Методический материал "Самоуправление в школе"
материал на тему

Федотова Галина Юрьевна

Методический материал предназначен для работы с детско - юношеской организацией по вопросам самоурпавления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoupravlenie_v_shkole.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

Ученическое самоуправление в школе.

Самоуправление  играет огромную роль в организации жизни детского коллектива. Без педагогов здесь, конечно, не обойтись. Они подскажут цели, помогут найти дела, включить в них ребят, проанализировать результаты работы. Задача педагогов – строить жизнь вместе с детьми, предоставляя им всё больше самостоятельности, расширяя сферу ученического самоуправления. Постепенно, учась самостоятельности, дети обращаются ко взрослым только в случае затруднения.  

         Замечательные возможности для подготовки  учащихся  к самоуправлению предоставляют коллективные творческие дела (КТД), которые начали практиковаться в нашей школе много лет тому назад. В ходе подготовки  и проведения КТД его участники осуществляют  все операции самоуправления: совместно определяют цель своей деятельности, договариваются о средствах и способах её реализации, управляют процессом её осуществления, осмысливают результат. Школа по достоинству оценила преимущества  воспитательной технологии, по В.А.Караковскому «крупные дозы воспитания». Самоуправление входит в общую структуру  управления школой. Объектом самоуправления учащихся в школе является жизнь ученического коллектива.

         Процесс ученического самоуправления мало отличается от взрослого управления: здесь и там – постановка целей, их реализация, анализ результатов  деятельности, определение перспектив. Ученик  учится  избирать и быть  избранным, разрабатывать законы,  правила и нормы поведения в коллективе, быть законопослушным, делать разумный социальный выбор.

Каждый ученик знает о существовании в нашей школе ученического самоуправления, его целях и задачах. Эта информация доступна всем, она всегда перед глазами – на стендах школы

Цели ученического самоуправления:

  1. Воспитание гражданина с демократической культурой воспитания, умеющего действовать в интересах общества и Отечества;
  2. привлечение учащихся к управлению школьной жизнью в соответствии с принципом демократизации школы;
  3. научить учащихся самим планировать и организовывать свою ученическую жизнь в школе и в частности внеклассную деятельность;
  4. уважая законность и права всех участников учебного процесса, дать возможности реализовать творческие идеи в общественной жизни школы и развивать управленческие навыки в реализации интересных дел.

Задачи ученического самоуправления:

  1. Формирование потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов, духовного мира, развития самостоятельности, мышления и самосознания;
  2. воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям и нормам коллективной жизни, законам государства, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, окружающих людей, Отечества;
  3. воспитания желания преодолевать трудности, бороться за своих друзей и окружающих людей, помогать им, найти себя;
  4. предоставить всем учащимся реальную возможность вместе с педагогами, родителями в прогнозировании организации, исполнении и анализе учебно - воспитательного процесса;
  5. создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самостоятельности, инициативы учащихся.

Принципы самоуправления:

  1. открытость и доступность;
  2. добровольность и творчество;
  3. равенство и сотрудничество;
  4. непрерывность и перспективность.

Органы самоуправления созданы для организации и управления разными видами деятельности и организации в школе.

 Структура органов самоуправления учитывает периодическую отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе основывается на взаимодействии разных органов.

Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности учащихся, направленные на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем школы.

Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решение и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

Ученическое самоуправление в школе организовано следующим образом:

Высшим органом школьного коллектива является Президентский совет, который избирается путем прямого и равного голосования.

Президентский совет – это пусковой механизм организаторской работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.

В начале учебного  года в школе проходят  выборы президента   школы и   его помощников, которые и руководят органами самоуправления в школе.  В каждом классном коллективе с 7 по 9 класс (на основе выдвижения кандидатов от класса или самовыдвижения) проходят выборы. В течение двух недель кандидаты  на всеобщее обозрение выставляют свою программу  и «Портфолио достижений учащегося». Во время предвыборной кампании  проводятся   встречи с учащимися, используется школьный информационный пункт.(см. Приложение 1- Положение о выборах в Президенты организации, представление кандидата), организовываются встречи с кандидатами в Президенты. По  окончании рекламной кампании выборы проходят путем тайного голосования. Учащийся, набравший большее количество голосов,  возглавляет орган ученического самоуправления, остальные, не набравшие наибольшее  количество голосов, становятся его помощниками. Так формируется Президентский кабинет, где  есть министры культуры, здоровья, спорта, пресс-центр, образования и заботы. (см. Приложение 2- Структура Президентского кабинета). На первом заседании президентского кабинета  школы определяются основные направления деятельности. Решения доводятся до всего коллектива через министерства и СМИ.

