Программа курса "Занимательная математика" для 4 класса в соответствии с ФГОС НОО (автор Меркулова Л.В.).
рабочая программа (4 класс)

Насырова Лилия Нургалеевна

Курс «Занимательная математика» разработан в соответствии с Федеральным Государственным стандартом второго поколения (Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010 ) Авторской программы Меркуловой Л.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_matematika_nasyrova_l.n._2017-2018.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Утверждаю______________

               Г.И. Серегина

методист платных курсов

 «___»____________2017 г.

 

Курс : «Занимательная математика»

Класс: 4

Учитель: Насырова Л.Н.

2017 – 2018 учебный год

г. Когалым

Пояснительная записка

  Курс «Занимательная математика»  разработан в соответствии:

  • Федеральным Государственным стандартом второго поколения (Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010 )
  • Авторской программы Меркуловой Л.В. – учителя начальных классов МОУ «Ромашкинская средняя общеобразовательная школа» romashkino-699.ucoz.ru

Актуальность курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данный курс позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Цель курса: развивать математический образ мышления,  умений у учащихся самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.

Задачи курса:
-  
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-  расширять математические знания в области многозначных чисел;
-  содействовать умелому использованию символики;
-  учить правильно применять математическую терминологию;
-  уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с  включением  новых элементов, повышенной  трудности и творческого уровня. Решение математических  задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности,  будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Содержание курса соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов  одной нозологической группы

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А. 

Методы обучения:

По виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися);

- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа с карточками).

По виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:

 - методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа  взаимодействия, свобода творчества)

-  активные методы (обсуждение в группах)

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

Формы и режим занятий:

На реализацию курса  отводится 8 часов в неделю, 2 занятия в неделю по 40 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;
  • семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

-  индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

-  фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет  сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Используемые технологии: информационно-коммуникационная, здоровьесберегающие, проблемно-поисковая.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников, 
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Предполагаемые результаты:

Личностными результатами изучения курса    является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Формы подведения итогов реализации курса:

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

 Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и  отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

Необходимые для реализации курса ресурсы:

Дидактические материалы:

  • дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.);
  • памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез;
  • задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать; задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого; задания с проблемными вопросами; задания на развитие воображения и творчества; экспериментальные задания.

Материальные ресурсы: 

  • компьютер
  • электронная доска
  • мультимедийное оборудование
  • принтер

                                                                     

   Утверждаю______________

               Г.И. Серегина

Методист платных курсов

 «___»____________2017 г.

Календарно – тематическое планирование курса «Занимательная математика» 4 класс

НОЯБРЬ

Наименование тем курса

Всего часов

Форма контроля

Дата

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

Интеллектуальный марафон «Умники и умницы»

2

Числа-великаны.

1

Исследовательская работа на тему « Числа в мире людей»

3

Мир занимательных задач.

1

Познавательная игра « В мире занимательных задач»

4

Кто что увидит.

1

Практическая работа.

5

Римские цифры.

1

Урок – практикум.

6

Числовые головоломки.

1

Игра «В мире ребусов»

7

Секреты задач.

1

«Мои первые задачки» - книжка малютка

8

В царстве смекалки.

1

Математическая газета «Отгадай и удиви»

Итого

8 часов

ФЕВРАЛЬ

Наименование тем курса

Всего часов

Форма контроля

Дата

1

 Математические фокусы.

1

Урок – игра. Работа в группах и в парах.

2

Упражнения с многозначными числами.

1

контрольный тест

3

 Занимательное моделирование.

1

Практическое моделирование.

4

 Занимательное моделирование.

1

Практическое моделирование.

5

 Игра «Знай свой разряд».

1

конкурс на лучшую загадку-смекалку

6

Какие слова спрятаны в таблице.

1

Групповая работа.

7

Математика – наш друг!

1

познавательная игра «Где твоя пара?»

8

 Практикум «Подумай и реши».

1

тестирование

Итого

8 часов

МАРТ

Наименование тем курса

Всего часов

Форма контроля

Дата

1

 Числовые головоломки.

     1

Решение числовых кроссвордов (судоку, какуро).

2

 «Газета любознательных».

1

конкурс на лучшую математическую газету

3

«Спичечный конструктор»

1

Практическая работа в группах и в парах.

4

«Спичечный конструктор»

1

Практическая работа в группах и в парах.

5

Выбери маршрут…

1

Исследовательский мини – проект: «Составление плана маршрута «Школа – дом»»

6

Решение олимпиадных задач.

1

школьная олимпиада

7

Интеллектуальная разминка.

1

Практическое занятие.

8

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

школьная олимпиада

Итого

8 часов

АПРЕЛЬ

Наименование тем курса

Всего часов

Форма контроля

Дата

1

Игра «Работа над ошибками»

1

тестирование

2

Мир занимательных задач…

1

Занятие - практикум

3

Мир занимательных задач…

1

Занятие - практикум

4

Интеллектуальная разминка

1

Практическая мастерская

5

Блиц – турнир по решению задач

1

Турнир эрудитов

6

Математическая копилка

1

Групповая работа

7

Геометрические фигуры вокруг нас

1

Урок - практикум

8

Математический праздник

1

Математический праздник

Итого

8 часов

Список литературы

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОС по всем предметам УМК "Планета Знаний".

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОЧ по программе "Планета Знаний"....

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОС по всем предметам УМК "Планета Знаний".

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОС по всем предметам УМК "Планета Знаний"....

Поурочные планы по математике в 1 классе в соответствии с ФГОС по программе "Школа России", автор М. И. Моро

В данном материале вы найдёте поурочные разработки в соответствии с ФГОС по математике в 1 классе по программе "Школа России", автор М. И. Моро...

Программа курса "Занимательный русский язык" для 4 класса в соответствии с ФГОС НОО (автор Курагина Н.И.).

Программа курса «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с Федеральным Государственным стандартом второго поколения (Стандарты второго поколения. Планируемые результаты нача...

Рабочие программы по основным предметам 2 класс по программе "Школа России", разработаны в соответствии с ФГОС

Рабочие программы по основным предметам 2 класс по программе "Школа России", разработаны в соответствии с ФГОС...

Адаптированная общеобразовательная программа по русскому языку для 2 класса в соответствии с ФГОС НОО и с ФГОС ОВЗ УМК "Школа России"

Адаптированная рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения ученика 2 класса, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического...

Адаптированная общеобразовательная программа по математике для 2 класса в соответствии с ФГОС НОО и с ФГОС ОВЗ УМК "Школа России"

Адаптированная рабочая программа по математике предназначена для обучения ученика 2 «Г»  класса, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с заде...