Мастер - класс "Противоречие"
методическая разработка на тему

Мастер -класс для учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_dlya_uchiteley.docx23.88 КБ
Файл protivorechie.pptx1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

-Добрый день, дорогие коллеги.

-Для начала предлагаю посмотреть несколько слайдов

-Что вы наблюдали? Как можно назвать увиденное? (современный город)

-Какие высказывания о современном городе у вас возникли? (Совр.город- развитая инфраструктура;  красивые, удобные, современные  здания; возможность для развития, н-р, для жителей села; пробки на дорогах, загазованность воздуха, мусорный вопрос. )

-У всех ли одинаковое отношение к современному городу? (нет)

-Как вы думаете, как относится к современному городу …

Житель города-

Житель села-

Инспекторы ДПС-

Врачи-экологи-

-Есть ли среди высказанных мнений мнения  «ЗА» современный город? А «ПРОТИВ»? (есть)

-А по отношению друг к другу эти высказывания будут какими? (противоположными)

-Как называется это явление? (противоречие)

-Итак, современный город- это вроде бы хорошо, но есть и определенные минусы, т.е. возникает противоречие.

-Тема моего мастер-класса «Введение понятия противоречие»

(Для зала) Противоречие – это тема сегодняшнего дня. Именно противоречие рождает проблему, которую следовало бы учиться разрешать.

Люди, в отличие от технических систем, полны  желаниями, потребностями, требованиями, а также идеями. Очень часто, желания у разных людей не совпадают, отсюда и масса противоречий!

-А может ли быть противоречие "внутри" одного человека? Когда?( Может! Человек - это очень сложная система! )

Например, ученик понимает, что надо учиться, но лень. Подросток понимает, что курить вредно, но не желает бросить.  Надо идти к зубному врачу, но страшно... Вор понимает, что нельзя воровать и ворует.

Итак, противоречие - это предъявление противоположных требований к ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ ЭЛЕМЕНТУ.

- Как вы думаете, если есть противоположные мнения на одно и то же, что может назреть? (может назреть спор, назревает ПРОБЛЕМА)

-Будем учиться решать проблемы.

- А чтобы спор не перерос в ссору или в драку, что нужно делать? Спор должен быть каким? (спор должен быть конструктивным, культурным т.е. уметь доказывать; опровергать; задавать вопросы; правильно выстраивать высказывание; соблюдать культуру речевого поведения)

- Что мы приводим для защиты своей точки зрения, своего тезиса? (доказательства, примеры или АРГУМЕНТЫ). А для опровержения? (КОНТРАРГУМЕНТЫ)

- Сейчас каждый себе задайте вопрос: КАКОГО МНЕНИЯ ПРИДЕРЖИВАЮСЬ Я по отношению к современному городу?

-Поднимите руки те, кто считает, что современный город это хорошо!

-Поднимите руки те, кто считает, что современный город это плохо!

- Естественно, мнения разошлись.

Сейчас мне нужно 6 помощников. Кто желает мне помочь?

 А сейчас участникам моей мастерской(6 чел: 3 пары) я предлагаю такое задание: В паре сформулируйте высказывания с противоречиями.        

                                       (Современный город ……..НО …….)

                                       (Современный город …….ОДНАКО…….)

                                       (Современный город ……..ХОТЯ…….)

-ЗАЛУ: Те, кто считает, что совр.город-хорошо, придумывает аргументы для доказательства своей точки зрения, а те, кто считает, что совр.город- плохо, придумывает контраргументы для опровержения мнения противоположных. Используем прием «ХОРОШО-ПЛОХО»

(Совр. город- хорошо, потому что….

Совр. город- плохо ,потому что….)

-Чему учились? (учились доказывать свою точку зрения через прием «хорошо-плохо», учились приводить аргументы и контраргументы)

-Мы с вами культурно дискутировали, значит у нас получились экспресс-дебаты.

-Участники творческой мастерской, что у вас получилось?(мастерская) (я фиксирую на ватмане )

-Найдите   слово-подсказку в каждом высказывании, которое бы выявляло ПРОТИВОРЕЧИЕ. (слова НО, ОДНАКО, ХОТЯ)

-Значит, при формулировании противоречия  необходимо использовать слова НО, ОДНАКО, ХОТЯ.

