Влияние групповых форм организации деятельности на качество обучения в начальной школе
статья по теме

В статье рассматриваются групповые формы работы на уроке в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ГРУППОВЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

« Образование – важнейшее из земных благ,

 если оно наивысшего качества.

 В противном случае оно бесполезно»

Р.Киплинг

Продуктивное обучение - попытка выйти на уровень творчески организованного образования, основанного на интересах самостоятельно обучающегося ученика во взаимодействии с консультирующими его педагогами и психологами. Одновременно это означает иную организацию всей работы коллектива педагогов, психологов и мастеров.

Основная цель школьного образования – подготовка разносторонней личности гражданина, ориентированной  в системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе, нацеленной на самообразование и самосовершенствование.  

Каждый понимает, что качество образования могут обеспечить постановка и достижение достаточно высокого (качественного!) результата, соответствующего поставленным целям, посредством реализации высококачественного педагогического процесса. Его обеспечивают оптимальная, эффективная педагогическая деятельность, управление ею на всех уровнях, а так же качество педагога и качество учащегося.

           Высокое качество – это понятие, определяющее результат деятельности, соответствующей поставленной измеряемой цели; результат, признаваемый сообществом как отличающийся только ему присущими особенностями и достоинствами, которые в своей совокупности превышают известные аналогичные достижения.

            Школа сегодня не является, в буквальном смысле, переходом от детства к взрослой жизни, на разных ступенях которого дают в дорогу необходимые вещи: «тебе это пригодится в будущем…» Школа уже есть сама жизнь, где этапы взросления определяются не классами, а индивидуально – личностным опытом развития ребенка. Здесь учитель несет уже другую меру ответственности, нежели за то, что «вдруг пригодится». В чем содержательная суть этой ответственности, каких иных профессиональных позиций она требует – это вопрос нового содержания образования, которое сегодня формирует новообразования младшего школьника:

  1. Научиться жить  вместе (уметь понимать других людей, непрерывно изменять себя)
  2. Жить в изменяющемся мире.
  3. Способность познавать мир адекватно его устройству.
  4. Способность совершенствовать себя.

Основные цели начальной школы – это  развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование желания и умения учиться, а также освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности. Особое внимание уделяется охране и укреплению физического и психического здоровья детей, сохранению и поддержки индивидуальности ребёнка.

Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения (РО), стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую  очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Работа в системе РО и использование на уроках групповой работы убедили меня в том, что:

  1. возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  2. меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
  3. сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
  4. растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
  5. учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

Работа в малых группах формирует у учащихся следующие ценности:

  1. - интерес к познавательным проблемам, над которыми работает ученик, и поиска возможностей для их решения;
  2. -  владение определенными средствами для решения разной сложности учебных заданий;
  3. - познание своих собственных способностей и возможностей, интересов и склонностей к тому или иному виду деятельности, что важно для формирования личностной самостоятельности.
  4. - умение делать личностный выбор в соответствии с потребностями, возможностями, сложившейся ситуацией;
  5. - умения налаживать дружеские взаимоотношения и взаимодействия со сверстниками.

Все группы в процессе становления проходят стадию конфликтных отношений, что тем не менее помогает воспитательной работе учителя. Не каждый ребенок быстро и безболезненно включается в учебный процесс, что может привести к развитию тревожности. Таким детям надо стараться помочь, включая их в групповую работу.

Говоря о целях организации совместной учебной работы детей,  я имею в виду дать каждому ребенку:

  1. эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;
  2. возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;
  3. опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирование – рефлексия.

При этом я, как учитель,  получаю  дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.

Общие моменты организации групповой работы.

При построении учебного сотрудничества детей я учитываю, что такой формы общения в детском опыте еще не было, поэтому ее надо культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. (Прекрасный помощник при организации групповой работы – книга Г. А. Цукерман и др. «Введение в школьную жизнь».)

Вводя новую форму сотрудничества, первоначально я  даю  ее образец, при этом внимание надо акцентировать на формах взаимодействия – речевых клише: «Ты согласен?», «Не возражаешь?» и т. д. Это вопросы запуска дискуссий, которыми каждая группа пользуется при работе. По-настоящему образец будет освоен детьми только при разборе двух-трех ошибок. Но при этом надо разбирать не содержательные ошибки, а ход взаимодействия («Ваша группа доброжелательно, терпеливо работала и т. д.). Оценивать следует общую работу группы, а не давать ученикам, работающим вместе, разные оценки.

