Методы мотивации по ФГОС.
учебно-методический материал на тему

 К методу  мотивации учебной деятельности относятся:

Создание проблемной ситуации: удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов, создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_motivatsii_po_fgos.docx334.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методы стимулирования и мотивации

учебно-познавательной деятельности  учащихся

Учитель: Александрова Н.С.

МОУ «СОШ № 63 с УИП» г. Саратов

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.

К методу  мотивации учебной деятельности относятся:
Создание проблемной ситуации: удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов, создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

В самом названии"метод стимулирования и мотивации"находит отражение взаимодействие учителя и учеников. Посредством этого метода достигается цель обучения .Метод служит учителю средством побуждения учащихся к учению , стимулятором к познавательной деятельности.

Ценным стимулирующим качеством обладают:

1)Проблемно- поисковый метод (но только тогда, когда проблемные ситуации  доступны для самостоятельного разрешения учащимися)

 При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. Прежде всего, конечно, речь идет о том, что при включении исследовательской деятельности в урок развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность.

Проблемно-поисковый метод обучения часто используется при постановке учителем исследовательских задач. Характеризуется он тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций. Этот метод предполагает использование целой  цепи последовательных приемов:

  • создание проблемной ситуации;
  • организация коллективного обсуждения,  возможных подходов к ее разрешению;
  • выбор рационального способа решения проблемы;
  • обобщение полученных результатов;
  • формирование выводов.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения. Учитель выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у учащихся формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Учитель при проблемно-поисковом методе обучения должен постоянно ставить перед классом такие задачи, которые заставили бы учащихся, “шаг за шагом открывать, исследовать не исследованное, находить не найденное, понимать непонятное”.

Наряду с приемами организации исследовательской деятельности учащихся на уроках, существует три уровня исследовательского обучения.

*Учитель ставит проблему и намечает метод ее решения, ученики самостоятельно или под руководством учителя решают ее.

*Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. Здесь возможен групповой, коллективный поиск.

*Ученик ставит и решает проблему самостоятельно. Это формирует у учащихся способность самостоятельно формулировать проблему и самостоятельно решать пути ее решения.

 При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность учащихся дает им возможность занять инициативную позицию в учебном процессе, не просто “усваивать” предлагаемый учителем, программой, учебником материал, а “добывать знания” самостоятельно.

Не маловажную роль для успешного развития творческих способностей учащихся и их активного участия в исследовательской деятельности играет отношение преподавателя к “открытиям” учеников.

Учителю необходимо создать такие условия, при которых учащиеся не будут бояться сделать ошибку. Они должны знать, что любое их умозаключение будет выслушано и рассмотрено. Это способствует развитию логического мышления, росту интеллектуальных возможностей и творческой активности учащихся, повышается качество знаний. Детям нравятся такие уроки, им нравится рассуждать, находить истину. У них повышается интерес к предмету.

Современные учебники переработаны авторами и в учебном материале уже заложены задания и вопросы, которые побуждают учащихся к поиску,  решению проблемы.

Я работаю по УМК " Перспективная Начальная Школа". Так в учебнике "Окружающий мир" на стр.17 перед учащимися ставится вопрос :Паук- насекомое? Конечно,  можно дать учащимся задание прочитать текст и ответить на данный вопрос .Я даю задание распределить картинки с изображением животных на группы: рыбы, насекомые, звери. Учащиеся,  выполняя данное задание, сами сталкиваются с затруднением, не зная к какой группе отнести паука. Проблема как- бы возникает сама собой. Роль учителя не ставить перед детьми проблему, а умело подводить их к ней посредством выполнения действий. Если проблема не навязана со стороны,. а возникает как- бы сама собой, то возрастает мотивация.

Можно подводить учащихся к проблеме разными способами: заполнением таблицы, столкновением мнений. Например: бактерии- друзья или враги?

Заполняя таблицу полезных свойств, учащиеся исследуют свойства бактерий и сами ( через опыты и исследования) приходят к выводу, что эти организмы могут приносить как пользу, так и вред. Эту же проблему можно предложить детям в виде диспута .Затем можно дать задание отнести бактерии к одной из групп: растения или животные. Опять дети сталкиваются с затруднением, так как бактерии обладают признаками и тех и других. Возникшая проблема побуждает учащихся обратиться к поиску дополнительной информации( в учебнике, других источниках).

