Качественное образование для всех
проект (4 класс) на тему

Кургина Нина Ивановна

Проект "Качественное образование для всех" .

 В проекте представлена диагностика обученности детей в классах интегрированного состава

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon социально значимый проект677 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Ленинск-Кузнецкого городского округа

муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №73»

Качественное образование для  всех

(конкурс на лучший  социально значимый проект)

Номинация:

качество образования

Управление образования администрации

Ленинск-Кузнецкого городского округа

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 73»

Качественное образование для всех

(социально значимый проект)

      Руководитель проекта:

                                               Пономарева Татьяна Васильевна,

                                        директор МБОУ ООШ № 73;

   Авторский коллектив:                                            

                                              Степанова Светлана Витальевна,

                                           заместитель директора по УВР

                         МБОУ  ООШ № 73;

                                            Насонова Нина Александровна,

                                                               куратор  организации  обучения  по                                                                                          

                                                               специальным коррекционным програм-

                                                               мам VII вида  МБОУ ООШ № 73;

                                                               Кургина Нина Ивановна, учитель

                                                               начальных классов МБОУ  ООШ № 73

                                               Ленинск-Кузнецкий

                                                            2012

3

Содержание

  1. Актуальность проекта…………………………………………………4

  1. Цель и задачи проекта…………………………………………………8

  1. Партнёры проекта……………………………………………………...8

  1. Целевая группа проекта……………………………………………….9

  1. Механизм реализации проекта………………………………………..10

  1. Ресурсное обеспечение……………………………………………….. 17

  1. Сроки и этапы реализации проекта, их краткое описание…………..18

  1. Мероприятия по реализации проекта…………………………………19

  1. Ожидаемые результаты…………………………………………………21

  1. Оценка результатов……………………………………………………..22

11.Дальнейшее развитие проекта………………………………………….22

12.Бюджет проекта……………………………………………………… …22

13.Комментарии к бюджету………………………………………………..23

14.Список литературы………………………………………………………24

15.Приложения………………………………………………………………25

4

Описание проекта

  1. Актуальность проекта

      Одной из важных проблем образования в обществе является его доступ-ность для ряда социальных групп, имеющих «невыгодные» стартовые условия. Среди них особое место занимают дети  с ограниченными возможностями здоровья, имеющиеся особые образовательные потребности.  Получению качественного образования такими детьми препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством. Тем не менее, в современных нормативно-правовых документах отмечено, что школа должна оказывать образовательные услуги всем детям, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, языковые или другие особенности.

     Именно в этой связи возникла концепция инклюзивного образования.

«Инклюзивное», или «включённое»,  образование - термин, используемый для обозначения процесса обучения детей с особыми образовательными  потребностями в массовых школах и детских садах общего типа.

     Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного образования – долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного подхода к её реализации.

     Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми образовательными потребностями.

     Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потреб-ностями в обучении. Инклюзивное образование стремится разработать подход к обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей детей в обучении. Образовательный процесс  станет более эффективным в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

      Восемь принципов инклюзивного образования:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

5

  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

      Л.С. Выготский  указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребёнок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах специальная школа отличается тем основным недостатком, что она  замыкает своего воспитанника  с проблемами в здоровье в узкий круг школьного коллектива, создаёт замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребёнка, всё фиксирует  внимание на его недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребёнка из изолированного мира, развивает в нём навыки, которые ведут к ещё большей изоляции. Поэтому  Л.С. Выготский  считал, что задачей воспитания ребёнка с нарушением развития является его интеграция в жизнь.  Таким образом, он  одним из первых обосновал идею интегрированного обучения.  Впоследствии его идея реализовалась в практике работы школ США и Западной Европы, где осуществляется принцип интегрированного подхода – предоставление детям с проблемами в развитии возможности обучения в массовой школе вместе с обычными детьми.

     Инициаторы введения интегрированного (инклюзивного) обучения полагают, что  простое физическое присутствие в детском коллективе ребёнка с проблемами в здоровье  ещё не означает  его принятия,  подлин-ного равноправия и полноценного участия в жизни класса. Он должен полноценно учиться и развиваться.

     В Кузбассе успешно реализуется Президентская инициатива «Наша новая школа» в направлении инклюзивного образования.

Так, в 2010 году в Новокузнецке была открыта школа №110, в которой могут обучаться дети с ограниченными возможностями наряду с обычными детьми.

В ней созданы все необходимые условия: входы оборудованы пандусами, есть 2 лифта с широкими створками, дополнительные санузлы для инвалидов, в кабинетах нет порогов. В городах Тайга, Кемерово, Белово, Полысаево открыты специализированные группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Включены в этот процесс  и образовательные учреждения нашего города.