Следующий момент, который требует внимания учителя, - это подбор детей в группы. Стараюсь  объединять детей  с учетом их личных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Двух озорников объединять опасно. Если соединить детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю труднее. Хотелось бы порекомендовать остановиться на такой форме подбора членов групп: организатора (капитана, руководителя) каждой группы назначает учитель из числа наиболее способных учащихся. Далее называются 4-5 человек примерно одинакового уровня знаний (в зависимости от количества уч-ся в группе). Каждый организатор выбирает одного ученика к себе в группу из названных учителем, каждый раз отбирая по одному ученику. Таким образом, распределяются между собой сильные и слабые ученики, и группы получаются равносильные.

Для того, чтобы группы срабатывались, нужны минимум 5-6 занятий. Потом можно группы переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами.

Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест уч-ся в классе. Для парной работы удобны обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп (чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения.

У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. «Мы группа, значит, мы способны действовать», - говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы.

Какие роли должны быть в группе? Здесь есть много вариантов, например:

  1. организатор – отвечает за работу группы в целом;
  2. спикер – выступает перед классом с готовым решением группы;
  3. секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
  4. критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
  5. контролер – проверяет все ли поняли принятое решение.

Вот другой вариант: капитан, докладчик, писарь, бодрила, контролер. Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.

Алгоритм движения при выполнении задания в группе:

  1. Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.
  2. Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).
  3. Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнеров, выявление разницы).
  4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.
  5. Совместное принятие решения.
  6. Анализ решения задания, его оформление.
  7. Проговаривание в группе выступления спикера.
  8. Представление решения спикером.

Алгоритм работы в малых группах:

  1. Ориентация на работу в группе.
  2. Организация взаимодействия, договор, распределение ролей (кто за что отвечает)
  3. Цель работы (что будем делать)
  4. Способы действия (как будем делать, общий способ, план, шаги)
  5. Результат (в виде чего)
  6. Кто его представит

Хотелось бы дать несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы:   

  1. нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  2. разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  3. групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
  4. нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
  5. нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Как комплектовать группы?

  1. По желанию.
  2. По уровням.
  3. Лидер набирает группу.
  4. Разнородные.

 Как объединять детей в группы.

- самому слабому нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный;

- упрямцу полезно соперничать с упрямцем;

- двух озорников соединять вместе опасно, но при правильном подходе они будут работать;

- самых развитых детей не следует надолго объединять со слабыми, им нужны равные;

- не следует создавать группы  с детьми со слабой самоорганизацией

Законы работы.

  1. Зачем группа? (средство, где ребенок проживает …)  

              Формируется умение договариваться по поводу цели работы,

              задачи, способу работы (как), кто что будет делать, писать,

              говорить) Лидер – организатор договора.

  1. Представление результата работы групп.
  2. Сумели ли договориться?
  3. Как работала группа?
  4. Какое содержание она получила?

Основная моя задача – научить учащихся работать в группах: в статической и динамической паре,  в группе из 4-5 человек. Работа в парах направлена на сдачу тем по индивидуально-ориентированным учебным планам, взаимопроверку самостоятельно выполненных заданий, взаимотренаж.  При организации занятий в группах по 4-5 человек я стараюсь чётко отрабатывать роль каждого ученика: роль «рассказчика», роль «строителя», роль «прогнозиста», роль «провокатора», роль «игротехника». При такой организации групповой работы у учащихся, начиная с начальной школы, формируется социальный опыт общения друг с другом, умение вести диалог, терпимо относиться к чужому мнению.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма организации познавательных универсальных учебных действий в начальной школе

Выступление на районном семинаре для учителей начальных классов....

Блоки-модули - форма организации деятельности детей в период адаптации к школе

Блоки-модули - форма организации деятельности детей в период адаптации к школе...

Групповая форма организации деятельности учащихся на уроках английского языка в четвертом классе.

Упражнения разработаны для групповой работы в дополнение к УМК  М.З. Биболетовой Enjoy English 4....

Методы, формы организации деятельности учащихся и средства в УМК "Школа России"

Методы, формы организации деятельности учащихся  и средства в УМК "Школа России"...

«Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе».

Учитель к каждому уроку подбирает определённые методы и формы, соответствующих целям и задачам учебновоспитательного процесса. Одной из таких форм является групповая работа, которая позволяет улучшить...

Статья на тему "Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе"

Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе...

Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе. О.А.Спадабаева, Т.В.Караваева, И.Б.Киевская, С.И.Кузьмина,учителя начальных классов ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» (Санкт-Петербург)

Групповая работа ради групповой работы – это бессмысленно и нерационально, ученики тоже должны понимать, почему и для чего именно сегодня они работают в группе, что они имеют возможность об...