"Развивающие задания и игры, направленные на отработку правописания орфограмм на уроках русского языка в начальных классах"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

В тексте приводятся примеры "нескучных" заданий по русскому языку, позволяющие отрабатывать орфографические умения обучающихся в занимательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razvivayushchie_zadaniya_i_igry.zip173.85 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие задания и игры, направленные на отработку правописания орфограмм

на уроках русского языка в начальных классах

Нужно ли доказывать важность, необходимость высокой культуры речи и, в первую очередь, ее правильности - орфографической, произносительной, пунктуационной, в жизни современного человека? Грамотность - орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения, одежда его мысли, по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно!) определяется уровень образованности человека.

В общей системе формирования орфографических умений важнейшая роль принадлежит начальным классам, ибо здесь закладываются основы грамотности. От того, насколько прочно будут развиты орфографические умения в начальных классах, зависит дальнейшее обучение, способность усваивать программу по русскому языку в последующих классах.

И хотя сейчас огромное внимание уделяется развитию коммуникативной компетенции учащихся, но все – таки орфографическая грамотность на всех этапах развития школы остается по-прежнему важным компонентом подготовки по русскому языку. Но почему орфография так трудна для школьников? По мнению психологов, методистов, учителей-практиков, причин здесь несколько:

  • большое количество орфограмм, изучаемых за 4 года;
  • нехватка времени  на отработку навыков грамотного письма;
  • ухудшение запоминания в связи с наложением нового материала, сходного с уже изученным (трудно различать!);
  • особенности детей коррекционной школы VII вида;
  • однообразие приемов, используемых при изучении орфографии.

И если первые четыре причины объективны, то пятую можно преодолеть, стараясь разнообразить форму подачи орфографического материала. Поэтому необходимо искать такой материал и формы работы, которые бы привлекли внимание учеников, развивали интерес, вызывали удивление и желание понять явление, будили мысль.

Поскольку игра ещё занимает одно из ведущих мест в жизни младших школьников, то и процесс усвоения необходимо строить так, чтобы процесс запоминания проходил в игре, прибегать к ярким, эмоционально-разнообразным видам работ для активизации внимания детей. Это будет в свою очередь способствовать более глубинному усвоению и прочному запоминанию.

Занимательность на уроке – это не развлекательность, а напряжённый труд и постоянный поиск. В словаре Ожегова “занимательный” толкуется как “способный занять внимание, воображение, интересный”, а “задания” – “то, что назначено для выполнения”. Следовательно, “занимательные задания” – “то, что назначено для выполнения, способное занять внимание, воображение”.

Примеры развивающих заданий и игр на уроках русского языка.

1). Метод звуковых ассоциаций (СЛАЙД2) для запоминания словарных слов используется при удачном созвучии фразы и словарного слова.

В этом случае слова называют не проверочными, а словами –подсказками.

2). Игра «Четвертое лишнее» (СЛАЙД3)

Я часто использую игру «Четвертое лишнее». Можно сказать так: «Дети, сейчас мы с вами будем повторять орфограмму ЖИ - ШИ». Но я говорю: «А сейчас мы будем играть в «Четвертое лишнее», будем искать слова, разгадывать загадки нашего языка». Оживление на лицах ребят говорит нам о том, что они верят: у них получится, им интересно, ведь они так любят «искать» и «разгадывать».

3). Игра «Разбери «кучу-малу» (СЛАЙД4)

- Слова записаны на карточках, неаккуратно прикреплены на доске в «кучу-малу».

Задание - запись слов в 2-3 столбика и далее работа с группами слов.

4). Игра «Волшебная яблонька» (СЛАЙД5)

Задание - сорвать с дерева яблоки с нужными буквами и вставить их в слова.

5). «Шифровальщик» (СЛАЙД6)

Задание – вставить вместо пропусков буквы и узнать, какие слова зашифрованы. Далее работа со словами.  

6). «Абракадабра» (СЛАЙД7)

Задание – среди букв спрятались слова, найди их. Далее работа со словами.  

7). «Бусы рассыпались»  (СЛАЙД8)

Даны слова с пропущенными буквами.

Задание – заполнить в словах пропуски. Далее работа со словами.  

8). «Голова – хвост» (СЛАЙД9)

Задание – составить слова из 2 столбиков. Далее работа со словами.  

9). «Фотограф» (СЛАЙД10)

Задание – прочитай слова, сфотографируй (запомни) их. Ответь на вопросы. Сколько букв в последнем слове? Какое слово употреблено в единственном числе, во множественном числе? Сколько слов закончилось на согласный? Какие существительные женского рода ты запомнил? Список слов и вопросов зависит от изучаемой темы.

10). «Учитель» (СЛАЙД11)

Задание – исправить ошибки в предложении или тексте.

11). «Аналогии» (СЛАЙД12)

Задание – назови вместо пропусков необходимые слова (Алмаз – ювелир, …-парикмахер. Третий – …, суббота – воскресенье. Поэт - стихи, …музыка. )

11). «Магический квадрат» (СЛАЙД13,14)

Задание – найди слова, обозначающие … Далее работа по теме.

12). «Кластер» (СЛАЙД15)

В 4 классе использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся:

  • актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;
  • стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;
  • запомнить теоретический материал по теме;
  • проявить свои творческие способности, фантазию.