«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДОДА ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ».
проект (1 класс) на тему

Горбачева Светлана Бориевна
Наблюдения показывают, что дети часто затрудняются в отражении в речи результатов своей исследовательской работы, а также легко отвлекаются, теряют интерес к специально- организованным наблюдениям в природе. Чтобы привлечь детей к наблюдениям, сконцентрировать внимание детей на усвоении данной темы, необходимо построить работу на эмоционально-чувственном восприятии, т. е. через участие в игре, где каждый может самореализоваться, а также, работая в группе, получить гораздо больший объем знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРБАЧЕВА СВЕТЛАНА БОРИЕВНА

Воспитатель МОУ «СОШ с. Колокольцовка Калининского района Саратовской области».

Статья к публикации на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДОДА ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ».

Поступление ребенка в школу – сложный и значимый период в жизни ученика. Именно в первые месяцы обучения формируются системы отношений ребенка с миром и с самим собой, устойчивые формы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, определяющие в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. Этот период называется адаптацией.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.  

 От благополучности   протекания этого периода у первоклассников  зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учебе.

Сталкиваясь с такими трудностями у младших школьников, не имеющих достаточного личностного опыта, проявляются негативные изменения в поведении: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т. д. При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела, возрастает заболеваемость   в этот период.

Однако, благодаря своевременному вмешательству окружающих его взрослых,  данные проявления могут быть успешно преодолены. Но наиболее продуктивным преодоление трудностей будет тогда, когда педагог и родители прилагают равноценные усилия, действуют сообща, оказывая тем самым поддержку и помощь ребенку в овладении знаниями.

Учащиеся первого класса, в силу возрастных и индивидуальных психофизических особенностей с трудом справляются с режимом работы на уроке, не всегда способны принять темп школьной жизни, внимание у них неустойчивое, преобладающая форма мышления – наглядно-действенная, что сказывается на развитии познавательных процессов. Дети быстро утомляются и, в конечном счете, теряют интерес к учебному процессу.

Решая проблему психолого-педагогической поддержки обучающихся первого класса в период адаптации, мы должны были подойти к этой проблеме системно, т. е. так, чтобы одновременно способствовать решению нескольких задач:

  • создать условия щадящего режима, распределяя нагрузки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,
  • организовать сотворческую деятельность, способствующую развитию творческого мышления, снижению тревожности и агрессивности младших школьников,
  • развить конструктивные способы взаимодействия в детском коллективе, побуждая к речевой активности и корректируя коммуникативную сферу личности у младших школьников,
  •  способствовать развитию познавательных интересов и формированию положительной мотивации к учению,
  • вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс посредствам совместной деятельности с детьми.

 Основные требования классно-урочной системы это усвоение учебной программы, а нам надо было еще и способствовать снятию эмоционального дискомфорта у первоклассников, создать ситуацию успеха, а также повысить интерес к учению. Все это возможно во внеурочное время в процессе изобразительной и игровой деятельности.

Таким образом, мы нашли разрешение этой проблемы – это создание новой обучающей среды, которая сочетает в себе элементы учебной деятельности, но и соответствует возрастным особенностям первоклассников: большую ее часть составляет привычная для ребенка игровая деятельность. В таких условиях дети под наблюдением педагога, который принимает на себя роль помощника, партнера сближаются друг с другом и с педагогом посредством событийности. То есть применить метод проектов во внеурочной деятельности первоклассников. Так как именно проектная деятельность позволяет реализовывать учебный процесс   в игровой форме, а также, следуя методике, помогает решить первую из педагогических задач: осуществить целеполагание и поставить перед детьми   актуальную для них цель (личностно и социально значимую).  Игровая  форма выполнения проекта позволяет учащимся воспринимать игру не как самоцель, а как средство достижения поставленной цели.

Тем более что из опыта многих педагогов, работающих над внедрением метода проектов в учебную деятельность, мы знаем, что  апробация проектной деятельности в современных условиях позволяет повысить эффективность  и  реализовать новые возможности в программировании учебно-воспитательного процесса. Тем самым, повышая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, одновременно способствует развитию социальных и коммуникативных навыков и умений школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности. Что наиболее актуально в наше время, в стремительно меняющихся условиях общественного и технического развития, когда особенно важными качествами человека становятся творческая активность и нестандартность решений, позволяющие человеку не только самореализовываться, но и адаптироваться в быстро изменяющихся социальных условиях.  

Известный американский психолог Э. Фромм определяет творческое мышление как способность удивляться, познавать и находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Во время работы   над проектом дети учатся действовать слаженно, в группе, или самостоятельно находить информацию, а также  анализировать полученные сведения  и  обобщать результаты своих наблюдений. Они учатся субъектному отношению к учебно-познавательному процессу, становятся активными его участниками. У учащихся, в неназидательной форме воспитываются коммуникативные способности и компетентность, развивается креативность. Ведь, открывая и исследуя мир, ребенок обогащает и насыщает свой жизненный опыт, отображает свои открытия в творчестве, отрабатывая то, что его волнует, что для него важно и развивает в себе внутреннюю свободу и раскованность, что особенно важно в период адаптации первоклассников.

Вовлекая в процесс работы над проектом родителей, мы стараемся не только вызвать у родителей интерес к деятельности ребенка, но и сформировать у детей в условиях совместной творческой деятельности с родителями чувство психологической защищенности, что особенно важно в период адаптации первоклассников т.к. способствует снижению тревожности и застенчивости младших школьников.

В период адаптации первоклассников нами были проведены такие проекты, как «Продлим жизнь книгам», «Разведка осенних примет»,  в ходе которых мы могли наблюдать за учащимися, их поведением, общением между собой. А также в неназидательной форме корректировать поведение и направлять.  Игровые  моменты помогали снять напряжение, усталость. А путем развития партнерских отношений в процессе проектной деятельности  повысить интерес детей к познанию и самооценку своих возможностей.

Предлагаем вам для ознакомления наиболее подробную разработку проекта:

Экологический проект «Разведка осенних примет»

(разработка проекта для учащихся начальных классов на основе экологического творческого проекта И. В. Цветковой, адаптированного для учащихся 1 класса МОУ «СОШ с. Колокольцовка Калининского района Саратовской области»)

Цель проекта: Собрать как можно больше фактов, подтверждающих наступление осени. (Для этого дети отправляются в ближайший парк). Учить  действовать слаженно, в группе, а также самостоятельно находить информацию. Учить анализировать полученные сведения, обобщать результаты своих наблюдений.

Вид проекта: Сюжетно-ролевой, творческий, краткосрочный, групповой.

Адресация: проект реализуется в рамках раздела программы «Эколог» нравственно-эстетическое развитие посредствам ознакомления с окружающим миром.

Участники проекта: Учащиеся первого класса (дети 7 лет).

Время реализации проекта: Октябрь 2011г.

Результат: газеты сообщения, ответ на письмо с Заячьей поляны.

Презентация: выступления участников проекта с докладами.

Аннотация к проекту: Наблюдения показывают, что дети часто затрудняются в отражении в речи результатов своей исследовательской работы, а также легко отвлекаются, теряют интерес к специально- организованным наблюдениям в природе. Чтобы привлечь детей к наблюдениям, сконцентрировать  внимание детей на усвоении данной темы, необходимо построить работу на эмоционально-чувственном восприятии, т. е. через участие в игре, где каждый может самореализоваться, а также, работая в группе, получить гораздо больший объем знаний.

Проект может реализовываться на разных возрастных ступенях – как с детьми первого, так и второго и третьего классов с учетом их возрастных особенностей, имеющихся знаний, умений, навыков. Мы дадим наиболее общее описание проекта, ориентированного на детей первого класса.

Проект реализуется в игровой форме – играем в разведчиков.   Перед детьми должна быть поставлена актуальная для них цель (личностно и социально значимая). Это значит, что при игровой форме выполнения проекта игра не является самоцелью, она лишь средство, и именно так должна восприниматься и самими детьми.

Помочь обозначить цель проекта можно, начав работу с «неожиданно» принесенного почтальоном письма следующего содержания:

КУДА: МОУ «СОШ с. Колокольцовка Калининского района Саратовской области»

КОМУ: ученикам 1 класса

ОБРАТНЫЙ АДРЕС: Заячья поляна ближайшего леса

Здравствуйте, уважаемые первоклассники!

На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина поляны считала, что пора, а другие зайцы говорили, что рано. Одни кричали, что трава еще зеленая, а другие – что небо уже серое. Одни говорили, что осень уже наступила и скоро  начнется зима, а другие думают, что осень еще только собирается в наши края.

Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы учитесь в школе и, наверное, сможете определить – наступила ли осень? Говорят, что идет она к нам через ваше село. Расскажите нам, далеко ли она, когда она будет в нашем лесу?

Только собрание заячьей поляны просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки – дело для зайцев очень непростое! Надеемся на вашу помощь!

Заячье собрание.

 Ближайший лес.

Работа с письмом подводит детей к цели: узнать, наступила ли осень – не по календарю, а в природе и в селе.

Как это сделать? Цель конкретизируется: провести разведку осенних примет.

Начинается игра

Формируется команда разведчиков: весь класс. Начинается подготовительный этап проекта. Он состоит из двух частей: разработка плана проекта и подготовка к осуществлению его основного практического дела (в данном случае – путешествие в природу с целью разведки осенних примет).

Как узнать: наступила ли осень? Ответ на этот вопрос предлагает каждый ученик класса, затем все вместе разрабатывают маршрут.

В итоге получается следующее:

1 этап маршрута – «Готовность №1», после которого следует «Старт».

На первом этапе дети собирают информацию о приметах осени и готовятся к празднику – старту разведки на местности. На старте они должны продемонстрировать свою готовность к разведке – знание осенних примет, умение отличать приметы осени в природе и в селе.

Старт представляет собой конкурсную программу, в которой участвуют все ученики (разведчики) – члены разведотряда.

  1. Каждый представляет себя, затем все вместе  произносят приветствие: «Добро пожаловать, осень!».
  2. Конкурс стихов об осени, в которых звучат ее приметы. Например, следующие.

Дремлет солнце,

Листья, словно птицы,

Стаей закружились над землей.

И, как листья, стая птиц кружится,

Спорит с небом, потеряв покой.

Приутихли села и дубравы,

Опустели вязкие поля,

Опалил сентябрь кусты и травы,

И  сверкает лужами земля.

На селе костры – рябины гроздья –

Занялись наперекор дождям,

По земле шагает осень – гостья

И разносит радость по домам.

***

Осень, осень… солнце

В тучах отсырело –

Даже в полдень светит

Тускло  и несмело.

Из холодной рощи

В поле, на тропинку,

Выдуло  зайчонка –

Первую снежинку.

***

На тропинке у калины,

На дорожке у балкона

Точно частый след гусиный –

Золотые листья клена.

  1. Конкурс художников – «Волшебное письмо».

Думал я день, думал два и четыре:

Как рассказать всему миру о  мире?

Чтобы письмо мое без перевода

Сразу дошло до любого народа?

И наконец-то меня осенило:

В этом письме не нужны мне чернила!

Яркими красками с кистью в руке

Буду писать на таком языке:

Листья на дереве – краской зеленой,

Краской коричневой – горные склоны,

Краской оранжевой – жаркое солнце,

Разною краской – мой дом и оконце,

Желтой – колосья созревшего хлеба,

Синею краской – прозрачное небо,

Белого голубя белым оставлю –

Целый рассказ я из красок составлю!

Этот рассказ мой – о счастье, о мире –

Люди читать будут в каждой квартире.

Тронет он душу любого народа:

Краскам не требуется перевода!

Художники должны выполнить задание – раскрасить заданный (в контурном черно-белом варианте) пейзаж  так, чтобы он соответствовал осеннему времени года. Пейзаж может быть дополнен некоторыми деталями по усмотрению участников конкурса.

  1. Конкурс «Одень прохожих»: из предложенной одежды (в рисунках) участникам конкурса необходимо отобрать наиболее подходящую для осени. При этом желательно не забывать мелкие детали, такие как плащ или зонтик. Лишнюю одежду и предметы (например коньки) необходимо отложить в сторону.
  2. «Копилка народной мудрости» - конкурс знатоков народных примет.
  3. «Осенняя мелодия» (исполнение песен об осени, исполнение костюмированного танца «Листопад»).
  4. «Портрет осени» (домашнее задание: дети демонстрируют нарисованный заранее портрет осени и комментируют его, подробно характеризуя это время года).
  5. конкурсная программа заканчивается решением жюри (в составе родителей младших школьников) о готовности детей к разведке на местности и вручением призов и маршрутных листов для игры на местности.

Карта разведки может выглядеть следующим образом:

Второй этап – разведка на местности – это путешествие класса по намеченному маршруту с остановками, на которых разведгруппа выполняет определенное задание.

1-я остановка – «Облака». На открытом пространстве дети наблюдают небо, форму и скорость движения облаков. Здесь же при помощи термометра измеряется температура воздуха. На маршрутном листе делаются соответствующие записи и рисунки.

2-я остановка – «Вода». Возле речки дети наблюдают цвет воды, волны, измеряют температуру воды.

3-я остановка – «Пришкольный огород». Каждый находит «вещественное доказательство» наступления осени – любой созревший фрукт и овощ.

4-я остановка – «Рябинка». Дети обращают внимание на созревшие плоды рябины. Обращают внимание на   ярко – оранжевый цвет ягод, на покрасневшие рябиновые листья. Сравнивают рябину с «костром».

5-я остановка – «Пришкольные цветы». Дети наблюдают за отцветающими растениями на клумбах, собирают в конверт семена цветов.

6-я остановка – «В гостях у пернатых». На протяжении всего маршрута дети отмечают отсутствие перелетных птиц, а на остановке слушают птичье пение, сравнивают его с весенним.

7-я остановка – «Прохожие». Дети наблюдают одежду людей, соответствие ее времени года.

8-я остановка – «Листопад». Сбор осенних листьев.

Содержание остановок зависит от особенностей окружающей природной   и социальной среды.

По окончании разведки на местности дети оформляют свои донесения в форме газет с рисунками и рассказами об увиденном на маршруте. Каждый готовит свое сообщение.

Подведение итогов проводится в присутствии родителей с празднично накрытым «осенним» столом с фруктами, осенними букетами. Частью сценария итогового праздника является чествование осени, роль которой исполняет кто-то из родителей.

Не забываем ответить на письмо с Заячьей поляны: текст составляется, запечатывается в конверт, а утром (так же неожиданно, как и появился) конверт исчезает.

При подведении итогов обсуждается не только тема проекта, но и то, как действовали разведчики: кто оказался самым дружным, кто собрал больше всего народных примет и т. п., что, возможно, получилось не так, как задумывали, что надо учесть, если еще раз придется отправиться в разведку.

Наблюдая за ходом работы над проектами, проводимыми во внеурочной деятельности, мы можем сделать следующие выводы: использование методики проектной деятельности значительно повышает интерес младших школьников к обучению, способствует созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе и раскрепощению детей, помогает  воспринять учебно-познавательную деятельность как социально значимую для ребенка, а самое главное содействует процессу скорейшего привыкания  первоклассников к новым условиям школьной жизни, решая тем самым проблему адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого педагогические аспекты деятельности учителя в период адаптации первоклассников

В работе представлены психологические особенности готовности детей к школе, деятельность учителя в период адаптации первоклассников....

Актуальность использования динамического часа в период адаптации первоклассников

Статья. "Актуальность использования динамического часа в период адаптации первоклассников". ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наша школа работает в системе проектов. Каждый создает различные проекты.Я хочу поделится своей разработкой. Прошлой весной я реализовала проект по благоустройству территории школы "Пришкольный участо...

Роль внеурочной деятельности в период адаптации первоклассников

Роль внеурочной деятельности в период адаптации первоклассников...

Деятельность учителя в период адаптации первоклассников

Приход ребёнка в школу сопряжён с более или менее продолжительной адаптацией. Помочь первокласснику преодолеть возникающие адаптационные затруднения в школе может учитель, в силах которого созда...

«Игра – основной вид деятельности в период адаптации первоклассников».

Поступление в школу для многих детей является эмоционально-стрессовой ситуацией. Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной...

Использование ИКТ на уроках в период адаптации первоклассников к школе

Ииспользование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, облегчающих и упрощающих адаптационный период - одно из требований к результатам освоения основной обра...


 

Комментарии

Горбачева Светлана Бориевна

Использование методики проектной деятельности значительно повышает интерес младших школьников к обучению, способствует созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе и раскрепощению детей, помогает воспринять учебно-познавательную деятельность как социально значимую для ребенка, а самое главное содействует процессу скорейшего привыкания первоклассников к новым условиям школьной жизни, решая тем самым проблему адаптации.