Формирование Министерств.

1.     В каждом классном коллективе (с 5-го по 9-й класс) учащиеся делятся

на группы по направлениям деятельности (отделы): образования, культуры и досуга, спорта, пресс-центр, здоровья, штаб «Забота».

2.     В каждой группе выбирается руководитель, который делегируется  в министерства  по всем направлениям, а председатель классного коллектива входит с состав совета председателей класса, которым руководит непосредственно Президент организации   (таким образом,  представитель каждого класса входит в состав министерств)

3.     На организационном  собрании Президентский кабинет

  1. определяет основные направления деятельности;
  2. организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;
  3. организует выпуск стенной газеты и участвует в выпуске школьной печатной газеты;
  4. обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;
  5. решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;
  6. организует соревнование между классами;
  7.  заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.(см. Приложение 3 – Функции Президентского кабинета)

                   Организуя в школе ученическое самоуправление, важно включить в активную деятельность всех ребят. Поэтому первое положение, которое   было  создано Президентским советом, - это «Положение о школьном конкурсе «Лучший класс»» (см. Приложение 4 – положение о конкурсе), которое необходимо для включения ученического самоуправления в систему соревнования с единой системой подведения итогов и стимулирования учащихся. Классные коллективы в начале учебного года  были оповещены о  проведении данного соревнования через информационные листы, членов Президентского кабинета. Результаты конкурса «Лучший  класс» будут подведены в конце года и победители будут награждены на торжественной линейке.

         В школе ведется экран конкурса, в который   вносятся все мероприятия, где классы приняли  участие – это и олимпиады, и конкурсы, и спортивные мероприятия, и различные акции, здесь также учитывается успеваемость класса и другое (см. Приложение 5 Стенд «Конкурс»)                                

Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся  приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

Не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. Необходима помощь педагогов и родителей.

Данная модель  самоуправления в школе действует не первый год. Для того чтобы она стала функционировать и была понятна и  интересна  учащимся, необходимо запланировать и проводить  ряд мероприятий обучающего характера для актива школы.

После выборов Президента и Президентского кабинета, органов самоуправления в классах проходит   активная работа по обучению руководителей отделов, представителей классов, где ребята приобретают знания и умения по организации самостоятельной деятельности. Зам. директора по ВР должен  постоянно направлять  деятельность руководителей Министерств.

День рождения нашей организации 29 апреля 1994 года. Мы очень долго думали,  как назвать нашу школьную  детско – юношескую организацию. И вот решили, что название ей будет «Зебра», что означает «Земные братья».

Жизнь как зебра, вся в полоску, наша школьная жизнь тоже вся в полоску. Только пусть светлые полоски будут широкими – широкими, а черные очень узкими. Слова нашей песни тоже говорят об этом. (см. Приложение 6 – песня, клятва, герб, флаг организации)

В нашей организации насчитывается 86 человек. В неё входят все учащиеся школы и педагоги. Чем же занимаемся мы в своей организации? Конечно же, самое главное для нас это учеба, но помимо занятий жизнь в школе должна быть разнообразной и интересной, и это наша главная задача. Мы стараемся самостоятельно приготовиться к мероприятиям  школьным и классным. Конечно же, нам пока трудно обойтись без своих наставников, но они нам всегда готовы прийти на помощь.

