воспитания во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его ...

Система внеклассных воспитательных мероприятий направленных на формирование патриотических чувств обучающихся 3 класса.

Очень важной задачей современной школы является патриотическое воспитание детей, так как именно в этом возрасте, легче всего начать прививать детям чувство патриотизма. Целенаправленная деятельность в...

Учебно- методическое обеспечение воспитательного проекта "Кто такой патриот?", направленного на формирование патриотических чувств у обучающихся 2 класса

Предлагаемое учебно-методическое обеспечение воспитательного проекта «Кто такой патриот?» посвящено проблеме внедрения в школьную образовательную практику метода проектов во внеурочной дея...