Мастер-класс От «почемучек» к «потомучкам», или как подготовить ребёнка к проектной деятельности
учебно-методический материал на тему
Мастер-класс "От "почемучек" к "потомучкам", или как поготовить ребёнка к проектной деятельности, рассказывает как в начальной школе работать на проектными заачами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс Третьяковой Л.А. СОШ №31
(слайд 1)Тема: От «почемучек» к «потомучкам», или
как подготовить ребёнка к проектной деятельности.
- Введение в тему (проблема)
Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно угасает.
Каждый педагог задавал себе вопрос: как сделать так, чтобы глаза школьников не потухли, чтобы ученик в дальнейшем был успешен? Что поможет им во взрослой жизни?
Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Этому учит проектная деятельность, которая в начальной школе с переходом на Федеральный Государственный Образовательный стандарт имеет свою специфику. Прообразом проектной деятельности основной школы в начальных классах может являться (слайд 2) решение проектных задач - очень важный этап подготовки к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
(слайд 3) Цель проектной задачи: развитие ключевой компетентности (организационная, коммуникативная, социальная, информационной).
(слайд4) Идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования.
(слайд 5) Авторская группа по адаптации проектной деятельности для начальной школы под руководством председателя правления международной
Ассоциации «Развивающее обучение» кандидата педагогических наук
Алексея Борисовича Воронцова выпустила пособия
(слайд 6) Также над этой проблемой работают специалисты Челябинского Института Повышения Квалификации Работников Образования.
Что же такое, по их мнению, проектная задача?
(слайд 7) Проектная задача – это система (набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде
(слайд 8) конечного «продукта»:
Конечный результат бывает двух видов
- реальный (схема, текст, макет, таблицы, диаграммы, графики),
- нематериальный (качественные изменения ребёнка, группы).
Решение проектной задачи требует коллективно-распределительной работы в малых группах 2-4 человека.
Проектная задача может состоять из одного или нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом.
Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс.
Проектные задачи могут быть предметными, так и межпредметными.
Я предлагаю вам принять участие в работе над составлением проектных задач.
2. Практическая работа.
Например
Описание проектной задачи
Дорогие ребята! К вам обращаются Смешарики. Мы любим собирать разные фигуры и составлять из них коллекции, (мотивация)но часто не можем решить, в какую коллекцию нужно поместить ту или иную фигуру. (проблема) Помогите нам решить эту проблему! Без вашей помощи нам не обойтись! Заранее вам благодарны. Смешарики.
Учителя вычленяют структуру.
Для учителей, которые на сцене раздаются памятка – структура, пример простой задачи и проектной задачи, даётся обыкновенная задача для того, чтобы они составили проектную.
Надо три задачи: 1 –математика, 2 русский язык, окружающий мир.
Учителя работаю парами.
С залом
Давайте определим, какова роль педагога при создании проекта и решении проектной задачи.
(слайд 9) Структура
Проект | Проектная задача |
Самостоятельное выявление проблемы | Обозначение педагогом проблемы связь с жизнью (сюжет) |
Самостоятельная постановка цели (целеполагание) | Мотивация педагогом |
Самостоятельное проектирование (планирование) | Формулировка задания учителем |
Самостоятельный поиск информации | Вспомогательная информация, предоставляемая педагогом |
Самостоятельное выполнение проекта | Самостоятельное решение, не указывается способ решения |
Конечный «продукт» защита проекта | Конечный «продукт» |
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения задачи учащимся предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (системы) заданий и требуемых для их выполнения данных, тогда когда при создании проекта, учащиеся самостоятельно выполняют комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Необходимо отдельно отметить роль педагога в обоих случаях:
В проекте он лишь координирует действия учащихся, а в проектной задаче его роль более активна и т.д.