За время существования нашей организации много реальных дел сделано. Хотя президентский кабинет и молодой и мы только учимся самостоятельности, но уже можно гордиться нашими делами:

  1. Мы можем сами организовать для младших школьников мероприятие, так была организована и проведена кругосветка для детей 1 – 4 классов по правилам дорожного движения «Каждый знать обязан правила движения!», куда были привлечены учащиеся, входившие в состав отряда ЮИД. Ребята младших классов увлеченно, с интересом выполняли все задания, приготовленные старшими ребятами - членами Президентского кабинета.
  2. На  каникулах члены президентского кабинета организовывают спортивные игры для ребят из младших классов;
  3. Ребята сами занимаются разведением саженцев;
  4. Волонтёры регулярно посещают пенсионеров, инвалидов, всех, нуждающихся в помощи.

Самым серьезным мероприятием Министерства физкультуры и спорта стал День здоровья» Этот день начался с традиционной утренней зарядки, а затем, в течение всего дня проводились спортивные мероприятия:  мини – турниры на каждой перемене между классами. Так прошло 6 турниров.

 Пока взрослые ребята соревновались, малыши не скучали, с ними на всех переменах ребята из штаба «Забота» играли в подвижные игры.

 Первоклассники дружно отправились на улицу со своими вожатыми играть в игры.(см. приложение 7 – День здоровья)

         Отдел «Образование» следит за выпуском  экранов успеваемости по классам, проводит  рейды по проверке  готовности учащихся к учебным занятиям, предоставляет  данные  Отделу СМИ, который выпускает   информационные листы, и, который учитывает  результаты рейдов  при подведении итогов.

Информационный Отдел «Пресс - центр» регулярно выпускает информационные листы с сообщением о текущих и будущих мероприятиях, реагирует на нарушения дисциплины, поздравляет победителей соревнований и конкурсов, организует участие в областных, школьных конкурсах плакатов и рисунков; выпускает школьную газету «Полосатые вести».

           Конечно, в дальнейшем у нас много планов:

          организация работы над собственной школьной газетой « Полосатые вести», проведение конкурсов «Класс года», «Ученик года», проведение «Дня самоуправления» и « Дня ученика»  и многое – многое другое, а самое главное – создание  для  младших школьников  совета малышей, что станет хорошей школой для будущих Президентов нашей организации.

Приложение 1

Положение о президентском кабинете

  1. Общие положения
  1.  Президентский кабинет организовывается в целях осуществления самоуправления школьников и развития их инициативы.
  2.  В соответствии с уставом школы и настоящим положением президентский кабинет взаимодействует с педагогическим советом и администрацией школы.
  3.  Руководство деятельностью президентского кабинета осуществляет президент, избираемый из числа обучающихся.
  1. Содержание работы президентского кабинета.

Президентский кабинет

  1. Принимает участие в разработке годового плана работы школы;
  2. Координирует деятельность органов классных коллективов;
  3. Организует взаимодействие классных коллективов;
  4. Вносит предложения по совершенствованию деятельности школы;
  5. Создает инициативные группы школьников для проведения различных мероприятий; содействует выявлению творческого потенциала обучающихся;
  6. Организует проведение общешкольных коллективных творческих дел и мероприятий;
  7. Изучает, обобщает и распространяет опыт проведения коллективных творческих дел;
  8. Организует изучение общественного мнения обучающихся по актуальным проблемам школьной жизни.
  1. Права президентского кабинета

Президентский кабинет имеет право:

  1. Принимать участие в работе совета школы;
  2. В проведении малых педагогических советов;
  3. Разработке управленческих  решений, касающихся вопросов организации различных мероприятий со школьниками;
  4. Вносить предложения по:
  1. Совершенствованию структуры органов управления школы;
  2. Обеспечению мероприятий, проводимых президентским кабинетом, необходимыми финансовыми и материально – техническими ресурсами;
  3. Поощрению обучающихся.
  1. Организация работы президентского кабинета

4.1. В состав президентского кабинета входят обучающиеся, предложенные от классных коллективов, кандидаты на пост президента или представители классных коллективов, которые избираются на классных  собраниях.

4.2. Для решения текущих вопросов президентский кабинет может создавать  кабинеты и другие временные органы ученического самоуправления.

4.3. Президентский кабинет проводит свои заседания не реже одного раза в месяц.

