Метод проведения детских исследований по А.И. Савенкову. Программа «Я - исследователь»
презентация к уроку на тему

Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает : *10 % того, что он читает, 

*20 % - из того, что слышит,
*30 % - из того, что  видит,
*50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
*80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем,
*90% когда  непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

 

Скачать:


Подписи к слайдам:

Метод проведения
детских исследований
по А.И. Савенкову.
Программа «Я - исследователь»
Учитель начальных классов МБОУ «Якиманско-Слободская СОШ» Ларина Ирина Ивановна.
Подпрограмма «Тренинг».

Подпрограмма «Исследовательская
практика».

Подпрограмма «Мониторинг».

Учебное исследование в начальной школе
Экспресс – исследования
Эта форма организации предполагает массовое участие детей. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах) исследования по природоведению: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья и т. п..

Правила выбора темы исследования
Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Задачи программы
Развивать познавательные потребности младших школьников.
Развивать познавательные способности младших школьников.
Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
Формировать у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Содержание занятий в 4 классе.
Культура мышления.
Методы исследования.
Научная теория.
Научное прогнозирование.
Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования.
Искусство задавать вопросы и отвечать на них.
Ассоциации и аналогии.
Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов.
Умение выявлять проблемы.
Как подготовиться к защите.
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.
Содержание занятий в 3 классе.
Наблюдение и экспериментирование.
Методы исследования.
Наблюдение и наблюдательность.
Совершенствование техники экспериментирования.
Интуиция и создание гипотез.
Правильное мышление и логика.
Искусство делать сообщения.
Искусство задавать вопросы и отвечать на них.
Семинар «Как подготовиться к защите».
Какими могут темы детских исследований
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
Цели программы:
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Научная конференция
Содержание занятий во 2 классе:
Научные исследования и наша жизнь.
Методы исследования.
Наблюдение и наблюдательность.
Эксперимент – познание в действии.
Гипотезы и провокационные идеи.
Планирование и проведение наблюдений и экспериментов.
Гипотезы и способы их конструирования.
Суждения, умозаключения и выводы.
Искусство делать сообщения.
Как подготовиться к защите собственной исследовательской работе.
Подготовка к защите исследовательской работы
1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
8. Подготовить текст сообщения.
9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
10. Приготовиться к ответам на вопросы
Для младших школьников
Долговременные исследования
Ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования).
Предлагает возможные варианты решения.
Собирает материал.
Делает обобщения.
Готовит проект (доклад, макет и др.).
Защищает проект.
Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает :
10 % того, что он читает,
20 % - из того, что слышит,
30 % - из того, что видит,
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем,
90%
когда непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.
Исследование
– процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека
ОФОРМЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
-
титульный лист
- содержание
- введение (актуальность, цели, задачи, гипотеза, методы исследования)
- основная часть
- выводы, заключение,
- список используемой литературы,
- приложение (описание методик, результаты исследования, таблицы, графики, рекомендации).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный исследователь"

Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...

Я - исследователь

Предлагаемый материал поможет включить ребенка в исследовательский поиск. Вы узнаете какими могут быть темы исследования, как выбрать тему, что такое гипотеза исследования, как поставить цели и задачи...

Как стать исследователем.

Презентация создана для мотивации к созданию проектов по летним наблюдениям. Использованы матералы тетради "Я - исследователь" Савенкова....

Метод проведения детских исследований по А.И. Савенкову. Программа «Я - исследователь» выступление

 Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляе...

«Принципы и методы проведения и оформления самостоятельных проектно-исследовательских работ обучающихся в рамках деятельности «Я - исследователь»

В статье показаны принципы и методы проведения и оформления самостоятельных проектно-исследовательских работ учащихся в рамках деятельности "Я-исследователь"....

Занятие кружка «Я- исследователь» 2 класс «Методы исследования»

Занятие кружка  «Я- исследователь»    2 класс  «Методы исследования»...

Работа участника регионального этапа Российского соревнования юных исследователей"Шаг в будущее.Юниор"-XV окружного заочного соревнования юных исследователей "Ступень в будущее.Юниор."

АннотацияЦель исследования: изучить степень влияния пчел на жизнедеятельность людей.Задачи:1 этап-провести анкетирование среди учащихся, чтобы узнать, что они знают о пчёлах2 этап - изучить, кто такие...