Игрушка
план-конспект урока (3 класс) на тему

Шорохова Марина Ивановна

Конспект занятия по внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

к презентации: Организация внеклассного игрового мероприятия в рамках недели начальной школы

 «История русской игрушки»

Проблема проекта:

В современное  время перед обществом поставлено много задач. Одна из них - знание истоков своего народа. Одной  из частей этого являются народные промыслы. Желание познакомится с этой стороной жизни и сподвигло нас на создание этого проекта.

Сделать это мы решили в рамках недели начальной школы.  За основу взяли- русские игрушки: дымковскую, тульскую городскую, богородскую, филимоновскую. Всю неделю детей знакомим с народными промыслами, а завершит неделю- игра по станциям. Но к игре детей надо познакомить. И на различных уроках, во время внеурочной деятельности будем знакомить с историей игрушки, чем одна игрушка отличается от другой.

Цель проекта

Приобщение детей к русским народным традициям и промыслам.

Пробуждение в детях желания познавать историю своего народа.

Задачи проекта

  • Познакомить ребят с различными видами народных промыслов.
  • Изучить народные игрушки и различия между ними.

Презентация

Слайд 2

Перед нами карта России. На ней выделены места, где появились народные промыслы. На игрушках стоят гиперссылки, которые дают возможность попасть на нужню игрушку.

Слайд 3

С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково.   Зимой, когда топились печи, летом, когда туман, вся слобода–будто в дымке. Поэтому и название такое.

Самый известный из глиняных промыслов России

Слайд 4 - 5

Дымковская игрушка

            Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятка (сейчас Киров). Там отличные глины и речной  песок, пригодные для керамического промысла.

Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины. Зимой, когда работы в поле не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там лепили и обжигали в русской печи игрушки. К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках и столешницах.

Дымковскую игрушку лепят по частям, используя красную глину. Приступая к выполнению барыни или кормилицы, прежде всего лепят юбку- широкий у основания, пустотелый конус. На него насаживают торс, оттягивают шею и закрепляют шарик- голову, к плечам прикрепляют руки колбаски и закрепляют их у талии. Затем игрушку украшают шляпой и кудрями, рюшами и муфтами.

После лепки её несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.

Из печи игрушка выходит красно- коричневой, но затем цвет глины скрывается побелкой.

Слайд 6

Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Узоры на игрушках наводили традиционные : клетки, полоски, кружки, овалы, точки.

Слайд 7

Роспись дымковской игрушки

  • Побеленная игрушка расписывается.  Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.  
  • Характер одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку сусальным золотом.

Образы дымковской игрушки:

            Барыни в пестрых юбках

            Бравые кавалеры и всадники

            Важные петухи и индюки

            Водоноски, кормилицы, няни

            Женихи и невесты

            Бараны, кони, коровы

            Веселые карусели

Слайд 8

Традиционными народными ремеслами Тульской области являются:

  • тульская городская глиняная игрушка, в народе «Тульские князьки» (г. Тула);
  • филимоновская глиняная игрушка (Одоевский район, г. Тула);

Слайд 9

Тульская городская игрушка

Тульская городская игрушка – новый тип игрушки, который появился в Тульском крае во второй половине 19 века в виде стройных, изящных барынь. Это уже не столько игрушки, сколько декоративные статуэтки, вобравшие в себя черты городской культуры.

В «Памятной книжке Тульской губернии за 1895 год» есть сведения о том, что практически с основания города, в той его части, которая находилась за рекой Упой, была сформирована Гончарная слобода «Большие Гончары», где издревле жили талантливые мастерицы и возник игрушечный промысел, он просуществовал до революции.

Затем игрушка была забыта. Уникальное мастерство казалось кануло в лету…

Своеобразие художественного стиля тульских скульптурок, названных «барынями» или «князьками» определяется, прежде всего, неповторимой пластикой с устремленным вверх стройным силуэтом. Эти «барыни» необыкновенно изящные: до 30 сантиметров в высоту, под зонтиками, одетые в длинные платья, шляпки, жакеты, пелерины разнообразных фасонов и цветов.

Кроме нарядных дам встречается персонаж няни-кормилицы с господскими детьми на руках, на ней кофта и сарафан с передником, на голове – кокошник. Сюжетные мотивы немногочисленны – танцующие  и гуляющие пары, грациозные дамы в изысканных туалетах и важные военные в мундирах с эполетами, орденской лентой через плечо. Оригинальными являются фигурки монаха и монахини.

