Самоуправление в классе
статья по теме

Квасова Вера Владимировна

Выступление на заседании МО классных руководителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ № 4» с. Московского

Изобильненского района

Ставропольского края

Выступление на заседании

методического объединения

классных руководителей

по теме:

«Самоуправление в классе»

                                Подготовила:

                                    Квасова В. В.

М

М  

Содержание:

  1.  Введение.

  1.  Сущность, цели и принципы самоуправляемой деятельности.

  1. Содержание, организация и структура самоуправления.

  1. Классное собрание. Функциональные обязанности участников классного собрания

  1.  Совет класса.

  1. Функциональные обязанности членов родительского комитета.

  1. Педагогическое обеспечение деятельности самоуправления и его развития.

  1. Приложение 1. Законы коллектива.

 

  1. Литература.

Введение

Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру.

С.И.Гессен

Когда начинаешь размышлять о самоуправлении в коллективе школы или класса, то сразу почему-то вспоминаются слова А.С. Макаренко: «Я все свои 16 лет советской педагогической работы потратил на решение вопроса о строении коллектива, его органов, о системе полномочий и о системе ответственности». Наверное, это происходит потому, что предпринимаешь попытку думать о чем-то сложном и важном. Если А.С. Макаренко, такой выдающийся знаток и умелец построения воспитательных отношений в детском коллективе, относил организацию самоуправления к разряду трудно разрешимых проблем в своей педагогической практике, то становятся более понятными и очевидными затруднения педагогов - современников, направляющих свои усилия на обеспечение развития самодеятельных и самоуправленческих начал в ученических коллективах.

По мнению отечественных психологов, развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само». Под «со» мы понимаем деятельность, которая совершается совместно с другими — это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» — самоуправлению. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования и т.п.

        В отечественной педагогике известен опыт школьного самоуправления. Это школа «развития идей коллектива» Ф.Ф. Брюховецкого. Основным органом, координирующим все органы школьного самоуправления, был совет коллектива. Известен опыт самоуправления в воспитательной системе П.Г. Родина «Подготовка молодежи к труду». Это создание ученических производственных бригад. Органами самоуправления в ученической бригаде являлись общее собрание ее членов и совет коллектива бригады. Существовала методика коммунарского движения И.П. Иванова. Принципы управления – микроколлективы, бригады, создаваемые по дружбе, интересам. Еще одним из принципов коммунарской методики, является чередование творческих поручений. Это предпочтительнее, чем существующая система выполнения учеником одного поручения в течение всего года.

За последние годы произошли существенные изменения в процессе воспитания учащихся. Заметные коррекции внесены в систему управления и самоуправления жизнедеятельностью детских сообществ.

Сущность, цели и принципы самоуправленческой деятельности

Сущность, как правило, отражается в определении понятия. Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.И.Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой. В.М.Кротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а известный белорусский исследователь В.Т.Кабуш делает вывод, что самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. Представления ученых о сущности самоуправления разделяют педагоги-практики и их воспитанники. Некоторые ученики понимают его как:

-управление жизнью класса;

-организацию дел для своего класса, а значит и для себя;

-решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;

-школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общений и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Анализ практического опыта дал возможность установить основные признаки характера воспитательного процесса, каким его делают управление и самоуправление.

Добровольный процесс. Воспитания по принуждению нет. У каждого участника воспитательного процесса, у педагогов и воспитанников есть потребность и желание совершенствовать самих себя, строить свою жизнедеятельность на основе высоких нравственных ценностей, вырабатывать коллективно нормы, обычаи, то есть вырабатывать основы поведения. Отсюда главная функция самоуправления – создавать эти основы. Задача педагога – воспитать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских отношений.

Демократический процесс. В организации воспитательной деятельности учитываются интересы и потребности каждого члена, меньшинства, всего коллектива путем стремления к общему согласию. Функция самоуправления – строить жизнедеятельность коллектива, идя от ученика, его интересов, запросов, идеалов. Задача педагога – воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских отношений.

Гуманистический процесс. В воспитательной деятельности должно быть все во имя ребенка и для ребенка. Самоуправление  формирует в коллективе атмосферу защищенности каждого его члена. Функция самоуправления – разрабатывать и утверждать нормы гуманистических отношений друг к другу. Эти отношения помогают воспринимать каждого как уникальную  личность и способствуют самореализации ее неповторимости. Задача педагога – научить каждого выполнять поручения коллектива через осуществление самоучета, самоконтроля по отношению к окружающим; признавать самоценность человека.

