Блоки-модули - форма организации деятельности детей в период адаптации к школе
статья (1 класс) на тему

Блоки-модули - форма организации деятельности детей в период адаптации к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Блоки-модули - форма организации деятельности детей в период адаптации к школе

     Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. «Дети  активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность»( Ш.А.Амонашвили.). Наиболее напряженными для всех  детей являются первые четыре недели обучения. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.

     Актуальность проблемы специального построения адаптационного периода в первые дни в школе и в течение всего первого года обучения обусловлена тем, что поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь происходит на протяжении начальной школы.

     Период адаптации является сложным не только в жизни детей и их родителей, но и педагогов, работающих с первоклассниками. Педагогу необходимо знать и применять на практике методы и приемы, содействующие преодолению возникающих адаптационных затруднений первоклассников, обеспечивающие более быстрое включение ребенка в учебную деятельность и содействующие общему развитию ребенка и сохранению его здоровья.

     Первый  год начального обучения имеет статус адаптационного, и его организация опирается на основные элементы ведущей деятельности дошкольного возраста. Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы.

     В письме Минобразования РФ от 20.04.2001 № 408/13-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» сказано: «…в сентябре – октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми». Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников предлагается на четвертых уроках использовать не классно – урочную, а иные формы организации учебного процесса.

     В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков – игр, уроков – театрализаций, уроков -  экскурсий, уроков – импровизаций и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.

Переход образовательного учреждения на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - стандарт) предусматривает организацию комплекса мероприятий, обеспечивающих данный процесс. Часть мероприятий касается подготовки педагогического коллектива к работе в новых условиях (Подробнее см. также: Сабельникова СИ. Подготовка педагогического коллектива к работе по новому стандарту //Управление начальной школой. 2011. № 1.С. 7. СабельниковаСИ. Обучение педагогов работе по новому стандарту // Управление начальной школой. 2011. №2. С 19..)

Другая часть - организации образовательного процесса в первых классах.

Соблюсти все условия стандарта и обеспечить адаптацию детей к школе
можно средствами проектного обучения. Так, в адаптационный период можно заменить классно-урочную систему обучения на организацию деятельности детей в краткосрочных проектах, блоках-модулях продолжительностью от 12 до 35 мин. При этом необходимо, чтобы за образовательным процессом наблюдали психолог и (или) логопед, социальный
педагог c целью выявления среди обучающихся детей группы риска. Задания каждого блока-модуля должны быть многофункциональными для решения задач предметного, метапредметного и личностного содержания. Учителю надо помнить о необходимости содержательной взаимосвязи всех блоков-модулей, о последовательности и смысловых переходах от одного этапа обучения к другому. Содержание блоков-модулей, рекомендованное зам.директора МЦ ЦОУО Департамента образования г.Москвы С.И. Сабельниковой  представлено в приложении. Педагоги первых классов при желании могут расширить темы блоков – модулей.
    Начальный период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, логическому развитию мышления.

      В зависимости от характера заданий дети могут вставать из-за парты, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, к игрушкам, к книгам и т.д. Большое место на занятиях отводится дидактическим играм, при проведении которых детям разрешается двигаться, обеспечивая смену видов деятельности. Для развития пространственных представлений у первоклассников используются разнообразные дидактические материалы ( строительные наборы, конструкторы, наборы пространственных фигур, муляжи овощей и фруктов и др.)

     Каждую неделю в адаптационный период проводятся занятия на улице, (Блок – модуль «Занятие на улице»), экскурсии по школьному двору, на спортивную площадку с включением игр «Угадай-ка», «Кто первый», «Кто дальше, кто выше, кто больше», «Научи другого» и другие. На этих занятиях отрабатываются пространственные представления, взаимное расположение предметов, признаки предметов ( сравнение предметов по цвету, размеру, форме), сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов.

     В адаптационный период  активно используются  элементы театрального искусства, которые учат тренировать свое поведение, учат главному, чего всегда не хватает, - общению. Внимательно, добро, заботливо видеть в каждом интересного человека, друга, товарища. Приведем несколько фрагментов занятий . Блок –модуль «Давайте знакомиться».  Детям предлагается по очереди встать, назвать свое имя и фамилию и сесть. Встать нужно сразу, как только сел предыдущий, не позже и не раньше. Не разрешается подталкивать кого-либо, давать распоряжения голосом или жестом. Упражнение называется «Эстафета».. Трудности в том, что дети  не всегда вовремя вставали, часто не садились, дожидаясь дополнительного указания учителя, наконец, многие не выдерживали и начинали командовать соседям. Учителю приходилось снова  и снова начинать эстафету с нового места (с первой парты, с последней, с середины ряда), задавая новую последовательность хода эстафеты, пока дети не стали замечать ошибок. Чтобы не делать ошибок, каждый должен быть особо внимательным, чтобы не пропустить момент своего выступления, причем он сам должен его начать и, закончив, сесть, давая возможность следующему « выступающему». Далее каждый должен сдерживать свое желание вмешаться в работу товарищей и терпеливо ждать, когда начнет свою работу тот, кто замешкался или не садится. Казалось бы, все эти навыки – чисто дисциплинарные, но непредсказуемость того, что произойдет во время эстафеты, резко повысила уровень внимания детей друг к другу, степень их собственной собранности. Доступная каждому минимальная смелость – вовремя сказать свое имя и фамилию, сопровождаемая вниманием и молчанием всего класса, - стала основой для всех следующих творческих исполнительских попыток. На следующих занятиях содержание выступлений постепенно усложнялось. Например, назвать книгу (блок-модуль «Портфель»), описать погоду за окном, свой дом (блок-модуль «Окошко»), путь от школы до дома (блок-модуль «Макет»), свое отношение к чему-либо (блок-модуль «Я в пространстве класса», и наконец, произнести по-своему заданный текст (блок-модуль «Задание на слушание»),  озвучить мультфильм (Блок-модуль «Озвучь мультфильм»). Так учитель легко и быстро включает весь класс в творческую работу, в которой ему важен индивидуальный результат усилий каждого ученика.

     Театральные упражнения помогают учителю развивать у младших школьников способность ориентироваться в окружающей обстановке, чуткость по отношению друг к другу, смелость и выразительность во время выступлений, восприимчивость к произведениям литературы, кино, живописи.

     Дети часто стесняются подойти и завязать знакомство, вступить в игру с понравившимся одноклассником. Это гораздо легче сделать, пообщавшись вначале по телефону или электронной почте. Было предложено детям обменяться телефонными номерами и электронными адресами. Важно подвести каждого ребенка к мысли, что одиноко  и тревожно может быть не только ему, но и одноклассникам. Телефонный звонок поможет справиться с неприятными  чувствами.

