Роль внеурочной деятельности в период адаптации первоклассников
статья (1 класс) на тему

Роль внеурочной деятельности в период адаптации первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль внеурочной деятельности в период адаптации первоклассников Новые федеральные государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность.

Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Внеурочная деятельность- это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Итогом такой работы должен быть заданный образовательный результат-научить детей осознано применять базовые знания в ситуациях отличных от учебных, в более широком смысле- научить их социализироваться, адаптироваться в разных общественных формациях.

Внеучебная деятельность для младших школьников- это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

Ученики начальной школы- это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса. Они же с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение ребенком такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования- безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительности к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью образовательного пространства. Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами основного образования.

Учителя кафедры «Начальная школа» разработали программу внеурочной деятельности с 1-го по 4-й класс.

Внеурочная деятельность нашей школы состоит из следующих направлений

1.гражданско-патриотическое

2.научно-познавательное

3.художесвенно-эстетическое

4.проектная деятельность  младших школьников

5.духовно-нравственное – («Мир вокруг нас»)

6.спортивно-оздоровительное.

Гражданско-патриотическое направление представлено курсом «Богатыри Земли русской»

«Богатыри Земли русской»

Цели и задачи Программы

Гражданско-патриотическое направление.

Цель: воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому страны.

Ее достижение становится возможным через решения следующих задач:

  1. Пробуждение интереса к истокам русской истории, культуре и народному творчеству;
  2. Воспитание чувства патриотизма, используя достижения русского искусства, фольклора;
  3. Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны;
  4. Пробуждать желание знакомится с историей своей страны;
  5. Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России;
  6. Воспитание уважения к защитникам Отечества;
  7. Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу.

Виды деятельности и предлагаемые формы работы

  • Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.
  • Изучение символики округа, города, школы.
  • Изучение традиций, истории России.
  • Организация встреч с ветеранами и участниками воин.
  • Изучение основ государства и права.
  • Изучение культуры народов России.
  • Изучения края и страны, через организацию экскурсий, заочных путешествий.
  • Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, краевого и городского значения.
  • Исследовательская деятельность.
  • Встречи с ветеранами.
  •  Встречи с участниками современных воин.
  • Экскурсии в городской музей (по тематическим экспозициям).
  • Спортивно-конкурсные программы.

Научно-познавательное направление представлено курсом «Риторика» и «Разведчики природы». Курс «Риторика» призван помочь начинающему первокласснику ярко, убедительно, сжато представлять свою мысль, воздействовать на людей интонацией, правильно строить фразы и предложения, так как для ребенка хорошая речь-залог успешного обучения.

                                              Программа курса «Риторика»

        Многолетний опыт работы словесников убеждает, что развитие речи как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает важной задачи- обучение общению.

      В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, ориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе по своим замыслам, коммуникативным намерениями. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить, что и является предметом курса школьной риторики со своим содержанием и логикой построения. У этого предмета есть свои задачи и цели.

             Цель: основная цель курса риторики- обучение эффективному  (результативному) общению, формирование коммуникативно - риторических умений и навыков. Для достижения цели настоящей образовательной программой необходимо решить следующие задачи:

  1. Обучить умелой, искусной, эффективной речи.
  2. Обучить эффективному общению.
  3. Прививать любовь к родному языку, к писателям и поэтам Родины.
  4. Развивать в учащихся такие качества характера, как объективность, доброжелательность, уважение, нравственность.
  5. Создавать условия для получения опыта выступлений перед аудиторией, устанавливать с ней контакт для умения реализовать свой замысел, оценивать свою речь.

Отличительной  особенностью программы»Разведчики природы» является то, что в содержание программы включены эколого- биологические знания не только о видовом составе флоры и фауны, их отдельных представителях, но и понятия и определения, законы и закономерности. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действительный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

       Новизна программы в том, что она позволяет обогащать практический опыт общения с окружающим миром природы через наблюдение за живыми объектами, опыты и эксперименты, экскурсии в природу.