      Актуальность вопроса помощи детям с ограниченными возможностями здоровья очевидна и для нашей школы, так как  из 450 обучающихся  95 человек- с задержкой психического развития, 15 детей-инвалидов, 39 детей «группы риска»  с выраженной социальной запущенностью, 60 воспитанников детского дома.

   В школе функционируют специальные (коррекционные) классы для детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VII вида, и классы интегрированного состава.

     

6

     С 2008 года классным руководителем и учитель в одном из таких классов является  Кургина Нина Ивановна.

      В её классе обучаются как дети нормы, так и дети с задержкой психи-ческого развития (VII вид) и ребёнок-инвалид. Количество детей с особыми образовательными потребностями в течение четырёх лет менялось в сторону увеличения, так как прибывали дети с заключением  ПМПК на обучение по специальной (коррекционной) программе VII вида.

В 2008-2009 учебном году (1класс) - таких детей было 12.

В 2009-2010 учебном году (2класс) – 13.

В 2010-2011 учебном году (3класс) – 19.                                                          

В 2011-2012 учебном году (4класс) – 16 (часть детей с ЗПР были переведены в класс коррекционного обучения).

При этом класс был наполняемостью в 25-27 человек.

      Каждый ребёнок, идя в школу, рассчитывает на успех. А если у обучаю-щегося   задержка   психического развития,  ему   очень   сложно добиться

 наравне с детьми нормы хорошей оценки.                                                                                                                                                                                                                                                                                Такие дети заведомо находятся в невыгодных условиях по  отношению к детям нормы. А цель образования заключается в достижении всеми обучающимися определённого общественного статуса и утверждения своей социальной значимости.

      Учатся дети с задержкой психического развития плохо не потому, что изначально не хотят учиться, а в силу объективных причин.  Не секрет, что ребёнок, постоянно получая двойки, в конечном итоге прекращает, трудиться на уроке, систематически не выполняет домашнее задание. А учёба – это тяжёлый, кропотливый ежедневный труд.  Обучающийся теряет уверенность в своих силах. В лучшем случае он просто ходит в школу, потому что заставляют родители и воспитатели детского дома.  Многие начинают нарушать дисциплину, прогуливать занятия.  А некоторые совсем бросают школу и бесцельно проводят время, попадают в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних за совершение правонарушений.

Оставаясь на повторное обучение,  такие дети начинают стесняться, что они до сих пор учатся в начальной школе, скрывают это от своих сверстников по двору.

В  классе Нины Ивановны обучаются 7 «переростков» 12-14 лет, прибывшие в нашу школу в 2010 и 2011г.г.

Первое время приходилось искать этих детей, усаживать на занятия, так как они прогуливали уроки.

Если  бы с этими детьми своевременно была проведена  коррекционная работа, диагностика обученности, ребята  учились бы  со своими сверстниками.  И у них не было бы психологических травм.

Начав посещать школу, эти ребята  уже в конце первой четверти стали получать первые удовлетворительные оценки. Появилась мотивация к обучению, и прогулы прекратились.

7

      Если бы учительница оценивала всех детей одинаково, неизбежно ребята с ЗПР были бы в проигрыше, большая часть из них без конца оставалась бы на второй год, что привело бы в итоге к увеличению неуспешных, социально неадаптированных детей, которых и так много в современном обществе.

     Просто факт – оценка «плохо» или «хорошо» - ни о чём не говорит. Плохо оно и есть плохо. А что и как нужно сделать,  чтобы было хорошо?  Ребенок должен видеть положительную оценку каждого шага своего развития. Как правило,  ребёнок с особыми образовательными потребностями  допускает огромное количество ошибок в диктанте.  Спустя какое-то время,  упорно и кропотливо занимаясь, обучающийся  допускает уже  6-8 ошибок.

И что это меняет? Ровным счётом ничего.  По существующим в настоящее время нормам оценивания ученик получит все ту же двойку.

      Ясно, что такая оценка учебного труда обучающегося не будет способствовать мотивации,  не даст никакого воспитательного эффекта.

Основой оценивания знаний должно быть не столько усвоение учеником программы, сколько изменение его собственного состояния. Оценивать нужно лишь степень  продвижения ребёнка в освоении предметных умений и навыков по отношению к его же «вчерашним» достижениям. И то с поправкой на врождённые способности,  на индивидуальный темп обучения. Только такая оценка нравственна, и принесёт подлинный воспитательный эффект.

      Выставлению оценки ребёнку должны предшествовать диагностика обученности и целенаправленная коррекционная работа по её итогам.

Лишь после такой кропотливой совместной работы педагога и ученика можно достоверно оценить труд ребёнка и его достижения.