     

       Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром, обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений. Но замена всех уроков окружающего мира экскурсиями нецелесообразна, поскольку может значительно снизиться их эффективность. Проведенные наблюдения осмысливаются, обобщаются, встраиваются в формирующуюся систему представлений о мире. Целесообразно изучение части материала в форме подвижных игр и игр-театрализаций.

     В период обучения грамоте и развития речи ведется работа по развитию фонематического слуха детей; обучение их первоначальному чтению и письму; расширению и уточнению представлений детей об окружающей  действительности в ходе чтения, обогащению словаря учащихся. Для организации деятельности детей в блоках-модулях используется  занимательный материал, разыгрывание сценок-диалогов, театрализация. Игровой материал снижает напряжение, переключает внимание детей с одного задания на другое. Хорошим методом минутного отдыха и моментом переключения к новой, достаточно сосредоточенной работе является упражнение «Слушаем, что сейчас за окном , в коридоре, над потолком, под полом,  в классе, внутри меня)». Блок –модуль «Окошко». Неожиданность, как бы случайность задания обращает внимание ребят к реальной окружающей их жизни. По услышанным звукам и шорохам дети представляют себе реальные картины и как бы восстанавливают привычный ход мыслей. Обсудив в нескольких словах услышанное, учитель легко переключает внимание детей на следующее задание.

     К началу школьной жизни дети имеют разный опыт слушания, чтения художественных текстов и игры.  Это ставит в неравные начальные условия в работе с художественными произведениями. Первые недели обучения в школе должны компенсировать для многих учеников отсутствие (недостаток) ролевых игр, сюжетных игр, игр-драматизаций и игр с правилами в дошкольном возрасте. Первые тексты, которые ученики слушают и, отчасти, разыгрывают, направлены на получение (компенсацию) опыта связывания слова и движения, жеста, а также выражения с помощью слов и жестов определенных эмоциональных состояний. Например,  игра «Живая картинка». Показать движения животного, особенности его поведения, затем в словесной форме от лица животного комментировать свои действия, сочиняя рассказ, историю или сказку. Игра «Волшебная палочка» располагает к тактичному, доброжелательному отношению детей к друг другу. Волшебная палочка обладает свойством изменять число, делать его больше или меньше. Причем выполняемая ребенком математическая операция в условиях этой игры проводится в форме диалога. Например, сегодня волшебная палочка превращает число в другое, которое больше первого на единицу и т.д. Тот, кто  держит волшебную палочку, подходит к другому ученику , глядя ему в глаза, называет свое число. Если в ответ он получает верное новое число, передает палочку отвечавшему.

     Основные направления работы в блоках-модулях включают в себя и расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), координации движений,  формирование первоначальных приемов работы с инструментами и пр.

В первом классе следует специально учить детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы, в этом помогают блоки-модули.

     Важной является работа по развитию эмоционально-волевой сферы учащихся. В блоки-модули включены специальные упражнения, которые содействуют осознанию школьником своих позиций, способствуют формированию дружеских отношений в классе, развивают уверенность учеников в себе, в своих учебных и личностных возможностях.

     Вместе с детьми выполняли немало заданий, предусматривающих совместно-индивидуальную, проектную деятельность. Например: Букет, сложенный  из цветов-ладошек, «Аквариум» (техника оригами и аппликация). Например, дети вырезают из цветной бумаги простейшие фигуры (на уроке технологии, математики), а учитель затем наклеивает эти фигурки на большой лист бумаги, создавая узор или рисунок. В таком общем продукте «растворяется» результат работы отдельного ребенка, его дошкольное Я превращается в общее МЫ. Такими общими «продуктами» украшается классная комната. Нами был создан проект « Мой веселый класс». Таким образом, создается общая история класса, что также является одновременно и средством объединения детей и средством их организации, поскольку принадлежность к сообществу является для них весьма значимой.

     С точки зрения обучения детей сотрудничеству эти задания позволяют эффективно решать задачу создания у школьников мотивации взаимодействия. Ребята убеждаются, что, объединив усилия, они получают качественно новый продукт, который не могли бы произвести самостоятельно. У них возникают положительные эмоции и чувство сопричастности к группе.

     Развитые формы учебной деятельности предполагают переход контроля и оценки в самоконтроль и самооценку, самостоятельную конкретизацию поставленных извне целей. Необходимо так строить учебный процесс, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место. Для этого с первых дней обучения младших школьников образовательный процесс должен строиться на принципе ролевого участия школьников в его организации и проведении. Это значит, что постепенно многие функции учителя должны передаваться ученическому самоуправлению. «Формирование учебной деятельности, - писал Д.Б.Эльконин , - есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения  без вмешательства учителя». И дальше: «Есть основание думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя.» Действие, которое должно быть также передано самим учащимся для самостоятельного выполнения, - это оценка, т.е. «установление того, усвоено или еще не усвоено то или иное учебное действие».

          Именно в адаптационный период нужно дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Пусть он не очень хорошо пишет или считает, но, может быть, поет, рисует, танцует, знает и любит животных. Может быть, этот – хороший товарищ, а этот любит возиться с маленькой сестренкой и т.п. Помните, что учебные успехи – это еще не все. Уважение других ведь начинается с уважения себя, и это очень важно. Практика показывает, что неуспехи в учебе могут привести к чувству неполноценности, а оно в свою очередь формирует отрицательное отношение к учебе. Вот эту цепь неуспехов, неверия в себя и необходимо разорвать.

Содержание блоков-модулей в период адаптации первоклассников*

* Комментарии к блокам-модулям подготовила И.Г. Дмитриева, психолог, директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Пресненский". - Примеч. авт.

   +  К каждому блоку – модулю представлены игры, упражнения, фрагменты блоков-модулей, беседы, использованные в период адаптации первоклассников.(Из опыта работы Воробьевой О.И.)

Блок-модуль "Давайте познакомимся"

Длительность: 10-15 мин.

Содержание: Обучающиеся оформляют именные бейджи**.

** Бейдж (от англ. badge - эмблема, значок, символ, метка) - пластиковая или картонная визитная карточка, нагрудный знак, содержащий информацию и применяющийся для облегчения делового общения. - Примеч. ред.

Для этого:

  • знакомятся с устройством бейджа;
  • определяют его назначение;
  • оформляют бейдж с помощью фломастеров или цветных карандашей;
  • собирают и крепят бейдж на форму.

Можно попросить некоторых учащихся рассказать друг другу (работа в парах) или учителю (фронтальная работа), что изображено на бейдже.

Комментарий психолога: При выполнении детьми заданий, подразумевающих проявление графических умений (письма, рисования), важно оказать своевременную, но дозированную помощь. Например, при изготовлении бейджа помочь изобразить задуманное ребенком (но не домысливать за него), задавая вопрос:"Что ты хочешь сейчас нарисовать или написать?".