      Целью программы является создание ситуации, побуждающей ребёнка младшего  школьного возраста к познанию природного окружения; формирование способности ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследовательской деятельности, готовность к логическому познанию.

    В основе построения программы лежит принцип единства познания, переживания, действия, который отражает взаимосвязь интеллекта, чувств, деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения личности к окружающей среде.

Формы организации занятий данного направления разнообразны: логические игры, решение головоломок, тематические праздники, викторины, конкурсы и др.

Художественно-эстетическое направление представлено курсами «Гармония» и  «Мир танца», «Кукольный театр». Их целью является развитие способностей обучающихся в области творчества:

1.развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека.

2.развитие воображения, фантазии, художественного вкуса;

3.расширение методов познания окружающей действительности;

4.воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Обучение бальным танцем развивает не только чувство ритма и умении двигаться, так же оно играет огромную роль в воспитании ребенка. Танец позволяет им прикоснуться к красоте, почувствовать гармонию, насладиться его грацией.

Курс «Кукольный театр»

Рабочая программа «Кукольный театр» ориентирована на обучающихся начальных классов, привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Кукольный театр – это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одаренности: ребенок может научиться и театральному, и изобразительному искусству одновременно.

    Главной целью организации детского кукольного театра является художественно- эстетическое воспитание обучающихся, создание атмосферы сотрудничества, радости детского творчества.

Как следствие, из цели вытекают следующие задачи:

  1. Развивать творческие способности, абстрактное и самостоятельное мышление, воображение, мелкую моторику рук;
  2. Накапливать и развивать эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный и трудовой опыт;
  3. Расширять культурный диапазон, повышать культуру поведения;
  4. Сплачивать коллектив младших школьников;
  5. Создавать благоприятный психологический климат.

Реализация поставленных задач осуществляется через использование разнообразных методов и приемов:

  1. Постановка этюдов, сценок, пьес.
  2. Изготовление кукол разных систем и конструкций, декораций.
  3. Упражнения с куклами, пальчиковый игровой тренинг.
  4. Заучивание прозаических  и стихотворных произведений, скороговорок, чистоговорок, потешек, закличек, словесное рисование.
  5. Разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов.
  6. Рисование, аппликация, лепка, шитье, вязание.
  7. Посещение театра, музея, выставок.
  8. Просмотр фильмов, прослушивание музыки.

Проектная деятельность осуществляется курсом «Исследовательская деятельность». Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям. Работа над проектом дает учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, самореализации и самоанализа своей деятельности и развивает следующие общеучебные навыки: мыслительные, исследовательские, коммуникативные  и социальные.

У младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача учителя начальных классов-поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основной его успешного обучения в школе. Проектная деятельность-хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.

Курс «Исследовательская деятельность»

Актуальность данной программы в том, что в обучении поисковая, научно-исследовательская деятельность учащихся способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Данная форма распространена в основном в старших классах, но целесообразно вводить  основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Важно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисках активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

  1. Способствовать развитию познавательных потребностей младших школьников.
  2. Осуществлять обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
  3. Формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска.

Компоненты исследовательской культуры школьника:

  • мыслительные умения и навыки: анализ и выделение главного;
  • сравнение, обобщение и систематизация;
  • определение и объяснение понятий;
  • конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;
  • умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;
  • умение и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.

Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности. Поисковая и научно-исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

В процессе реализации программы используются пять основных методов обучения:

  • объяснительно - иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемное изложение;
  • частично – поисковый;
  • исследовательский.

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Приемы поисковой активности младших школьников:

  • мини-курсы в практике исследовательского обучения;
  • экскурсии как способ стимулирования поисковой активности;
  • коллективные игры как средство развития исследовательского поведения;
  • коллекционирование как исследовательская практика ребенка.

Формы организации занятий данного курса разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры,эксперементы,наблюдения,экспресс-исследования,коллективные,групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью. Особое значение мы придаем здоровьесбережению учащихся, с этой целью была разработана и успешно реализуется модель двигательной активности учащихся начальной школы, которая реализуется в спортивно-оздоровительном направлении. В программе внеурочной деятельности оно представлена кружком «Спортивные игры» и клубом «Веселые старты». Цель данных занятий: охрана и укрепление здоровья, развитие двигательных способностей, формирование представления о пользе физических упражнений для организма младшего школьника. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие. По этому направлению с обучающимися работают учителя физической культуры.