В этом случае оценка становится нравственным и понятным стимулом для ученика.

      Таким образом, диагностирование включает в себя проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование дальнейших способов педагогического взаимодействия учителя и школьника, своевременную коррекционную работу.                                                                  

      При грамотной работе педагога, когда ребёнка не «забивают» двойками и не оказывают постоянного давления, а создают комфортные для него условия, школьник окончит школу в положенный срок со своими сверстниками, получит начальное профессиональное образование и будет в дальнейшем неплохим работником.

      Получение рабочей профессии   актуально для нашей страны, где сплошь и рядом молодые люди с высшим образованием, а работать на производстве просто некому, нет профессионалов- рабочих. Наша школа выполняет социальный заказ по обеспечению в будущем предприятий города настоящими рабочими. Уже с 1 класса ориентируем своих детей на профессии шахтёра, железнодорожника, водителя, продавца, парикмахера, сварщика, столяра, электрика, пекаря, портного и т.д.

8

        Анализ потребностей и возможностей, изучение сложившейся системы оценивания учебных  достижений обучающихся  определили цель данного проекта.

               

  1.   Цель и задачи проекта

Цель проекта – обеспечение положительной динамики развития обучающихся с особыми образовательными потребностями через  выработку нестандартных подходов к оцениванию обученности   данной категории обучающихся.

   

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

  1. Сориентировать коллектив на организацию и поддержку данной проектной деятельности
  2. Повысить профессиональную компетентность педагогов
  3. Разработать эффективные нестандартные подходы к оцениванию учебной деятельности обучающихся с ЗПР
  4. Разработать пакет диагностических материалов для оценивания учебных достижений обучающихся ЗПР
  5. Создать условия для эффективного развития обучающихся.

                                                               

3.Партнёры проекта

Партнёр

Функции

Администрация                ОУ

Управленческое и нормативное сопровождение учебного процесса

КРИПК и ПРО

Информационная поддержка, повышение квалификации педагогов

Центр реабилитации

Консультации по вопросам создания безбарьерной среды для детей-инвалидов

МОУ ЦПМСС

Сотрудничество по вопросам диагностики

Городская ПМПК

Оказание помощи школьной ПМПК

МОУ ДПО НМЦ

Информационная поддержка

9

Учреждения здравоохранения

Консультирование по вопросам состояния здоровья обучающихся

Детские сады

№ 24, 53

Обмен информацией по вопросам развития обучающихся в дошкольный период

                                                           

  4.Целевая группа проекта

Адресат проекта

Проблема

Интересы

 Обучающиеся с проблемами в здоровье

Отсутствие ощущения успешности

Создание ситуации успеха обеспечит качественное усвоение материала

Родители обучающихся

Отсутствие в городе ОУ с особыми условиями обучения для детей с особыми образовательными потребностями

Заинтересованность в получении качествен-ного образования

Обучающиеся с нормальным развитием

Неумение общаться с детьми-инвалидами, детьми с ЗПР

Заинтересованность в формировании умений принимать «особых» сверстников как равных себе

Педагогические работники школы

Затруднения в качест-венном обучении детей с разными образователь-ными потребностями, в в оценивании их деятельности

Заинтересованность в осуществлении обучения, коррекции детей с разными образовательными потребностями и их объективном оценивании

Администрация школы

Отсутствие качественного обра-зования в классах интег-рированного состава

Заинтересованность в обеспечении качественного образования

Общественность

Социальная  неуспеш-ность людей с особыми образовательными потребностями

Заинтересованность в социальной успешности выпускников

10

5.  Механизм реализации проекта

      С целью создания ситуации успеха  в школе было решено   пересмотреть подход к оцениванию самостоятельных  и  обучающих работ учеников  с особыми образовательными потребностями.  Одним  из  первых  учителей    

начальной школы, кто начал использовать  данный  подход в практической деятельности,  была учитель начальных классов Кургина  Н. И.  С сентября 2009 года она работает в классе интегрированного состава. Для отслеживания динамики обученности  детей с ЗПР был введен журнал, в котором размещены   диагностические таблицы на каждого ребёнка. Отслеживается количество допущенных ошибок в контрольных срезах, проводится планомерная,  кропотливая  дифференцированная  коррекционная работа  индивидуально и в микрогруппах.