Слайд 10 - 11

Сохранить и развить промысел одной из стариннейших игрушек нашей родины( по некоторым данным ей около 700 лет) – филимоновской- одна из важнейших задач мастеров Тульского края. Название игрушки происходит от названия деревни Филимоново, где добывается особая глина «синика» для её изготовления. Глина удивительный материал. Он мягкий и податливый, но вместе с тем твёрдый как камень.

Глиняные изделия очень хорошо сохраняются в земле и могут  много поведать пытливому исследователю.

Держишь в руках игрушку и знаешь, что мастера давно нет в живых , что ребёнок, забавлявшийся этой игрушкой, давно вырос, состарился и умер. И только понимаешь, что значит выражение « живая история»

Слайд 12

Отличает филимоновскую  игрушку своеобразный колорит росписи. При раскрашивании игрушки используется всего три цвета:  малиновый, желтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, игрушку в нужных местах прокрашивают желтой краской, а сверну накладывают малиновый или синий. В сочетании с желтым эти цвета становятся красным или зеленым.

Слайд 13

Животные традиционно расписываются разноцветными полосками поперек туловища и шеи. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко. Их шляпки украшены разноцветными полосками, а на ворот кофты, на юбку и штаны нанесен орнамент из звезд, кругом, треугольников и других узоров, символизирующих землю, воду, засеянную пашню, солнце.

Слайд 14

Традиционными сюжетами игрушек были «барыни» (символ Матери – сырой земли, Великой богини природы, олицетворение плодородия, продолжения рода) и «солдаты», а также «всадник» (символ защиты людей и животных).

Слайд 15

Роспись похожа на скоропись, быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки.

Наиболее распространены в росписи филимоновских игрушек сочетания различных узоров в полосе.

Слайд 16

Сегодня промысел живет и развивается не только в поселке Одоев, но и в сердце нашего края – городе Тула.

Слайд 17

Богородская игрушка

На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

Слайд 18

Предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек – вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аукав». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться  «богородской»

Слайд 19

Богородские крестьяне из липовых чурбаков, в зимнее время, вырезали примитивными инструментами фигурки животных, людей, героев народных сказок. Ехали в Троицкую лавру и продавали паломникам.

Слайд 20

 Особенной популярностью пользовались игрушки с движением. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления, делают игрушку живой, привлекательной.

Слайд 21-27

На каких уроках в школе можно использовать этот материал?

Подать этот материал можно на различных уроках. Например : урок ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Изучая раздел Устное Народное Творчество , дети узнают, что в процессе изготовления игрушки( лепили, строгали, раскрашивали) люди применяли пословицы, потешки, прибаутки, пели русские народные песни.

На уроках ИЗО и ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ предлагается вылепить из пластилина игрушку, раскрасить узоры различных видов игрушек.

Слайд 28 -30

Символ России

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может — три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская... .

Как появилась русская матрешка?

Матрешка является визитной сувенирной карточкой России и гордостью национального декоративного искусства. Деревянная кукла, воплотившая в себе самобытность стиля и народный характер, сегодня нарасхват у многочисленных туристов, особенно иностранных. Мало кто знает, что первая матрешка появилась только в конце 19 века. Многие источники, в том числе и сайт kultura-rf.ru, отмечают, что существует несколько версий возникновения разъемной куклы. Согласно первой, однажды семье Мамонтовых, которые были знатными промышленниками и меценатами, подарили интересную японскую статуэтку. Это была фигурка буддистского святого Фурукуджи, которая разламывалась на две половинки, а внутри нее находилась другая, чуть поменьше, которая тоже делилась на две части. Всего таких фигурок было пять. Рассказывают, что именно этот подарок и подтолкнул россиян создать свою национальную игрушку, облаченную в образ деревенской девушки с народным именем Матрешка (от Матрены). 

Если верить другой версии, то первую матрешку сделали по образцу, привезенному из Японии. Восточный аналог выглядел довольно смешно: это были несколько фигурок японского мудреца Фурукума, изображенного лысым старцем с головой вытянутой вверх от многих мыслей и раздумий. Так или иначе, но первые русские матрешки начали создавать в мастерской Мамонтовых и продавать в магазине «Детское воспитание». Автором формы деревянной куклы называют токаря В. Звездочкина.

