МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации творческой мастерской «Рукастики» в группе продленного дня
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Лис Надежда Анатольевна

Программа дополнительного образования Творческая мастерская «Рукастики» для детей 8-9 лет рассчитана на 1 год обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации творческой мастерской «Рукастики»

в группе продленного дня

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Гимназия №205

Фрунзенского Административного района

Санкт-Петербурга

Согласовано

__________________

__________________

«__» _________ 2014

                                    Утверждено

__________________

__________________

«__» _________ 2014

Программа дополнительного образования Творческая мастерская «Рукастики» для детей 8-9 лет рассчитана на 1 год обучения.

                                                Авто программы: Н.А. Лис

Санкт-Петербург

2014

Пояснительная записка

Различные виды рукоделия являются одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из различных материалов искусно и художественно выполняются с помощью машин, многие предметы быта не теряют своей прелести и изящества, если они сделаны вручную.

В рукодельных работах находят отражение национальные особенности тех или иных народностей. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей.

В процессе занятий, приобретенные знания и навыки детьми по лепке из соленого теста составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по оформлению интерьера.

Новизна и актуальность данного курса состоит в том, что дети младшего школьного возраста приобретают практические знания и навыки в работе с различными материалами и предметами быта, использование поделок в украшении помещений и в качестве сувениров, экономного расходования материалов.

В процессе работы дети используют знания, полученные на уроках математики, природоведения, ИЗО. Им представляются большие возможности в выборе сюжетов или мотивов, цветового решения той или иной композиции. Педагог предлагает учащимся темы работ в соответствии с их интересами и возможностями.

Цель: формирование у учащихся заинтересованного отношения к ручному труду в процессе обучения различным видам лепки.

Задачи:

Образовательные

  1. Познакомить учащихся с различными видами декоративно-прикладного творчества.
  2. Вырабатывать умения и навыки в работе, используя различные виды лепки.
  3. Познакомить учащихся с историей развития лепки.
  4. Формировать умение и навыки по украшению изделий бытового характера и оформлению интерьера.

Развивающие

  1. Способствовать развитию индивидуальных способностей
  2. Способствовать развитию творческой интуиции ребенка
  3. Развивать воображение, внимание, глазомер, соблюдение пропорций, восприятие цвета и его преобразования.

Воспитательные

  1. Воспитывать любовь к прекрасному, точности, аккуратности, усидчивости, стремление довести начатое дело до конца.
  2. Учить детей понимать и гордиться произведениями умельцев нашей Родины.

Условие реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. В коллектив принимаются дети 8-9 лет, без специальной подготовки. Занятия проходят в группах по 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа.

Форма организации деятельности детей:

  • Групповое занятие;

Формы проведения занятий:

  • Консультации;
  • Экскурсии;
  • Творческие выставки;
  • Игры, викторины

Методы работы с учащимися:

  • Словесные (беседы, рассказы, инструктаж);
  • Наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, примеров работы, работа по образцу)
  • Практические (выполнение индивидуальных работ по заданной теме, творческих и коллективных работ)

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Примечания

1.

Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства

4

2

2

2.

Технология приготовления и окрашивания соленого теста

5

1

4

3.

Техника и порядок выполнения простых деталей

25

4

21

4.

Использование метода наложения и предварительного изготовленных отдельных деталей

12

1

11

5.

Создание фактуры поверхности

5

1

4

6.

Использование часноко-выжималки и ситечка

7

1

6

7.

Скрепление деталей между собой

4

1

3

8.

Применение всех видов техники в лепке изделий. Оформление изделий и композиций.

36

2

34

9.

Изготовление сувениров и композиций с использованием защитных составов

10

1

9

Итого:

108

14

94

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты

К концу обучения учащиеся должны знать:

  • Историю развития лепки;
  • Технологию приготовления соленого теста;
  • Порядок работы над изделием;
  • Критерии качества выполненной работы.

Уметь:

  • Выполнять различные отдельные детали;
  • Использовать метод наложения;
  • Соблюдать пропорции изделий;
  • Создавать фактуру поверхности;
  • Украшать изделие дополнительными элементами.

Критерии и формы оценки качества знаний:

  • Контрольное занятие
  • Олимпиада
  • Викторина
  • Отчетная выставка

Материально-методическое обеспечение

Материальное обеспечение:

  1. Мука
  2. Соль
  3. Вода
  4. Обойный клей
  5. Крахмал
  6. Пищевые красители
  7. Стеки
  8. Чесноковыжималки
  9. Ситечки
  10. Скалки
  11. Кисточки
  12. Формочки для вырезания теста
  13. Фольга
  14. Небольшие ножички
  15. Штампики
  16. Полотенца
  17. Тесьма
  18. Шнуры

Методическое обеспечение:

  1. Иллюстративные материалы
  2. Образцы изделий
  3. Образцы различных отдельных деталей
  4. Коллекция тканей, рамок
  5. Коллекция натуральных материалов

Содержание программы

п/п

Тема и ее содержание

1.

Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства:

  • Виды декоративно-прикладного искусства. История развития русской лепки, керамического промысла;
  • Инструменты и приспособления. Ассортимент дополнительных натуральных материалов для композиций;
  • Санитарно-гигиенические требования. Техника безопасности при работе с различными инструментами;
  • Керамические игрушки, предметы русского быта, элементы оформления интерьера.

2.

