составление комплексных работ
методическая разработка (4 класс) на тему
материал содержит рекомендации для руководителей МО и завучей начальной школы по составлению комплексной диагностики для выявления сформированности УУД у выпускников начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.82 КБ |
![]() | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Одним из важных условий для повышения профессионального уровня является самообразование. В нашей школе уже стало традицией проведение тренингов. На осенних каникулах были проведены тренинги по темам: «Структура уроков разного вида по технологии деятельностного метода», «Работа над задачами и уравнениями по УМК Л.Г. Петерсон», «Технология деятельностного метода», «Применение технологии деятельностного метода на уроках математики по УМК «Начальная школа XXI века». На тренинги были приглашены учителя 4-5 классов для осуществления преемственности между школой первой и второй ступени обучения.
Тема сегодняшнего тренинга – составление комплексной работы для оценивания метапредметных умений выпускников начальной школы.
Все метапредметные результаты можно разделить на несколько групп:
- метапредметные результаты, связанные с учебной деятельностью - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, понимать причины успеха (неуспеха) и планировать выход из затруднения (регулятивные УУД);
- метапредметные результаты, связанные с мышлением – анализ, синтез, классификация, построение рассуждений, умение работать с учебными моделями, использование знаково-символических средств, владение широким спектром логических действий и операций, навык смыслового чтения текстов, осознанное построение речевого высказывания (познавательные УУД);
- метапредметные результаты, связанные с умением взаимодействовать, работать в коллективе - адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, принимать точку зрения собеседника, определять общую цель и пути ее достижения, конструктивно разрешать конфликты (коммуникативные УУД)
Исходя из данной классификации можно сделать вывод: не все метапредметные результаты можно оценить индивидуальной проверочной работой.
Таким образом, комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универсальных учебных действий в ходе решения задач на межпредметной основе.
Целью такой работы является оценка достижения планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования УУД», т.е. оценка способности выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (литературные, научно-познавательные тексты, таблицы, диаграммы, графики) и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также УУД на межпредметной основе.
Основой для оценки являются тексты разного содержания – исторические, естественно-научные, математические, которые не должны выходить за пределы жизненного опыта выпускников начальной школы. Они включают в себя разнообразные учебные и практические ситуации. Информация в них может быть представлена в разной форме (рисунки, диаграммы, схемы, таблицы).
Основными параметрами выступают умения:
- найти информацию в тексте и понять ее;
- сделать на основе прочитанного выводы и обобщения;
- оценить полученную информацию;
- написать связное высказывание.
К данным текстам разрабатываются комплексные задания, каждое из которых состоит из отдельных вопросов.
По форме ответа можно выделить следующие типы заданий:
- с выбором одного или нескольких правильных ответов;
- на установление последовательности и соответствия;
- со свободным кратким ответом;
- со свободным развернутым ответом.
Мы предлагаем вам пример комплексной работы, составленной нами в прошлом году.
За основу был взят научно-познавательный текст про уссурийского тигра.
Уссурийский тигр.
Уссурийские тигры – самые крупные и грациозные из больших кошек нашей планеты. Находятся они, как ни горько это осознавать, на грани исчезновения.
От своих «родственников» уссурийский тигр отличается более светлой окраской, а его янтарно-желтая шубка в черную полоску украшена белой манишкой. Зимой тигриный мех становится длиннее и гуще, оберегая от стужи. Вес тигра достигает 230 кг, длина тела – до 220 см.
Самцы уссурийского тигра не принимают участия в выхаживании потомства. Самка рожает 2-4-х тигрят. Первое время малыши питаются молоком, но довольно скоро мать начинает подкармливать их мясом. Тигрята живут с матерью до 3 лет. Каждая семейная группа имеет «личный» участок площадью 15 кв.м.
Обладая поистине богатырским аппетитом, уссурийский тигр в один присест съедает 50 кг мяса. Самое лакомое блюдо в его меню – дикий кабан, грозный зверь весом до 340 кг, вооруженный острыми клыками. Интенсивная вырубка лесов в Уссурийском крае погубила немало вековых дубов и хвойных деревьев. В этих лесах издавна кормились дикие кабаны. Из-за нехватки корма численность кабанов неуклонно сокращается. В поисках питания голодные тигры нередко забредают в окрестности деревень. Там они убивают собак и домашний скот.
Уссурийские тигры строго охраняются российскими законами. Однако браконьерский промысел имеет огромный размах: на тигриные шкуры и кости большой спрос.
Никто точно не знает, сколько уссурийских тигров осталось в природе. По данным Всемирного фонда дикой природы, к концу двадцатого века лишь около 500 особей. Вероятно, их, как и бенгальских тигров, ожидает полное истребление.
Первые три вопроса подразумевали умение находить в литературном тексте информацию, представленную в явном виде.
Например:
Чем уссурийский тигр отличается от своих «родственников»? Выбери правильный ответ.
а) длинной густой шерстью;
б) более светлой окраской;
в) богатырским аппетитом.
Следующий вопрос был направлен на выявление умения находить и интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде.
К какой группе животных по способу питания можно отнести уссурийского тигра? Выбери правильный ответ:
а) всеядный;
б) травоядный;
в) насекомоядный;
г) хищник.
Следующие вопросы проверяли умение осуществлять анализ объекта для выполнения учебной задачи.
Например:
Выбери из предложенных слов: окраска, хвойные, голодные, желтая, относящиеся к схеме:
а) окраска;
б) голодные;
в) желтая;
г) хвойные.