Социальный процесс. Самоуправление следует рассматривать как фактор социализации личности ребенка, поскольку оно способствует реализации в коллективе социальных функций: информационной, ценностно-ориентационной, нормативной и др. Благодаря им,  в коллективе формируются специфические способы регуляции внутригрупповых отношений. Задача педагога – через самоуправление расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому индивиду освоение социального мира, формировать у учащихся умения преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.

Творческий процесс. Самоуправление способствует социальному, индивидуальному, нравственному творчеству. Инициативное самоуправление – одно из условий проявления учащимися творческой энергии. Более того, оно дает возможность действовать всем не только в соответствии с возложенными на них обязанностями, но и согласно голосу собственной совести, в соответствии с требованиями подлинной нравственности. Задача педагога – направить самоуправление на формирование у воспитанников индивидуального стиля жизни.

Разновариативный процесс. Самоуправление, формирующееся на основании сложившегося опыта и традиций, с учетом типа школы, национальной культуры и традиций, делает воспитательный процесс разновариативным, неповторимым. Расширение границ самоуправленческой деятельности, вовлечение новых учащихся в его работу, усложнение задач – все это способствует появлению в воспитательном процессе инновационных подходов. Задача педагога – вести поиск результативных методов педагогического обеспечения постоянно развивающегося самоуправления.

Самостоятельный процесс. Самоуправление, построенное на творческом педагогическом управлении и инициативной самодеятельности учащихся, делает воспитательный процесс самостоятельным, то есть не зависимым от существующих установок, интересов администрации. Предоставление педагогической самостоятельности воспитателям и воспитанникам – необходимое условие развития самодеятельности, инициативы, творчества. Задача воспитателя – формирование у учащихся потребности и желания реализации пяти «само»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания, самообучения.

Цели самоуправленческой деятельности.

Во-первых, содействие развитию ребенка. Речь идет о детском коллективе, ведущей функцией которого является обеспечение личностного роста его членов. Самоуправление следует рассматривать как важнейшее средство (метод, инструмент) развития детей. «Самодеятельность, по утверждению Т.Е.Конниковой, - очень острое оружие: деятельность, совершаемая по внутреннему побуждению, обязательно отражается в чертах личности». Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и многие другие.

Во-вторых, организация эффективного функционирования учебной группы. Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций, начиная от обеспечения дисциплины и порядка в классе и завершая созданием условий для профессионального и гражданского самоопределения учащихся. В-третьих, формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. Самоуправление позволяет ребенку расширить пространство для проявления своей активности. Оно не должно быть ограничено стенами ученого кабинета и даже рамками школьного здания. Выполнение постоянного или временного поручения может происходить и в детском саду, и в больнице, и на участке лесного хозяйства, то есть там, где возможно и педагогически целесообразно проявление и развитие социально ценных устремлений детей.

Принципы самоуправления.

Для достижения перечисленных целей необходимо соблюдение научно обоснованных правил и требований к организации ученического самоуправления. Чаще всего научные и практические работники называют следующие принципы:

- деятельное наполнение работы органов самоуправления;

- социальная значимость деятельности самоуправления;

- соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива;

- взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и возможностей органов самоуправления;

-  добровольность и выборность органов самоуправления;

-  инициатива, самодеятельность и творчество детей;

-  гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки;

- сочетание деятельности постоянных и временных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы;

- обязательное представительство классных коллективов в органах школьного самоуправления;

-  взаимодействие всех органов самоуправления;

-  сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений.

Содержание, организация и структура самоуправления

На страницах «Педагогической поэмы» А.С.Макаренко убедительно показал, что содержание, способы организации и структура самоуправления обусловлены развитием жизнедеятельности воспитательного учреждения:

- первый сводный отряд был сформирован тогда, когда возникла потребность заготавливать дрова, не нарушая при этом общий ритм жизни колонии;

-  воспитанника Буруна, руководившего первым сводным отрядом, сначала назвали атаманом, а потом дети и взрослые поняли свою ошибку, ведь атаманы были у бандитов, и решили называть его командиром, как в Красной Армии;

- когда сформировалось несколько отрядов, то стала очевидной необходимость проведения совещаний их руководителей, так и появился новый орган самоуправления – совет командиров.

Деятельность, по мнению, А.С.Макаренко, рождает самоуправление, а не наоборот.

Такой деятельностью может быть выполнение какого-то ответственного задания, порученного классу органом школьного самоуправления, либо проведение одного или нескольких дел, организаторам которых выступают объединенные общим интересом одноклассники, либо разработка и осуществление совместными усилиями учащихся социально значимого проекта, либо создание в классе клуба, членами которого являются учащиеся со схожими увлечениями. Главное, чтобы эта деятельность была ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовала их интересам и потребностям. Тогда она вызовет у учащихся желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по ее планированию, подготовке и проведению, выполнять постоянные и временные поручения, а значит, деятельность станет самоуправляемой. Постепенно самоуправлением будут охвачены все или большинство сторон жизнедеятельности классного коллектива. В этой связи следует обратить внимание на существование во многих учебных заведениях ошибочной практики работы с индивидуальными поручениями учащихся, когда они сначала распределяются, а затем предпринимаются попытки, чаще всего безуспешные, наполнить их деятельностью.

Организационную структуру ученического самоуправления в классе можно представить в виде общей схемы.

 

                                                                                                   Таблица 1.

                                                                                                  (приложение)

Общее собрание коллектива. Собрание является высшим органом классного самоуправления и обеспечивает ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса.

Совет коллектива класса – главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены, как правило, руководят работой микрогрупп, создаваемых для организации в классе познавательной, художественно-творческой, физкультурно-оздоровительной, трудовой, шефской и других видов деятельности. Микрогруппы объединяют в своем составе учеников на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений.

Наряду с постоянными в классе могут действовать и временные органы самоуправления (совет дела, временные творческие группы и т.п.). При их создании, как полагает М.И.Рожков, целесообразно помнить следующее:

- создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;

-  решение о создании этих органов принимается только ученическим коллективом, общественными организациями или их органами самоуправления;

- в составе временных органов самоуправления могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;

- органы самоуправления независимо от срока, на который они сформированы, должны отчитаться перед коллективом о выполнении поставленных задач;

-   осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое существование.

Неотъемлемым элементом системы самоуправления является выполнение детьми постоянных и временных поручений. Они помогают ученикам стать субъектами жизнедеятельности, происходящей в классе и школе. Воспитательный потенциал поручения, по утверждению В.Т.Кабуша, возрастает, если оно соответствует следующим требованиям:

а) социально ценная направленность поручения;

б) личностная значимость для ребенка выполняемой им работы;

в) наличие реальных и конкретных прав и обязанностей у исполнителя поручения;

г) инструктивная оснащенность процесса поручаемого дела (цель и значение поручения, сроки его выполнения, возможные варианты помощи и поддержки осуществляемой деятельности и т.п.);

д) развивающий характер содержания и способов выполнения поручений, «цепочки» их последовательности – от простого к сложному, от желаемого к обязательному, от исполнительской к руководящей функции.

На выбор форм и способов организации самоуправления в классном коллективе большое влияние оказывает создаваемая в классе воспитательная система. Например, совет клуба может стать ведущим органом самоуправления в классе, где функционирует воспитательная система индивидуально-личностной ориентации, в которой системообразующим фактором является клубная деятельность. Совет дела, как правило, становится центральным органом самоуправления в классе, где создана воспитательная система социальной ориентации и доминирует коллективная творческая деятельность. Институт дежурных командиров или старост чаще всего встречается в учебных группах, где построены воспитательные системы рационально-познавательной ориентации. Художественный совет может стать приоритетным органом самоуправления, где действует воспитательная система культурно-нравственной ориентации.

Как показывает практика работы образовательных учреждений, система ученического самоуправления находится в прямой зависимости от этапов развития коллектива. Эта зависимость зафиксирована в исследованиях В.М. Коротова, Г.М. Логутенко, Т.В. Орловой, Н.К. Твердохлебова, А.М. Филь, П.Т. Фролова. Опираясь на идеи этих авторов и наши наблюдения, раскроем содержание трех этапов.