Истинной родиной матрешки принято считать Сергиев Посад – огромный центр кустарного производства игрушек. Сайт kultura-rf.ru отмечает, что его мастера всегда держали руку на пульсе времени и живо подхватывали свежие и оригинальные идеи. Естественно, их привлекла и матрешка, заворожившая своим народным характером и самобытностью конструкции. 

Мир заговорил о русской национальной кукле в 1900 году после того, как ее представили на Всемирной выставке в Париже. Тогда мастерская Сергиев Посад не успевала принимать заказы на изготовление немалых партий матрешек от иностранцев. Позже она стала частым гостем на выставках в Лейпциге и Лондоне, национальную игрушку также возили в Грецию, Турцию и государства Ближнего Востока. 

За многие года существования матрешка не единожды меняла свою внешность. На смену классическим стилям росписи — цветам или старинным орнаментам — приходили куклы с «лицом» древнерусских бояр или витязей, сказочных и исторических героев (были выпущены «Наполеон», «Кутузов»). 

Не менее известным центром изготовления матрешек были находящиеся рядом город Семеново и село Мериново. Сделанные здесь куклы наиболее ярко отображают колорит русской матрешки: они выделяются сочной и раскованной росписью. А наиболее сложной по технологии изготовления считается разъемная кукла из Вятки. Здешние мастера инкрустировали игрушку соломой. Такую матрешку не смогли поставить на конвейер массового производства из-за сложности процесса изготовления, которое, помимо ресурсных затрат, требовало и высочайшего мастерства. 

В 80-е года прошлого века популярность приобрели авторские матрешки художника С. Нечаева. В это время выточка и роспись народных кукол достигли своего творческого пика. Матрешки изготовляли на любой вкус: разных форм, размеров и стилистики. Благодаря активному потоку туристов матрешка из шедевра национального творчества превратилась в самый ходовой товар, который массово скупали иностранцы и тем самым приносили солидную прибыль русским мастерам. Сегодня наиболее распространенной и востребованной в мире есть пятиместная матрешка. Встречаются также разъемные куклы в семь, десять и пятнадцать мест. А в 1913 году изготовили уникальную и рекордную 48-ми местную матрешку. 

Игра по станциям «Эх,  Матрёшки!»

Дети на уроках познакомились с народными игрушками. Для проверки знаний можно предложить игру по станциям.

Играют ученики 1-4 классов. Она состоит из 4 станций:

- языковая

-музыкальная

-умелые ручки

-художественная

За правильный ответ- балл Матрёшка.

Слайд 2

    Это главный слайд игры. На нём размещены названия всех станций с гиперссылками, с которых можно попасть на каждую станцию отдельно.

Слайд 3

  1. Языковая( заставка)

Слайд 4

Детям предлагаются следующие задания:

- Прочитай пословицу и догадайся , какое слово пропущенное

Сам …,а товарища выручай.

Без труда …и рыбку из пруда.

Что посеешь, то и …

Слайд 5

- Проговорить правильно и быстро скороговорку

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Пыль по полю летит

От топота копыт.

Слайд 6

2.Музыкальная (заставка)

Слайд 7

Песня « Во поле берёза стояла»

-Прослушать начало песни и спеть дальше

Слайд 8

- Какие музыкальные инструменты вы услышали?

Здесь на каждый инструмент поставлен триггер, с помощью которого можно узнать правильный ответ.

Слайд 9

  1. Умелые ручки(заставка)

Слайд 10

Предлагается собрать пазлы и угадать игрушку.( Пазлы заранее приготовлены на большом листе . дети собирают на время.

Вопрос: Какую игрушку вы собрали?

Ответ: на слайде

Слайд 11

4.Художественная(заставка)

Слайд 12

Дети вспоминают русские народные игрушки:

-дымковская

-тульская городская

- филимоновская

- богородская

Слайд 13

Задание: узнать игрушку.

Даны 4 вида игрушек с анимацией ответов.

Слайд 14

Заключительный слайд, который  включается в конце игры.

Составили; учителя ГБОУ СОШ № 376 г. Санкт-Петербурга Рубцова Марина Владимировна и Шорохова Марина Ивановна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)

Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...

Классный час. Тема: «В мастерской глиняной игрушки. Лепка каргопольской игрушки “Медведка”».

Данную разработку классного часа можно использовать для учеников начальной школы. В разработке содержится история возникновения каргопольской игрушки, информация о мастерах и пошаговое выполнение игру...

Лепка игрушки по мотивам народных образцов. Филимоновская игрушка.

Конспект занятия кружка лепки. Можно использовать на уроках изо....

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"

Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...