Статья "Формирование у школьников потребности в непрерывном творческом подходе к овладению новыми знаниями"
статья на тему

Никифорова Елена Александровна

В данной статье говорится о проектной технологии в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon statya.zip19.57 КБ

Предварительный просмотр:


Е.А.Никифорова

МБОУ «СОШ №9 имени Михаила Ивановича Баркова», г. Братск

Формирование у школьников потребности в непрерывном творческом подходе к овладению новыми знаниями

Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека – одна из основных задач, стоящих перед школой. Ошибкой было бы начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как он овладеет основами наук. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то всё это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности. Критерием успешности ребенка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

Способность творить - одно из фундаментальных свойств человеческой личности, без творчества можно считать личность не состоявшейся. Творчество бывает созерцательным и созидательным, преодолевающим противоречия, затруднения и являющим новый замысел, оно бывает продуктивным и самодостаточным. И все чаще умение создавать новое предстает перед нами как жизненно важное (в том числе и профессиональное) умение.

Знаменитый психолог Л.С.Выготский писал: «...высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано происхождением творческому процессу человека». Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась.

Каждый ребенок имеет право на помощь и адекватное развивающее воздействие извне, ведь общепризнано, что творчеству обучить нельзя. Можно и необходимо создавать на уроках такие условия, благодаря которым, оно проявится у детей, и их творческие способности получат развитие.

Подчеркну, что творчество младшего школьника - это хотя бы минимальное отступление от образца в процессе самостоятельного применения усвоенных знаний, умений, навыков. В процессе творческой деятельности развиваются прежде всего творческие способности школьника, которые включают в себя развитие творческого воображения, наблюдательности, неординарного мышления.

Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно-значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат – креативность - имеют важное значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Термин «креативность», будучи заимствованным из средневекового словаря религиозных орденов, имеет латинское происхождение и переводится как «творчество» или «сотворение из ничего».

Развитие креативности может происходить только в процессе деятельности, и такой деятельностью является процесс творчества.

Творчество – это продуктивная деятельность, порождающая качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Для развития креативности детей следует решить следующие задачи:

1. Научить находить решения в нестандартных ситуациях;

2. Развивать оригинальность мыслительной деятельности;

3. Научить анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон;

4. Развивать свойства мышления, необходимые для плодотворной дальнейшей работы.

Реализовать поставленные задачи можно в процессе изучения любого школьного курса.

Развитие творческой активности младших школьников и ее влияние на их творческий рост проходит более успешно, если деятельность учителя основывается:

  • на искреннем уважении и эмпатическом понимании учащихся и умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития творческой активности младших школьников;
  • умении тонко и деликатно обращаться с младшими школьниками, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие;
  • поощрении в развитии способности учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми; воспитании стремления к свободе.

Критерии и показатели проявления детьми творческого развития, имеющие общий характер, можно объединить в 3 категории:

1. Отношение ученика к творческой работе.

  • проявление интереса, эмоциональной увлеченности творческой деятельностью;
  • проявление инициативы при решении творческих задач, стремление выйти за рамки требуемого задания;
  • ответственное отношение к выполнению работы, стремление довести до конца;
  • проявление готовности к самостоятельному преодолению трудностей, возникающих в творческом процессе, стремление повышать уровень сложности творческой деятельности.

2. Качество поисково-творческих действий учащихся.

  • проявление беглости мышления, способность выдвигать множество идей, относительно выполнения творческого задания, умение создавать большое количество поисковых вариантов;
  • отсутствие регидности, умение гибко использовать различные способы и приемы при работе;
  • проявление оригинальности и нешаблонности мышления в процессе работы, создание работ с необычным сюжетом, уникальной формы;
  • проявление изобретательности, фантазии, творческого воображения.

3. Выразительность и грамотность выполнения работ.

  • использование выразительных возможностей;
  • целостность работы.

С психологической точки зрения начальная школа является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Начальная школа также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через активные способы действий. 

Ученик, работая над проектом, проходит стадии:

  • планирования;
  • анализа;
  • синтеза;
  • активной деятельности.

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи. Одним из путей внедрения идей Дьюи стало обучение по «методу проектов».

Основная идея – организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить», – вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Проект – в переводе с латинского означает «брошенный вперед».
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

Проектность – определяющая черта современного мышления.

Хорошо подготовленный и правильно реализуемый проект нравится и захватывает воображение как учителя, так и учащихся.
Секрет успеха заключается в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с настоящими проблемами, уровень мотивации их участия в деятельности резко повышается.

Работая над проектной технологией, я заметила, что есть не только положительные стороны, но и проблемы.
При реализации проекта существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс. Важно, чтобы изготовление изделия не превращалось у школьников в самоцель. Напоминать ему, что он изготавливает полезную вещь, удовлетворяет чью – то потребность, и при этом обучается сам.

При выполнении исследовательских проектов существует опасность превратить проект в реферат. В такого рода проектах важно помочь школьнику выработать собственную точку зрения на проблему или явление, максимально разнообразить методы его научного поиска.

Важно соблюсти баланс между степенью самостоятельности учащихся, выполняющих проект, и участием в проектной деятельности учителя.

Конечно, организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма. Грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием учащихся, его творческим потенциалом. И именно, проектная деятельность является одним из самых эффективных инструментов. Толкование слова «проект» полностью совпадает с организованной мною проектной деятельностью на уроках.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что надо учить тому, что пригодиться в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

"Структура урока введения нового знания в рамках системно-деятельностного подхода"

В данной статье описана структура введения новых знаний в рамках системно- деятельностного подхода. К статье прилагается презентация....

Самостоятельная работа как средство активизации учения школьников на всех этапах овладения ими знаниями и способами деятельности.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы....

Системно – деятельностный подход при освоении новых знаний через технологию Критического мышления на уроках математики.

              Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде.     Дети «отк...

Календарно-тематическое планирование по программе «Предупреждение и преодоление нарушений в овладении математическими знаниями, умениями и навыками у младших школьников (профилактика и коррекция дискалькулии)».

Календарно-тематическое планирование по программе «Предупреждение и преодоление нарушений  в овладении математическими знаниями, умениями и навыками у младших школьников (профилактика и кор...