     Учитель  условно разделила класс на 4 группы: «сильные», «средние», «слабые»,  «дети с ЗПР». Затем в процессе работы выяснилось, что дети с ЗПР тоже усваивают материал  по-разному, и их тоже пришлось поделить на несколько групп. Разумеется, деление это условное и плавающее. Дети по мере усвоения программного материала могут свободно переходить в более сильную группу. И по каждому предмету эти группы разнятся. Например, один и тот же ребёнок по чтению может находиться в «сильной» группе, по русскому языку в «слабой» группе, а по математике в «средней» группе и так далее.  Ребёнок-инвалид, обучающийся в классе, прочно занял место в «сильной» группе по всем предметам и к 4 классу стал отличником.

      Со 2 четверти 2009-2010 учебного года в классе появились первые диагностические карты по чтению, русскому языку и математике.  На основе диагностики учительница заранее дифференцированно планирует коррекционно-развивающую работу с детьми   как коллективную, так и индивидуальную, хорошо зная характер затруднений.   Диагностируемые универсальные учебные действия  классифицируются в той логической последовательности, в какой они изучаются.   В начале учебного года проводится диагностика первоначальных (предварительных) универсальных учебных действий.  В процессе изучения каждой темы диагностируются тематические универсальные учебные действия.  Периодические универсальные учебные действия диагностируются по разделам с целью определения качества усвоения учебного материала. Цель такой диагностики – систематизация и обобщение знаний.  В конце каждой четверти  проводится диагностика  итоговых универсальных учебных действий. Все выделенные универсальные учебные действия систематизируются в диагностические таблицы.

      По русскому языку достаточно просто технически определять личный рост каждого обучающегося, так как легко подсчитать количество допущенных ошибок в контрольных срезах, классифицировать их по орфограммам. Если у ребёнка с ЗПР прослеживается положительная

11

динамика и количество ошибок систематически уменьшается, таким детям ставится удовлетворительная  оценка.

        В 3 класс прибыл новенький мальчик  Г.    В сентябре при проведении входного школьного мониторинга он допустил 31 ошибку в диктанте, а в конце года - только 9.

     Естественно, за итоговую работу  в мае, так же как и в сентябре,  ребёнок  получил «2». Хотя количество ошибок и сократилось в 3,5 раза. Что же делать в таком случае?  Всё очень просто. У ученика Г. в течение года прослеживалось уменьшение ошибочности,  и  он заслуженно за свой труд получал «3» в текущих  работах, в самостоятельных работах и тематических контрольных работах.    И в итоге, даже получив за контрольную работу по линии администрации «2», мальчик  получает за четверть и год  удовлетворительные оценки.

Фрагмент диагностической таблицы

по русскому языку(3 класс)

Количество ошибок

сент

октябрь

ноябрь

Декабрь

январь

февр

март

апрель

май

Г.

31

29

28

25

24

18

15

13

9

       

 Для упрощения работы по русскому языку Нина Ивановна  делает нумерованный список орфограмм.

  1. Безударные гласные.
  2. Слова из словаря.
  3. Парные согласные.
  4. Непроизносимые согласные.
  5. Приставки и предлоги.
  6. Жи-ши.
  7. Ча-ща.
  8. Чу-щу.
  9. Чк-чн.
  10.  Оро-оло.
  11.  Нч-нщ.
  12.  Не с глаголами.
  13.  Разделительный ь.
  14.  Разделительный ъ.
  15.  ь знак на конце имён существительных после шипящих.
  16.  Правописание окончаний имён существительных.
  17.  Правописание окончаний имён прилагательных.

12

  1.  Личные окончания глаголов.

Примерная диагностическая карта

по русскому языку(2-4 классы)

Спи-сок

Навыки правописания

(количество ошибок на указанную орфограмму)

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Г.

сент.

12

3

2

3

1

2

4

2

2

1

1

«2»

май

6

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

«2», но динамика четко прослеживается

      Тексты диагностических заданий являются инструментом детального и достоверного определения степени сформированности предметных универсальных учебных действий. Традиционные контрольные задания для этого используются после предварительной экспертизы. Обязательна гласность диагностирования, для этого диагностические таблицы вывешиваются в классе. Достижения каждого ребёнка носят наглядный и сравнимый с прежними успехами характер. При обсуждении оценок и совместном анализе работ создаётся доброжелательная атмосфера. После выполнения работы проверяются ошибки, допущенные каждым учеником, классифицируются и одновременно заносятся в таблицу. Заполненная таким образом таблица и представляет диагностическую карту.

       Самые большие затруднения у детей с ЗПР с точными науками.

Здесь надо быть предельно внимательным с оцениванием работ.  Учебный материал постепенно усложняется, и детям очень непросто его  усвоить.