И последние вопросы были направлены на выявление умения анализировать информацию, представленную в текстовой форме и в виде готового решения задачи, решать текстовую задачу, контролировать ход решения, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.
Например:
Если самка рожает в год в среднем трех тигрят, то сколько тигрят родится у двух самок за 5 лет. Выбери правильный ответ:
а) 15;
б) 30;
в) 6.
Вы могли заметить, что данные вопросы затрагивают области предметов, изучаемых в начальной школе: математику, окружающий мир, чтение и русский язык.
Предлагаем вам попробовать самим составить несколько вопросов к научно-познавательному тексту для оценивания сформированности метапредметных умений у выпускников начальной школы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Структура уроков разного вида по технологии деятельностного метода»
«Структура уроков разного вида по технологии деятельностного метода»
Технология деятельностного метода
Работа над задачами и уравнениями
Применение технологии деятельностного метода на уроках математики по УМК «Начальная школа XXI века»
ТЕМА ТРЕНИНГА: Составление итоговых комплексных работ
Группы метапредметных результатов: метапредметные результаты, связанные с учебной деятельностью - регулятивные УУД; метапредметные результаты, связанные с мышлением – познавательные УУД; метапредметные результаты, связанные с умением взаимодействовать, работать в коллективе - коммуникативные УУД.
Цель работы: оценка достижения планируемых результатов по двум междисциплинарным программам «Чтение: работа с информацией» «Программа формирования УУД»
Основными параметрами выступают умения: найти информацию в тексте и понять ее; сделать на основе прочитанного выводы и обобщения; оценить полученную информацию; написать связное высказывание.
Типы заданий: с выбором одного или нескольких правильных ответов; на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом; со свободным развернутым ответом.
Уссурийский тигр Уссурийские тигры – самые крупные и грациозные из больших кошек нашей планеты. Находятся они, как ни горько это осознавать, на грани исчезновения. От своих «родственников» уссурийский тигр отличается более светлой окраской, а его янтарно-желтая шубка в черную полоску украшена белой манишкой. Зимой тигриный мех становится длиннее и гуще, оберегая от стужи. Вес тигра достигает 230 кг, длина тела – до 220 см. Самцы уссурийского тигра не принимают участия в выхаживании потомства. Самка рожает 2-4-х тигрят. Первое время малыши питаются молоком, но довольно скоро мать начинает подкармливать их мясом. Тигрята живут с матерью до 3 лет. Каждая семейная группа имеет «личный» участок площадью 15 кв.м. Обладая поистине богатырским аппетитом, уссурийский тигр в один присест съедает 50 кг мяса. Самое лакомое блюдо в его меню – дикий кабан, грозный зверь весом до 340 кг, вооруженный острыми клыками. Интенсивная вырубка лесов в Уссурийском крае погубила немало вековых дубов и хвойных деревьев. В этих лесах издавна кормились дикие кабаны. Из-за нехватки корма численность кабанов неуклонно сокращается. В поисках питания голодные тигры нередко забредают в окрестности деревень. Там они убивают собак и домашний скот. Уссурийские тигры строго охраняются российскими законами. Однако браконьерский промысел имеет огромный размах: на тигриные шкуры и кости большой спрос. Никто точно не знает, сколько уссурийских тигров осталось в природе. По данным Всемирного фонда дикой природы, к концу двадцатого века лишь около 500 особей. Вероятно, их, как и бенгальских тигров, ожидает полное истребление.
Чем уссурийский тигр отличается от своих «родственников»? Выбери правильный ответ. а) длинной густой шерстью; б) более светлой окраской; в) богатырским аппетитом. умение находить в литературном тексте информацию, представленную в явном виде
К какой группе животных по способу питания можно отнести уссурийского тигра? Выбери правильный ответ: а) всеядный; б) травоядный; в) насекомоядный; г) хищник. умение находить и интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде
Выбери из предложенных слов: окраска, хвойные, голодные, желтая , относящиеся к схеме: а) окраска; б) голодные; в) желтая; г) хвойные . умение осуществлять анализ объекта для выполнения учебной задачи
Если самка рожает в год в среднем трех тигрят, то сколько тигрят родится у двух самок за 5 лет. Выбери правильный ответ: а) 15; б) 30; в) 6. умение анализировать информацию, представленную в текстовой форме и в виде готового решения задачи, решать текстовую задачу, контролировать ход решения, оценивать реальность ответа на вопрос задачи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование практикума " Учимся работать с интегрированной комплексной работой"
тематическое планирование практикума...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/05/picture-195305-1360077973.jpg)
Итоговая работа по теме «Оценка метапредметных результатов начального общего образования средствами комплексной работы»
Итоговая работа по теме «Оценка метапредметных результатов начального общего образования средствами комплексной работы»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-227298-1364310318.jpg)
Технология составления комплексной работы в начальной школе
Введение федеральных образовательных стандартов подразумевает изменение подхода к оценке результативности обучения, содержанию контрольно-измерительных материалов и к самим критериям оценивания....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/03/picture-414451-1393847503.jpg)
составление комплексных работ
материал содержит рекомендации для руководителей МО и завучей начальной школы по составлению работ для диагностики сформированности УУД у выпускников начальной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/09/picture-52264-1491754387.jpg)
Разработка итоговой комплексной работы для 2 класса ( ФГОС). Оценочный лист итоговой комплексной работы ученика ( цы) 2-а класса
Цель данной разработки итоговой коплексной работы- выявить уровень сформированности УУД второклассника....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/07/picture-198696-1360259470.jpg)
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/07/picture-198696-1360259470.jpg)
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...