Для первого этапа характерно проведение педагогическим коллективом работы по воспитанию у учащихся уважения к самому себе, уважительного отношения к членам коллектива, желания и потребности помочь учителю, стремления к активной социальной деятельности. На этом этапе динамика развития ученического самоуправления полностью зависит от педагога. Поэтому здесь целесообразно разработать и реализовать организационно-деятельностный проект по изучению уровня социальной активности учащихся и возможностей педагогов в ее развитии.

Главная позиция воспитанников в жизнедеятельности первичных и общешкольных коллективов – исполнительская. Позиция педагога – позиция учителя, то есть он личным примером, дидактическими приемами формирует у учащихся знания, умения, навыки самоуправленческой деятельности. Одновременно в процессе общеколлективных дел идет подготовка воспитанников к самоконтролю и самоанализу. Это в дальнейшем открывает возможность передачи функций управления отдельными делами от педагогов школы учащимся. Именно через коллективные формы идет активная подготовка учащихся к полной самоуправленческой деятельности.

Второй этап развития коллектива характеризуется стабильностью деятельности постоянно увеличивающегося ученического актива и постоянным расширением его прав и обязанностей. Инициатива в самоуправленческой деятельности на этом этапе исходит не только от педагогов, но и от значительной части детского коллектива. Некоторые виды деятельности коллектива полностью возглавляются учащимися. Формируются постоянно действующие органы самоуправления (штабы, бригады, содружества и др.). Члены этих органов становятся организаторами работы с учащимися по интересам, проведения дежурств. Все большее значение в жизнедеятельности учащихся приобретает собрание. Самоуправление становится ведущим условием утверждения школьника в коллективе. Педагогический коллектив, опираясь на высшие органы самоуправления – собрание (конференцию) и исполнительные (комитеты, советы, парламенты), старается развить у учащихся потребности в самоанализе, самооценке и самоорганизации. Расширяется содержание деятельности учащихся и, соответственно, разнообразными становятся связи как в школе, так и за ее пределами.

На этом этапе развития самоуправления его члены начинают заниматься законодательной деятельностью. Имеется в виду создание законов, правил жизнедеятельности, деклараций сотрудничества, кодекса чести, символов коллектива. Они, с одной стороны, организуют взаимоотношения учащихся, а с другой - активизируют усвоение требований и соответствующих им способов поведения в коллективе.

Повышается статус актива в жизни образовательного учреждения. Приказом директора школы лидеры (уполномоченные) выборных органон школьного самоуправления включаются в состав педагогического совета школы, что подчеркивает социальную значимость актива в решении проблем школьной жизнедеятельности.

На данном этапе усиливается инструктивно-методическая работа педагогов в школе в связи с увеличением количества учащихся в органах ученического самоуправления.

Третий этап. Основой ученического самоуправления являются общественное мнение и  твердо  установившиеся традиции. Самоуправление здесь выступает не столько средством и формой сплочения коллектива, сколько принципом. Принцип самоуправления является обязательным элементом содержания, организации и управления воспитательным процессом в школе. Значение общественного мнении заключается в том, что сами учащиеся, независимо от статуса в коллективе, поддерживают социально значимые начинания и в зависимости от участия в них оценивают позицию своих сверстников. В свою очередь, общественное мнение вдохновляет детей на сознательное служение интересам коллектива, способствует реализации личных и общественных интересов, оптимальному сочетанию личного и общественного, общественного и личного. Складывается демократическое самоуправление, что меняет позицию педагога и воспитанника в коллективе.

На третьем этапе самоуправление учащихся получает четкую структуру и содержательную завершенность. Это завершающий этап в формировании системы ученического самоуправления. Для него характерны расширение прав, обязанностей и усложнение функций органов самоуправления; передача отдельных воспитательных функций педагогов ученическим коллективам; постоянное увеличение числа воспитанников, принимающих участие в организации жизни коллектива; повышение роли общественных детских и молодежных организаций в жизни коллектива; выполнение управленческих функций в порядке очередности.

Ученическое самоуправление не столько вводится, сколько выращивается в самом коллективе.

 

Классное собрание. Функциональные обязанности участников классного собрания.

 

В работе классного собрания участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов - и родители обучающихся.

Цель: помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.

Задачи: вызывать детей на откровенный разговор друг с другом, формировать честную дисциплину среди школьников.

На классном собрании:

- не позволяйте детям осуждать или обвинять других;

- не привлекайте детей к выслеживанию и выявлению правонарушителей;

- не наказывайте весь класс за поведение отдельных ребят;

- создавайте атмосферу сотрудничества.

