Типичные трудности в обучении и способы их преодоления
статья (1, 2 класс) на тему

Доклад на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipichnye_trudnosti_v_obuchenii_i_sposoby_ih_preodoleniya.doc392.5 КБ

Предварительный просмотр:

Типичные трудности в обучении и способы их преодоления

Трудности

Психологические причины

Рекомендации

1. В письменных работах пропускает буквы

  1. Низкий уровень развития фонематического слуха.
  2. Слабая концентрация внимания.
  3. Несформированность приемов самоконтроля.
  4. Индивидуальные особенности личности.

Упражнение 1 ; 19.

2. Неразвитость орфографической зоркости.

  1. Низкий уровень развития произвольности внимания.
  2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу).
  3. Низкий уровень объема и распределения внимания.
  4. Низкий уровень развития кратковременной памяти.
  5. Слабое развитие фонематического слуха.

Упражнение 2; 3; 4; 5.

3. Невнимателен и рассеян.

  1. Низкий уровень развития произвольности.
  2. Низкий уровень объема внимания.
  3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
  4. Преобладающая мотивация учения – игровая.

Упражнение 6; 12.

4. Испытывает трудности при решении математических задач.

  1. Низкий уровень развития общего интеллекта.
  2. Слабое понимание грамматических конструкций.
  3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков.
  4. Низкий уровень развития образного мышления.

Упражнение 7;8.

5. Испытывает затруднения при пересказывании текста.

  1. Несформированность умения планировать свои действия.
  2. Слабое развитие логического запоминания.
  3. Низкий уровень речевого развития.
  4. Низкий уровень развития образного мышления.
  5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации).
  6. Заниженная самооценка.

Упражнение 9;10; 11.

6. Неусидчив.

  1. Низкий уровень развития произвольности.
  2. Индивидуальные особенности личности.
  3. Низкий уровень развития волевой сферы.

Упражнение 12; 20.

Щадящий режим, учет при обучении индивидуальных особенностей.

7. Трудно понимает объяснение с первого раза.

  1. Несформированность приемов учебной деятельности.
  2. Слабая концентрация внимания.
  3. Низкий уровень развития восприятия.
  4. Низкий уровень развития произвольности.
  5. Низкий уровень развития общего интеллекта.

Упражнение 13; 14.

Необходимо дополнительное обследование у психоневролога.

8. Постоянная грязь в тетради.

  1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук.
  2. Несформированность приемов учебной деятельности.
  3. Недостаточный объем внимания.

Низкий уровень развития кратковременной памяти.

Упражнение 2; 3.

9. Плохое знание таблицы сложения (умножения)

1. Низкий уровень развития механической памяти.

2. Низкий уровень развития долговременной памяти.

3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы.

4. Низкий уровень развития произвольности.

5. Слабая концентрация внимания.

6. Несформированность приемов учебной деятельности.

Упражнение 16; 17.

10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы.

  1. Несформированность приемов учебной деятельности.
  2. Низкий уровень развития произвольности.

Упражнение 2; 21.

11. Постоянно забывает дома учебные предметы.

  1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.
  2. Низкий уровень развития произвольности.
  3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

Упражнение 1; 2; 12.

12. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо.

  1. Низкая скорость протекания психических процессов.
  2. Несформированность приемов учебной деятельности.
  3. Низкий уровень развития произвольности.

Упражнение 2; 12; 22.


Рекомендации

(перечень упражнений)

Упражнение 1. Для усиления концентрации слухового внимания удобно проводить арифметические диктанты.

Родитель сообщает: «Сейчас я буду тебе читать арифметические задачи. Ты должен решать их в уме. Получаемые числа также держи в уме. Результаты вычислений запиши только тогда, когда я скажу: «Пиши!»