4.4. Заседание президентского кабинета проводится, если на нем присутствуют не менее двух третей членов кабинета.

4.5. Решение президентского кабинета является принятым, если  за него проголосовало не менее двух третей присутствующих членов совет.

4.6. Решение президентского кабинета обязательны для выполнения всеми обучающимися.

Структура детско-юношеской организации «Зебра»(земные братья).

Совет ДЮО

Президент                   (глава детско-юношеской организации)

министр      «Досуга»

министр                 «Заботы»

        

министр «Образование»

ЮИД «Постовой»

Волонтеры

министр «пресс-центр»

министр «Здоровье  спорт» (экология, спорт, туризм)

председатель классного коллектива

сектор «Образование»

сектор                  «Досуг»

сектор              «Забота»

сектор  «Культуры»

сектор  «Здоровье»

                                                   Функции президентского кабинета

                 1.  Президент

                  Функции:

  1. Организует  работу кабинета.
  2. Контролирует работу министерств.
  3. Принимает участие в работе совета школы.
  4. Работает с советом мэров, планирует совместную работу.
  5. Проводит анализ работы.
  6. Принимает решения по вопросам деятельности организации.
  7. Обобщение и пропаганда передового опыта всех участников образовательного процесса.

     2.Министр культуры

Функции

  1. Организует работу всех классных коллективов в области культуры.            
  2. Организует совместно с представителями классных коллективов (СЕКТОР  ДОСУГ) коллективные творческие дела и мероприятия.
  3. Является инициатором работы в данной области.
  4. Содействие нравственному, патриотическому воспитанию учащихся, формированию у них уважения и любви к школе, селу.
  5. Проведение тематических выставок, итогов конкурсов, олимпиад.

  1. Министр здоровья

Организует работу всех классных коллективов в области экологии, здоровья, туризма. Организует совместно с представителями классных коллективов (СЕКТОР здоровья) коллективные творческие дела и мероприятия, является инициатором работы в данной области.

              Функции:

  1. Пропаганда среди учащихся здорового образа жизни;
  2. Формирование у школьников целеустремленности, волевых качеств, а также навыков работы в команде;
  3. Развитие у учащихся навыков активного проведения досуга;
  4. Организация и проведение спортивных соревнований среди учащихся школы;
  5. Выявление и поощрение лучших спортсменов школы.

  1. Министр образования

Министр образования организует работу всех классных коллективов в области образования. Организует совместно с представителями классных коллективов (СЕКТОР образование) коллективные творческие дела и мероприятия, является инициатором работы в данной области. Находится в тесном сотрудничестве с заместителем директора по учебной работе.

               Функции:

  1. Пропаганда среди учащихся  позитивного отношения к обучению ;
  2. Формирование у школьников целеустремленности, волевых качеств, а также навыков работы в команде;
  3. Развитие у учащихся навыков самообразования;
  4. Организация и проведение интеллектуальных мероприятий среди учащихся школы;
  5. Выявление и поощрение лучших обучающихся школы.

  1. Пресс – центр

Организует работу всех классных коллективов в области прессы и оформления. Организует совместно с представителями классных коллективов (СЕКТОР пресс - центр) коллективные творческие дела и мероприятия, является инициатором работы в данной области.

Функции:

  1. Работает над созданием и деятельностью школьной газеты, которая информирует события школьной жизни.
  2. Организует ежемесячный выпуск номера ученической газеты.
  3. Повышение общекультурного уровня учащихся путем опубликования материалов по исторической, патриотической, культурологической тематикам.
  4. Принимает участие в оформлении, украшении помещений и территорий школы.
  5. Проектирует оформление коллективно – творческих мероприятий.
  1. Министр заботы

Функции:

  1. Организует работу волонтеров во всех классных коллективах.
  2. Организует совместно с представителями классных коллективов коллективные творческие дела и мероприятия.
  3. Является инициатором работы в данной области.
  4. Организует работу с малышами и нуждающимися в помощи людям. Ведёт работу совместно с социальным педагогом.

