Работа со словарными словами.
статья по русскому языку по теме

Сурикова Елена Николаевна

В материале дан подход к изучению словарных слов группами (по лексическому, орфографическому признакам).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_slovarnymi_slovami.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

              Одна из главных задач учителя - научить детей писать словарные слова без ошибок. Словарная работа охватывает усвоение учащимися новых слов, их значений, оттенков значений, эмоционально - экспрессивной окраски слов, сфер их употребления многозначности и переносных значений ,усвоение синонимов, антонимов; активизацию словаря, использование новых слов в речи.

               С орфографической точки зрения состав словарных  слов многообразен. Предлагаемый вариант работы обеспечивает максимальные возможности их усвоения.

                 Все словарные слова классифицированы  и объединены в группы по лексико-тематическому, орфографическому признакам. Недостаточно, чтобы дети познакомились с графическим обликом слова; важно, чтобы знания закрепились, выработался алгоритм работы со словарным словом, в результате чего обучающиеся смогут использовать его и в других случаях. Упражнения с группами слов способствуют выработке умения быстро и точно применять полученные знания на практике, формируют навыки самостоятельной работы, мыслительной деятельности. Учащиеся занимаются анализом, синтезом, составляют словосочетания и предложения с использованием наибольшего количества слов данной группы, разгадывают загадки, обобщают, выделяют признаки слов одной группы. Так у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

               Особую важность приобретает использование  разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного усвоения грамотного написания словарных слов.

Примеры групп слов:

1.Огород, овощи, картофель, помидор, горох, морковь, капуста, огурец, яблоко, ягода, земляника, урожай, малина,

2.Родина: Россия, Москва, столица, правительство, революция, союз.

3. Школа:  карандаш, пенал, тетрадь, класс, русский язык, ученик, учитель, дежурный, ребята, библиотека,  директор, беседа, беседовать, коллектив,

4. Земледелие: агроном, веялка, деревня, заря, комбайн, лопата, пшеница. Растение, сеялка, солома, овес,  трактор, хозяйственный, хозяйство, хлебороб.

5.Животные и птицы: воробей,  ворона, заяц, корова, лисица, медведь, петух, собака,

                  Словарные слова даются группами в соответствии с программой, внутри можно выделить микрогруппы по орфографическому признаку.

Задания для изучения слов:

-слова даются в форме загадок

Окраской - сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Это ……(ворона).

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.( воробей)

Птица- трещетка

Белая косоворотка.

В лес приносит на хвосте

Сотни сплетен новостей. ( сорока)

-находятся общие признаки (лексическое значение, грамматические признаки, орфографические признаки);

-работа над усвоением слова и введением его в речь (подобрать родственные слова, образовать  с помощью приставки, суффикса, выделить их; составление словосочетаний, предложений, текста из 3-5 предложений; классификация слов в группе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над словарными словами ( из опыта работы.)

Материал можно использовать на уроках русского языка в 2-4 классах....

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....