Например, если в начале 4 класса ребята достаточно уверенно умножали и делили на однозначные числа, то в конце года при совершении этих же действий с многозначными числами многие затрудняются, хотя алгоритм действий тот же.  Происходит это потому, что у детей с ЗПР определённые трудности с вниманием, памятью. Усвоение точных наук многим детям просто не дано. Что же делать в таком случае?   Уже ко второму году работы в классе интегрированного состава Кургина Н. И. стала предлагать обучающимся  с ЗПР выбирать в контрольной работе, состоящей из 7-8 заданий, 3-4 задания  и получить удовлетворительную оценку. Двоек  практически  не стало.

                              Примерная контрольная работа для 4 класса

  1. Примеры

286+47=         547-164=       324:2=         127х3=  

13

  1. Неравенства

                 

8756* 8576                1 час* 100 мин      1 кг* 1000г

  1. Уравнения

у х 3 = 240        а + 250 = 500

                                               4.Задача

Два пешехода одновременно вышли навстречу друг другу их двух посёлков и через 2 часа встретились. Найди расстояние между посёлками, если скорость первого пешехода – 5 км в час, скорость второго пешехода – 4 км в час.

  1. Геометрический материал

Начерти прямоугольник, площадь которого 1200 кв.мм,  ширина – 30 мм.

  1. Примеры

289657-986х24+6438:87=                 587698- (58000-9187) + 395=

  1. Уравнения

в х 56= 2000-1832                  у : 28=3000-2748

  1. Задача

В три магазина привезли 1640 кг конфет. В первый и второй магазины вместе привезли 1251 кг. Во второй и третий магазины вместе привезли 1353 кг конфет. Сколько кг конфет привезли в каждый магазин?

                                           

Примерная  диагностическая карта

по математике (2 класс)

Список

Вычислительные навыки

Решение задач

Величины

Геом.матер

Оценка

+

-

х

:

+

-

х

:

Преобра-зование

Срав-нение

Р

Чертить

     Особенно чётко личный рост обученности  детей прослеживается по литературному чтению.  За четыре года работы не было ни одного случая, когда бы не было положительной динамики по чтению. Был случай, когда во 2 класс прибыл новенький мальчик В, который  читал 5 слов в минуту с ошибками в каждом слове. Сначала учитель и дети первой группы читали вслух новенькому, потом он сам  заинтересовался  процессом чтения, записался в школьную библиотеку.  Год целенаправленного труда не пропал даром. К концу учебного года он читал 30 слов в минуту и количество  ошибок  уменьшилось.

14

Фрагмент диагностической таблицы (2 класс)

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

кол-во

ош

темп

кол-во

ош

темп

кол-во

ош

темп

кол-во

ош

темп

кол-во

ош

темп

кол-во

ош

темп

кол-во

ош

темп

к

темп

к

темп

В

5

5

10

11

10

18

9

19

9

19

7

20

7

25

5

28

4

30

Даже при таком темпе ребёнок получает удовлетворительную оценку, так как чётко прослеживается рост техники чтения и уменьшение количества допускаемых ошибок.   Конечно, при проведении контрольного замера техники чтения администрацией школы  ребёнок получает «2», так как он  читает ниже положенной нормы, но итоговая оценка всё равно удовлетворительная.   Это и есть стимул к дальнейшей работе над техникой чтения.   Для отслеживания динамики при обучении чтению учитель   составляла диагностическую карту «Как мы читаем» (2-4 классы)

Фрагмент диагностической таблицы (2 класс)

Список

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

темп

кол-во ошибок

темп

кол-во ошибок

темп

кол-во ошибок

темп

кол-во ошибок

В.

11

10

19

9

25

7

30

4

     

    Систематическая дифференцированная работа на школьном и областном мониторингах дала следующие результаты.

Результаты абсолютной успеваемости  во 2 «А»  классе

2009-2010 учебный год

Пред-меты конт-роля

Количество обуча-ющихся

Обуча-

ющиеся по программе VІІ вида

Обучающиеся по общеобразовательным программам

Обуча-ющийся с ограни-ченными возмож-ностями здоровья

(1 ребенок-инвалид)

Всего / ЗПР

начало года

конец

года

начало года

конец

года

начало года

конец

года

Русский язык

    25 / 13

(по факту заседания ПМПК количество обучающихся

по программе VІІ вида увеличивалось)

41%

59,9%

68%

80%

3/4

4/5

Матема-тика

51%

59%

49%

89%

4

5

Литера-турное чтение

(техника чтения)

47%

73%

87%

100%

38 слов

64слова

15

Результаты абсолютной успеваемости в  3 «А»   классе

2010-2011 учебный год

Пред-меты конт-роля

Количество обучающихся

Обуча-

ющиеся

 по программе VІІ вида

Обучающиеся по общеобразо-вательным программам

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

(1 ребенок-инвалид) (Оценка)

Всего / ЗПР

начало года

конец

года

начало года

конец

года

начало года

конец

года

Русский язык

    27 / 14

(по факту заседания ПМПК количество обучающихся

по программе VІІ вида увеличивалось)

58%

73%

75%

100%

4/5

5/5

Матема-тика

57,8%

73,6%

87,5%

100%

4

5

Литера-турное чтение

(техника чтения)

69%

84,2%

97%

100%

58 слов

75 слов

Результаты абсолютной успеваемости в  4 «А»  классе

2011-2012 учебный год   1 полугодие

Пред-меты контроля

Количество обучающихся

Обучающиеся по программе VІІ вида

Обучающиеся по общеобразо-вательным программам

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

(1 ребенок-инвалид)

(Оценка)

Всего / ЗПР

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

Русский язык

    24 / 15

(по факту заседания ПМПК количество обучающихся

по программе VІІ вида увеличивалось)

69%

77%

100%

100%

5

5

Матема-тика

70%

87,5%

100%

100%

5

5

Литера-турное чтение

(техника чтения)

81%

100%

100%

100%

72 слова

80 слов

16

                           Результаты школьного мониторинга за 3 года

                          (Качественная успеваемость детей нормы)

2009-2010

учебный год

2010-2011

учебный год

2011-2012

учебный год

60,5 %

62 %

69,3 %

                             

Результаты областного мониторинга по русскому языку

 и математике в 4 классе среди   детей нормы (2012г)

Предмет

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

Русский язык

87,5%

75%

Математика

87,5%

75%

       Проводя планомерную коррекционную работу в течение четырёх лет, учитель получила   пусть скромные, но положительные результаты: из 16 детей с ЗПР нет ни одного неуспевающего или  неаттестованного ученика, все перешли в 5 класс, 3 человека имеют по литературному чтению оценку «4», 2  человека  имеют  «4» по русскому языку.    

       Обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ЗПР  и оказание помощи обучающимся этой категории в освоении учебной программы в условиях интегрированного класса массовой школы  - очень сложный процесс, включающий в себя несколько направлений деятельности, обозначенных в задачах проекта.

      Практически на всех уроках в классах  интегрированного состава применяются   здоровьесберегающие   технологии. С целью оптимального развития каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития), в условиях специально организованной учебной деятельности учителя  начальных классов  внедряют в свою работу технологию уровневой  дифференциации, личностно-ориентированный подход в обучении, так как в таких классах просто необходимо постоянно учитывать индивидуальные особенности детей.

       Очевидно, что обучающимся «особых групп» нужна постоянная  помощь в преодолении трудностей учебы, и для этого объединяются усилия всех взрослых: педагогов, родителей, психолога, логопеда, социального педагога, врача, которые, взаимодействуя друг с другом,  обеспечивают коррекцию недостатков, осуществляют  личностно-ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ЗПР  с учётом их индивидуальных возможностей. И,  прежде всего, учат  учиться  (развивают  речь,  

17

коммуникативные навыки, волевые качества, основы самоконтроля, вырабатывают  умение планировать свою деятельность).

6. Ресурсное обеспечение

      Для реализации данного проекта в школе частично имеются необходимые кадровые, методические, материально-технические ресурсы.

В школе работает стабильный грамотный педагогический коллектив. Имеются  логопед, психолог, социальный педагог, медицинский работник.

      С целью обучения педагогов  администрация школы организовала в 2008- 2009г.г. курсы силами специалистов КРИПК и ПРО  по теме «Психолого-педагогические аспекты развития системы специального образования».

     Из учителей  начальной школы под руководством   куратора по  организации  обучения  по  специальным коррекционным программам VII вида  Н.А.Насоновой создана проблемно-творческая группа «Проектирование модели интегрированного урока в условиях инклюзивного обучения».

       Школа  в 2009 году получила лицензию на право обучения  детей  по спе-циальной  (коррекционной)  программе VII вида, оборудовала  логопедический кабинет, кабинет психолога. В 2011 году был отлицензирован медицинский кабинет. На протяжении 8 лет работает школьная психолого-медико-педаго-гическая комиссия. Разработана школьная модель оценки качества образования, включающая в себя несколько блоков, в том числе блоки учебной деятельности, коррекционной

18

деятельности, здоровьесберегающий блок. Написана Основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС, включающая программу коррекционной работы (диагностическую, коррекционно-развивающую консультативную и информационно-просветительскую). Одним из важнейших условий успешности обеспечения коррекции недостатков в развитии детей с ЗПР  и

оказание помощи обучающимся этой категории в освоении Программы в условиях интегрированного класса  является  оснащение учебных кабинетов дидактическим материалом и создание необходимой материально-технической   базы.    