-Сможете ли вы сейчас правильно сформулировать высказывание с противоречием? Проверим?

(Яблоко красное, но…..кислое. Историки! Высказывание для вас!Победа в войне радость, однако скорбь по умершим.Языковеды!  Повесть длинная, но …..интересная. Физики! Холодильник держит холод, однако….шумит, занимает много места. Химики! Небольшое число элементов,(C, N,O,H,S), но ….многообразие образованных веществ )

-Чему учились? (учились составлять высказывания с противоречием )

-А теперь проверим, можно ли составить текст на основе противоречия.  Как вы думаете, можно?

Для участников мастерской: Составьте текст с противоречиями «Компьютер друг или враг?»

-А для зрительного зала я предлагаю из текста найти противоречия.

-Как вы это делали? (АЛГОРИТМ )

1.Определить предмет противоречия.

2.Вычленить его достоинства,  аргументы.

3.Устно вычленить недостатки, контраргументы

4 Сформулировать противоречие.

- Чему мы учились? (учились находить из текста противоречие, учились составлять алгортм)

-Проверим, какой текст получился у участников.

-Чему учились? (зрители- учились находить противоречие из текста, составлять алгоритм. Группа- учились составлять текст с противоречием.)

-Своим мастер-классом я хотела показать не просто понятие, а метапонятие.

-Понятие «мета » в начальном звене не указывается. Но в 3-4 классе уже можно вводить понятие, т.к. на уроках окр. Мира, ОРКСЭ встречаются задания на противоречия.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ:

- Сделаем вывод. Подведём итог сказанному. Своё мнение (позицию) надо уметь ОСПАРИВАТЬ. Оспорить, значит найти  и выдвинуть аргумент. Это значить убедить. Доказать, что вы правы. Это важно. В жизни это пригодиться.

«Развитие науки и техники –это хорошо»

1) Современная наука и техника обладают удивительными возможностями.  На смену человеку приходит робототехника. Умные роботы почти полностью заменили человека при сборке машин. Робот будет отправлен на обследование таких мест, где людям находиться очень опасно.

2) Применяя самую современную технику  проводятся сложнейшие операции на сердце и мозге. Созданы «умные» лекарства, действующие в определенное время и на определенную часть организма.

3) Осуществляется размножение растений без использования зерна, выращиваются помидорные растения величиной с дерево и дающие урожай целого поля.

4)Появляется современная техника как дома, так и в школе. И это здорово! Это экономит время, можно общаться, находить быстро информацию, делать разные заказы по Интернету.

Появление новых средств информации отдаляет человека от природы, от общения с другими людьми. Реальная жизнь все меньше интересует его, тем самым нарушая его психику, его внутренний мир.

Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Можно, конечно, закрыть предприятия, загрязняющие атмосферу и водоемы, и отказаться от применения химических веществ в сельском хозяйстве. Значит, будут остановлены практически все промышленные предприятия. Перестанут работать тепло и электростанции, замрет транспорт. Города и сёла погрузятся во мрак и холод. Наступит  хаос, голод, нищета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 9

Введение понятия противоречие

Слайд 10

Противоречие - предъявление противоположных требований к ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ ОБЪЕКТУ.

Слайд 11

Конструктивный спор Уметь доказывать Опровергать Задавать вопросы Соблюдать культуру поведения Правильно выстраивать высказывание

Слайд 12

Современная наука и техника обладают удивительными возможностями. На смену человеку приходит робототехника. Развитие науки и техники Современная наука и техника обладают удивительными возможностями. На смену человеку приходит робототехника . Применяя самую современную технику проводятся сложнейшие операции на сердце и мозге. Однако, появление новых средств информации отдаляет человека от природы , от общения с другими людьми. Промышленность наносит непоправимый вред природе, человеку!

Слайд 13

Алгоритм для составления противоречия 1.Определить предмет противоречия 2. Вычленить его достоинства (аргументы) 3. Вычленить недостатки (контраргументы) 4. Сформулировать противоречие

Слайд 14

Этапы развития УУД 1 класс Уровень представления 2 класс Уровень представления 3 класс Уровень способа 4 класс Уровень овладения УУД

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...

Конспект урока технологии на тему "Мастера и их профессии. Традиции и творчество мастеров"

Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё реме...