 +Игра, направленная на знакомство учащихся друг с другом.

Обучающиеся  встают в круг. Передавая мяч друг другу, называют свое имя и по желанию – любимое занятие или увлечение.

- Зачем нужно знакомиться друг с другом?

 +Упражнение « Эстафета».

Детям предлагается по очереди встать, назвать свое имя и фамилию и сесть. Встать нужно сразу, как только сел предыдущий, не позже и не раньше. Не разрешается подталкивать кого-либо, давать распоряжения голосом или жестом. Учитель начинает эстафету с нового места ( с первой парты, с последней, с середины ряда), задавая новую последовательность хода эстафеты. На следующих занятиях содержание выступлений может усложняться (назвать книгу, песню, описать свой дом, свое отношение к чему-либо и т.д.).

+Упражнение « Я умею».

Перед классом стоит стул. На него встает ученик и перечисляет, что он умеет делать. Все остальные говорят в ответ хором доброжелательным тоном: «А мы рады за тебя!»

Проводится  несколько раз до тех пор, пока все ученики не выскажутся о своих умениях.

+Упражнение «Самое – самое».

Дети  стоят по кругу и, передавая мяч друг другу, дополняют высказывание: «Для меня самое ценное в жизни – это…». Когда мяч доходит до учителя, он подводит детей к мысли о том, что ответы были разными, потому что каждый человек единственный и неповторимый, каждый человек представляет собой ценность.

+Игра «Обмен приветствиями»

Ребята  встают в два круга ( один в один) лицом друг к другу. Им нужно поприветствовать друг друга глазами, головой, руками, словами.

+ Упражнения «Интересное приветствие»

Ходят по классу в произвольном порядке. По команде «Раз, два, три, друга найди», быстро находят себе пару (каждый раз другую) и встать рядом.

По команде учителя, нужно поздороваться по-разному: ушами, пятками, мизинцами, коленками, спинами, бедрами, лбами, затылками, боками, животами,   локтями, ладошками (внешней стороной).

+ Инсценирование. Формирование чувства собственного «я».

-Покажите мимикой и жестами образы: «добрый мальчик», «эгоист (эгоист– себялюбивый человек, предпочитающий свои личные интересы интересам общественным ), «хозяюшка», «друг», «злюка», «кривляка».

Блок-модуль "Знакомство"

Длительность: 30 мин.

Содержание: Перед началом игры обучающиеся выбирают лидера. Все становятся лицом друг к другу. Каждому дается одна минута, чтобы узнать имя соседей справа и слева. Затем лидер начинает ходить по кругу за спинами играющих. Он останавливается рядом с тем или иным обучающимся, кладет ему руку на плечо и говорит:"право" или "лево", или "право - лево", или "лево - право". Выбранный ребенок должен назвать имена своих соседей в правильной последовательности. Если ребенок не может этого сделать, то его соседи сами говорят свои имена в нужной последовательности, и проигравший становится лидером. Прежний лидер садится на его место. Можно каждый раз меняться местами в кругу (в этом случае игра усложняется).

Вариант игры. Делается несколько кругов, в зависимости от количества детей. Первый ребенок говорит группе свое имя: "Я - Катя". Следующий говорит: "Катя, а я - Вася". Следующий говорит: "Катя, Вася, а я - Лариса". И так до последнего ребенка в кругу, который пытается назвать имена всех играющих. Если ребенок не может повторить - другие дети помогают ему.

Комментарий психолога: Учителю важно внимательно следить за ходом игры и в любой момент быть готовым "незаметно" подсказать, оставляя за ребенком право полноценного участия в игре.

+Упражнение «Выразительный взгляд».

К доске выходят 5-7 учеников. Им предлагается найти взглядом того, кто смотрит на тебя и может стать твоим партнером в дальнейших действиях. Эта связь устанавливается с помощью выразительного взгляда. По команде учителя: «Всем одновременно поменяться местами», одни выходят к доске, другие садятся на их места. Затем новой группе у доски предлагается  выполнить то же задание, но не брать в партнеры тех, кто уже был у доски.  Не разрешается подавать друг другу какие-либо другие знаки, только взгляд глаза в глаза.

+Игра «Мой друг»

-Встаньте парами друг напротив друга.

-Поприветствуйте друг друга рукопожатием и закройте после этого глаза. Теперь осторожно разъедините руки , но оставьте свою руку в том же положении, в котором она была в момент рукопожатия.

-Сделайте три шага назад (очень медленно и осторожно) и замрите на минуту. А теперь по звонку колокольчика двигайтесь в сторону партнера – с закрытыми глазами, медленно и осторожно – и попытайтесь найти его руку, чтобы еще раз пожать ее и сказать комплимент.

+Упражнение «Твое имя».

Ребята  встают в круг. Один из них, передавая мяч соседу, называет свое полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов этого имени. Например: Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина.

Задание выполняется для каждого участника, необязательно на одном уроке. После этого дети делятся впечатлениями о том, что они чувствовали, когда слышали свое имя.

+Работа в парах.

Учитель читает стихотворение об имени.

Имя у тебя одно,

Навсегда оно дано.

Жизнь длинна.

И оттого

Ты побереги его.

-Как вы понимаете совет поберечь имя, разве его можно потерять? (Имя нельзя потерять, но можно опозорить, поэтому его нужно беречь.)

-Порассуждайте в парах о том, что надо сделать, чтобы сберечь свое имя.

+ Игра  «Как зовут?»

-Как ее зовут? Имя девочки пишется и произносится одинаково как слева направо, так и справа налево. Какое это имя? ( Анна, Алла, Ада )

- Как их зовут? Если от имени мальчика отнять первую букву, то получится имя девочки. Как зовут девочку и мальчика? (Коля и Оля ).

+ Рисование автопортрета.

-Знаете ли вы художников, которые писали портреты и автопортреты? Портреты писали В.Серов, И.Репин,М.Врубель; автопортреты – В.Тропинин, З.Серебрякова, Б.Кустодиев и другие. (Учитель демонстрирует автопортреты._

- Сегодня вы выполните интересное творческое задание. Вы нарисуете автопортрет.

+ Игра «Точно в цель»

- Я буду медленно читать имена, а вы хлопками выстрелами укажите, в каких именах есть мягкие согласные звуки.

Ваня, Соня, Леша, Полина, Слава, Даша, Денис, Женя. Саша, Вика, Максим и т.д.

Блок-модуль "Школа"

Длительность: до 20 мин в день.

