Статья "Игровые технологии, сущность и функции игры"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Игровые технологии, сущность и функции игры
С.Н.Гурина
Технология игровой деятельности ─ это умение педагога
использовать совокупность различных методов воздействия для обеспечения гуманных, психологически оправданных функций по отношению к ребенку.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.
М.Новик, выделяет неимитационные и имитационные формы (виды) занятия.
Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемым.
Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов- разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.
М.Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
─ в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета;
─в качестве элементов более обширной технологии;
─в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
─в качестве технологий внеклассной работы.
Отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком-наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Самое распространенное мнение о функции игры как о тренировке навыков «взрослых» действий. Именно об этом пишет А.Н.Леонтьев в работе «Психологические основы школьной игры».
В.Н.Дружинин считает, что основная функция интеллекта- это создание прогностических моделей, построение возможных вариантов будущего. Тогда игра- это одно из проявлений интеллекта, его неотъемлемое свойство. И чем интеллектуальнее человек, тем более он должен быть склонен к игре.
«...уже давно обнаружено, - пишет Л.С.Выготский, что игра требует от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил. Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, подчинённая известным правилам система. Игра является естественной формой труда ребёнка. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений».
Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра- характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития. направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.
Игра есть практика развития. Ребёнок играет, потому, что развивается, и развивается, потому что играет. А.С.Макаренко подчеркивал большое значение игры в воспитании и формировании подрастающей личности.
И по сей день занимаются изучением игры отечественные педагоги: А.П.Ершова, В.М.Букатова, Л.М.Некрасова, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдарова, Е.Е.Шулешко.
Игра - многофункциональна, оригинальна, уникальна, ее границы обширны и прозрачны.
Технология игровой деятельности ─ это умение педагога
использовать совокупность различных методов воздействия для обеспечения гуманных, психологически оправданных функций по отношению к ребенку:
1. Социокультурная функция. Игра ─ как средство социализации ребенка, включающее в себя процессы целенаправленного воздействия на личности, усвоение детьми знаний. Духовных ценностей и норм, присущих обществу.
2. Самореализация ребенка в игре. Процесс игры ─ пространство самореализации.
3. Коммуникативная функция. Любое игровое сообщество─коллектив. Выступающий применительно к каждому игроку как коммуникативное начало, имеющее огромное количество связей.
.
4. Диагностическая функция. Ребенок сам проверяет свои силы, возможность в свободных действиях, самовыражаясь и самоутверждая себя. Игра побуждает его к самопознанию и одновременно создает условия внутренней активности личности.
5. Игротерапевтическая функция. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении, в учении.
6. Корректирующая функция. Сам механизм коррекции необходим для борьбы с негативными явлениями, разрушающими внутри коллективные отношения, важные формы взаимодействия в группе.
7. Развлекательная. Данная функция способствует созданию определенного комфорта, благоприятной атмосферы как защитных механизмов стабилизации личности.
Вывод: игра ─ стратегически точно организованное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к обучению и развитию.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте дети!»: Пособие для учит. – 2 изд., М.: «Просвещение», 1988.
2. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. М., 1987.
3. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1-ом классе. – М., 1994.
4. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997.
5. Венгер А.А. Игра как вид деятельности // Вопросы психологии, №.3, 1978.
6. Вербитский А.А., Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению игр. М., 1990.
7. Волина В.В. Учимся играя. М., Новая школа, 1994.
8. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1996. №6.
9. Никитин И.Г. Шубина Л.С.и др. Педагогические игры. Пермь, 1991.
10. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 1995.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. с. 44.
12. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сущность понятий музыкальная игра.
Для школьников младших классов одним из основных видов деятельности является игра. Иногда с помощью игровых элементов для учащихся возрастной группы становится доступнее понимание сути, ка...
Педагогический анализ как функция управления и деятельность: понятие, сущность, методы и формы.
«Логика педагогического руководства школой такова, что невозможно работать, если мы не будем постоянно анализировать связь настоящего с прошлым и будущим»....
Использование групповых и игровых образовательных технологий на примере обучающей игры "Словознайка"
Данная разработка показывает возможность использования игровых образовательных технологий для активизации мыслительных процессов у учащихся....
Образовательные технологии в воспитательном процессе: игра, как средство воспитания.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, кот...
Что такое игра? Значение и функции игры.
Наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке является игровая деятельность. В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между иг...
Игровые педагогические технологии. Сущность и содержание.
Современное российское образование должно готовить людей новой формации, которые органично вольются в современное общество, оказавшееся в самом сердце проблем, имеющих непосредственное отношение к раз...
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИГРЫ С НЕСТАНДАРТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
Представленные материалы посвящены актуальным проблемам в обучении детей, раскрываются методы развития творческого воображения в реализации принципа инновационности в образовательном процессе....