  1. Сроки и этапы реализации проекта, их краткое описание

      1этап.  Подготовительный

      сентябрь 2010 – август 2011

     На данном этапе анализируется опыт учителей, работающих в классах                                                    

интегрированного состава, изучается литература по данному вопросу, опыт работы других регионов, определяются условия совместной деятельности с заинтересованными лицами.

                                     

2этап.  Основной

     сентябрь 2011– август 2012

     На втором этапе происходит практическая отработка форм, методов, приё-мов работы с детьми особых образовательных потребностей,  выработка нестандартных подходов к оцениванию обученности   данной категории обучающихся, реализация плана работы службы сопровождения, плана воспитательной работы, материальное оснащение образовательного процесса.

     3 этап. Заключительный

     сентябрь – декабрь 2012

       На  заключительном этапе состоится  обобщение накопленного опыта работы педагогов по организации образовательного процесса и работы службы сопровождения с детьми с особыми образовательными потребностями, будут даны методические рекомендации  «Нестандартные подходы к оцениванию  детей с особыми образовательными потребностями».

19

    8. Мероприятия по реализации проекта

                                                       №п/п

Мероприятие

Краткое описание

Сроки

Участ-ники

Ответственные

1

 Ориентация коллектива на организацию и поддержку данной проектной деятельности

Методическое совещание по вопросу:  особенности оценивания учебных достижений обучающихся ЗПР

ок-тябрь 2010

пед-кол-лектив

Ди-рек-тор

Педагогическая мастерская

«Нестандартные подходы к оцениванию учебных достижений обучающихся ЗПР»

ноябрь 2011

пед-кол-лектив

Зам-директо-ра по УВР

2

Повышение профессио-нальной компетент-ности педагогов

Изучение федерального и регионального опыта работы по организации обучения детей ЗПР

ок-тябрь 2010 – апрель 2011

пед-кол-лектив

Зам-директо-ра по УВР

Повышение квалификации учителей через курсовую подготовку

Согласно заявке

Со-гласно плану ПК

Зам-директо-ра по УВР

Повышение квалификации учителей через проведение практико-ориентированных семинаров

Сен-тябрь 2011-август 2012

пед-кол-лектив

Зам-директо-ра по УВР

3.

Разработка эффективных нестандартных подходов к оцениванию учебной деятельности детей ЗПР

1. Организация работы проблемно-творческой группы

Октябрь2011-август 2012

Учите-ля, работающие с детьми ЗПР

Зам-директо-ра по УВР

2. Издание методического  пособия

«Нестандартные  подходы  к оцениванию учебной деятельности детей ЗПР»

Но-ябрь 2012

Автор-ский кол-лектив

Директор

4.

Разработка пакета диагностических материалов для оценивания учебных достижений обучающихся ЗПР

1. Организация работы проблемно-творческой группы

Октябрь2011-август 2012

Учите-ля, работающие с детьми ЗПР

Зам-директо-ра по УВР

2. Издание пособия диагностических материалов

Де-кабрь 2012

Автор-ский кол-лектив

Директор

5.

Материально-техническое оснащение

Оснащение учебных кабинетов

Сен-тябрь 2010-декабрь 2012

Учите-ля

директор

Пополнение кабинетов психолога и логопеда коррекционно -развивающим дидактическим материалом

Сен-тябрь 2010-де -кабрь 2012

Педа-гог-психо

лог, лого-пед

директор

21

9. Ожидаемые результаты

Задачи

Критерии результативности

Показатели результативности

1.Сориентировать коллектив на организацию и поддержку данной проектной деятельности

Включенность педколлектива в данную проектную деятельность

Процент участников проектной деятельности

2.Повысить профессиональную компетентность педагогов

Овладение учителями, работающими с детьми ЗПР, нестандартными подходами к оцениванию учебных достижений обучающихся

1.Проведение педагогических мастерских, открытых учебных занятий.

2.Отсутствие неуспевающих обучающихся

3.Разработать эффективные нестандартные подходы к оцениванию учебной деятельности обучающихся с ЗПР

Анализ опыта работы, определение  эффективных подходов к оцениванию учебной деятельности обучающихся с ЗПР

Издание методического  пособия

«Нестандартные  подходы  к оцениванию учебной деятельности детей ЗПР»

4.Разработать пакет диагностических материалов для оценивания учебных достижений обучающихся ЗПР

Подбор и апробация диагностических материалов для оценивания учебных достижений обучающихся ЗПР

Издание пособия диагностических материалов

5.Создать условия для эффективного развития обучающихся.

Улучшение  материально-технической базы

Освоение бюджета проекта

   

 Общий результат реализации проекта

      В результате реализации проекта будут  разработаны методические рекомендации  «Нестандартные подходы к оцениванию  детей с особыми образовательными потребностями»  и оказана помощь детям этой категории в освоении учебной программы.

