выступление на заседании МО "Внеурочная деятельность: проблемы, пути решения..."
статья на тему

Гусева Татьяна Владимировна

материал основан на личной практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost._vystuplenie.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС:

Проблемы, пути решения  .

                                                                                          «Воспитание

есть воздействие на сердце тех,

        кого мы воспитываем».                                                                                                              Л.Н. Толстой

      В рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) перед нами встал очень серьёзный вопрос – организация  внеурочной деятельности учащихся. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Заинтересованность школы и учителя в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план  1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Целью своей деятельности мы видим:

Создание условий для развития, личностного роста и социализации  обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья.

В основе модели лежат следующие принципы:

-Принцип учёта потребностей обучающихся и их родителей

-Принцип преемственности

-Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности

-Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность реализуется через взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования и культуры.

     Для решения данных задач необходимо усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время; организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, семьями обучающихся; выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности; оказать помощь в поисках «себя»; создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; развить опыт творческой деятельности, творческих способностей; создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширить рамки общения с социумом; воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

     Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.  

     Выполнить поставленные задачи мне помогают следующие технологии:

  • педагогика сотрудничества;
  • дифференциация по интересам;
  • информационные и коммуникационные технологии;
  • игровые технологии;
  • обучение на основе «учебных ситуаций»;
  • технология саморазвития личности учащихся.

       Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями:

  • общеинтеллектуальное  

«Умники и умницы»- 2 часа.

«Юный мастер – 2 часа.

«Веселый английский язык»- 1 час.

«Юный художник» -1 час.

  • Общекультурное

«Историческое краеведение» -1 час.

  • спортивно-оздоровительное

«Здоровейка»- 1 час.

  «Теннис» -1 час.

  • духовно-нравственное

«Школа вежливости» - 1 час.

 Учителю крайне необходимо понимать  зачем проводятся данные занятия, и какой результат он должен получить на выходе. Поэтому при организации внеурочной деятельности нужно знать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Эффект — это последствие результата.

          Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

       Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в  воспитательного идеала собственной программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы с учетом культурно-исторических, социально – экономических особенностей региона,  запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания младших школьников, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования,  развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности спортивных объединений.

      Второй год мы с детьми работаем по программе «Умники и умницы», в которой  создана система  учебных заданий и задач, в процессе выполнения которых у детей идет развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, формируется стремление к размышлению и поиску, происходит становление самосознания и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

    Детям предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно для младшего школьника. То есть принципиальной задачей  выступает именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

        Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования  самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.

    На занятиях используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в совместной деятельности, могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно.

    На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей формируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

    На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач, поэтому возникают условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, которые хорошо соображают, но плохо усваивают учебный материал в классе, а также некоторого снижения самооценки у детей, отличающихся учебными успехами за счет прилежания и старательности.

    На этих занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание (устное), конечно, осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

        Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

    Все задания можно разбить на несколько групп:

    – Задания на развитие внимания.

    – Задания на развитие памяти.

    – Задания на совершенствование воображения.

    – Задания на развитие быстроты реакции.

    – Задания на развитие логического мышления.

       – Нестандартные задачи.

     Материал, включенный в раздел «Задания на развитие внимания», имеет своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает. Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант. В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (работа со спичками); на разгадывание ребусов.

     Во 2 классе, с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников, предлагаются задачи логического характера.

В целях развития логического мышления учащимся нужно предлагать задачи, при решении которых им нужно самостоятельно производить анализ, сравнение.

Способность ребенка анализировать проявляется при разборе условий задания и его требований, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.

     Для оценки эффективности занятий по развитию познавательных способностей  можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • результаты выполнения тестовых заданий при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках.

     Подведение итогов деятельности обучающихся  проводится в форме творческих работ, конкурсов рисунков,  коллективных творческих дел.

Содержание программы носит личностно- ориентированный, деятельностный и развивающий характер.

     Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

     Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» направлен на следующие школьные факторы риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

    В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта,  нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата.

     Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе,  на заседании методического совета принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет определять негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье обучающихся начальной школы.

Цели:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

           Разработчики ФГОС второго поколения представили две модели -  модель выпускника дошкольного учреждения и модель выпускника начальной школы. Выпускник детского сада должен быть деятельным и активным,  любознательным, инициативным, открытым  внешнему миру, доброжелательным и отзывчивым. Должен иметь положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства. Я полтора года тому назад взяла малышей. Редко так бывает, чтобы в классе заявленными параметрами   обладают все ученики. И передо мной встал вопрос: каким образом я, как учитель и воспитатель, должна реализовать идею ФГОС в урочной и внеурочной деятельности? Какими ресурсами пользоваться? Каким образом преодолеть физиологические проблемы и педагогическую запущенность некоторых детей? Каким образом перестроить отношение  родителей? Вот некоторые проблемы в моем классе:

  • трудности адаптации к школьному обучению из-за отсутствия навыков общения со сверстниками, умения работать в группе;
  • - недостаточность общей готовности ребенка: физической, личностной и интеллектуальной – это недостаток развития двигательных навыков, в т.ч. мелкой моторики, физической и умственной работоспособности, а также недостаточное развитие образного мышления, воображения, творчества, устойчивых познавательных интересов;
  • наличие серьезных логопедических проблем;
  • малая наполняемость групп;
  •  недостаточное количество специалистов, которые могли бы удовлетворить потребности родителей и учащихся в нашей школе.

      Каждый ребенок идет по индивидуальному маршруту. Решить поставленные задачи можно только действуя совместно –учитель, семья.

    Создание ситуации успеха, в которых ребенок может попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, достигнуть определенных результатов, значимых для него лично и для тех, кто работает вместе с ним, поможет подготовиться к дальнейшей жизни с успешной адаптацией в новом мире. Хочется отметить, что никакая увлеченность процессом деятельности не отменяет для педагога необходимости добиваться воспитательного результата.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

Презентация выступления на заседании МО по теме "Проектная деятельность - вопросы и проблемы..."

Данная презентация дает ответы на часто возникающие вопросы у педагогов, начинающих внедрение в практику проектной деятельности....

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС: организация, проблемы, пути решения.

Заинтересованность школы и учителя в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план  1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные резуль...

внеурочная деятельность в рамках ФГОС: проблемы, пути решения

в материале подробно описана внеурочная деятельность в моем классе...

Выступление на заседании ММО. Тема выступления: «Обучение решению математических ребусов»

     Ребусом называют задачу, в которой какой-нибудь текст зашифрован с помощью рисунков - изображений тех или иных предметов.На уроках математики решение ребусов имеет твор...

Сборник: ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ. ПУТИ РЕШЕНИЯ (Из опыта работы ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2», Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна. Роль игры в процессе обучения детей с ТМНР страница 56

Сборник: ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ. ПУТИ РЕШЕНИЯ (Из опыта работы ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2», Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна. Роль игры в процессе обучен...