2) Влияние наглядности, благодаря которой повышается интерес школьников к изучаемым вопросам, снимается утомляемость.

3) Ценным методом стимулирования интереса к учению в начальной школе  является познавательная игра.   Игра   используется в обучении,  как средство возбуждения интереса к учению. 

     В  своей практике я   использую игры с познавательным содержанием. Например, это игра-викторина, игра-путешествие и т.д.Например дидактическая игра " Сначала- потом" Изучая весенние изменения в природе, предлагаю выстроить цепочку: птицы, цветы, насекомые. Учащиеся , как показывает мой опыт, ставят на первое место перелётных птиц. Тогда  предлагаю детям вспомнить, чем питаются перелётные птицы. После этого учащиеся сами исправляют свою ошибку и выстраивают цепочку верно . Эту игру можно применять и на других уроках(математика " Сложение двузначных чисел: десятки, единицы.)Даже в игре должен быть момент затруднения, тогда возрастает и  мотивация.

4) К методам стимулирования и мотивации учения можно отнести также метод создания ситуаций познавательного спора, метод организации учебных дискуссий. Принято говорить, что в споре рождается истина.

 Например: прививка- друг или враг? Арбуз- фрукт или овощ?

Включение учеников в ситуации научных споров не только углубляет их знания по соответствующим вопросам, но и непроизвольно приковывает их внимание к теме, вызывает новый интерес к учению.

  5)  Методом стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих затруднения в учёбе. Тут необходимо подбирать задания, посильные для этой группы учащихся, чтобы ребёнок видел свою успешность, а затем эти учащиеся переходят к более сложным заданиям.

 Ситуации успеха организуются учителем  путем поощрения школьников .  Мощным стимулом в учении  является оценка.  В 1 классе оценки не ставятся, но поощрение присутствует; слово учителя, оценка товарища, самооценка. Здесь я применяю" Лесенки успеха"( см. приложение)

 6) Метод эмоционального стимулирования учения - создание в учебном процессе ситуаций занимательности, т.е. введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов, интригующее начало урока.

 Например , на уроках литературного чтения зачитываю начало текста и прошу учащихся предположить,  как же  дальше будут развиваться события. Затем предлагаю уч-ся сравнить свои предположения с тем, что предложил нам автор произведения.

К данному методу можно отнести ребусы, загадки, кроссворды, скороговорки, юмористические рассказ,  физминутки  для глаз с музыкальным сопровождением, видеофизминутки  с элементами танца.

 7) Методы,  направленные  на формирование чувства долга .Это

ответственность перед коллективом,( работа в парах, группах), перед учителями, родителями и перед самим собой. Мотивы долга и ответственности формируются с помощью разъяснения школьникам значимости учения. Учащимся тактично указываются недостатки с тем, что бы в последующем ученик подходил к выполнению задания более ответственно.

  

C:\Users\Надя\Pictures\Image579.gif

Отлично. Хорошо. Удовлетворительно. Рефлексия урока. - Картинка 56 - Умножение целых чисел - Умножение - Картинки по математике

Секрет успеха.. Факты из жизни

Тема опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы мотивации для изучения немецкого языка

Как можно вызвать интерес  у учащихся в младших классах к изучению немецкого языка?  Какие методы можно использовать на уроках для эффективности учебного процесса?...

статья "Методы мотивации и стимулирования обучающей деятельности на уроках в младшей школе".

В статье рассматривается мотивация, как основа успешности учебного процесса.  Описываются уровни мотивации и средства её повышения....

Приемы и методы мотивации детей, испытывающих трудности в обучении для развития учебно-познавательного интереса на уроках

В данной публикации рассматриваются основные приемы и методы мотивации для детей, которым тяжело воспринмать материал на уроках в начальной школе. Описываются основные классификации методов стимулиров...

Статья "Формы и методы обучения по ФГОС"

В статье кратко описываются формы и методы обучения, типы уроков в рамках ФГОС...

Творческие мастерские как эффективный метод мотивации учения младших школьников

Мобилизующее и продуманное  начало каждого урока  играет важнейшую роль в процессе обучения и воспитания младших школьников. Использование "творческих мастерских" положительно влия...

Технология деятельностного метода - методологическая основа ФГОС

Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, ...

Методы мотивации и активизации познавательной деятельности младших школьников

Новые задачи начального образования закладывают основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, пл...