Предметная неделя по русскому языку
методическая разработка (4 класс) на тему

Недилько Ольга Владимировна

Открытый урок по русскому языку и классный час

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ п. Новозаволжский»

Урок по русскому языку в 4 классе по теме:

(УМК «Школа 21 века»)

 

                                                                                                                                Подготовила:

                                                                                                                                                          учитель начальных классов

Недилько Ольга Владимировна

2014 год

Тема: Правописание ться и тся в глаголах

Дидактическая цель: создавать условия для усвоения детьми нового знания; научить правильно обозначать буквами звучание [ца] на конце слов; развивать речь, память, аналитические способности, внимание; воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей

Тип урока: урок открытия нового знания

Задачи: научить правильно обозначать буквами звучание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи; учить различать случаи написания ться и тся в глаголах.

Методы обучения: работа в группах, работа в парах.

Форма организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, самостоятельная

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент

Чистописание

Вот опять звенит звонок.

Начинаем наш  урок.

Включение в деловой ритм.

-Сегодня к нам в гости пришли герои из мультфильма и наш урок я хочу назвать «По дороге с облаками» Слайд №1

- Записываем число, классная работа.

«Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны». (Н.Г. Чернышевский)

- Ребята, прочитайте, пожалуйста, стихотворения. Слайд №2

Солнце садится, струится водица,

Птица синица в водицу глядится,

Чистой водицы синица напьется –

Славно сегодня звенится – поется.

Меж грибами мухомор

Красотой гордится.

Нечего гордиться –

Для супа не годится

- Выпишите выделенные слова в два столбика в зависимости от части речи

- Проверьте  слайд №3

- Попробуйте определить, когда пишется ца, когда – тся, а когда ться. Обратите внимание на то, какими частями речи являются выделенные слова.

Подготовка класса к работе

- выписывают

- сверяют с доской

-На конце имен существительных  слышится [ца] и пишется [ца]. На конце глаголов слышится [ца], а пишется тся или ться.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

- Ребята, посмотрите на правописание глаголов, что заметили?

- Догадались о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Тема урока появляется на интерактивной доске слайд № 4, 5

Выполняют задание

- глагол гордиться в одном случае написан с мягким знаком, а в другом без ться и тся

- о правописании ться и тся в глаголах

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию

- Как же определить –тся или –ться  следует писать в конце глаголов? Слайд №6

Учебник стр.115

- Посмотрите на первую группу глаголов, задайте к глаголам вопрос, определите форму.

- Посмотрите на вторую группу глаголов, задайте к глаголам вопрос, определите форму.

- Какой вывод можете сделать? В коком случае будем писать ться , а в каком тся?

- Молодцы! Давайте сверим свои выводы с правилом в учебнике, откройте с.115

- Ребята, посмотрите еще раз на доску и обратите внимание на правописание вопросов к глаголам в группах, что заметили?

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

- Что делать? - начальная форма глагола

- Что делает? – 3-е лицо, ед.число.

- Если глагол употреблен в начальной форме, то на конце пишется ться, если в форме 3-го лица ед. или мн. числа, то на конце пишется тся.

- зачитывают правило.

- Если в вопросе есть мягкий знак, то он есть и в глаголе, а если нет , то и в глаголе мягкого знака нет.

Слайд №8

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

- Итак, ребята, что нам нужно знать чтобы не ошибиться в написании слов в которых на конце слышится [ца]?

- Что пишется на конце существительных?

- Что пишется на конце глаголов?

  1. Работа в парах: упр.1, с.101. с проверкой.

  1. Работа в группах:  Игра «Посели слова в домик»  Слайд №9

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм)

- Часть речи.

- ца

- ться или тся в зависимости от формы глагола.

Эксперты проверяют Слайд №10

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.Первичное закрепление 

Физкультминутка

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение

- Упр.2 с.116., у доски работают 3 ученика

- Прочитайте рубрику «Давай подумаем» Как вы думаете кто из ребят прав?

- Давайте определим значение слов теплица и теплиться.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

- высказывают предположения теплица – сущ., теплиться – глагол.

.

Регулятивные- контроль, оценка, коррекция

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний 

Дифференцированная работа:

  1. Упр. 3 с.101 учебник выполняется письменно в парах, с проверкой

  1. Работа в тетради «Пишем грамотно»

 с.37 № 1 

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Регулятивные - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные - самоопределение

7. Рефлексия деятельности

Организует рефлексию

 Слайд №18

- Что вы узнали сегодня на уроке?

- Что повторили?

- Какое задание было самым интересным?

Слайд 6

Отметьте по лесенке достижений  как вам работалось на уроке.

Выставление оценок.

- Домашнее задание:

Уч. С. 116 , упр.4, правило

Спасибо за урок! Слайд №19, 20 

- Урок окончен!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

- На конце имен существительных  слышится [ца] и пишется [ца]. На конце глаголов слышится [ца], а пишется тся или ться.

-Если глагол употреблен в начальной форме, то на конце пишется ться, если в форме 3-го лица ед. или мн. числа, то на конце пишется тся.

 

Записывают

Коммуникативные –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные – рефлексия

 Личностные - смыслообразование



Предварительный просмотр:

Классный час в 4 классе на тему «Русский язык - мой родной язык»

Цель: Содействовать осмыслению детьми родного языка,  как основного средства общения; способствовать сознательному, бережному отношению к языку, как к достоянию народа, культуры.

I.  Сообщение темы. Постановка цели.

Наш классный час мы посвящаем  русскому языку.

Тема: Русский язык – мой родной язык.

Для каждого из вас русский язык является родным, поэтому вы должны хорошо знать его, любить, не коверкать и не засорять ненужными словами.

Сегодня вы будете учиться правильному литературному русскому языку у признанных классиков поэзии, окунётесь в тайны родного языка, пополните свою речь новыми словами, узнаете много нового.

II.  Справка о русском языке

Рубрика «Знаете ли вы, что…» (сопровождается показом слайдов):

- Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На земле на нём говорят около 254 млн. человек. По степени распространённости русский язык занимает 5-е место в мире, уступая лишь китайскому, английскому, хинди, и испанскому.  Слайд №2

http://ped-kopilka.ru/images/1%28452%29.jpg

- Русский язык тесно связан с другими языками мира. Для некоторых языков русский язык является близким родственникам, для других языков - отдалённым. Наибольшее родство русский язык имеет с украинским и белорусским языками. Эта близость неслучайна: до 14 века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке. И русский, и украинский, и белорусский языки входят в группу восточнославянских языков.  Слайд № 3

http://ped-kopilka.ru/images/2%28449%29.jpg

- В более отдалённом родстве с русским языком состоят польский, чешский, словацкий, болгарский, македонский и сербскохорватский. Все перечисленные языки называют славянскими языками.  Слайд №4

http://ped-kopilka.ru/images/3%28429%29.jpg

- И даже английский, немецкий, французский, испанский и итальянский языки имеют сходства с русским и другими славянскими языками, но находятся в отдалённом родстве. Все эти языки образуют большую семью индоевропейских языков.

- С 2010 года  Днём русского языка принято считать дату 6 июня. В этот день родился А.С.Пушкин.  Слайд №5

http://ped-kopilka.ru/images/4%28420%29.jpg

- Эталоном красивого звучания русского языка называют стихотворение М.Ю.Лермонтова «Русалка». Слайд №6

http://ped-kopilka.ru/images/5%28416%29.jpg

Послушаем это стихотворение (аудиозапись) и насладимся его звучанием, мелодичностью, выразительностью.

IV.  Игры с русским языком 

1.«Прятки»   Слайд №7

В каждом предложении спряталось ещё одно. Найдите его. Нельзя убирать и добавлять буквы, переставлять их метами.

Ты жеребёнок ещё./ Ответ: Ты же ребёнок ещё.

Несуразные вещи./ Ответ: Несу разные вещи.

Покалечилась она./ Ответ: Пока лечилась она.

И дико мне сейчас./ Ответ: Иди ко мне сейчас.

Ябеду не ждал./ Ответ: Я беду не ждал.

Ведь мы летали на метле./ Ответ: Ведьмы летали на метле.

2. «Беглянка»  Слайд №8

Беглянка – это запятая. Поймай и поставь её на место. Прочитай, что у тебя получилось. А теперь попробуй при помощи запятой изменить смысл фразы на противоположный.

Казнить пленника нельзя помиловать!

Ответ: Казнить, пленника нельзя помиловать!/Казнить пленника нельзя, помиловать!

Строить здесь нельзя сносить!

Ответ: Строить, здесь нельзя сносить!/ Строить здесь нельзя, сносить!

Говорить на уроке нельзя молчать!

Ответ: Говорить, на уроке нельзя молчать!/ Говорить на уроке нельзя, молчать!

3. Отгадай часть речи

1.  Давно живу я в мире этом,

                   Даю названия предметам.                   (Имя существительное)

2.  Даю я признаки предметам,

                   Они со мной весьма приметны.

                   Я украшаю вашу речь

                   Меня вам надо знать, беречь.              (Имя прилагательное)

3. Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков -
В речи быть одним из главных слов.  (Глагол)

4.  Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё …                                                    (Местоимения)

Конкурс 4 «Грамотеи»

- Сейчас мы проверим вашу грамотность. Задание: «Вставьте пропущенные буквы».   Слайд № 9

Ж…раф, верш…на, ч…й, ч…гун, мес…ность, чудес…ный, лес…ница, ш…л, х…лодный, н…чевал, кр…чит, р…яль, ж…лтый, ц…тата, коро…ка, поез.., лебе…ь, руж…ё, в..юга, об…езд, об…явление.

Конкурс 5 «Фонетика»

- Какие слова переданы фонетической транскрипцией?  Назовите  эти слова.

[Прут]     [сй’эст]     [й’эст]      [бай’укат’] ?

Конкурс 6 «Разгадывание ребусов»      Слайд №10

Ответы: апрель, апельсин, бабочки, вагон

V.     Подведение итогов.

Классный час мы заканчиваем стихотворением

               А. Яшина  «Русский язык»

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, Он, как русский народ, многолик,
Он певуч,

Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Рефлексия. Продолжите фразы:

Сегодня я понял ….

Сегодня я узнал ….

Сегодня я вспомнил…

Сегодня я поучился…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметная неделя по русскому языку в начальной школе

Программа по проведению предметной недели русского языка в начальной школе  в 2012уч.году...

Предметная неделя по русскому языку и литературному чтению

План и материалы для проведения предметной недели в начальной школе...

Предметная неделя по русскому языку во 2 классе

Предметная неделя по русскому языку во 2 классе...

предметная неделя по русскому языку

неделя русского языка в 1-4 классах- задания...

предметная неделя по русскому языку

предметная неделя по русскому языку для начальной школы...

План проведения предметной недели по русскому языку

Ежегодно в прогимназии проходят предметные недели, предлагаю Вам ознакомиться с планом проведения недели по русскому языку...

Устный журнал к предметной неделе по русскому языку по теме: "Словарь - вселенная в алфавитном порядке..."

Проводимые в школах предметные недели ещё раз показывают значимость изучаемых предметов (русский язык, литература), их взаимосвязь между собой. Предметные недели способствуют раскрепощению лично...