Технология приготовления и окрашивания соленого теста:

  • Смешивание компонентов;
  • Подбор сортов компонентов;
  • Использование добавок для улучшения качества;
  • Вымешивание теста, технология выполнения. Приемы обучения;
  • Введение дополнительного цвета с использованием какао-порошка или растворимого кофе. Способы выполнения;
  • Окрашивание теста пищевыми красителями. Приемы работы;
  • Подбор цветов. Способы смешивания цветов. Технология выполнения;

3.

Порядок работы и техника выполнения простых деталей

  • Подготовка поверхности;
  • Подбор размеров изготавливаемой композиции;
  • Соблюдение пропорций;
  • Изготовление колобка, лепешки. Примеры работы. Выполнение образцов;
  • Изготовление колбаски, ленточки. Примеры обучения. Способы выполнения;
  • Изготовление кулечка. Примеры работы. Выполнение образцов;
  • Изготовление спирали, рюшечек. Технология выполнения;
  • Изготовление фигурок цветов, листьев. Технология выполнения. Примеры обучения. Способы выполнения.

4.

Использование метода наложения и предварительно изготовленных отдельных деталей

  • Использование фольги и бумаги для уменьшения веса изделий;
  • Использование метода наложения для объема деталей. Способы обучения и способы выполнения;
  • Использование подпорок (фольги, зубочисток, спичек);
  • Использование в работе над основной частью изделия предварительно изготовленных отдельных деталей. Способы закрепления;
  • Соблюдение пропорций. Практическая работа по соблюдению пропорций.

5.

Создание фактуры поверхности

  • Нанесение рисунка при помощи штампиков. Выполнение образцов;
  • Нанесение отпечатков предметами с выпуклым рисунком. Примеры работы. Выполнение образцов;
  • Различные методы нанесения рисунка. Приемы работ;
  • Комбинирование рисунков. Различные способы. Выполнение образцов.

6.

Использование чесноковыжималки и ситечка

  • Использование чесноковыжималки для имитации прически. Процесс выполнения различных причесок;
  • Изготовление сувениров с использованием различных причесок;
  • Использование ситечка для имитации шероховатой поверхности меха. Технология выполнения одинаково четкой фактуры;
  • Изготовление сувениров. Технология выполнения фактуры.

7.

Скрепление деталей между собой

  • Скрепление небольших элементов с помощью влажной кисточки. Способы закрепления;
  • Скрепление крупных деталей с помощью зубочистки. Практическая работа по соединению двух деталей;
  • Изготовление сувениров с использованием методов скрепления деталей.

8.

Применение всех видов техники в лепке изделий. Оформление изделий и композиций.

  • Различное изгибание колбасок и ленточек. Приемы обучения;
  • Скручивание «лапши» (изготовленной с помощью чесноковыжималки) в 4 сложения. Технология выполнения;
  • Изготовление разных форм и размеров в разных положениях. Способы обучения и способы выполнения;
  • Придание объема. Технология выполнения;
  • Нанесение декоративных элементов. Приемы обучения;
  • Подбор основы для оформления изделий;
  • Подбор рамки;
  • Комбинирование фона. Способы выполнения;
  • Использование тканей, мешковины. Процесс отделки тканей;
  • Использование акриловой краски для покраски оргалита. Способы нанесения;
  • Изготовление самодельной тесьмы из цветных ниток. Разновидности нитей. Приемы обучения;
  • Использование кружев, тесьмы для оформления композиций. Способы выполнения и способы обучения;
  • Приклеивание основы из ткани и рамки к оргалиту с использованием клея ПВА. Технология выполнения;
  • Склейка изделий с использованием различных дополнительных материалов с использованием клея «Момент». Технология выполнения;
  • Изготовление сувениров и использованием всех видов техники в лепке, а так же с использованием ниток, кружева, тесьмы и шнура.

9.

Изготовление сувениров и композиций с использованием защитных составов

  • Защита изделий глянцевыми, полуглянцевыми и матовыми лаками. Приемы работы;
  • Обработка изделий универсальной грунтовкой. Приемы работы;
  • Изготовление сувениров и композиций, их назначение. Контроль качества;
  • Урок-конкурс на лучшее изготовление сувенира с использованием различных приемов лепки;
  • Игра по станциям;
  • Отчетная выставка.

Примечание к содержанию программы:

В каждую тему занятия включена теоретическая и практическая части, сообщение технико-технологических сведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации творческой мастерской "Музыкальная гостиная"

Трудно переоценить значение музыки в формировании и воспитании личности. В. Сухомлинский говорил: «Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».Что значит в...

Методические рекомендации по проведению творческой мастерской "Нетрадиционные виды рисования"

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по проведению творческой мастерской "Нетрадиционные виды рисования" по организации досуговой деятельности в каникулярное время д...

Методическая разработка "Организация самостоятельной деятельности воспитанников в группе продленного дня. Рекомендации по самоподготовке для учащихся"

В методической разработке "Организация самостоятельной деятельности воспитанников в группе продленного дня. Рекомендации по самоподготовке для учащихся" говорится об эффективности  само...

Методические рекомендации по организации и проведению прогулок в ГПД. Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)

Что такое прогулка?Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРОГУЛКА" -пребывание,  хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние для отдыха, разв...

Методические рекомендации для организации школьного методического объединения учителей начальных классоветодические рекомендации для организации школьного методического объединения учителей начальных классов

Методические рекомендации для организации школьного методического объединения учителей начальных классоветодические рекомендации для организации школьного методического объединения учителей начальных ...