Формирование универсальных действий учащихся на уроках русского языка.
статья (2 класс) на тему

Тарасова Марина Николаевна

В статье содержатся варианты заданий по русскому языку по формированию универсальных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.odt23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Часто мы слышим: "Ребенок познает мир". Познавая окружающий мир, ребенок активно изучает его. Что значит активно? Трогает, пробует на вкус, вдыхает запах, ломает, строит, задает вопросы, то есть совершает какие –то действия с предметами или явлениями в окружающей среде. Совершает их, потому что ему это интересно, а если интересно, то он хочет узнать, как это устроено, из чего состоит. Для этого ребенок будет находить способ, который поможет ему что-то узнать. При этом ребенок испытывает много трудностей, препятствий в своих действиях. От активного процесса познания у ребенка быстро формируются новообразования. Формирование универсальных учебных действий составляет важную задачу образовательного процесса и составляет неотъемлемую часть фундаментального ядра общего образования.

Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Овладение универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий предлагаются следующие задания:

Типовые задачи

(задания)

Регулятивные целеполагания

Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»

Регулятивные планирования.

«Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?»

Регулятивные осуществления учебных действий.

«Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…», поиск лишнего слова, выделение двусложных и трехсложных слов, объяснение способа действия при делении слов на слоги, обозначение гласных звуков и сравнение своих результатов деления на слоги с обозначением гласных звуков (количество гласных с количеством слогов)

Прогнозирование:

Регулятивные прогнозирования

«Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»

Контроль и самоконтроль:

Регулятивные контроля и самоконтроля.

Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в

образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…», «Проверь вывод по…»

Коррекция:

Регулятивные коррекции

«Установи правильный порядок предложений в тексте»

Оценка:

.

Регулятивные оценки

«Герои выполнили задание. Оцени их работу...», «Правильно ли оценил выполнение своего задания герой?..», «По каким критериям герои оценивали свою работу?», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно…». Однако систематическая работа даёт свои результаты, и сейчас первыми звучат слова «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно

Саморегуляция:

Регулятивные саморегуляции.

«Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), тренинговые упражнения психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательная гимнастика

Ещё одним эффективным средством по достижению планирумых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический, орфографический, толковый). Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока.

Коммуникативные действия, обеспечивающие возможности сотрудничества (умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками). На материале учебников русского языка развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, которые позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий замещения (например, звука буквой) моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразование модели (видоизменения слова). В учебниках по русскому языку достаточно часто используется графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения). Несмотря на широкое использование в учебниках символики и отработки некоторых компонентов моделирования, в целом его содержание не раскрывается и не становится предметом специального анализа и усвоения. Если практически во все учебные предметы основной и средней школ включаются задания на использование моделирования уже в сложных формах, то в учебниках для начальной школы основное содержание компонентов учебного моделирования должно не просто вводиться, а отрабатываться через систему заданий. Для полноценного формирования этого действия должны широко вводиться разные формы представления учебного содержания и учебных задач (символы, графики, схемы, таблицы). Для отработки действия моделирования необходима организация деятельности учащихся. С учётом возраста наиболее эффективным способом создания мотивации является использование сказок и текстов, отражающих близкие опыту ребёнка реальные жизненные ситуации. Кроме того, важно включать в описание задания ориентировку, которая обеспечит ребёнку его выполнение. И, наконец, предусмотреть задания от предметных форм к схемам и далее символам и знакам.

И я хотела бы вам предложить несколько заданий по русскому языку по формированию универсальных действий.

1. Проба на выявление количества слов в предложении.

Цель: выявление умения ребёнка различать предметную и речевую деятельность.

Оцениваемые универсальные учебные действия:

- знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.

Учитель зачитывает предложение и просит назвать, сколько слов в предложении, и назвать их.

1. Скажи, сколько слов в предложении.

2. Назови первое слово, второе и т.д.

Предлагаемые предложения:

Маша и Петя пошли в школу. Таня и Коля играют в мяч.

2. Расшифруйте схемы предложений письменно.

 

3. Звуковые модели слов.

Назови звуковые схемы словом .

Сравни.

Из стихотворения подбери 1-2 примера к каждой схеме.

И у НадиИ у КатиОдинаковые платья,Одинаковые шапочки,Одинаковые волосы,Два совсем похожих голоса.Как две капельки, похожи:И глазёнки, и носы:Ведь сестрёнки –близнецы.

Запиши слова, которые соответствуют звуковым моделям.Подарок, привет, спасибо, ключик.

4. Звуковые графические диктанты. Тема: Состав слова.

 Разделительный ъ пишется перед...

 Неизменяемая часть слова.

 После корня находится...

 Изменяемая часть слова.

 В слове часики нет…

: 5. Звуковой графический диктант "Плюс - минус". Тема: Перенос слов с удвоенными согласными. Знаком "+" обозначить слова, которые можно перенести, а знаком "-" те, которые нельзя перенести. Ванна, грамм, грипп, касса, кросс, класс, тонна, сумма, масса, ссора. + - - + - - + + + -

6. Проба на внимание.

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.

Школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нём ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой. Фиксируется время работы с текстом, особенности его поведения. Для того чтобы исправить ошибки в тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Логические задания

7. Задания анализ и синтез

Цель: способствовать овладению функциональными знаниями и умениями осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем знакомиться с новым словарным словом. Прослушав его признаки, отгадайте его, отгадайте и запишите его в тетрадь, разделив на слоги.

Для 1 варианта загадка:

Белый передник, зелёная коса.

Для 2 варианта:

Клейкие почки,

Зелёные листочки,

С белой корой

Стоит над горой.

Для 3 варианта:

Стоит красавица на поляне:

В белом сарафане,

В зелёном полушалке.

