«Предметные декады как способ выявления одарённости ребёнка»
статья на тему

Долгаева Татьяна Анатольевна

Одним из направлений развития общего образования является создание системы поиска и поддержки одаренных детей.

         В ГБОУ гимназии г. Сызрани существует комплексно-целевая программа «Одарённый ребёнок», направлениями работы которой являются – формирование творческой, интеллектуально развитой личности, а важнейшая задача – выявление, сохранение и развитие одаренности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Предметные декады

как способ выявления одарённости ребёнка»

          Одним из направлений развития общего образования является создание системы поиска и поддержки одаренных детей.

         В ГБОУ гимназии г. Сызрани существует комплексно-целевая программа «Одарённый ребёнок», направлениями работы которой являются – формирование творческой, интеллектуально развитой личности, а важнейшая задача – выявление, сохранение и развитие одаренности.

         Что же такое одарённость? Это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. Учёные и психологи всего мира, обсуждая эту проблему, дают разные определения. Мною, заместителем директора по УВР ГБОУ гимназии г. Сызрани Цыбаевой Т.А., и заведующей кафедры начального обучения Зиновьевой С.В.было проведено анкетирование среди учителей начальных классов, которые дали свои определения способного (одарённого) ученика. Сравнивая их с  определениями учёных, можно прийти к выводу, что их точки зрения пересекаются. Например, отечественный психолог К.К. Платонов, считает, что одарённость это способность, талант (своеобразное сочетание способностей у человека). Учителя гимназии г. Сызрани дали следующую характеристику.

Способный (одарённый) ученик – это ученик, который …

  • Обладает оригинальным (логическим) мышлением;
  • Быстро схватывает  новый материал;
  • Обладает высокой работоспособностью;
  • Имеет широкий кругозор;
  • Обладает выраженными особенностями;
  • Самостоятельно достигает поставленной цели;
  • Легко усваивает учебный материал;
  • Выполняет задания повышенной трудности;
  • Проявляет интерес к определённым предметам (или к ряду предметов);
  • Умеет искать, анализировать, обобщать;
  • Опережает своих сверстников в развитии;

Как же выявить одарённых детей?

 В ходе работы комплексно-целевой программы «Одарённый ребёнок» у нас сформирована целая система отслеживания одарённых детей и участия учащихся в различных конкурсах и олимпиадах, а так же система поддержки талантливых детей.

        Самым массовым интеллектуальным соревнованием на сегодняшний день являются предметные декады. Их роль огромна. Учащиеся гимназии принимают активное участие в мероприятиях декад, начиная с первого класса.

Целью декад являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.

Задачами наших декад являются:

-развитие общей культуры подрастающего поколения;

-развитие системного мышления;

-развитие творческих способностей у детей.

        Мероприятия стимулируют и мотивируют личностное и интеллектуальное развитие, поддерживают одаренных детей, содействуют их самоопределению и продолжению образования, развивают и поддерживают интерес учащихся к познавательной деятельности.

        В рамках предметных декад применяются самые разнообразные формы и методы проведения: концерт, викторина, олимпиады, КВН, научные конференции и т.п.

Схематический план  предметных декад в ГБОУ гимназии г. Сызрани представлен следующим образом:

1. Первый этап -Подготовка и проведение разных мероприятий по классам. Отбор учащихся для выступлений на школьном уровне: (олимпиады, викторины, межпредметные связи на уроках, особым образом организованный учебный материал)…

2. Второй этап - Проведение по параллелям мероприятий: тематические концерты, выставки, круглые столы, турниры, театральные постановки, конкурсы, олимпиады по предметам…

3. Третий этап - Подведение итогов, награждение победителей.

        Каждый ученик нуждается в похвале, а уж тем более тот, который принимает участие в олимпиадах, любое достижение должно быть оценено по достоинству. Поэтому мы после каждой из предметных декад проводим общешкольные линейки, где отмечем как целые классы, так и победителей отдельно взятых. Стараемся поощрить как можно больше детей. У нас сформирована система стимулирования учащихся.

Это:

- Грамоты и похвальные листы участникам олимпиад, конкурсов.

- Информационные  стенды, где своевременно отражаются все результаты участия гимназистов в конкурсах и олимпиадах.

- Отражение результатов в дневнике в разделе «Мои достижения», в «Портфолио».

- Подарки.

- Информация о победителях на сайте ГБОУ гимназии г. Сызрани.

        Итоги мероприятий школьного уровня обсуждаются в классах, разбираются наиболее интересные задачи, другие возможные способы решения.

        Понятно, что как в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, есть и побежденные. Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады или конкурса воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой.

        Такой рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой будет способствовать формированию творческой личности и успешной деятельности во всех областях.

        Данная система проведения предметных декад на кафедре начального обучения полностью себя оправдывает. Наблюдается позитивная динамика результатов в индивидуальной траектории развития учеников. У ребят появляется уверенность в своих силах, стимул участвовать в мероприятиях более высокого уровня. Так уже в этом, 2014 – 2015 учебном году в мероприятиях Всероссийского уровня приняли участие 417 человек 1 – 4 классов. Это на 129 человек больше чем в 2013 – 2014 учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».

Выявление одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении ...

Способы выявления одарённых детей в начальных классах (из опыта работы)

В данной статье я описываю о способах выявления одарённых детей....

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

Программа. Выявление и развитие интеллектуальных, творческих, учебных способностей младшего школьника «Одарённый ребёнок»

Выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных младших школьников....

Педагогическая статья "СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"

В статье раскрывается понятие "детская одарённость", а также рассматриваются возможные способы выявления и развития способностей младших школьников....

Способы выявления одарённых детей в начальной школе

Своевременное выявление одарённых детей в начальной школе помогает в работе на с детьми на ранних этапах....