22

      10. Оценка результатов

      Эффективность реализации проекта будет оцениваться, в конечном счёте,  положительной динамикой развития обучающихся с особыми образователь-ными потребностями.  Оценивание результатов проекта будет проводиться, прежде всего, педагогами, родительской общественностью и самими обучающимися. Эффективность нестандартных подходов к оцениванию  детей с особыми образовательными потребностями будет оцениваться управлением образования города.

    11. Дальнейшее развитие проекта

   Полученные результаты реализации проекта лягут в основу разработки программы интегрированного обучения в условиях массовой школы.

    12. Бюджет проекта

№ п/п

Наименование расходов

(по бюджетным статьям с расшифровкой)

КБК

Всего

по статье,

       руб.

Из средств местного

бюджета,

тыс. руб.

(выигранный грант)

Из других источников (спонсорские средства и пр.),

тыс. руб.

1.

Статья «Расходные материалы и канцелярские товары»

340

10900

10900

-

2.

Статья «Увеличение стоимости материальных запасов

310

89100

89100

-

3.

Статья «Текущий ремонт»

130 000

-

130 000

ИТОГО:

230 000

100 000

130 000

23

Расшифровка расходов по статье

«Расходные материалы и канцелярские товары»

       №         п/п

Наименование

Цена

(руб.)

Количество

Сумма

(руб.)

1

       2

       3

       4

бумага офисная

цветная бумага

папка для бумаг

картриджи

130

150

80

2700

10 пач.

10 пач.

10 шт.

3 шт.

1300

1500

800

8100

Итого:                                                                                                     10 900

Расшифровка расходов по статье

 «Увеличение стоимости материальных запасов»

       №         п/п

Наименование

Цена

(руб.)

Количество

Сумма

(руб.)

1.

2.

3.

4.

5.

Компьютер

Принтер

Диапроектор

Развивающие игры

Развивающие и диагностические  программы

22 300

8 000

22 000

350

1 000

2

2

1

10

3

44 600

16 000

22 000

3500

3 000

Итого                                                                                                    89 100

13.  Комментарии к бюджету

 

     Работа по развитию детей с проблемами в здоровье требует больших материальных затрат. Ежедневно распечатывается несколько вариантов работ для каждой группы, готовятся наглядные материалы. Так как в классах преобладают дети из малообеспеченных семей и воспитанники детского дома, в кабинетах необходимо иметь школьно-письменные принадлежности, наборы для уроков технологии, изобразительного искусства почти для каждого обучающегося. Необходимо приобрести  современную компьютерную технику.

     Средства спонсоров в размере 130 000 рублей предполагается  израсходовать на ремонт кабинета технологии для организации коррекционных занятий с детьми с ЗПР и на создание здоровьесберегающей среды.

24

Литература

  1. Зайцев,Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями//Социологические исследования.-2004.-№7.-С.127-132.

  1. Зарецкий, В.К.Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.-2005.-№1.-с.83-95.

  1. Выготский.Л.С. Полное собрание сочинений. Т.5, « Дефектология».

  1. Кизимова,А.,Есикова, Е. Интеграция детей-инвалидов в массовую школу: преодоление психологических барьеров и особенности обучения и воспитания [Текст] / А.Кизимова, Е.Есикова.//Директор школы. 2008.-№3.-с.68-73.

  1. Интернет-ресурсы.http://www.international.edu.ru.// Аналитические обзоры: Система образования Великобритании: Реформы образования в индустриально развитых странах;

http://www.un.orq/russian/documen/declarat/salamanka.pdf.// Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года.

25

 Приложение

Фрагменты коррекционных занятий

Занятия  по развитию мелкой моторики  

26

Занятие по развитию связной речи

27                                                                                    

Занятия по трудовой подготовке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме " Внедрение новых технологий обучения - основа качественного образования начальной школы".

Данная публикация представляет собой выступление на педсовете по теме " Внедрение новых технологий обучения - основа качественного образования начальной школы". Приложен опыт работы....

Учитель современной школы - ключевая фигура качественного образования школьников

В статье идёт речь об  условиях и требованиях к личности и деятельности учителя современной школы....

Инклюзивное образование - образование для всех

Из опыта работы с учеником, имеющим диагноз ДЦП...

Персонификация образовательного процесса как условие доступного качественного образования на 1 ступени образования в рамках ФГОС 2.

Поиск эффективного сочетания внеурочной деятельности в свете ФГОС и дополнительного образования с учетом накопленного опыта работы системы дополнительного образования в нашем образовательном учреждени...