Правила организации и проведения классного собрания:

- попытаться самим решить проблему;

- не оказывать друг на друга никакого давления – ни юридического, ни словесного;

- слушать друг друга и не перебивать.

Структура классного собрания:

- представление обсуждаемой проблемы (классным руководителем или учащимися);

- изложение информации по проблеме;

- начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы...», «Результат получился таким, потому что...»;

- предложение решения проблемы;

- выбор решения;

- обсуждение предполагаемого результата решения;

- закрытие собрания.

Процедура классного собрания:

- школьники сидят по кругу;

- продолжительность собрания для школьников начальной школы – 30 мин., для старших школьников – 45 мин.

Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив.

Исключительной компетенцией собрания является:

- определение программы деятельности своего коллектива и его морально-этической основы (заповеди, законы, правила и др.);

- установление и избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;

- определение микроколлективов класса, заключение договоров и соглашений о сотрудничестве с другими коллективами учащихся, государственными учреждениями, предприятиями и общественными организациями;

- избрание исполнительных органов самоуправления (совета учащихся, ученического комитета, штаба командиров, другого исполнительного органа);

- определение структуры исполнительного органа, его временных и постоянных подразделений и вспомогательных органов самоуправления;

- установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;

- утверждение прав и обязанностей первичных коллективов (классов, кружков, клубов и др.), учащихся, нравственных требований к учащимся;

- делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет школы, педагогический совет), отзыв их при необходимости;

- принятие решения о формировании объединений по интересам, местах их базирования и режиме работы, а также о формировании временных органов самоуправления и их структурных подразделений (команд, бригад, групп);

- координация работы исполнительных органов самоуправления, заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;

- установление деловых связей с государственными, производственными органами самоуправления, учреждениями науки, культуры, спорта, заключение с ними соглашений о совместной деятельности;

- определение меры участия учащихся в общественной жизни и трудовой деятельности школы, района, республики;

- установление форм поощрения и порицания в общешкольном коллективе;

- внесение предложений в администрацию и органы общественного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.

Виды собраний: установочное, выборное, отчетное, итоговое, экстренное, торжественное, тематическое.

Ведет классное собрание его председатель. Им может быть классный руководитель (обычно), председатель Совета класса или родительского комитета. Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.

Председатель, заместитель председателя и секретарь Совета класса, а также председатель родительского комитета входят в Президиум классного собрания. Решения классное собрание принимает голосованием (открытым или тайным). Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников.

Председатель Совета класса:

- совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся);

- отвечает за работу консультантов и успеваемость в классе;

- формирует коллективы (советы дела) для подготовки и проведения классных мероприятий;

- объявляет благодарность и налагает взыскания;

- контролирует выполнение поручений.

Заместитель председателя Совета класса:

- контролирует посещаемость и готовность к занятиям;

- осуществляет контроль за ведением дневников, ведет тетрадь успеваемости;

- совместно с председателем Совета класса руководит группой консультантов;

- ведет работу с отстающими по предметам;

- организует проведение политинформации в классе;

- замещает председателя Совета класса в его отсутствие.

Совет класса

Секретарь Совета класса:

- ведет классную документацию и отвечает за ее хранение;

- руководит работой по проведению культурно-массовых мероприятий;

- контролирует работу советов дела;

- информирует учащихся о работе Совета класса;

- организует работу редакционной коллегии;

- отвечает за оформление стендов.

Старший дежурный:

- организует и контролирует дежурство по школе и классу;

- формирует дежурные группы;

- составляет график дежурств;

- отвечает за дисциплину в классе, хранение и приобретение инвентаря;

- руководит работой департамента труда класса;

- ведет документацию старшего дежурного.

Редколлегия имеет команду из трех - пяти человек.

Руководитель редколлегии называется «Ответственный за редакторскую деятельность». В его функции входит:

- организация выпуска поздравительных газет;

- оформление классного кабинета;

- оформление классного уголка;

- организация работы редакционной коллегии;

- оформление стендов.

Ответственный за организацию спортивных мероприятий в классе:

- формирует команду для участия в школьных соревнованиях;

- организует спортивные мероприятия в классе.

Ответственный за учебный сектор:

- контролирует посещаемость и готовность к занятиям;

- осуществляет контроль за ведением дневников;

- ведет «Открытый журнал успеваемости»;

- совместно с председателем руководит группой консультантов;

- ведет работу с отстающими по предметам.

Ответственный за проведение культурных мероприятий в классе имеет команду из трех - пяти человек. Он:

- руководит работой по проведению культурно-массовых мероприятий;

- отвечает за организацию выходов в театр, кино;

- отвечает за организацию экскурсий, классных и школьных вечеров, составление развлекательной программы.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся тайным голосованием. Составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности, можно и свою. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

Функциональные обязанности членов родительского комитета

Основным контрольным органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым (открытым или тайным) голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.

Родительский комитет:

- рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива;

- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

Каждый классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления.

Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации.

Педагогическое обеспечение деятельности самоуправления и его развития

Еще полвека назад В.Г. Яковлев доказал, что путь развития самодеятельности школьников можно представить следующим образом: от деятельности при непосредственном руководстве взрослых - к проявлению инициативы в этих же условиях, а далее – к самостоятельным действиям и проявлению инициативы без непосредственного руководства. Не случайно в период расцвета пионерского движения в стране вожатым и педагогам-воспитателям рекомендовали в работе по развитию самодеятельных и самоуправленческих начал в детских коллективах выделять три этапа с такими названиями-девизами:

I этап – «Делай, как я!»

II этап – «Делай, как большинство из нас!»

III этап – «Делай, как лучшие из нас!»

Чаще всего данный подход к развитию детского самоуправления приносил желаемые результаты. Но для его реализации педагогу надо иметь отчетливые и адекватные представления об уровне сформированности детского коллектива, о состоянии в нем деловых и эмоционально-психологических межличностных отношений, о наличии у школьников, особенно входящих в когорту активистов, организаторских умений и навыков. Объективная информация о процессе развития ученического коллектива и его членов является надежной опорой для воспитателя в подборе форм и способов педагогического обеспечения становления самоуправленческих начал в классном сообществе.

Академик Л.И.Новикова советовала педагогам не становиться (в большинстве случаев) организаторами коллективной деятельности учащихся. И придумывать дело, и проводить его, и подводить итоги должны сами дети.

Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.

Постепенно педагог формирует стиль взаимодействия с учащимися и их органами самоуправления.  В работе со своими воспитанниками старайтесь соблюдать следующие правила:

-    не требуй от ребят того, чего не выполняешь сам;

-    гарантируй помощь каждому при подготовке дела;

-    выстраивай доверительные отношения с детьми;

-    избегай мелких несущественных замечаний (придирок).

В качестве принципов педагогической поддержки развития инициативы и самостоятельности учащихся можно взять высказывания знаменитых людей:

«Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей» (Г.Гегель).

«Немало можно добиться строгостью, много – любовь, но всегда – знанием дела и справедливостью, невзирая на лица» (И.Гете).

«Каждый человек – исключение» (К.Ижиковский).

«Детство – равноправная часть жизни, а не подготовка к ее наиболее значительному, взрослому периоду» (И.Песталоцци).

«Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера» (С.Смайло).

«Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником» (М.Горький).

«Кто…умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе (Я.Коменский).

Такие принципы, правила или требования помогают классному наставнику занять педагогически целесообразную позицию в работе с детским коллективом, его членами и органами самоуправления, а, следовательно, внести более весомый вклад в формирование духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития и жизни детей в классном сообществе.

 

 

Приложение 1.

Законы коллектива

Закон правды: «Запомни, правда  нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!»

Закон добра: «Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе».

Закон заботы: «Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях».

Закон любви: «Любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее».

Закон милосердия: «Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!»

Закон памяти: «Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории».

Закон уважения: «Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других».

Закон старости: «Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован».

Закон свободы: «Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека».

Закон смелости: «Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!»

Закон чести: «Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве».

Литература

  1. Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе.  // Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 31-36.

  1. Дубич С.А. Организация самоконтроля. // Завуч. – 2002. - № 1. – С. 10-12.

  1. Коновалова О.Б., Культяпова Ж.В. Основы ученического самоуправления.  // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 6. – С. 77–84.

  1. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002. – С. 37–45.

  1. Степанов Е.Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе. // Классный руководитель. – 2006. - № 8. – С. 14–20.

  1. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 47–65.