                                                       Положение

конкурса «Лучший класс года» муниципального общеобразовательного учреждения

«Драченинская основная общеобразовательная школа»

                                        I. Общие положения

1.1. Конкурс «Лучший класс года» (далее – конкурс) - форма организации общеобразовательного и воспитательного процесса, направленная на дополнительное образование и воспитание учащихся, на развитие их творческого потенциала и гражданской активности. 

1.3. Данное положение определяет основные задачи школьного конкурса «Лучший класс года», этапы организации и проведения конкурса, условия участия, порядок подведения итогов и награждения победителей и участников.

1.4. Конкурс проводится с целью определения уровня самоуправления в классе, выявления наиболее сплочённых и творческих классных коллективов.

II. Условия конкурса

2.1. Задачи конкурса:

• создание условий для развития классного и школьного самоуправления;

• утверждение активной жизненной позиции учащихся;

• повышение престижа знаний, интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

• стимулирование классных руководителей, активов классов к реализации творческого подхода в работе и учёбе.

2.2.Участники конкурса - классные коллективы 2-4, 5-9 классов при поддержке классных руководителей.

2.3. Для проведения конкурса и подведения итогов создаются оргкомитет и жюри, утвержденные приказом директора школы.

Функции оргкомитета:

• разрабатывает положение о проведении конкурса;

• определяет критерии оценки результатов каждого тура конкурса;

• анализирует и обобщает результаты конкурса.

2.5. Итоги конкурса подводятся в конце учебного года по 5- бальной системе.

III. Программа конкурса:

• участие класса в школьных мероприятиях;

• участие класса в благотворительных акциях;

• участие класса в трудовых акциях;

• участие класса в школьных и муниципальных мероприятиях;

• результаты учебы за четверть, год (качество успеваемости класса по четвертям, результаты успеваемости анализируются только по классу)

• участие класса в творческих проектах, олимпиадах, конкурсах;

• соблюдение учащимися правил поведения в школе;

• выполнение обязанностей дежурного класса;

• предоставление творческого отчёта по работе класса за учебный год.

IV. Подведение итогов конкурса

4.1. Итоги подводятся среди 2-4 классов; 5-9 классов.

4.2. Итоги фиксируются в специальных протоколах;

4.3. Результаты итогов доводятся до сведения всех учащихся школы через стенд: «Внимание! Конкурс!»

4.4. Итоги объявляются на общешкольной линейке по номинациям:

 Самый спортивный класс;

 самый активный класс;

 самый интеллектуальный класс.

V. Награждение победителей конкурса

5.1. Победители награждаются дипломами, ценными подарками.

Песня, девиз, клятва, символика организации

Песня: Жизнь как зебра, вся в полоску,

Принимай её как есть:

То ударит жёстко-жёстко,

То позволит вдруг присесть.

Жить в полоску не хотим,

В нашей «Зебре» юной, светлой,

Рай земной мы создадим.

Ну, а мы «Земные братья»,

Примем всех друзей в объятья,

Будем дружбой дорожить.

Наш девиз: Земные братья!

Пусть девизом для нас всегда звучат слова

« Пусть будет небо голубое,

Зелёной будет пусть трава»

Клятва членов организации:

                  Клянёмся старших уважать,

 А младший класс не обижать.

 Жить по законам нашей школы,

 Быть гордым, смелым и весёлым.

 Прилежно будем мы учиться,

 В познанье мира углубимся,

 И « Зебра» милая за нас

 Гордиться будет каждый раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ и планирование методической работы начальной школы

Представлены материалы работы методического объединения учителей начальной школы....

план методического объединения начальной школы ГОУ СОШ № 290

План работы методического объединения начальной школы....

Портфолио методического объединения учителей школы 1 ступени

Презентация портфолио методического объединения учителей 1 ступени...

Модель организации методической работы в «Школе взросления»: сотворчество администратора и учителя

Методическая работа в школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса;  система взаимосвязан...

План работы методического объединения начальной школы 2012-2013 учебный год

Этот планпоможет коллегам составить свой план работы МО...

«Инновационные формы организаций методической работы в школе».

Вашему вниманию представляется работа, представленная на соискание академической степени магистра на тему: «Инновационные формы орган...

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ( УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС « НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовател...