Межпредметная интеграция математики и технологии
статья по теме

Задачи и направления совершенствования образовательного процесса в контексте единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, на примере межпредметной интеграции математики и технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karabanova_g.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Задачи и направления совершенствования образовательного процесса в контексте единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. Межпредметная интеграция математики и технологии».

Карабанова Гузалия Абдулловна

ГБОУ СОШ №623

Учитель начальных классов

В эпоху научно-технического прогресса все возрастающей стремительностью и интенсивностью происходит процесс взаимопроникновения наук, их интеграция. Межпредметные связи, являясь педагогической категорией, представляют собой комплексную проблему, решение которой требует многоаспектного подхода. В тоже время количество методических исследований, посвященных раскрытию путей и средств реализации межпредметных связей при изучении отдельных предметов, крайне ограничено.

«Интеграция, как известно,- это процесс сближения и связи происходящей наряду с процессами дифференциации…Цель интегрированного обучения, как считает заслуженный учитель РФ Е.Н. Потапова: «научить ребенка методам одновременного усвоения знаний из различных учебных дисциплин и областей действительности и тем самым подготовить его к более успешному самообразованию в окружающем мире…»[1,3]

Как известно, учащимся младшего школьного возраста присуще целостное восприятие окружающего мира, произвольность поведения при выполнении общих видов учебно-познавательной деятельности, поэтому особую актуальность приобретает проблема реализации межпредметных связей при изучении различных учебных предметов в начальных классах.

Значительными возможностями для реализации межпредметных связей располагают математика и технология, что связано со спецификой этих предметов и их ролью в различных областях человеческой деятельности.

Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:

  • внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных учебных предметов;
  • межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин;
  • транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.[2]

Основными путями реализации межпредметных связей математики и технологии являются:

  • единство требований к знаниям и умениям, общих для этих дисциплин;
  • единство и согласованность в отборе содержаний заданий, которые характеризуют сквозной, общий вид деятельности, как для уроков математики, так и технологии;
  • единство в использовании методов, средств и форм организации деятельности учащихся на уроках, в формировании чертежно-измерительных умений;
  • единство в интерпретации понятий общих для математики и технологии, обеспечение непрерывности и преемственности при их формировании;
  • развитие способности к переносу имеющихся знаний, умений из одного учебного предмета в процессе изучения других;
  • многократное повторение, протекающее каждый раз в новых условиях при изучении этих дисциплин с целью совершенствования трудовых и конструкторских умений.

 Комплексный подход к реализации межпредметных связей требует разработки единой системы заданий с учетом необходимости осуществления основных (наблюдение, измерение, вычисление, построение и т. д.) и сквозных (чтение и выполнение чертежа, моделирование объектов т. д.) видов деятельности при их выполнении.

Предлагаемые задания должны быть:

  • краткими, требующими больших временных затрат;
  • составленными на различном графическом материале и направленными на оперирование формой, величиной изображаемых объектов, в их пространственном отношении;
  • направленными на выполнение типичных приемов оперирования геометрическими образами;
  • достаточно простыми, не требующими выполнения сложной графической работы с применением чертежно-измерительных инструментов;
  • необычными для учащихся, вызывающими у них интерес, побуждающими к активным поискам.[3]

Средствами реализации новых подходов в образовании являются различные технологии и методы обучения, которые позволяют достичь всех вышеперечисленных результатов. Считая интеграцию одной из инновационных форм обучения, учителя школы разрабатывают и практически используют систему интегрированных уроков по различным предметам. В.Я. Лыкова ратует за то, чтобы «вокруг ребенка была атмосфера многогранных интеллектуальных интересов, запросов, а общение с окружающими людьми характеризовалось поисками, пытливостью мышления, направленностью на развитие познавательных и творческих сил.[4]

Фрагмент урока:

IV. Изготовление пособия для изучения таблицу умножения числа 3.

Учитель: - Для того, что бы соревнования состоялись нам необходимо изготовить комплекты медалей для каждого вида спорта. И посчитать нашу работу. Я предлагаю объединиться в команды и поработать.

Учитель: - А какие правила работы в группе вы знаете?

Учащиеся: - В команде работает правило: «Один за всех, и все за одного!». Договориться, кто какую работу будет выполнять. Работать сплоченно, аккуратно.

Учитель: - Для изготовления наград у каждой команды есть карандаши, ножницы, клей, шаблоны круги, трафареты I, II, III место, цветная бумага для золотой медали - желтый цвет, для серебряной – серебристый, для бронзовой – розовый.

Учитель: - Вот и закончилась наша групповая работа. Оценим вашу работу в «Маршрутных листах».

V. “Открытие” новых знаний.

На доске таблица, которая заполняется коллективно. Уч-ся заполняют аналогичную таблицу. (индивидуальная карточка)

Учитель: - Закончили свое соревнование спортсмены. Первый вид спорта скелетон- спортсмен, лёжа на животе головой вперёд, на специальных санях спускается с горы по ледяной трассе.[5] Необходимо наградить победителей.

Учащиеся: - Возьмем три медали один раз. (Выставляются изготовленные медали, и записывается выражение 3х1=3)

Учитель: - Закончили свое соревнование «биатлонисты». Они, преодолевая на лыжах длинную дистанцию должны ещё и метко стрелять по мишеням из двух положений: лёжа и стоя. [5]  Наградим победителей и посчитаем количество врученных наград.

Учащиеся: - По итогам двух соревнований было вручено 6 медалей.(3х2=6) (дальнейшие ответы по аналогии)

Учитель: - «Бобслей»- это вид санного спорта, в котором 2,3,4 саночников спускаются с горы по ледяной трассе в специальных санях, которые называются боб. [5]  Наградим победителей и посчитаем количество врученных медалей по трем видам спорта (дальнейшие вопросы по аналогии).

Учащиеся: -  (3х3=9)

Учитель: «Хоккей»-  это один из наиболее популярных видов спорта, в котором обе команды пытаются поразить ворота соперника, забив в них клюшкой шайбу. [5]

Учащиеся: - (3х4=12)

Учитель: - «Кёрлинг» - участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые снаряды  в сторону размеченной на льду мишени. [5]

Учащиеся:- (3х5=15)

Учитель: «Фигурное катание» - в обязательной программе фигуристы стараются точно вычертить коньками фигуры на льду. [5]

Учащиеся:- (3х6=18)

Учитель: - «Сноубордисты» - это спортсмены, у которых вместо 2 лыж, одна специальная доска для катания по снегу - сноуборд. [5]

Учащиеся:- (3х7=21)

Учитель: «Фристайл» - это фигурное катание на лыжах.

Учащиеся:- (3х8=24)

Учитель: - «Шорт-трек» вид конькобежного спорта. Спортсмены преодолевают расстояния по ледяной круговой дорожке. [5]

Учащиеся:- (3х9=27)

Учитель:- «Санный спорт» - участники соревнуются в скоростном спуске на санях по специальным трассам. [5]

Учащиеся:- (3х10=30)

Учитель:- Соревнования закончены. Наградив всех победителей, мы с вами составили таблицу умножения на три. Не забудьте оценить свою работу по составлению таблицы в «Маршрутном листе».

скелетон

3Х1=3

биатлон

3Х2=6

бобслей

3Х3=9

хоккей

3Х4=12

керлинг

3Х5=15

фигурное катание

3Х6=18

сноуборд

3Х7=21

фристайл

3Х8=24

шорт-трек

3Х9=27

санный спорт

3Х10=30

 

Литература:

  1. Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе, или как создать у младших школьников целостную картину мира: Пособие для учителя // Серия «Школа для всех».—М.: Новая школа, 2002. – С. 3.
  2. Сухаревская Е. Ю. Особенности интегрированного обучения в начальных классах. // Начальная школа. – 2006. – №6.
  3. http://nauka-pedagogika.com
  4. Петкевич Н. В. Материалы курса «Технология изготовления и использования наглядных пособий по математике в начальной школе»: лекции 5–8. — М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2011.
  5. https://ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические и философские основы межпредметной интеграции

Важнейшим требованием к отбору содержания образования становится интеграция .Проблема изучения и практического применения интеграции  в процессе обучения младших школьников в общей системе дидакт...

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

На мой взгляд, прошло время массовых стандартов знаний. Настало время сделать образование конкурентоспособным. Но как? Как раскрыть творческие способности и приучить  детей к свободе  ...

Презентация мастер-класса "Дидактическая конструкция уроков с применением межпредметной интеграции при формировании целостного социально-ориентированного взгляда на мир "

Презентация мастер-класса  "Дидактическая конструкция  уроков с применением межпредметной интеграции при формировании целостного социально-ориентированного взгляда на мир  в его органич...

Мастер-класс "Дидактическая конструкция уроков с применением межпредметной интеграции при формировании целостного социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве"

Мастер-класс построен на основе учебного курса "Литературного чтения" автора В.Лазаревой , представляющего собой синтез искусств....

Доклад "Формирование компетентностей младших школьников в результате межпредметной интеграции"

В докладе описываются, что интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Что интеграция в современной школе идёт п...