Содержание: Проводится в виде экскурсии по школе. На двери кабинетов прикрепляются знаки-символы, характеризующие соответствующую деятельность или учебный предмет, который в этом кабинете преподается. Детям можно предложить схему маршрута, по которому они должны двигаться (найти кабинет с соответствующим знаком). Когда дети найдут кабинет, учитель просит их по символу определить, что происходит за этой дверью. Если дети не догадываются, они могут заглянуть в класс и задать учителю дополнительные вопросы. Так постепенно дети знакомятся с тем, что находится в школьном здании. По маршруту выполняются следующие задания:

  • поверните налево, направо;
  • найдите последующий или предыдущий знак на схеме;
  • посчитайте количество кабинетов на этом этаже;
  • спуститесь на (указывается количество ступенек) вниз (или вверх) и т. п.

Комментарий психолога: В случае затруднения или задержки ответа в играх на знаково-символическую функцию (в т. ч. игре "Школа") педагогу следует повременить с подсказкой. Она может снизить эмоциональную включенность ребенка в игру и его активность.

 +Упражнение «Бывает – не бывает»

Учитель читает высказывания. Если такое бывает, надо хлопнуть в ладоши, если нет – руки лежат на столе. Последняя фраза учителя ключевая. Она дает эмоциональный настрой на успешную работу .

  • Папа ушел на работу.
  • Поезд летит по небу.
  • Кошка хочет молока.
  • Дом пошел гулять.
  • Девочка рисует дом.
  • На березе выросли шишки.
  • Ветер качает деревья.
  • Ночью светит солнце.
  • Кошка бежит за мышкой.
  • Я люблю учиться.

 

+Организационный момент.

-Давайте «расшифруем» для себя слово «УРОК».

Назовите то полезное, что вы унесете с урока, на каждую букву этого слова.

У – ум, умиротворение, ученость, усилие, упорство, умение, удовольствие ит.д.

Р – радость, раздумье, рассудительность, рекорд, рост и т.д.

О – общительность, обаяние, обучение, обязательность, оживление и т.д.

К – красоту, количество, критику, компетентность и т.д.

+Тренинг «За что я отвечаю?»

- Как вы понимаете пословицу «Тот от беды себя спасает, кто за другого отвечает»?

Передавая мяч по кругу,  обучающиеся  говорят, за что они отвечают. Если кто-то из детей затрудняется с ответом, он имеет право не отвечать.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!

Кто веселою ватагой каждый день шагает в школу? (это я…)

Кто из вас приходит в класс с опозданием на час? (молчат)

Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки? (это я…)

Кто из вас из малышей, ходит грязный до ушей? (молчат)

Кто домашний свой урок выполняет точно в срок? (это я…)

Кто из вас сегодня вслух на уроке ловил мух? (молчат)

Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру? (это я…)

+Упражнение «Неоконченное предложение».

Передавая мяч по кругу , обучающиеся  дополняют высказывание: «Я сегодня хотел идти в школу, потому что…»

+ Знакомство с правилами поведения в столовой. Игра.

Как в столовую идем?

- Вот так.

( Маршируют на месте.)

А как тихо идем?

- Вот так.

(Идут на носочках.)

А как руки моем?

- Вот так.

( Показывают.)

А как едим в столовой?

- Вот так.

(Показывают.)

А как жуем?

- Вот так.

( Показывают.)

А что говорим после обеда?

- Спасибо!

Блок-модуль "Я в пространстве класса"

Длительность: проводится в течение нескольких дней, каждая игра длится не более 10-12 мин. Содержание: Учитель дает детям задания:

  • посчитай количество (стульев, столов, цветов, мальчиков, девочек и т. д.);
  • встань между (за, под, над, перед, после и т. д.);
  • расставь по порядку;
  • наведи порядок (расставь вещи по своим местам);
  • сравни предметы;
  • найди лишний предмет и т. п.

+ Игра «Да – нет».

-Ночью сплю – я говорю?

-Учитель спросит- говорю?

-На перемене я молчу?

-На уроке с соседом болтаю?

-Ем в столовой – я кричу?

-В мяч играю – я молчу?

+ Упражнение «Самое лучшее зрение».

- Уметь смотреть не значит уметь видеть. Давайте будем учиться видеть вокруг себя что-то хорошее.

(Передавая по кругу мягкую игрушку, обучающиеся  говорят, что хорошего они видят вокруг себя, что их больше всего радует.)

+ Упражнение «Поможем другу».

-В народе говорят: «Добра желаешь – добро и делай».

Мальчики, подумайте и расскажите обо всем добром, что вы можете сделать для девочек, а вы, девочки, - обо всем добром, что можете сделать для мальчиков.

+ Игра «Что вокруг».

-Назовите предметы, которые находятся справа от вас, слева, впереди, за спиной.

Покажите центр класса, стола , ладошки.

+ Упражнение «Встаньте те , кто…»

-Встаньте те , кто лучше других умеет кататься на велосипеде.

- Встаньте те кто, лучше других умеет кувыркаться.

- Встаньте те кто, лучше других умеет прыгать в высоту.

- Встаньте те кто, лучше других умеет прыгать через скакалку.

- Встаньте те кто, лучше других умеет попадать в цель.

- Встаньте те кто, лучше других умеет бегать.

- Встаньте те кто, лучше других умеет играть в футбол.

- Встаньте те кто, лучше других умеет бегать на лыжах. И т.д.

+ Игра «Человек и тень»

Один ученик выполняет различные движения. Все остальные – его тени, которые повторяют показанные движения.

+ Игра «Где мое место?»

Пять учеников получают карточки с цифрами 1-5. По сигналу учителя дети должны выйти к доске и построиться в ряд (лицом к классу).

- Назовите соседей числа 3. (2 и 4)

-Назовите предыдущее число числа 4.

Блок-модуль "Окошко"

Длительность: 15-20 мин.

Содержание: Дети знакомятся с пространством вокруг школы.

Учитель просит посмотреть в окно и:

  • рассказать:
  • что они видят;
  • чем отличается вид из окна первого этажа от вида с четвертого этажа;
  • отвернуться от окошка и рассказать по памяти, что увидели;
  • описать погоду за окном (находят признаки осени);
  • назвать деревья, цветы за окном;
  • посчитать количество этажей в соседнем доме;
  • сравнить, какой дом выше, ниже;

  • определить расположение домов на улице (первый дом - здание банка, следующий дом - детский сад и т. д.);
  • зарисовать в альбоме, что увидели из окна (по памяти).

+ Упражнение «Доброе дело».

Дети получают карточки с изображением любых предметов и явлений окружающего мира: солнца, воды, дерева, земли, дома, мебели, посуды, одежды, книги и т.д..  Каждый ученик должен рассказать о доброте изображенного на его карточке предмете, не называя сам предмет. Остальные должны угадать, о чем или  о ком идет речь. Все свои карточки дети вывешивают на «дерево доброты», прикрепленном к доске.

+ Упражнение «Слушаем, что сейчас за окном».

(в коридоре, над потолком, под полом, в классе, внутри меня). По услышанным звукам и шорохам дети представляют себе реальные картины.

+ Пальчиковая игра «Листопад».

