Главные вкладки

    Исследовательская деятельность - условие развития компетентной личности
    статья по теме

    Тарасенко Евгения Александровна

    Одним из эффективных средств развития исследовательских способностей у детей является изучение природы. Природа является для ребенка одним из важнейших обектов исследования. Ее многообразные проявления вовлекают ребенка в мир наблюдений, дают первый опыт экспериментирования, учат устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, являют собой широчайшую основу для художественного творчества, связанного с восприятием эстетической ценности природы. Таким образом обеспечивается единство интеллектуального и эмоционального восприятия окружающего мира. Примеры проектно-исследовательских работ в начальной школе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Исследовательская деятельность учащихся – условие

    развития компетентной личности».

    Тарасенко Евгения Александровна,

    учитель начальных классов МБОУ СОШ №31.

    высшей категории

    Основными задачами школы, является создание благоприятных условий для разностороннего развития личности обучающегося, подготовка их к творческому, интеллектуальному труду. Для этого необходимо, сохраняя и охраняя индивидуальность ребёнка, помочь ему разобраться, в чём именно состоит его индивидуальность, к чему он имеет склонность, определиться в выборе рода деятельности. На первой ступени обучения особенно важно выявить способности учащихся, определить их творческие возможности, поддержать интерес. Основное образование, построенное в рамках традиционной урочной деятельности, как правило, не позволяет достаточно эффективно решать задачи развития творческой, социальной, интеллектуальной индивидуальности детей.

    Значительно успешней с этой функцией справляется дополнительное образование, которое позволяет педагогически целесообразно организовать внеурочную деятельность учащихся, расширить и обогатить образовательные и развивающие возможности учебного пространства, создать условия для удовлетворения индивидуальных запросов детей, проявления их активности, самореализации и самоутверждения.

    Практика проведения учебных исследований с детьми младшего школьного возраста может рассматриваться как особое направление внеклассной работы, тесно связанной с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а так же на углубление и закрепление знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и  фронтальный характер; ее можно проводить индивидуально и с небольшой группой детей.

    Одним из эффективных средств развития исследовательских способностей у детей является изучение природы. Природа является для ребёнка одним из важнейших объектов исследования. Её многообразные проявления вовлекают ребёнка в мир наблюдений, дают первый опыт экспериментирования, учат устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, являют собой широчайшую основу для художественного творчества, связанного с восприятием эстетической ценности природы. Таким образом, обеспечивается единство интеллектуального и эмоционального восприятия окружающего мира.

    Вопреки распространённому мнению о том, что младшие школьники способны усвоить лишь ограниченный набор конкретных знаний о природе, опыт показывает, что учащиеся начальных классов успешно используют следующие исследовательские действия: распознают объекты по признакам, сравнивают, используя формы сопоставления и противопоставления, выделяют главное, устанавливают взаимосвязи, используют аналогии как средство переноса способа действия, моделируют, строят  доказательства. Учащиеся способны осмыслить современные экологические проблемы, видеть их проявление в реальных условиях природного окружения, выносить оценочные суждения о деятельности взрослых, позитивной или негативной в экологическом плане, формулировать элементарные экологические прогнозы, и определять варианты своего личного участия в сохранении окружающей среды.

    Примером специально организованной деятельности учащихся является широко используемая система проектов. Работа над проектом включает в себя: подбор темы исследования, которая должна быть интересна, выполнима, решение должно быть полезно; ситуацию поиска информации, что создаёт прекрасную почву для привлечения ребёнка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с  самыми различными источниками и средствами; и этап защиты проекта – это венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. В ходе проекта ребёнок учится излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.

    Приведу пример структуры проектно-исследовательской работы по теме «Сытая птица весной пригодится» 2 кл.

    1.Проблема: От чего зависит число птиц, прилетающих зимой к кормушке.

    2. Выдвижение предположений.

    3. Проведение наблюдения (подсчет количества птиц за единицу времени, замер температуры воздуха).

    4. Формулировка выводов.

    5. Как можно использовать эти выводы в жизни.