Задача. Даны два числа: 6 и 3. Сложи первое число и второе… и от полученного числа отними 2…Затем отними еще 4. Пиши! (Ответ: 3)

 Задача. Даны два числа: 15 и 23… Первую цифру второго числа прибавь к первой цифре первого числа… отними от полученного числа 2, а теперь прибавь 7…Пиши! (Ответ: 8)

Упражнение 2. Родитель ставит перед ребенком задачу: «Перед тобой расположены фигуры. У каждой есть свое название. Причем одно и то же название имеют несколько фигур. Вот, например, эта фигурка (низкая белая шестигранная призма) называется бик. Повтори, как она называется. Ты должен отобрать сюда другие фигурки, которые, по-твоему, могут называться бик.

1 группа: низкие граненые (8 фигур). Их название бик.

2 группа: высокие граненые (7 фигур). Их название гур. 

3 группа: низкие цилиндры (3 фигуры). Их название цев.

4 группа: высокие цилиндры (3 фигуры). Их название лаг.


Упражнение 3. Детям предлагается по сигналу «Внимание» прочесть предъявляемый на короткое время (не превышающее 1 сек.) материал и записать его. При этом сообщается, что если он записал правильно больше пяти букв в двух самых длинных словах, то он выиграл, если меньше, то проиграл.

Задание 1. Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:

 РБВЛ                                 КТМЦ

 ЖКПРЧ                                 ДЗНТК

 КПТНСД                                 ШРВТБЧ

 ДПВ                                         ШГС

 БМДРКЛФ                                 МВХШТСГ

 СТПЦГВДК                         ЖГВПРМТК

 МВПКШЛЧБХ                         БРНЦДКСЧГ

Задание 2. Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например:

 Стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, командировка.

 Ваза, плита, солнце, чернила, пистолет, спектакль, автомобиль, конструктор, велосипедист.

 

Задание 3. Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:

 Я бегу                         Что ты

 Дай мне                         Я плыву

 Дым идет                         Лень мне

 Двор чист                         Один – воин

 Что делать                 Птица поет

 Учение свет                 Делу – время

 Все по колено                 Вода в решете

 Работа не волк                 Слово – серебро

 Счастье в труде         Всем не угодишь


Упражнение 4. Предложите ребенку для начала 4 абстрактные фигуры.

Каждую из их он должен рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем попросите его мысленно представить эти фигуры во всех деталях и по памяти начертить каждую на бумаге.

Упражнение 5. Родитель говорит: «Сейчас я буду читать (показывать) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляй себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п.

Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и острым сладким вкусом.

БУМАГА                 ШЕРСТь                 САПОГ

ГНЕЗДО                 ТЕЛЕГА                 ПАЛЕЦ

КОТ                         ВОЛОСЫ                 ЛИМОНАД

КОЛЕСО                 РОЗА                 СЛОН

ПАЛКА                 ПЛАТОК                 ПОЦЕЛУЙ

ФИЛЬМ                 СЛЕЗА                 АВТОБУС

БЛИН                 БОТИНОК                 ДОКТОР

СЧАСТЬЕ                 ПТИЦА                 МОРОЖЕНОЕ

Упражнение 6. Последовательно показываются 4 таблицы. Перед предъявлением таблицы 1 сообщается инструкция: «Сейчас я буду показывать последовательно друг за другом 4 таблицы с числами. (Числа разбросаны в таблице беспорядочно). Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы: 1 2 3 4 и т.д. ты должен показывать их указкой и называть вслух, громко и четко».

 Фиксируется время счета по каждой таблице отдельно, а также количество допущенных ошибок.

1

7

4

9

5

8

3

5

2

6

9

3

9

5

2

4

1

6

1

8

6

2

5

8

3

6

8

3

7

2

7

9

4

4

7

1

 

Упражнение 7. Ребенку дается несколько слов, логически не связанных между собой.

КНИГА ЦВЕТОК СОСИСКА  МЫЛО

Предложите ему попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Пусть он фиксирует первые пришедшие на ум ассоциации. Постарайтесь дать простор его воображению. В результате должна получиться маленькая история.

Упражнение 8. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.

  1. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать две палочки так, чтобы осталось 4 квадрата.

 

 

Составить два разных квадрата из 7 палочек.

Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.

В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить три палочки так, чтобы получилось три таких же квадрата.

Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок.

Переложить 6 палочек так, чтобы из корабля получился танк.

Упражнение 9.Запоминание стихов.

 

Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника запоминания, которой следует обучать детей.

 В огороде чучело

 Шляпу нахлобучило

 Рукавами машет –

 И как будто пляшет!

 Это чучело – оно

 Сторожить поставлено,

 

 Чтобы птицы не летали,

 Чтоб горошек не клевали.

 Вот какое чучело

 Шляпу нахлобучило,

 Синий шарф на палке –

 Пусть боятся галки!

 (И.Михайлова)

а) Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения. Закройте глаза и представьте содержание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать картинку яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нравится вам ее содержание или нет.

Б) Прочитайте следующую строку вслух и представьте ее в своем воображении. Продолжайте то же самое со всеми строчками.

 У ребенка в голове должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении. Дайте ему задание прочитать все стихотворение вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.

В) «Теперь,- говорите вы ребенку,- попробуй вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закрой глаза и воспроизведи те образы, которые тебе запомнились. Опиши их своими словами».

Г) Произнося стихотворение, вслушайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифмы.

 Каждый раз обсуждайте заучиваемое стихотворение; опишите и охарактеризуйте с ребенком стихи, попросите его поделиться впечатлениями от самого текста.

Упражнение 10. Запоминание текста.

 Очень часто родители сталкиваются с трудностями пересказа в устной форме. Предлагаем вам примерный вариант работы с текстом, облегчающий его запоминание.

  1. Определите основную идею содержания текста. Выявите главное – о чем идет речь? Для этого разрешите ребенку бегло просмотреть текст. Обратите его внимание на заголовок.
  2. Спросите, из скольких частей состоит текст. Теперь постарайтесь помочь ему поставить вопросы к каждой части, основываясь на подзаголовках, а затем при чтении дайте ему возможность найти на них ответы. Это позволит ребенку проследить развитие главной идеи произведения.
  3. Составьте с ребенком план текста, выявляющий его структурную композицию. Для этого разбейте текст на длинные абзацы, содержание внутри которых объединено общей идеей. Можно подчеркивать ключевые слова, которые составят основную мысль.
  4. Предложите ребенку пересказать эти идеи сначала вслух, а затем про себя.
  5. Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выявите самые существенные из них.
  6. Выясните, что думает ребенок об отношении автора к главным героям, событиям. Попросите его доказать это. Затем перейдите к обсуждению впечатлений самого ребенка. Попросите его точно описать, что ему нравится, а что нет.
  7. В заключение дайте ребенку возможность ответить на 6 простых вопросов: кто делает? Что? Когда? Почему? Где? Как? Это позволит дольше сохранить прочитанное в активной зоне детской памяти.

Упражнение 11. Игра типа «На что это похоже?»

Упражнение 12. Игра «Пуговица».

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает листком свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Упражнение 13. Ребенку предлагается без ошибок написать следующие строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА

 ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС

 УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

В) РЕТАБРАРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА

 КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА

Г) ГРУММОПД

Д) ВАТЕРПРООФЕТТА

 СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ

Е) ГРАСЕМБЛАДРВУНТ

Ж) ОСТИМАРЕ

Упражнение 14. «Составление узоров из геометрических фигур».

 

Составление узоров из геометрических фигур по рисунку и по памяти, работа с конструктором. Склеивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т.д.

Упражнение 15. «Лабиринты».

Родитель показывает образец и говорит: «Видишь этого мальчика здесь в центре? Он хочет выбраться вот сюда на улицу. Но он не должен попасть в тупик. Ведь мальчик не может пройти сквозь стену. Давай попробуем вывести его из этого лабиринта. Дорогу будем помечать с помощью карандаша.»

 По мере тренированности структура лабиринтов усложняется, а помощь родителя уменьшается, постепенно сводясь на нет.

 

Примерные образцы лабиринтов.

  1. 2

 

Упражнение 16. Двойная стимуляция памяти.

Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.). Ребенку говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери себе ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону». Затем читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово, и т.д. далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.