«Подул ветерок – зашелестели листочки на дереве. Вот послушай…»

Поднесите кисти к ушам и быстро пошевелите пальцами. Эффект шуршания получается за счет трения пальцев друг о друга.

-Изобразите, как шуршат листочки на ветру и послушайте их шорох.

 + Рефлексия.

 Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который дети наклеивают листочки определенного цвета:

* Зеленый – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.

*  Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными.

        *     Красный – если ты к природе относишься не бережно, не экономно, а эгоистично, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу. 

+ Игра «Дождь»

Встать в круг. Повторять за учителем движения.

- шуршать, потирая ладони,

- щелкать пальцами,

- тихо, негромко хлопать в ладоши,

- ударять себя ладонями по бедрам, притопывая негромко ногами. Выучить последовательность движений.

Теперь закрыть глаза и повторять звук, который будут слышать только после того, как до него дотронутся (погладят по голове).

- сначала шуршать, потирая ладошками (моросящий дождь),

- щелкать пальцами (усиление дождя),

- хлопки руками (проливной дождь),

-- ударять по бедрам ладонями, топая ногами (ливень) Потом дождь утихает в обратном порядке.

Работа в группах

Разыгрывание речевых ситуаций:

  • Мальчик и девочка играли на поляне. Мальчик увидел красивую бабочку и поймал её, чтобы показать девочке.

Правильно ли поступил мальчик?

Что может произойти дальше?

Подумайте?

Блок-модуль "Макет" (проектная работа обучающихся с родителями)

Длительность: несколько недель, за один раз - не более 15 мин.

Содержание: Дети дома делают макет здания, в котором они живут, или школы, макет "Путь от школы до дома". В классе или рекреации можно организовать выставку, собрать "город", постепенно дополняя макеты деталями ("высадить" деревья из пластилина, по воде пустить бумажные кораблики, прикрепить летящий бумажный самолет и т. д.). С помощью этого макета решаются предметные и метапредметные задачи: дети знакомятся с окружающим миром, изучают основы жизнедеятельности. Организация учителем продуктивной деятельности - лепки, рисования, складывания из бумаги - развивает творческие способности детей, их умение планировать и организовывать свою деятельность, оценивать результаты работы.

       

     

Блок-модуль "Учебники"

Длительность: до 15 мин.

Содержание: На партах лежат учебники "Азбука" и "Математика", карточки с изображением некоторых символов (букв, цифр, знаков препинания и др.). Учитель просит детей рассмотреть учебники и положить на них соответствующие карточки. После этого дети объясняют, как они определили, какую карточку надо положить на тот или иной учебник. Дополнительно учитель может задать вопрос обучающимся о том, какие знаки они встретили в учебниках; попросить их догадаться, что они обозначают.

+ Знакомство с учебником.

-Ребята, чтобы наш учебник оставался аккуратным и таким же красивым, нужно относиться к нему бережно. Оберните его дома, положите закладку.

Сами вещи не растут.

Вещи сделать – нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

 Книжку, сумку – береги,

Не ломай, не мни, не рви.

Правила обращения с учебной книгой.

  1. Книгу нужно держать в чистоте.
  2. Нельзя книгу перегибать.
  3. Лист нужно переворачивать за верхний угол.
  4. Нельзя вырывать листы из книги.

+ Беседа.

Послушайте стихотворение  про мальчика Гришу.

У Скворцова Гришки

Жили-были книжки…

Без конца и без начала,

Переплеты – как мочала,

На листах –каракули.

Книжки горько плакали.

            С.Маршак.

-Что можно сказать об этом мальчике?

Все учебные принадлежности нуждаются в уходе и бережном отношении.

+ Игра «Учитель в портфеле».

Учитель читает стихотворение. Учащиеся повторяют движения  вслед за учителем.

-Учитель у меня в портфеле!

(Показать рукой на портфель.)

-Кто? Быть не может! Неужели?

(Поднять брови, взмахнуть правой рукой, поднять плечи, развести руки.)

-Взгляни, пожалуйста! Он тут!

(Показать рукой на портфель.)

Его учебником зовут.

(Улыбнуться, кивнуть головой.)

         В.Берестов.

Блок-модуль "Портфель.

Длительность: проводится в течение месяца несколько раз, чтобы закрепить умение ребенка собирать портфель; за один раз - до 15 мин.

Содержание: Дети учатся самостоятельно собирать свой портфель, отвечают на вопросы:

  • что такое портфель;
  • какие предметы должны лежать в портфеле (учитель предлагает обучающимся загадки про предметы, дети отгадывают и определяют, может ли тот или иной предмет лежать в портфеле);
  • почему нельзя класть ножницы, заточенный карандаш в портфель без чехла;
  • когда нужно собирать портфель в школу;
  • кто должен собирать портфель, почему;
  • что значит слово"порядок"?

Дети знакомятся с порядковыми числительными, у них развиваются регулятивные, личностные, познавательные и коммуникационные универсальные учебные действия.

Можно организовать парную работу "помоги собрать портфель соседу".

Можно предложить детям из нескольких картинок выбрать изображения школьных предметов, которые могут находиться в портфеле, и положить их в конверт ("портфель").

 + Игра «Четвертое – лишнее».

Тетрадь, пенал, телевизор, карандаш.

Ручка, линейка, ластик, кукла.

 + Игра «Собери портфель».

-Что такое порядок? (Когда все вещи находятся на своих местах.)

-Для чего он нужен? (Порядок время бережет.)

Собери портфель. Возьми все, что необходимо в школе.

 +Беседа.

-Послушайте стихотворение и скажите,  о чем оно.

Я проснулся утром рано,

На портфель свой сразу глянул.

В нем тетрадки есть, и книжки,

И пенал с угольником.

Спать я лег простым мальчишкой,

А проснулся школьником.

                 А.Дешин.

-Почему мальчик проснулся рано утром?

-Почему он сразу посмотрел на портфель?

-Чем отличается простой мальчик от школьника?

-Скажите, почему гораздо приятнее быть школьником, учеником.

Ученик – это тот , кто учится, познает новое, становится умным. Слова ученик, ученый, учиться, учить родственные. Ученик ходит учиться в школу. Поэтому его по-другому называют школьником.

+ Пальчиковая игра «Кисточка.»

А теперь наши пальчики будут учиться

рисовать – они станут настоящими художниками. Что им для этого нужно?

Загадка.

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

    Кисточка.

Сделайте вид, будто вы «обмакиваете»  правую ладонь, изображающую кисточку, в «краску». Затем несколько раз проведите «кисточкой» по столу – к себе (внутренней стороной ладони), от себя (тыльной стороной). После этого еще раз «обмакните кисточку в краску» и повторите движения.

Красить можно не только горизонтальную поверхность, но и вертикальную – например воображаемую стену.

