Мастер-класс. Метод учебных проектов.
материал на тему

Гусарова Анна Прокопьевна

Мастер-класс. Метод учебных проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Гусарова А.П, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №115

Введение

Древние римляне считали, что корень учения горек, но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети «заражаются» жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит.

Как же привить детям интерес к учению? В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям.

На мой взгляд, технология проектного обучения позволяет эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, овладеть опытом творчества, так как использует потребность ребенка открывать новое. Тем более, что дети очень хотят быть самостоятельными. Не зря говорят:

 «Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь!»

Цель моего мастер-класса – передача опыта использования  проектного обучения на примере одного проекта.

Задачи  мастер-класса вытекают из цели, поставленной выше. Они располагаются в следующих целевых группах: образовательной (непосредственно кратко познакомить коллег с данной технологией обучения), методической (показать его применение на практике на примере одного проекта), развивающей (расширить методическую и знаниевую базу учителя).

Ожидаемым результатом моего мастер-класса должно стать осознание педагогической аудиторией эффективности технологии проектного обучения.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Мы учим:

  • Выявлять и формулировать проблемы
  • Проводить  анализ
  • Находить пути решения проблем
  • Работать с информацией
  • Находить необходимый источник
  • Применять полученную информацию для решения поставленных задач

Каков же план разработки проекта.

Давайте попробуем его составить вместе: (составляют при помощи карточек)

Проблема – Тема - Основополагающий вопрос - Проблемные вопросы – Составление плана – Выбор методов – Подготовка материалов, проведение исследований - Оформление результатов – Защита проекта- Рефлексия

Мы рассмотрим некоторые этапы проекта на примере одного проекта. В прошлом году мои учащиеся разработали проект «Новогоднее настроение» (выпуск газеты)

 Давайте познакомимся, какие вопросы они выделили в этом проекте.

Основополагающий вопрос:

Что такое Новый год?

Проблемные вопросы:

Кто такой Дед Мороз? Как встречают Новый год в России? Как встречают Новый год в разных странах? Где живет Дед Мороз?

Учебные вопросы:

Когда празднуется Новый год? Как появился этот праздник? Какие традиции празднования были на Руси? Какие традиции празднования существуют в разных странах?

Подготовительный этап:

-составление плана

-деление на группы

-подготовка буклетов для родителей

-подготовка материалов (сбор информации)

Уважаемые коллеги, представьте себя в роли учеников. Представьте, что  вы теперь ученики. И первый подготовительный этап проекта уже прошел. И вы приступаете к практической части проекта. Давайте разделимся на 2 группы: 1 группа: информационный отдел, 2 группа: дизайнерский отдел.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

1.Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.

2.Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

3.Не бойся высказывать своё мнение.

4.Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай  мнение других участников группы.

5.Думай сам, а не рассчитывай на других.

  1. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
  2. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
  3. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.

1 группа- отбирает информацию, которую собрали ребята и родители

2 группа – готовит оформление газеты.

(Задание на карточках:

1.Задание для информационного отдела

  1. Выберите наиболее подходящий материал для газеты
  2. Наклейте на ватман
  3. Определите по каким критериям вы отбирали информацию
  4. Совместное окончательное оформление газеты (1 мин)

2. Задание для дизайнерского отдела

1. Оформите газету неординарно при помощи объёмных снежинок

2. Совместное окончательное оформление проекта (1 мин)

Работа в группах длится 5 минут. Какие есть вопросы?

Пока команды работают, предлагаю гостям и жюри немного отдохнуть. Создание видеороликов- это моё увлечение для души да и для работы, предлагаю и вам посмотреть.

(Просмотр видео)

Еще 1 минута для совместного окончательного оформления газеты.

Выступление от групп:

- Какие вы взяли материалы, какими критериями вы пользовались?

-Какая проблема у вас возникла?

(вывешивают газету)

А теперь давайте вернемся в роль учителей. Представьте, что такую тему проекта выбрали ваши ученики. Что они могли бы исследовать, на какие вопросы отвечать, какие проблемы решать именно с точки зрения вашего предмета.

А теперь давайте вернемся все-таки к нашему проекту. Какие межпредметные связи вы увидели?

(пишу на доске: информатика, литература, русский язык, история, технология)

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод  проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.  

А закончить мастер-класс я хочу размышлением о Новогоднем настроении, как называется наш проект.

Вопрос участникам мастер- класса: Что для вас Новогоднее настроение? Чем оно измеряется?

Для меня новогоднее настроение уже предопределено. И оно прекрасно. Так как в моей жизни произошло замечательное событие: участие в конкурсе  «Учитель года».  Я познакомилась с удивительными, творческими людьми, много интересного взяла для себя,  спасибо жюри за доброжелательность и объективность.

 Спасибо участникам мастер-класса за работу.