1 пара математика | Памятка 1.Обозначение педагогом проблемы связь с жизнью (сюжет) 2.Мотивация педагогом 3.Формулировка задания учителем 4.Вспомогательная информация, предоставляемая педагогом 5.Самостоятельное решение, не указывается способ решения 6.Конечный «продукт» | Простая задача (ОБРАЗЕЦ) Длина прямоугольника 6 метров, а ширина 3 метра. Найдите площадь прямоугольника. | Проектная задача (ОБРАЗЕЦ) Дорогие друзья! Обращаются к вам ребята детского сада. Мы решили купить ковёр и покрыть им пол в группе. Какого размера нужно купить ковёр. Помогите нам в этом. | ||
Обыкновенная задача (ЗАДАНИЕ) Длина прямоугольника 30метров, а ширина в 3 раза меньше. Найдите периметр прямоугольника. ПОДСКАЗКА: Что может быть длиной 30 метров? | Проектная задача (ЗАДАНИЕ) | ||||
2пара окружающий мир | Памятка 1.Обозначение педагогом проблемы связь с жизнью (сюжет) 2.Мотивация педагогом 3.Формулировка задания учителем 4.Вспомогательная информация, предоставляемая педагогом 5.Самостоятельное решение, не указывается способ решения 6.Конечный «продукт» | Обыкновенные вопросы, чтобы проверить пройденный материал. (ОБРАЗЕЦ) - Отчего может возникнуть пожар? - Какие меры предосторожности надо соблюдать, чтобы не было пожара? - Как нужно обращаться с электроприборами? - Чем опасен пожар? - Что нужно делать в случае пожара? | Пример проектной задачи (ОБРАЗЕЦ) «Как Вова страну от Змея Горыныча спас». В некотором царстве, в Российском государстве случилась беда страшная. Напал на страну Змей Горыныч при 6 головах. Каждая голова извергала огонь. Все на своем пути он сжигал: и дома, и деревни, и леса, и даже целые го рода. Не было с ним ни какого сладу, никто не мог его победить. И жил – был мальчик Вова. Учился он в обычной школе, что в г. Карталы и увидел Вова сон, о том, что только он может спасти страну от Чуда Юда Поганого, но не мечом и ружьем, а хитростью и знаниями. | ||
Обыкновенные вопросы, чтобы проверить пройденный материал. (ЗАДАНИЕ) - Каким должен быть режим дня? - Перечислите основные правила личной гигиены? - Что нужно делать, чтобы не простудиться? ПОДСКАЗКА: СОСТАВИТЬ ЛИСТ ЗДОРОВЬЯ | Проектная задача (ЗАДАНИЕ) | ||||
3пара русский язык | Памятка 1.Обозначение педагогом проблемы связь с жизнью (сюжет) 2.Мотивация педагогом 3.Формулировка задания учителем 4.Вспомогательная информация, предоставляемая педагогом 5.Самостоятельное решение, не указывается способ решения 6.Конечный «продукт | Обычное задание (ОБРАЗЕЦ) Напиши предложения, изменяя окончания. | Проектная задача (ОБРАЗЕЦ) Здравствуйте! Мы ведём свой репортаж с борта исследовательского корабля, который бросил свой якорь вблизи неизвестного острова в океане Великий. На борту корабля собрались учёные: географы, зоологи, картографы. На берегу острова мы нашли запечатанную бутылку. Распечатав её, мы нашли письмо (окончания слов не прочитывается). Требуется срочный анализ и перевод. К сожалению, из присутствующих учёных нет учёного – лингвиста. Мы обращаемся к вам с просьбой дать комментарии к письму. Что ж, друзья, как видите от вас зависит судьба научной экспедиции. Итак, ваша задача – установить контакт с жителями острова. | ||
Обычное задание (ЗАДАНИЕ) Спишите, вставьте пропущенные буквы и объясните правописание орфограмм. ПОДСКАЗКА: | Проектная задача (ЗАДАНИЕ) |
Отслеживать работу и результат помогает экспертный лист и моя роль наблюдательная.
Экспертный лист для оценки работы группы
ФИ эксперта ____________________________________ № группы _____________
Вопросы | Ответы |
Как группа приступила к работе (сразу стали выполнять задания; сначала ознакомились со всеми заданиями и т.п.)? | |
Каким образом, и на каком этапе была распределена работа между членами группы? | |
Как осуществлялись переходы от одной модели к другой при отмеривании полосок требуемой длины? | |
Кто из участников при укладке полученных фигур по сборочному чертежу возвращался к моделям из задания 1 и отмеривал величину заново? | |
Был ли в группе лидер? Если да, то каким образом он появился (по собственной инициативе, стихийно, по решению всей группы и т.п.)? | |
Как члены группы взаимодействовали в ходе работы (никак, обсуждали свои решения, помогали друг другу по запросу и т.п.)? | |
Как была организована работа на завершающем этапе – при сборке (общее обсуждение, каждый предоставил свои результаты и они не обсуждались группой и т.п.)? | |
Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка; взаимопомощь; ссоры; никакого содержательного общения и т.п.). Если были конфликтные ситуации, то как они разрешались? | |
Подведите итог – ваше общее впечатление от работы группы. |
- Выводы
Применение системы проектных задач подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
(слайд ) То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. Выготский
Я уверена, что за проектными задачами будущее.мной накоплен богатый материал по проектным задача.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Развитие самостоятельности у детей с умеренной умственной отсталостью в социально-бытовой деятельности посредством сюжетно-ролевой игры".
Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение сюжетно-ролевой игры в развитии самостоятельности у детей нарушением интеллекта в социально-бытовой деятельности.Задачи мастер-клас...
ОТ «ПОЧЕМУЧЕК» К «ПОТОМУЧКАМ», ИЛИ КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОТ «ПОЧЕМУЧЕК» К «ПОТОМУЧКАМ»,ИЛИ КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПРОЕКТНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Мастер – класс Тема: «Завтрак Почемучки. Из чего делают каши и как сделать кашу вкусной»
Обучение участников мастер-класса построению занятий по программе «Разговор о правильном питании» с учетом применения технологии World café....
Мастер-класс по использованию программы компьютерного моделирования LEGO Digital Designer в организации образовательной деятельности по конструированию с детьми дошкольного возраста
Данный мастер-класс проводится с целью повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного использования программы виртуального моделирования LEGO Digi...
Мастер-класс "Использование форм и методов обучения на уроках ОРКСЭ для активизации познавательной деятельности учащихся"
мастер класс...
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через разные виды деятельности»
Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции коррекционного образова...
Как помочь ребёнку в проектной деятельности? Памятки работы над проектом
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность обучающегося, однако задача родителя - знать суть этой проектной д...