ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
статья на тему

АНТАЛЬ НАТАЛЬЯ ГЕННАДИЕВНА

 Информационные технологии активно врываются в нашу жизнь, охватывая все новые и новые сферы. Вот уже и до начальной школы добрались. Что это? Дань педагогической моде или назревшая необходимость?

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 Реферат.  

            Цель: совершенствование форм и методов организации учебного процесса  в области информационных технологий с целью развития  личности каждого учащегося.

            Задачи: познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приемам организации и планирования учебной (и других видов) деятельности при решении поставленных задач; дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных технологиях; дать школьникам представление о современном информационном обществе.

            Результаты. Информационная технология применяется с 2008 года. Срок еще не большой. Но следует отметить, что некоторые результаты достигнуты: создаются условия для формирования информационной компетентности учащихся  за счет проведения уроков с применением информационных технологий (учащиеся выдвигают  гипотезы для решения проблем; формируется умение собирать информацию  и передавать ее; учащиеся делают обобщения, устанавливают закономерности; пытаются делать аргументированные выводы; обучающиеся осознают, где могут быть применены полученные ими знания).

 

                                                         

                                                                   Введение.

 

            Информационные технологии активно врываются в нашу жизнь, охватывая все новые и новые сферы. Вот уже и до начальной школы добрались. Что это? Дань педагогической моде или назревшая необходимость?

            Если под компетентностью понимать уже состоявшееся качество (или совокупность качеств)  личности  и его минимальный опыт деятельности в какой – либо сфере, то можно говорить о том, что компетентность ребенка  начинает формироваться еще до достижения им  школьного возраста. Поэтому школа не начинает, а скорее продолжает сопровождение ребенка в процессе формирования его как компетентной личности. Важно, чтобы этот процесс проходил в наиболее благоприятных условиях.

             Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Этим обеспечивается плавная смена деятельности, при этом обучение делается неформализованным и интересным.

             Использование богатых графических, звуковых, интерактивных  возможностей компьютера создает благоприятный фон на занятиях, способствуя развитию учащихся как бы незаметно, играючи.

             Приходя в школу, ребята спрашивают: «А у нас сегодня будет урок в компьютерном классе?»  Или: «Ура! У нас сегодня было три урока в компьютерном классе!» Глаза детей на уроках в компьютерном классе «горят», а на обычном уроке - скучны. В  урок включаются все, все стараются поднять руку для ответа, а на обычном уроке кто–то старается не думать.   И это  значит, что еще до урока и на уроке есть учебная мотивация, развивать и поддерживать  которую – одна из творческих задач учителя.

               Моя творческая задача – создать условия для развития сельского ребенка, может быть, часто далекого от  современных новшеств, доступных городскому ученику.  Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал, что успешно реализуется от сформированности у учащихся познавательных интересов.

                Приоритетом  современного образования должно быть обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Личность  ученика становится центром внимания педагога. На смену модели «образование – преподавание» пришла модель «образование – взаимодействие».

                                             

                                                    Образовательная технология.

                «Образование, состоящее из обучения и воспитания призвано, прежде всего развивать личность. Обучение ребенка должно вести за собой его развитие – только в этом случае его можно признать хорошим» (Л. С. Выготский). Развитие понимается  как общее развитие личности: ответственность, самореализация, рефлексивность. Для развития базовых функций личности необходима организация учебного процесса, основанного на знании и учете закономерностей жизни растущей и развивающейся личности. Такая работа учителя требует: технологического обеспечения в виде специально подготовленных  образовательных программ.

                В 70-х годах текущего столетия возникло понятие информационной технологии. Под информационными технологиями  обучения понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением  компьютерно – программных  средств. В этом свете информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных  с насыщением  образовательной системы информационными средствами (компьютерами, аудио и видеосредствами), информационными технологиями и информационной продукцией.