- Как вы догадались? (по перечисленным признакам). Каждый объект имеет множество признаков. Узнать объект можно только по достаточной совокупности признаков. Так, во всех загадках подчёркивались существенные признаки берёзы: белая кора, клейкие почки, зелёные листочки.

8. Задания на сравнение

Цель способствовать овладению умением определять аспект сравнения объектов те устанавливать точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов.

-Как вы думаете, можно ли сравнивать объекты с разных точек зрения. Совершенно верно, можно. Этим мы и займёмся сегодня.

 Внимание! Задание: буквенный диктант. Запишите первую букву каждого слова, переставьте буквы местами и узнаете название объекта.

1. Место, где учатся дети.

2. Любимое время отдыха школьников.

3. Подземный вид транспорта.

4. Наука о красноречии.

5. Тройная буква в слове ананас.

6. Известный сказочный доктор.

7. Тройная буква в слове колокол.

- Что получилось ромашка?

В качестве объекта анализа для первой и второй группы выступит слово ромашка с различных точек зрения, а для третьей группы не слово, а сам цветок.

1 – исследуйте слово с точки зрения русского языка 2 – с точки зрения художественных объектов

3 – с точки зрения естествознания и медицины

Изучая объект с разных точек зрения, мы можем узнать о нём как можно больше нового и важного. Но мы не должны подменять объекты нашего изучения. Так в нашем случае были два различных объекта анализа: слово «ромашка» и сам цветок ромашка.

9. Группировка

Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.

Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом подбирается такой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отрабатывать логико-грамматические операции по классификации языкового материала.

 Задание. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.

Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.

В результате предложенные слова группируются:

· по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;

· по родам (существительные общего рода, мужского и женского);

· по наличию орфограмм;

· по количеству слогов.

Более сложным видом задания является группировка языковых явлений по нескольким признакам одновременно.

 Задание. Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.

Мякиш_, плач_, молодеж_, приемыш_, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_.

Варианты выполнения задания, в которых ученики предлагают сгруппировать слова по трем признакам одновременно:

а) по написанию (существительные с ь и без ь); б) по родам (существительные мужского и женского рода); в) по склонениям (существительные 2-го и 3-го склонения).

Таким образом, группировка протекает как процесс анализа, абстрагирования (отвлечения) и обобщения, что развивает творческие способности школьников. По тому, как осуществляются группировки, можно судить не только о характере мыслительных процессов ученика (анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия), но и о тех знаниях, которыми он оперирует.

10. Задания на исключение лишнего

Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.

I вариант задания: «Найди четвертое лишнее».

Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из четырех предложенных.

Задание. Из данного перечня слов найдите четвертое лишнее.

Сосна, клен, ясень, тополь.

Варианты ответов учащихся:

· Сосна – хвойное дерево, остальные – лиственные.

· Клен – 1 слог.

· Ясень – начало – на гласную букву, у остальных – на согласную букву.

· Клен – слово без орфограммы, у остальных – орфограмма «Безударная гласная в корне».

· Сосна – существительное женского рода, остальные – мужского рода.

· Сосна – существительное 1-го склонения, остальные – 2-го склонения.

2-й вариант задания.

Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из нее постепенно по одному слову.

Задание. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.

Варианты ответов учеников:

- Объединить – это глагол, остальные – существительные.

- Какао – несклоняемое существительное среди существительных, другие – склоняемые.

- Колонны – существительное мн. ч., остальные – ед. ч.

- Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского.

- Рожь – существительное 3-го склонения, школа – существительное 1-го склонения.

Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления учащихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлен перенос знаний, в условиях, требующих сделать самостоятельный вывод, обобщение.

11. Учебная лингвистическая задача

Цель выполнения таких заданий состоит в освоении теоретического языкового материала на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности (дидактический принцип методики Л.В. Занкова), в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта.

Это особый тип упражнений по русскому языку, выполнение которых протекает в два (или более) действия в условиях самостоятельной познавательной деятельности учащихся, включающей:

1) анализ внутрипредметных связей языка;

2) рассуждение-доказательство;

3) вывод;

4) поэтапный самоконтроль;

5) проверку решения.

Как же проходит процесс обучения решению лингвистических задач?

Вначале формулируется задача.

Задание. К какой части речи относится выделенное слово? Докажите. Спишите, расставляя знаки препинания в диалоге.

Часовой! Который час?

Первый ваше благородье!

Давно ли?

Часа с полтора ваше благородье.

(Д.Калюжный)

Затем предлагается выполнить стимулирующее задание, оцениваются результаты операций, поощряются правильные решения, анализируются ошибки. Если в структуре запрограммирован поэтапный контроль, то проанализировать выполнение, не допустив при этом ошибок, смогут и сами ученики. С этой целью им предлагается карточка № 1.

Карточка № 1

Часовой– имя существительное, потому что...

1) ...; 2) ...; 3) ... .

Карточки самоконтроля, содержащие решение одного действия, готовятся заранее для каждого ученика. Ученик, не сумевший выполнить первое действие, обращается самостоятельно к карточке № 2 и с ее помощью овладевает необходимым операционным умением.

Карточка № 2

Часовой – имя существительное, потому что:

1) обозначает предмет (кто?);

2) относится к мужскому роду, а также имеет морфологические признаки...;

3) является обращением.

Поэтапное решение этой задачи формирует у школьников учение сопоставлять части речи, их морфологические признаки, использовать внутрипредметные связи для доказательства и самоконтроля. В основе этого задания – приемы сравнения, анализа и синтеза, способствующие развитию умения делать умозаключения, выявлять черты сходства и различия в изучаемых явлениях.

Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.



 

Комментарии

Моталина Елена Сергеевна

Полезная информация!