Примерный набор слов: «пожар», «завод», «корова», «стул», «вода», «отец», «кисель», «сидеть», «ошибка», «доброта» и т.д.

Упражнение 17. «Посмотри внимательно на рисунок. На нем представлены названия животных. Вообрази себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумай историю, связывающую их между собой».

Затем рисунок закрывается и ребенок должен воспроизвести названия животных на их местах.

С                          М Е Д В Е Д Ь

О

Б

А        Л О Ш А Д Ь

К

А                                         Т И Г Р

К О Ш К А                  П             З

                                       Е            Е

                            К Р О Т            Б

                                       У            Р

 К О З А                        Х            А


 Упражнение 18. Концентрация внимания и достаточно долгое удержание сосредоточенности достигается в играх-соревнованиях. Перед ребенком ставится цель внимательно рассмотреть предлагаемые предметы. В течение 1-2 минут показывают несколько из них (например. Карандаши, запонки, камешки, бусы, ручки и т.д.). Затем их закрывают и предлагают ребенку подробно описать каждый предмет, его величину, цвет. Эту же игру можно проводить с участием нескольких ребят, т.е. рассматривать непосредственно самих детей и отмечать, какие изменения произошли в их одежде, их расположении и т.д. Еще один вариант – предложив рассмотреть несколько предметов, затем, после того как ребенок закроет глаза, убрать некоторые из них, поменять местами или, наоборот, добавить.


Упражнение19.

Игра «Число – контролер».

Ребенок получает карточки с примерами:

2 − 1 =               3 − 1 =               0 + 3 =               9 − 9 =        

1 + 1 =               7 − 7 =               5 − 3 =              

Решив данные примеры, ребенок может себя проконтролировать – сумма всех ответов равняется числу 10.

Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у ребенка приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

Упражнение 20.

Игра «Кто сегодня именинник».

        Для данной игры используется следующий учебный материал:

таблица №1 с изображением старичка, старушки, папы, мамы, мальчика и девочки.

        Все изображения закрыты картинками, на которых нарисованы различные значки (таблица №2), а также полоска-образец, показывающая, какой значок соответствует какой букве (таблица №3).


Таблица 1                                                        Таблица 2

 X  ▲ +٭ ■

     ■       ▲+٭■

▬ ■ ▬ ■

● ■ ● ■

▬ ═║

≈ ▐ *■

║▲▐ * ■

║▲*

j0200523

j0160630

j0282736

j0282750

j0283629

j0283627

j0283627

j0283632

М

П

А

Б

Д

С

Е

У

В

Ш

К

Н

О

Ч

Ы

X

+

٭

                        Таблица 3


Упражнение 21.

«Графический диктант».

     Родитель диктует, а ребенок самостоятельно выполняет.

     Поставь карандаш на точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сам продолжи узор.

Упражнение 22.

     Ребенку предлагается воспроизвести постройки из кубиков так, чтобы каждая соответствовала одновременно паре чертежей (на одном из них изображается фасад, на другом – задняя стена одного и того же здания).

     Сначала ребенок учится выполнять задание индивидуально. Родитель учит анализировать чертеж и подбирать отдельные блоки, составляя из них домик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект родительского собрания во 4 классе тема «Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий»

Материал помогает определить типичные школьные трудности при обучении письму и чтению, в нём представлены методические рекомендации родителям....

Типичные трудности в обучении младшего школьника

Описание типичных трудностей в обучении учащихся начальной школы. Их виды, причины, рекомендации по устранению....

Способы преодоления трудностей в обучении младших школьников путём дифференциации учебного материала.

В данной статье можно найти пути решения, как формировать навыки красивого и грамотного письма....

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПИЧНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПИЧНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ...

Из опыта работы «Способы преодоления трудностей в обучении русскому языку как неродному». Ермилова Н.Н., Пырирко Н.А., учителя начальных классов

Материал представлен на  Региональном семинаре ЯНАО в режиме видеоконференции (ВКС).  Учителя выделяют трудности в обучении русскому языку детей КМНС и находят пути решения в их преодолении....