Рефлексия на уроках в начальной школе
статья на тему

ГРЕБЕНЮКОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

Данная статья знакомит с различными приемами рефлексии ,  одним из обязательных уловий создания развивающей среды на уроке.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы рефлексии на уроках

ВКС

                                                                                          28.01.2014 г.

                                                                                                     Гребенюкова О. В.

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Достижение метапредметных результатов происходит через различные виды деятельности и обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

        (СЛАЙД 2)  Под рефлексией обычно понимают умение школьника осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность и ее результаты. Рефлексия дает возможность  ученику не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я сделал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

          Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому уже в начальной школе мы начинаем обучать школьников рефлексивной деятельности, которая  может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на различных его этапах, организуя небольшие рефлексивные паузы.

          (СЛАЙД 3)Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • Рефлексия деятельности
  • Рефлексия содержания учебного материала

(СЛАЙД 4) 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

           Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности.

           Существует множество приёмов данной рефлексии.

Самый простой вариант: использование различных изображений.

(СЛАЙД 5) «Смайлики. » Показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

(СЛАЙД 6) « Солнышко и тучка».   

Учащимся предлагается сравнить свое настроение с:

  1. солнышко;
  2. солнышко с тучкой;
  3. тучку;
  4. тучку с дождиком;
  5. тучку с молнией.

(СЛАЙД 7) «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой.

(СЛАЙД 8) Одной из разновидностей этого приема является «Мишень настроения».  День – это один выстрел. В зависимости от настроения рисуется (наклеивается) кружок - попадание в одной из цветовых зон.  В конце недели (четверти, месяца) вся мишень «прострелена».

(СЛАЙД 9)  Приведем  прием рефлексии, который можно использовать на уроках музыки.

        В конце дня (урока) детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибалльной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. У каждого ученика одна нотка, которую он должен прикрепить на нотном стане. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало сегодня у каждого ученика. В зависимости от этого палочка у нотки «смотрит» вниз (минор) или вверх (мажор).

        Провели рефлексию, и повторили пройденный материал заодно.

        Все эти варианты можно использовать как в начальных классах, так и в среднем звене. Все дети любят играть, любят яркое, привлекающее внимание.

          Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

(СЛАЙД 10)  2. Рефлексия деятельности

            Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Применение этого вида рефлексии  дает возможность оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.

(СЛАЙД 11)  Как в первом классе, так и на ступени основного общего образования можно использовать волшебные линеечки, напоминающие ребѐнку измерительный прибор.

           Перед учеником две линеечки, на которых он должен оценить правильность выполненной работы (по общему количеству допущенных ошибок) и красоту. На самом верху линеечки может поставить крестик тот ученик, который все задание выполнил правильно, в самом низу -тот, кто всё выполнил с ошибками. Таким образом, ребёнок ставит крестик на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Проверяя работу учащегося, учитель ставит свой крестик на той же линеечке. Несоответствие оценки ученика и оценки учителя потом становится темой для диалога с учеником. Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Эти линеечки ученики очень быстро могут начертить у себя в тетради на полях.

(СЛАЙД 12). Оценочная лесенка 

Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить человечка на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий.

 нижняя ступенька  - у меня ничего не получилось;

 средняя ступенька  - у меня были проблемы; 

верхняя ступенька  - мне всё удалось;

(СЛАЙД 13)  Дорожка успеха

       Одним из видов данного приема является «дорожка успеха»

 (СЛАЙД 14) «Рефлексивная мишень»

            На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

(СЛАЙД15)«Маркировка»
         Для оценивания учащимися своей активности и качества работы на уроке целесообразно использовать приём маркировки. Первый вариант - по ходу урока напротив каждого выполненного задания учащиеся ставят условные значки на полях.

(СЛАЙД 16) Второй вариант –таблица, в которой указаны все этапы урока.

«+»--понятно,

«?»--затрудняюсь,

«-»--не понятно.

(СЛАЙД 17) Как один из видов маркировки можно использовать цветограмму.

         Такой вид рефлексии позволяет увидеть проблемы в усвоении материала.

 (СЛАЙД 18)  3. Рефлексия содержания учебного предмета

        Этот вид рефлексии позволяет учителю понять, насколько усвоен учебный материал. Рефлексия в конце урока позволяет подвести его итоги, обсудить то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

 (СЛАЙД 19) «10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции: ….

(СЛАЙД 20) «Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям: УРОК – Я НА УРОКЕ – ИТОГ

(СЛАЙД 21) В конце урока можно предложить небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

(СЛАЙД 22) Эффективен приём незаконченного предложения, когда обучающимся  нужно высказаться об уроке одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

(СЛАЙД 23) Комплимент

                 Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент», в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

(СЛАЙД 24) Используя такие несложные приемы рефлексии на уроках в качестве обратной связи учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом.

 (СЛАЙД 25) Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексия на уроках в начальной школы.

Представлены виды рефлексии, различные технологии, используемые в начальной школе....

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....

Рефлексия на уроках в начальной школе "Гномики"

Один из приёмов рефлексии на уроках в начальной школе "Гномики" вызывает интерес и радостное настроение у детей....

Рефлексия на уроке в начальной школе

Типы рефлексии и приемы рефлексии на уроке в начальной школе...

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Фоторефлексия

Рассматриваюразличные рефлексивные методики поклассификации исходя из целей. Описываю свою педагогическую находку - фоторефлексию. Мастер-класс проводился на областном уровне....

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе» ...

Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Материал содержит теоретическое обоснование использования различных приемов рефлексии на уроках в начальной школе, Также описаны приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефлексии деяте...