+ Игра «Хлопаем- топаем»

-Если я назову предмет, который нужно взять в школу, вы хлопаете в ладоши.

- Если этот предмет не нужен в школе, вы топаете ногами.

Учебники и книжки,

Игрушечная мышка,

Паровозик заводной,

Пластилин цветной,

Кисточки и краски,

Новогодние маски,

Ластик и закладки,

Степлер и тетрадки,

Расписание, учебник,

Собран в школу ученик.

Блок-модуль "Знакомство с тетрадью"

Длительность: до 15 мин.

Содержание: Дети знакомятся со строкой (узкая, широкая) и клеткой. Выполняют действия:

  • обводят рисунок по контуру;
  • штрихуют;
  • рисуют простейшие геометрические фигуры, узоры;
  • определяют в клетке центр, правый верхний, левый нижний угол;
  • выполняют графический диктант.

+ Организационный момент.

     Я   тетрадь  свою  открою,                  Сяду  прямо, не согнусь,

      И наклонно положу.                             За  работу я возьмусь.

Я от вас,  друзья,  не скрою

Ручку я  вот так  держу

Блок-модуль "Пенал - карандаш"

Длительность: до 10 мин.

Содержание: Обучающиеся по заданию учителя:

  • показывают:
  • карандашом на пенал;
  • пеналом на карандаш;
  • определяют, сколько карандашей может поместиться в пенал;
  • кладут:
  • карандаш в пенал;
  • пенал на карандаш;
  • меняются пеналом с соседом;
  • сравнивают свой карандаш с карандашом соседа;
  • объясняют, для чего нужен каждый предмет;
  • рассказывают, во что можно положить карандаш, пенал и т. д.

 + Пальчиковая игра «Карандаш».

Во время чтения загадки указательным пальцем «рисуйте» на столе.

Загадка.

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.

   Карандаш.

Указательным пальчиком – волшебным карандашом- начертите самые разные фигуры.

Круг. Комментируя свое действие словами: «Проведу вокруг – нарисую круг.»

Квадрат. «Вот так. Вот так. Получается квадрат». И другие фигуры.

Блок-модуль "Готовим руку к письму"

Длительность: ежедневно, по несколько раз в день, до 20 мин. Содержание: Обучающиеся по заданию учителя:

  • собирают пазлы;
  • выкладывают узоры из мозаики;
  • складывают поделки из бумаги;
  • занимаются пальчиковой гимнастикой;
  • делают аппликации;
  • создают поделки из природного материала;
  • лепят из пластилина, теста, глины, воска и т. д.

 + Беседа.

-Возьмите ручку и посмотрите на нее.

Она состоит из корпуса с колпачком и стержня с пастой.

Воспитанные и бережливые дети не раскручивают детали ручки, не играют ею, не берут в рот, не портят парту. Они пишут ручкой в тетради старательно и аккуратно. И вы как раз такие дети!

Правильное письмо имеет много премудростей.

-Вспомните, кого из известных вам   сказочных  героинь называли Премудрой? (Василису).

-За что ее так называли?

Премудрый – очень умный, опирающийся на большой жизненный опыт.

Итак, познакомимся с премудростями письма.

Первая премудрость – правильная посадка во время письма. (Работа с плакатом «Правильно сиди»)

Вторая премудрость- правильное расположение ручки в руке.

Третья премудрость – правильное расположение тетради на парте.

 + Упражнение «Дружные пальчики»

- Представьте, что ваши пальчики поссорились и не хотят работать вместе. Попробуйте с помощью одного пальчика застегнуть пуговицу, взять ручку, сложить портфель, нарисовать рисунок, написать на доске мелом.

- А теперь помирите свои пальчики и попробуйте выполнить те же действия с помощью двух, трех, пяти, десяти пальчиков.

-Почему трудно работать, когда одни пальчики не помогают другим?

+ Графический диктант.

Дальше мы отправляемся на "Остров Дружбы". Но чтобы туда попасть (кругом море), мы составили карту. Чтобы карта была точной, будьте очень внимательны……

3 клетки вправо                       3 влево

3 клетки вверх                         3 вниз

3 вправо                                   3 влево

2 вверх                                      2 вниз

2 вправо                                    2 влево

2 вниз                                        2 вверх

3 вправо                                    3 влево

3 вниз                                        3 вверх

3 вправо                                    3 влево

3 вниз                                        3 вверх

Блок-модуль "Любимая игрушка"

Длительность: проводится в течение нескольких дней, каждая игра не более 10-12 мин. Содержание: Дети приносят из дома любимую игрушку, затем:

  • рассказывают, почему она любимая;
  • задают вопросы одноклассникам про их игрушки;
  • придумывают истории про свою игрушку;
  • считают игрушки мальчиков, девочек, группируют их (машинки, куклы, мягкие или пластмассовые);
  • учитель переставляет игрушки местами, убирает некоторые из них, а дети отгадывают, что изменилось;
  • учитель может поиграть с детьми в игру "Холодно - горячо": спрятать игрушку, дети должны ее найти, используя слова "вправо, влево, сверху, снизу" и т. д.;
  • сравнивают игрушку соседа со своей, выясняют, что в игрушках общего, а чем они отличаются;
  • определяют:
  • из какого материала сделана игрушка;
  • для какого возраста может быть предназначена;
  • является ли игрушка травмоопасной или нет;
  • если игрушка изображает животное, дети могут рассказать, что знают об этом животном, если машина - рассказать, что они знают о транспорте, правилах дорожного движения.

Комментарий психолога: Проводя игры, непосредственно связанные с игровыми атрибутами, важно помнить, что ребенок в первую очередь будет проявлять искренние эмоции и чувства, связанные с любимой игрушкой или эмоционально комфортной ситуацией. Поэтому в данном случае не стоит делать акцент на грамотности построения фразы. Важно избегать подсказок и указаний.

 + Мотивационно-целевой этап.

(На столе у учителя несколько пар различных по величине предметов.)

-Что вы видите у меня на столе? (Два мяча, две машинки, две куклы, две пирамидки и т.д.)

-Что вы можете сказать о каждой паре предметов?  (Предметы разные по величине).

-Покажите большие предметы.

-Покажите маленькие предметы.

-Как люди определяют, большой предмет или маленький?

-Чему мы будем учиться сегодня? (Сравнивать предметы.)

 + Игра «Четвертое – лишнее».

Мяч, книга, юла, кукла.

Линейка, машинка, кубики, мишка.

+ Задача в стихах.

- Сосчитай, сколько всего игрушек.

У Наташи – кукла Маша.

Мишка плюшевый – у Паши.

У Танюшки – кошка.

У Жени – матрешка.

Лошадка – у Павлуши.

Машина у Илюши.

 + Разгадай ребус.

И

КА

- Кто может прочитать, что здесь написано? (Игрушка.)

- Как вы понимаете слово – игрушка? (Ученики отвечают, как понимают это слово).

- В словаре С.Ожегова так даётся объяснение этого слова: « Игрушка - вещь, служащая для игры».

- Что бы вы хотели узнать об игрушках?

+ « Парад игрушек»

На столе разложены игрушки. На доске висят детские рисунки своих любимых игрушек. Ученикам по рисункам нужно догадаться, какая у кого любимая игрушка.

Ребята по очереди рассказывают о своих игрушках. Одноклассники задают вопросы. Например:

- Как зовут твою игрушку?

- Кто тебе её подарил?

- Когда она у тебя появилась?

- Где она «живет» у тебя дома?

- Как ты с ней играешь?

- Как  ухаживаешь за ней? И т. д.

+ Игра «Домики»

- по цвету

- по форме

- по материалу

- по размеру и т. д.

+  «Собери игрушку» 

Детям  предлагаются разрезные карточки. По ним нужно собрать игрушку целиком, дать её название.

+  Беседа об истории возникновения игрушки.

- Кто знает, когда появились первые игрушки? - Что это была за игрушка?

Учитель:

Одной из первых среди игрушек была кукла.

Первобытные люди делали из камня и дерева фигурки богов, чтобы поклоняться им, просить у них милости и защиты. Чаще всего эти фигурки

 напоминали человеческие фигуры.

Первые куклы облегчили жизнь первых людей: они спасли множество человеческих жизней, заменив собой людей в обрядах жертвоприношения; оберегали от болезней, несчастий, плохой охоты, голода.

Затем куклы стали добрыми утешителями и воспитателями детей - игрушками, а также яркими сувенирами - игрушками для взрослых.

Очень интересный праздник, связанный с куклами, был в Японии.

Вот уже почти 1000 лет в мае отмечают праздник девочек. В этот день из коробок достают кукол. Они изображают императора с императрицей и придворных в богатейших нарядах.

Первые производственные куколки были деревянными, но красиво отделанными, в нарядной дорогой одежде.

Но скоро кукольные головки стали делать не только из дерева, но из

терракоты, алебастра, воска.

Для мальчиков делали деревянных коней качалок, солдатиков из дерева

 и олова, так искусно, что даже разными были выражения лиц, мечи, сабельки и барабаны.

+ Сравнение двух групп предметов.

-На какой полке игрушек больше? На сколько больше? (На верхней полке стоят 7 игрушек, а на нижней – 5). Дети расставляют игрушки друг под другом и делают вывод о том, что на верхней полке игрушек на 2 больше, а на нижней  - на 2 меньше.

- Что нужно сделать, чтобы игрушек стало поровну? Дети предлагают добавить 2 игрушки на нижнюю полку или убрать 2 игрушки с верхней полки.

+Игра «Что изменилось?»

Учитель меняет местами две игрушки.

-Сколько всего игрушек на двух полках?

 + Стихотворение  – сценка: «Я выросла»  А. Л. Барто

Мне теперь не до игрушек

Я учусь по букварю.        

Соберу свои игрушки

 И Серёже подарю.

Деревянную посуду

Я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой -

Ничего, что он хромой.

А медведь измазан слишком.

Куклу жалко отдавать.

Он отдаст её мальчишкам

Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Серёже?

 Он плохой, без колеса…

И потом, мне нужно тоже

Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек-

Я учусь по букварю.

Но я, кажется, Серёже

Ничего не подарю.

- Почему девочка не смогла расстаться со своими  игрушками?


+ Игра «Угадай-ка»

Посмотрите на ряд куколок (машинок и т.п.)

-Угадай, какую куколку ( в каком платье) я выбрала, если она крайняя справа.

- Которой по счету она будет, если считать справа налево?

- Слева направо?

- Какую куколку я выбрала, если она по счету четвертая, считая слева направо?

+ Игра «Передай кубик»

На первую парту каждого ряда ставится цветной кубик. По сигналу учащиеся начинают передавать следующей парте кубик с называнием чисел до 10 по возрастанию, пока кубик не вернется опять на первую парту. Затем точно также передают кубик с называнием чисел от 10 по убыванию.

Ряд, закончивший передачу кубика первым , побеждает.

Блок-модуль "Задание на слушание"

Длительность: до 20 мин.

Содержание: Учитель выразительно читает рассказ или сказку, после этого дети:

  • отвечают на вопросы учителя;
  • задают друг другу или учителю вопросы;
  • инсценируют произведение;
  • делают рисунок.

 + Упражнение «Можно и не ссориться».

-Слоненок решил помочь белочке полить огород, но не заметил, что под листьями спит ежик. Слоненок облил его водой, а ежик …

Учащиеся доигрывают ситуацию.

 + Игра «Отзывчивое облако»

-Что должен уметь делать отзывчивый человек? (Утешить, выслушать, помочь в трудную минуту, поделиться).

Отзывчивый – легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь.

Все дети – отзывчивые облака. Каждый должен придумать свой подарок жителям Земли. Например: «Я подарю больной девочке игрушку», «Я полью засыхающий росток» ит.д.

 + Послушайте рассказ В.Сухомлинского  «Стыдно перед соловушкой»

            Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь  пошевелиться. Соловей перестал петь.

Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

-Зачем ты берёшь с собой этот мусор? – сказала Оля – Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно…   перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

 

Почему Лиде было стыдно перед соловушкой?

Что поняла Лида, послушав соловушку?

Блок-модуль "Озвучь мультфильм"

Длительность: до 20 мин.

Содержание: Учитель показывает небольшой отрывок из мультфильма, второй раз показывает этот отрывок без звука - дети пробуют озвучить его самостоятельно. По усмотрению учителя возможны два варианта работы: дети воспроизводят услышанное либо придумывают свой собственный текст.

Блок-модуль "Сам себе режиссер"

Длительность: может проводиться несколько дней подряд (но не более трех) в течение 15-20 мин.

Содержание: Дети создают мультфильм: делают героев (из пластилина и других материалов), придумывают сюжет, снимают, озвучивают. Могут самостоятельно сделать фотоотчет по результатам работы. Композиции могут быть как постановочными, так и случайными.

     + Конкурс с использованием изготовленных поделок, рисунков.

«Озвучь тот персонаж, который ты изобразил».

Блок-модуль "Занятие на улице"

Длительность: до 30 мин.

Содержание: Обучающиеся по заданию учителя:

  • слушают звуки, описывают их (развитие фонематического слуха);
  • с закрытыми глазами определяют предмет на ощупь (лист, камень, ветка и т. д.);
  • описывают запахи;
  • рисуют мелками;
  • участвуют в играх.

Игра "Пятнашки"

Все играющие разбегаются по площадке, а "пятнашка" (водящий) их ловит. Тот, кого он "запятнает" (поймает), становится "пятнашкой". В эту всем известную игру можно ввести ряд дополнительных правил, что сделает игру более интересной. За один раз рекомендуется использовать только одно дополнение. Примеры дополнений:

Если "пятнашка" преследует кого-то из играющих, а ему пересекает дорогу другой играющий, то "пятнашка" обязан преследовать уже другого игрока.

"Пятнашка" может "запятнать" только бегущего игрока. Стоит убегающему присесть - он в безопасности.

Играющий может спастись от "пятнашки", если встанет возле дерева и обнимет его руками.

"Пятнашка" не может "запятнать" того игрока, который возьмется за руки с другим играющим.

Игра "Бег по кругу"

Играющие образуют круг и становятся на расстоянии 2-3 шагов друг от друга. Перед игроками проводится черта. По команде руководителя все поворачиваются направо и начинают бег вдоль черты по наружной стороне круга. Каждый старается догнать бегущего впереди. Тот, кого "запятнали", выходит из игры. Игра заканчивается, когда остается 3-4 игрока. Они считаются победителями. Во время бега, если игра затягивается, руководитель (ведущий) может подать сигнал, по которому играющие поворачиваются кругом и бегут в обратном направлении. Это рекомендуется делать регулярно, чтобы у детей не закружилась голова.

Игра"Охотники"

Играющие разбегаются по площадке. Три "охотника" стоят в разных местах площадки, держа в руках по маленькому мячу. По сигналу руководителя "Стой!" все игроки останавливаются, и "охотники" с места целятся мячом в кого-либо из них. Те, в кого охотники попали, их заменяют. Играющие имеют право уклоняться от мяча, но не должны сходить с места. Если игрок сошел с места, он заменяет "охотника".

 +Большой мяч.

Для этой игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине и старается выкатить мяч из круга ногами.

Тот, кто пропустит мяч между ног, становится водящим, но уже за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру, а водящий должен вкатить мяч в круг. Так игра повторяется несколько раз.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

- Мяч нельзя брать в руки в течение всей игры.

- Он не должен подниматься выше колен играющих.

 +Тише едешь – дальше будешь.

Один из играющих становится лицом к стене, а остальные - в 10 - 15 шагах за ним. Водящий произносит: "Тише едешь - дальше будешь!", затем быстро поворачивается и осматривает играющих. В то время как водящий произносит свою фразу, играющие могут продвинуться вперед, кто на сколько сможет; но к тому моменту, как он повернется, все должны стоять не шелохнувшись. Если кто-нибудь пошевелится хоть чуть-чуть или улыбнется, ведущий объявит его проигравшим. Победителем становится игрок, которому удастся подобраться вплотную к водящему и коснуться его рукой, когда он отвернется.

 +Зайцы в огороде.

Чертятся два круга, один в другом (диаметры 1-2 м и З-4м)- это "огород". "Сторож" стоит во внутреннем кругу огорода. "Зайцы" находятся в большом кругу и прыгают на двух ногах - то в огород, то обратно. По сигналу сторож ловит зайцев, находящихся в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Осаленные игроки отходят в сторону. Когда все зайцы будут осалены, выбирается новый сторож, и игра начинается снова.

 +Руки.

Играющие встают в круг. Ведущий ходит внутри круга и, остановившись около кого-нибудь, говорит: "Руки!" Играющий, к которому обращены слова, не должен реагировать, но стоящий справа должен поднять правую руку, а стоящий слева - левую руку. Если кто-нибудь ошибется, то выбывает из игры. Выигрывают три последних оставшихся игрока.

+ Блок – модуль «Любимые занятия»

Мы идём в театр

Занятие проводится с целью создания условий для социализации детей в обществе,  воспитания понимания  различий между мальчиками  и девочками. Учитель знакомит с правилами поведения в театре.

Твоё настроение

На занятии обучающиеся знакомятся с различными внешними проявлениями настроения и с приёмами управления своим настроением. Формировать умение адекватно реагировать на настроение другого человека, как  способ адаптации к окружающему миру.

Мы идём в гости

Дети по вопросам  учителя, по желанию рассказывают, о том как проводят  выходные.

-  инсценируют  приём гостей;

- считают количество гостей, приборов;

-  придумывают  развлечения для гостей и разыгрывают их;

- оформляют блюда и т.д.

+ Блок – модуль «Моя безопасность»

Мой дом и опасности в нём

Дети знакомятся  с бытом дома и окружающими  опасностями в нём.

- определяют помещения в доме;

- определяют количество комнат в доме;

-делают схематические рисунки правил безопасности в доме;

- знакомятся  с правилами поведения при пожаре в доме;

- расшифровывают  правила безопасного поведения в доме по картинкам.

Занятие проводится с целью формирования навыков  ЗОЖ,  всестороннего представления о первой медицинской помощи.

Дети знакомятся с необходимыми принадлежностями оказания первой медицинской помощи.

Правила поведения на улицах и дорогах

Обучающиеся по заданию учителя:

- раскрашивают сигналы светофора;

- работают по экзаменационным карточкам;

-рисуют велосипед по элементам;

- составляют закономерность с символами  ПДД.

Путь в страну Здоровию

На занятии обучающиеся знакомятся с  правилами личной гигиены, с навыками   ЗОЖ.    Дети по карточкам сами определяют правила личной гигиены, сравнивают рисунки, находят отличия, указывают номера.

Полезные и вредные привычки

Обучающиеся по заданию учителя:

- работают по карточкам;

- распределяют на две группы (на полезные и вредные привычки);

- устанавливают соответствие по рисунку;

- отмечают свои действия;

- раскрашивают рисунки.

Правила поведения на водоёме

На занятии учитель знакомит детей с правилами безопасного поведения на водоёмах.

- по карточкам анализируют поведение детей на воде;

-по инструкции учатся делать  себе панаму из бумаги;

-считают порции мороженого

- читают комиксы;

- выполняют рисунок.

      К концу прохождения курса у первоклассников формируются  предметные, метапредметные и личностные умения и навыки – наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема родительского собрания : «Как родители могут помочь своим детям в период адаптации"

На первом родительском собрании мы говорили о психологических особенностях детей 6–7летнего возраста и  о том, что на каждом этапе развития появляются свои новообразования – особенности фор...

Влияние групповых форм организации деятельности на качество обучения в начальной школе

В статье рассматриваются групповые формы работы на уроке в начальных классах....

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ослабленным здоровьем в период адаптации к школе

Актуальность проблемы адаптации детей с ослабленным здоровьем к школе в настоящее время обретает все большую значимость, так как именно эти дети испытывают наибольшие трудности на начальном этапе обуч...

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному.  Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...

Методы, формы организации деятельности учащихся и средства в УМК "Школа России"

Методы, формы организации деятельности учащихся  и средства в УМК "Школа России"...