Духовно-нравственное направление представлено курсом «Мир вокруг нас».

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Для реализации внеурочной деятельности в школе имеются необходимые условия: занятия 1-х классов проводятся в первую смену, имеется столовая, в которой организовано трехразовое питание, имеется медицинский кабинет, спортивный зал со спортивным инвентарем, музыкальная техника, библиотека, спортивная и игровая площадки.

Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации.

Проведя первоклассника через все направления, во втором классе он сможет сделать осознанный выбор в пользу той деятельности, в которой сможет раскрыть свои способности и таланты, проявить себя в полной мере.

В целом, анализируя промежуточные результаты внеурочной деятельности, учителя обозначили факторы, способствующие достижению запланированных результатов. Это заключается в следующем:

  1. Все виды внеурочной деятельности, организуемые в рамках ФГОС, предоставляют обучающимся возможность участия в широком спектре занятий по различным направлениям.
  2. Реализуемые программы ориентированы на воспитательные результаты.

Мы уверены, что только многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.

Нами проведено анкетирование 76 родителей. Перед вами результаты.

  1. Довольны ли вы тем, что во второй половине дня организована внеурочная деятельность? Довольны -73 человека.
  2. Не наблюдается ли в связи с этим перегрузки детей? 68 человек считают, что перегрузки нет.
  3. Посещает ли ваш ребенок кружки ДО? Сколько? 30 человек-1 кружок, 10-2, 4-3.
  4. Сколько занятий (в неделю) необходимо Вашему ребенку? Только 8 человек ответили, что достаточно 5.
  5. Какое направление вызвало наибольший интерес у детей?

Предпочтение отдано 2 направлениям- научно-познавательному и спортивно-оздоровительному.

Это и понятно, так как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья. А занятия по научно-познавательному направлению построены на внеучебном материале и способствует развитию познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся.

В целом сегодня родители наших первоклассников удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что тревога за физическую эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде, на данный момент исчезла.

Мы стараемся использовать все, что нас окружает, внедряем в свою внеурочную деятельность формы и методы, порожденные новым временем, и сохраняем многолетние духовные традиции воспитательной системы нашей школы. Стараемся дать хороший эмоциональный настрой, помочь с первых же дней пребывания в школе маленькому ученику почувствовать школу родной. А самое главное -чтобы он почувствовал себя сопричастным к тому, что в этой школе происходит. Мы считаем, что активное, деятельное включение ребенка в жизнь с первого дня значительно сокращает адаптационный период, создает лучшие условия для возникновения мотивации обучения. И очень хочется, чтобы малыши сказали родителям с восторгом: «Я хочу учиться в этой школе!» Как говорил венгерский математик Джордж Пойа “Хороших методов существует ровно столько,  сколько существует хороших учителей”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого педагогические аспекты деятельности учителя в период адаптации первоклассников

В работе представлены психологические особенности готовности детей к школе, деятельность учителя в период адаптации первоклассников....

" роль диагностики в период адаптации первоклассников"

Диагностический материал в помощь учителю 1 класса . Презентация поможет учителям, работающим в школе без психолога....

Роль учителя в период адаптации первоклассников

Роль учителя в период адаптации первоклассников...

Роль учителя в период адаптации первоклассников

Роль учителя в период адаптации первоклассников...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДОДА ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ».

Наблюдения показывают, что дети часто затрудняются в отражении в речи результатов своей исследовательской работы, а также легко отвлекаются, теряют интерес к специально- организованным наблюдениям в п...

«Игра – основной вид деятельности в период адаптации первоклассников».

Поступление в школу для многих детей является эмоционально-стрессовой ситуацией. Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной...

Выступление на родительском собрании "Роль учителя в период адаптации первоклассников"

        С первых дней школа ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие...