Самоуправление в школе
статья на тему

Овчинникова Юлия Михайловна

В данной работе описаны сущность и значение детского самоуправления в школе. Описаны этапы организации самоуправления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoupravlenie_v_shkole.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОАУ Медвежье- Озёрская СОШ

Выступление на ШМО.

Тема: «Самоуправление в школе»

Подготовила:

Учитель начальных классов

Овчинникова Ю.М.

2011 г.

Содержание.

1. Сущность и значение самоуправления в воспитательном процессе

2. Задачи и принципы детского самоуправления.

3. Функции совета класса (СК).

4. Организация совета дела.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Сущность и значение самоуправления в воспитательном процессе

Современная средняя общеобразовательная школа – сложное социально-педагогическое учреждение, включающее в себя педагогический и ученические коллективы, - различные объединения и организации взрослых и детей. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но они не менее педагогов или детей заинтересованы в успешной работе школы. Являясь социальными заказчиками школы, родили должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни, в управление, жизнедеятельностью школы.

Класс представляет собой постоянное формирование детей. Деятельность классного коллектива определяется задачами, стоящими перед обществом, с учётом возрастных особенностей учащихся. Класс является первичным коллективом школы, центром, ядром воспитательной работы. Срок функционирования класса как первичного коллектива определяется постоянным составом его членов. Класс выполняет воспитательную функцию, поэтому необходима деятельность в нём строго с позиции ребёнка, его интересов, дарований, склонностей.

Класс является основой школьного самоуправления.  Задача органов ученического самоуправления – вместе с пед. коллективом формировать морально-этический климат в школе. С этой целью под руководством актива разрабатывается кодекс чести школьника, его права и обязанности, меры поощрений и порицания.

2. Задачи и принципы детского самоуправления.

Самоуправление – принцип организации жизнедеятельности коллектива, означающий права и обязанности его членов анализировать состояние дел в школе, вырабатывать и принимать решения, касающиеся разных сторон её жизни, активно участвовать в их реализации.

Цель самоуправления – обеспечить управление школьным коллективом, преподавателями и учениками на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества.

  Задачи ученического   самоуправления

  • Предоставление  учащимся реальной возможности участия вместе с педагогами в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе учебно – воспитательного процесса.
  • Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного    мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности.
  • Воспитание положительного отношения  и общечеловеческих ценностей, нормам коллективной жизни, законам государства, бережного отношения к природе, воспитание чувства справедливости.
  • Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей     социализацию каждого ребёнка.
  •   Выявление интересов и потребностей учащихся, реализация которых реально выполнима в условиях  нашего образовательного учреждения.
  • Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.
  • Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной  реализовать выявленные потребности и интересы учащихся.
  • Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития.

Всё большее значение приобретает собрание. Самоуправление становится ведущим условием утверждения школьника в коллективе. Педагогический коллектив, опираясь на высшие органы самоуправления (собрание), старается развивать у учащихся потребность в самоанализе, самооценке.

Принципы ученического самоуправления:

  • Каждому коллективу учащихся – свой орган самоуправления.
  • Самоуправлению школы – систему исполнительных органов.
  • Каждому делу – свой организатор.
  • Каждому учащемуся – конкретное поручение.
  • Всем членам самоуправления – действенные права и обязанности.
  • Всем активистам – школу «Лидеров».
  • Всем органам самоуправления – единство действий и взаимодействие.

Памятка для учащихся :

  • Смелее вноси свои предложения.
  • Не бойся, что вносишь простые идеи, из банка идей отберём золотые.
  • Мысль толково излагай, если надо, повторяй.
  • Время не трать напрасно.
  • Чётко уяснишь – лучше сделаешь.
  • Не думай, что ты в чём-то лучше друзей, и нос задирать, задаваться не смей!
  • Доверие так понимать нужно: всё проверяется делом, заботой и дружбой.
  • Всякое дело результат красит. Не стыдно в деле ошибаться, стыдно не уметь и не желать исправиться.
  • Твори, ищи, фантазируй смелее – ищи пути выполнения решения.
  • Принял решение – выполняй! Поручил другому – доверяй! Доверяя, помогай!

3. Функции совета класса (СК)

  • участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;
  • подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;
  • заслушивает отчёты о проделанной работе ответственных за направления;
  • организует участие класса в КТД (коллективно - творческих делах);
  • выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;
  • обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;
  • поддерживает связь с ЦОЖ (центр общественной жизни).

Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.

         Самоуправление, как и дисциплина, – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни. Это поможет подвести их к самоуправлению. Да и следует помнить, что не учащиеся для самоуправления, а самоуправление для учащихся; что подлинное самоуправление в широком понимании этого слова – это стиль жизни воспитательного коллектива. Мне помогают создать этот стиль коллективное планирование, организация в классе временных советов дел, поочерёдное выполнение обязанностей дежурного, коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий, регулярные самоотчёты учащихся о выполнении поручений. Подробно я хочу остановиться на некоторых из них.

Коллективное планирование. Методика «Древо желаний».

         Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых нарисовано дерево с ветками. На каждой ветке есть несколько листочков, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы:

– в каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать;

– в каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь;

– какие мероприятия надо провести в классе обязательно.

      Ребята вписывают свои ответы на чистые листочки дерева и сдают свои работы классному руководителю. Следующий момент, который помогает развивать самоуправление в классе – организация совета дела (инициативной группы).

4. Организация совета дела

В классе создаётся совет дела (инициативная группа), которой поручается разработка плана мероприятия. Группа создаётся на основе выборов, назначения и включения желающих.

  • Совет дела вносит предложения, обсуждает их и вместе с классным руководителем выстраивает общую программу мероприятия.
  • Совет дела определяет список подготовительных мероприятий, средств и материалов, которые необходимы для реализации программы.
  • Совет дела распределяет поручения между учащимися (коллективные, групповые, индивидуальные), уточняет план проведения.
  • Учащиеся включаются в подготовку мероприятия, классный руководитель и совет дела помогают им в реализации намеченного.
  • В проведении подготовленного мероприятия принимают участие все школьники.
  • После мероприятия проводится коллективный анализ с целью объективной оценки проведённого дела.
  • Следующий момент – поочерёдное выполнение обязанностей дежурного командира.

Класс делится на четыре команды, которые формируются детьми по желанию (дружба, общие интересы и т. д.)

5. Заключение.

Высшим органом самоуправления является собрание учащихся класса, где даётся коллективный анализ и оценка всех проведенных мероприятий.
Немаловажную роль в организации самоуправления в классе, конечно же, играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее. Естественно, участие родителей в жизни класса не ограничивается только посещением родительских собраний, ремонтом класса, непосредственным участием в школьных мероприятиях, оно гораздо шире: походы , поездки на экскурсии и многое другое. Здесь, как вы видите, прослеживается связь, которая никогда и нигде не должна прерываться: школа – ученик – родители.

Исходя из опыта организации ученического самоуправления, я пришла к таким выводам:

  • Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.
  • Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
  • Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
  • Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
  • Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и страны.


Список использованной литературы

  1. Моисеев А.М. Проблемы и пути совершенствования внутришкольного управления. Пособие для руководителей образовательных учреждений. Тамбов: ТОИПКРО. 2002. – 12 c.
  2. Рогаткин Д.В. Службы примирения в системе школьного самоуправления // Вестник восстановительной юстиции». 2002. – 92 c.
  3. Чашников Л.А. Современные модели информационно-аналитического обеспечения школьного управления // Вопросы психологии. 2000. – 25 c.
  4. Акмедьянов Д. Ученическое самоуправление в школе: путь находок // Народное образование. – 2000. – 77 c.