            При этом опираемся на позиции, выделяемые  А. А. Леонтьевым: процесс обучения есть всегда обучение деятельности либо предметно – практическим действиям, либо умственным.

             Основными факторами применения новых информационных технологий являются: знание педагогических возможностей новых информационных технологий  и умения  работать с ними; адекватная или заниженная  (критическая) самооценка собственной деятельности по использованию новых информационных технологий; первоочередная значимость мотивов применения новых информационных технологий (требования современного общества к новому качеству образования); подготовленность пользователя (педагога или ученика) к их применению.

 

                                       

                                               Формы использования компьютера.

            Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа с машинами.

             Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала. «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким–нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету… » (К. Д. Ушинский)

             В рамках урока открывается перспектива использования разнообразных новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и аудиуально: большое количество иллюстраций, художественные и «наложенные» на изображение музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения учебного материала, подающегося наглядно, динамично, зрелищно.

             Освоение и применение учителем новых технологий не может не вызвать у учащихся интереса, уважения, желания обмениваться информацией с учителем и одноклассниками. Таким образом, исподволь формируется новый стиль отношений с учителем, с одноклассниками, когда процесс передачи информации идет не от одного ко многим, а от всех ко всем. Технология предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они сами обучают друг друга. Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда сами будут стремиться узнать. А что же дальше? Согласуем темп, ритм, сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они сами почувствуют  свою успешность и сами захотят ее подкрепить. «Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам» (А. Гин) Наш идеал – чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой эффективности своего труда! Наш идеал, как и всякий другой недостижим. Но стремиться к нему полезно.

            Возможность использования новых методов не только в процессе обучения, но и при систематизации знаний и контроле.

            Энциклопедичность содержания, развивающего эрудицию пользователя в  различных областях.

            Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения: появляется возможность увеличить объем выполнения тренировочных  упражнений, сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания.

            Включение компьютера на уроке повышает интенсивность обучения: появляется возможность увеличить объем выполнения тренировочных упражнений, сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания.

            Создается особая обстановка, позволяющая обучающемуся пережить ситуацию успеха с достижении учебных целей: перед машиной ребенок не боится допустить ошибку, не боится быть неправильно понятым.  

            Системная работа по использованию интегрированного обучения  информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, умение добывать нужные им знания, применять их в жизненных ситуациях.

            Применение компьютера влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность проявить оригинальность и индивидуальность мысли, фантазию и творческие способности не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.

            Таким образом, с помощью мультимедийных уроков решаются не только задачи урока, но и общеучебная задача формирования ИКТ компетенций младшего школьника. Сегодня ученикам известны различные источники информации, но ребята не знают, как ею воспользоваться  для собственного развития. Эффективное использование  информации предполагает не только знание, но и понимание того, что знаешь. Этому надо учиться. Чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Что значит работать со знанием? Это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения. При условии, что мультимедийные уроки проводятся в системе, и каждый ученик время от времени выполняет индивидуальные задания на компьютере, в курсе начальной школы могут помочь учащимся в овладении навыками работы с компьютером от манипуляций мышью в 1 классе до создания  буклетов, презентаций и учебных фильмов в четвертом классе. Одновременно идет формирование общеучебных умений и навыков: межличностная коммуникация; оценка, отбор и переработка информации; развитие способности планировать и принимать решение, развивающее творческое мышление.

            «Общеучебными умениями школьник может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения.» (Ю. А. Канаржевский), т. к. общеучебные умения  - это базисные, фундаментальные способы деятельности, отражающие и обслуживающие основные стороны учебного труда школьника.

                                                                                 Заключение.

            Содержательные и целенаправленные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность и имеют определенные преимущества для учащихся:

  • формируется информационная культура учащихся, способных грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения проблем факты, анализировать их, выдвигать гипотезы, решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, сопоставлять варианты решения задач, делать аргументированные выводы, применять их для выявления  и решения новых проблем);
  • развивается умение обучающихся самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их рационального решения, используя современные информационные технологии;
  • обучающиеся четко осознают, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности; самостоятельно работают над развитием собственного интеллекта, культурного уровня и информационной компетентности;

Формирование и развитие компетентной личности – процесс, который не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению.  

