«Исследовательская работа младших школьников как условие развития интеллектуальной личности»
статья (1 класс) на тему

Бронская Елена Петровна

Работа над  исследовательским проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_issledovat.deyatelnost.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Исследовательская работа младших школьников

как условие развития интеллектуальной личности»

 

«Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Вовлеки меня - и я научусь».

Восточная мудрость

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В современном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Возрастает ответственность школы за их интеллектуальное, творческое развитие. Возрастает и востребованность таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одна из них, на мой взгляд, - технология организации исследовательской деятельности школьников.  В  ходе выполнения исследований работы происходит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, актуализация внутрипредметных и межпредметных связей. Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части:

  • научно-исследовательская – вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний,
  • учебно-исследовательская - деятельность, главная цель которой – образовательный результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

          Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. В решении этих вопросов мне помогли курсы СИПКРО, работа МО начальных классов и работа научно-методического совета в школе. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся, как показывает опыт, не возникает сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются, на мой взгляд:

  • готовность учащихся к этому виду работы;
  • желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.

Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя учебно-исследовательской деятельности школьника.

Исследовательские проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Работая с младшими школьниками необходимо руководствоваться тремя принципами организации учебно-исследовательской деятельности:

  • принцип доступности;
  • принцип поуровневости;
  • принцип временного развития;

Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста ученика (во втором классе коллективное панно на уроках технологии, а в четвёртом – индивидуальные исследовательские работы).

Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей, конечно, самих учащихся. При этом "уровень учащегося" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности (кто интересуется одним домашним животным, а кому интересно журналистская деятельность).

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

Исследовательская деятельность учащихся многофункциональна: организация рабочего места; планирование работы; выбор темы исследования; умение выстроить структуру исследования; умение работать с информацией; умение представить результат своей работы. Она направлена на развитие логического мышления, происходит развитие способности учеников к конструктивной созидательной деятельности, решается    задача    модернизации    образовательного    процесса средствами ИКТ.

В нашей школе мы начинаем заниматься учебно-исследовательской деятельностью с учениками 3-х классов. С третьеклассниками чаще используем групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. При организации исследования учащимся предлагается следующий план работы:

  • Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование?
  • Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?
  • Цель. Что я хочу исследовать?
  • Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?
  • Задачи исследования.
  • Дата и место проведения моего исследования.
  • Методика работы. Каким образом я проводил исследование?
  • Описание работы. Мои результаты исследования.
  • Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.
  • Использованная литература.
  • Приложения.

Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проекты должны быть интересны и полезны детям. Например: «Живая вода», «Без прошлого - нет будущего», «Что в имени моем», «Как сделать классную газету?», «Удивительный мир аквариума», «Папье-Маше», «Дорожные знаки», «Секреты красивых волос», «Полезная вещь для дома», «Миниатюра в подарок», «Пряники для праздника», «Наше зрение», «Плетение из бересты», «Кошка – наш ласковый зверь» и другие. Учебный исследовательский проект с точки зрения ребенка – это возможность сделать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности. Позволяет проявить себя, попробовать свои силы, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Ребенок учится думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Ожидаемым результатом является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.

 Учебные исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Преимущество исследовательского проекта, состоит в том, что ограниченный временными рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки технологии и другие. Кратковременные учебные мини-исследования провожу на уроках природоведения,  литературы, математики и др. А протяжённые во времени – на факультативных занятиях «Введение в исследовательскую деятельность» и уроках ПД. При создании проектов необходимо тесное  сотрудничество с учителями – предметниками, работниками школьной и сельской библиотек, жителями села, родителями, работниками предприятия. В работе над проектами очень хорошо использовать методики игры, театра, поисковой и исследовательской работы.

Хочется остановиться на проекте, который по типологии можно отнести к исследовательским. Идея проекта “Живая вода” возникла не случайно. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относится проблема чистой воды.  В нашем посёлке эта проблема стоит особенно остро. Была поставлена цель: объединить все силы для того, чтобы сделать воду в посёлке Комсомольский чистой и живой. Работая над проектом ребята узнали почему человеку нужна чистая вода? Отчего вода погибает? Какая вода в нашем поселке? Способы очистки воды. В ходе работы обращались к руководителю  службы водоснабжения г.Отрадный; к руководителю  службы водоснабжения нашего поселка; встречались с главой администрации п.Комсомольский; составили обращение к руководителям всех общественных организаций района.         Наше обращение было услышано представителями партии «Единая Россия» и наш поселок включен в президентскую программу «Чистая вода». Проект был представлен в форме презентации, в ходе которой были показаны опыты по очистке воды. Данная работа участвовала в районном конкурсе, получила поощрительную денежную премию и фильтр для воды, которым мы теперь пользуемся в классе.

Работа над  исследовательским проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт. Работа ведётся в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, с привлечением родителей. Презентации проектов проходят в рамках  школьной научно-практической конференции. Многие работы, выполненные учащимися «победили» в какой-либо номинации. В 2009 году ученица 4-го класса заняла третье место на областной НПК, в этом году учащиеся нашей школы впервые участвовали в районной НПК в г.Кинель, из шести работ – три призовых места,

        Таким образом, метод исследовательских проектов эффективен, перспективен, и неисчерпаем! Реализация метода проектов позволяет нам, учителям, изменить свою позицию. Из «носителя готовых знаний» мы превращаемся в организатора увлекательной познавательной, исследовательской деятельности наших учеников, основанной на интересе.

Список литературы:

  1. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследования.// Начальное образование.- 2005.- №6.
  2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М.:Вентана-Граф 2004.
  3. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. А. И. Сасовой. – М. Вентана - Граф, 2003.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005.
  5. Рогова И.Н. Исследовательская работа обучающихся: аспекты планирования// Школьное планирование.2007. №2.
  6. Савенков А. И. Исследовательская практика: организация и методика. М.:2005.
  7. Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика./ А.И.Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 1.
  8.  Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование / А.И.Савенков // Школьные технологии. – 1998. – № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность - условие развития компетентной личности

Одним из эффективных средств развития исследовательских способностей у детей является изучение природы. Природа является для ребенка одним из важнейших обектов исследования. Ее многообразные проявлени...

Исследовательская деятельность - условие развития компетентной личности

Одним из эффективных средств развития исследовательских способностей у детей является изучение природы. Природа является для ребенка одним из важнейших обектов исследования. Ее многообразные проявлени...

Исследовательская работа: «Танец как средство развития творческой индивидуальности у младших школьников»

В рамках настоящей работы были изучены теоретико-методологические основы исследования развития творческих способностея и творческой индивидуальности детей средствами хореографии, рассмотрены основные ...

Исследовательская работа по теме: «Речевое развитие младших школьников при овладении средствами и способами выражения связности текста на уроках русского языка»

В данной работе показаны основные средства и методы работы со связностью речи младших школьников, указаны основные недочеты и этапы работы по их  устранению, а также показаны результаты исследова...

Проблемно – исследовательский метод преподавания как условие развития исследовательских умений младших школьников.

         Сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса,  так как современное общ...