Технология "Развития критического мышления через чтение и письмо"
презентация к уроку по теме

Гаврилова Татьяна Владимировна

Технология "Развития критического мышления через чтение и письмо"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Слайд 1  Мы работаем по ФГОС уже четвертый год и говорить на эту тему можно много и бесконечно. Мы бы хотели остановится на технологии развития критического мышления. Критическое мышление можно развивать на любом этапе урока, мы покажем на примере урока чтения.

Как сказал великий Сократ «Людям необходимо думать о том, что они делают и зачем, во что они верят и почему.

Ни одного дня не должно пройти без этих вопросов. Жизнь без них не стоит того.»

Слайд 2 Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами.

Слайд 3 По мнению авторов «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.

... Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений».

Слайд 4 Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Слайд 5 Технология РКМЧП (Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо») направлена на достижение следующих результатов: умение работать с любой информацией и интегрировать её; умение задавать вопросы, формулировать гипотезу, решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; умение самостоятельно заниматься своим обучением; умение работать в группе .

Умение работать самостоятельно, заниматься своим обучением является одним из основных положений федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

В наших учебниках минимум научно – познавательных текстов, которые нужны для развития критического мышления, но мы самостоятельно находим, печатаем и используем научно – познавательные тексты.

Слайд 6 В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз.

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая фаза – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая фаза – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья фаза – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Мы хотим предложить Вам алгоритм построения работы на каждой фазе урока.

Слайд 7  Задачи первой фазы урока : Вызвать уже имеющиеся знания. Создать ассоциации по изучаемому вопросу. Активизировать. Заинтересовать. Мотивировать на дальнейшую работу.

Слайд 8 Задачи на фазе осмысления (реализации замысла): Поддержание активности, интереса, инерции движения, возникших на стадии вызова. Увязать новое с уже известным. Создать новое понимание.

Слайд 9 Задачи третьей фазы, рефлексии (размышления): Закрепление новых знаний. Перестройка своих представлений. Выражение новых идей и информации своими словами. Обмен идеями.

Слайд 10 Давайте рассмотрим технологию развития критического мышления на примере работы с научно – познавательным текстом о фламинго. Сейчас предлагаю Вам побыть на месте учеников. Прежде чем читать текст, прошу Вас разделить чистый лист на три колонки. В первую записать все, что знаете о фламинго. А теперь читаем текст и подчеркиваем ту информацию, которую Вы знаете, но забыли написать в 1 колонку. Записываем эту информацию во 2 колонку. А в 3 колонку пишем ту информацию, которая для Вас новая, неизвестная.

Как видите, на примере данной работы, дети самостоятельно получили новые знания, а не услышали их от учителя. Это является одним из положений ФГОС.

Слайд 11,12 Есть другой способ для развития критического мышления, который называется «Синквейн». Учитель дает слово, относящееся к теме.  Первая строка – существительное, которое нужно осмыслить. Вторая строка – два прилагательных, определяющих это существительное и описывающее ваше представление о нем. Сл.12 Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное. Четвертая строка – фраза из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному. Пятая строка – синоним существительного.   Рассмотрим на примере текста про фламинго. Пример: 1)Фламинго. 2) яркий, красивый. 3) Летает, питается, строит. 4) Крупная птица розового оперения. 5) красота, великолепие.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной технологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.  

Слайд 13. Спасибо за внимание.

Спасибо Наталье Витальевне за помощь в подготовке выступления.