    В ходе работы над проектами учащиеся выполняют различные социальные роли.

    Например, работа по теме «Народные сказки», включает в себя следующие виды проектной деятельности:

    1. Малая конференция (подготовка устного выступления по вопросам, подбор иллюстраций).
    2.  Выставка (определить разделы выставки, подбор книг, подбор репродукций, распределение подготовленных материалов по разделам).

    Роли: собиратели экспонатов, ответственные за отбор материала, оформители.

    Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию коммуникативных умений (организовывать взаимодействие в группе, прогнозировать последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее).

    Р. Гузеев в своей статье «Метод проектов как частичный случай интегрированной технологии обучения» подчеркивает: «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:

    1. личностно – ориентированное;
    2. использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение;
    3. самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;
    4. приносит удовлетворение ученикам видящим продукт своего собственного труда».

    Школьные проекты – это ступеньки личностного роста, помогающие самореализации и самоутверждению. Всё это вызывает у детей чувство гордости, значимости своего труда. Именно в атмосфере творчества и успеха может сформироваться всесторонне развитая личность. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня.

    Приведу пример еще несколько пример проектно-исследовательской деятельности, которые были реализованы моими обучающимися.

    Проект «Город опасный и безопасный».

    Цель проекта: изучить влияние человека на окружающую среду в рамках отдельно взятого микрорайона, установить зоны экологической опасности в районе маршрута «дом – школа», составить план – схему, определить возможные меры по улучшению и оздоровлению экологической обстановки.

    Ход проекта: участники проекта определяют зоны для исследования; собранный материал отображают на планах – схемах (места парковки машин, выгула собак, скопления мусора); коллективная работа – составление общей схемы; составление рекомендаций по проблеме.

    Проект «Вода – наше богатство». В проекте участвуют ученики и родители.

    Цель проекта: сократить потребление воды в домашних условиях; сохранить природные ресурсы; получить экономию  финансовых затрат; разработать рекомендации.

    План мероприятий по проекту: измерение потребления воды (по счётчикам) семьёй в течение недели; выработать действия по сокращению потребления воды; проведение недели экономного использования воды; подведение итогов; составление сравнительных таблиц; разработка рекомендаций.

    Проект « Сытая птица весной пригодится».

    Цель проекта: определить уровень знаний и активности собеседников (опрос проводился в парке) в оказании помощи зимующим птицам; изготовить и развесить кормушки.

    Ход проекта: изготовить кормушки из коробок Tetra Pak и развесить их; провести опрос: Чем надо подкармливать птиц? Из чего можно изготовить кормушки? Помогает ли собеседник птицам? Разработать  способы информирования жителей о проводимой акции и привлечения их к участию в ней.

    Такая  направленность исследовательской работы способствует развитию гибкости мышления учащихся, помогает им учиться, думать, накапливать опыт творческой и социальной деятельности.

    Экологическое направление является приоритетным, т.к. через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, пробудить стремление к прекрасному, научить искусству мышления, духовности, любви к ближнему, быть добрыми и полезными.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Исследовательская деятельность – условие, средство и результат развития одарённости"

    Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?» Эйнштейн ответил: «А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что...

    Исследовательская деятельность - условие развития компетентной личности

    Одним из эффективных средств развития исследовательских способностей у детей является изучение природы. Природа является для ребенка одним из важнейших обектов исследования. Ее многообразные проявлени...

    Мастер-класс "Исследовательская деятельность как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве в условиях внедрения ФГОС НОО"

    В настоящее время, как отмечают учёные и методисты, заметно снизился интерес у  учащихся к школьному образованию, к получению знаний. На современном этапе особый интерес вызвает исследовательная ...

    «Исследовательская работа младших школьников как условие развития интеллектуальной личности»

    Работа над  исследовательским проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе....

    Роль исследовательской деятельности в развитии познавательной компетентности учащихся начальной школы

    В статье раскрывается значение иследовательской деятельности для поввышения мотивации к учебе, приведены конкретные примеры формирования познавательных компетенций учащихся  в процессе работы над...