                                                  Использованная литература:

  1. И. В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно – воспитательного процесса в школе. – Волгоград: Учитель. 2008.
  2. О. В. Рыбъякова. Информационные технологии на уроках в начальной

школе. – Вогоград: Учитель. 2008.

  1. М. А. Смирнова. Уроки математики с применением информационных

технологий (1 – 4 классы). – М.: Глобус. 2008.

  1. Т. А. Кулябина. Программа повышения качества образовательного

процесса в начальной школе на 2005 – 2010 г. г. // Завуч начальной школы – 2009 - № 3.

  1. Н. А. Каретникова. Опыт реализации современных педагогических технологий в преподавании предметов начальной школы. – Сыктывкар.

2008.

6. А. А. Гин. Приемы педагогической техники. М.: Вита – Пресс. 2007.

           

                                                            Приложение

                                                             

                                                               Тезаурус

            -Компетентностный подход – это видение и понимание сущности образования и воспитания сквозь призму базовых понятий – компетенции и компетентности.

             -Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

            -Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенции, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

            - Ключевые компетенции – компетенции, относящиеся ко многим социальным сферам.

                                                     Ключевые компетенции

  1. Ценностно–смысловая компетенция: умение видеть и понимать мир;

 осознание своей роли и предназначения; умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; умение быть гражданином и патриотом.

  1. Общекультурная компетенция: знание традиций, национальной культуры,

 культуры отдельных народов; освоение научной картины мира; умение эффективно организовывать свободное время; владение основами семейных, социальных, общественных явлений.

  1. Учебно–познавательная компетенция: умение добывать знания

непосредственно из реальности; владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем; умение отличать факты от домыслов; использование вероятностных, статистических методов познания.

  1. Информационная компетенция: умение пользоваться компьютерными

источниками информации, энциклопедиями, словарями. Умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую литературу; составление плана, тезисов, статей, сценариев.

  1. Социально – трудовая компетенция: владение опытом в сфере гражданско –

общественной деятельности; в социально – трудовой сфере; в сфере семейных отношений; минимальными навыками, необходимыми для жизни в современном обществе.

  1. Компетенция личностного совершенствования: владение способами

деятельности в непрерывном самопознании, самосовершенствовании; развитие необходимых современному человеку личностных качеств; формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения, здорового образа жизни.

  1. Коммуникативная функция: способность вступать в общение с целью быть

понятым; умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, вести дискуссию, аргументировать, доказывать.

             

             ИКТ  - информационно компьютерная технология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы

В течение пяти лет я работала над темой "ИКТ в начальной школе". Предлагаю Вашему вниманию описание своего скромного опыта....

Информационные технологии в образовательном процессе и риски

Статья  "Информационные технологии в образовательном процессе и риски" о использовании информационных технологий в образовательном процессе, о плюсах и минусах новой технологии. В ней содержатся ...

Информационные технологии в образовательном процессе .Материал Конференции

В статье говорится о ИКТ технологии в образовательном проссе( школе). Автор показывает преимущества новой технологии в настоящий момент, что даёт это ученикам и обучающимся. Данный материал  публ...

Статья "Информационные технологии в образовательном процессе"

Данная статья - это результат моей работы за три года. В статье делюсь своим мненение о том, какую роль играют информационные технологии на современном этапе в образовании....

«Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»

Опыт работы на тему «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В современных условиях  без новых информационных технологий уже невозможно представить школу. И сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использов...

Современные информационные технологии в образовательном процессе

Вся учебная и воспитательная работы образовательного учреждения направлена на то, чтобы сформировать культуру ребенка, вырастить общительных, нравственно- зрелых и развитых лю...