ИКТ в современной общеобразовательной школе и дошкольных учреждениях.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Лукьянова Татьяна Владимировна

Статья по теме: "ИКТ в современной общеобразовательной школе и дошкольных учреждениях".

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ в современной общеобразовательной школе и дошкольных учреждениях.

Лукьянова Татьяна Владимировна

 учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 28 города Балаково

Россия, город Балаково

В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в сопровождении преподавания школьных дисциплин актуальна. 

Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся. Образность отображения тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию.

 Главная цель  внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный  процесс – это  появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для дальнейшего образования. Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Следовательно,  если использовать ИКТ в сопровождении образовательного процесса в начальной школе, то процесс обучения будет более эффективный.

Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, которые  открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы.  ИКТ предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

  1. Использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность.
  2. Использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности.
  3.  Рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения.
  4. Использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого.
  5. Использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.
  6. Организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы.
  7. Использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
  8. Интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:

  1. Вычислительные возможности  - быстрое и точное преобразование любых видов информации: числовой, текстовой, графической, звуковой.
  2. Комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;
  3. Графические возможности - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме: текстовой, звуковой, в виде рисунков.
  4. Моделирующие  возможности - построение информационных моделей реальных объектов и явлений.

Для того, чтобы успешно применять ИКТ в методической работе преподаватель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно - коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность школьников в новых условиях.

К основным информационно-коммуникационным технологиям, используемым в учебном процессе, относятся:

Офисные технологии, позволяющие подготовить большинство учебных материалов в Word, Excel, Power Point, Access;

Сетевые технологии, осуществляющие доставку учебных материалов в рамках локальной школьной и глобальной Интернет сети и регламентирующих доступ к ним;

Телекоммуникационные технологии, организующие взаимодействие между пользователями в рамках электронной почты, телеконференций, досок BBS, форумов и чатов;

Широкий спектр специализированных прикладных программных средств, обеспечивающих школьный документооборот, различные контролирующие мероприятия, управление учебным заведением.

Основными задачами профессиональной подготовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий в образовании являются:

подготовка к методически грамотной организации и проведению учебных занятий в условиях широкого использования ИКТ в учебном заведении;

владение современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разного рода занятий, в различных видах учебной и воспитательной деятельности;

обучение использованию средств  ИКТ  в  профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;

обучение эффективному применению средств ИКТ в учебном процессе, в том числе работе с распределенным информационным ресурсом образовательного назначения;

развитие творческого потенциала, необходимого учителю для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях бурного развития и совершенствования средств информационных и коммуникационных технологий.

Основными типами уроков, которые  используются  в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:

  1. комбинированный урок
  2. урок - контроль и коррекция
  3. урок совершенствования знаний и умений

Выделяет следующие этапы подготовки урока с использованием ИКТ:

  1.  Концептуальный этап.

Аргументируется необходимость использования средств ИКТ:  дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.

Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения)

Выбор типа образовательных электронных ресурсов.

  1.  Технологический этап.

Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся;

Выбор способа взаимодействия учителя и ученика.

  1. Операциональный этап.

Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных материалов.

Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на конкретный результат; длительность этапа; форма организации деятельности учащихся со средствами ИКТ; функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля.

  1. Педагогическая реализация

Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося.  Опыт применения уроков с использованием ИКТ в начальной школе.

Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика. Новые программы появляются чуть ли не каждый месяц, значит,  растут и наши возможности.

Ведение уроков со средствами информационных технологий позволяет повысить уровень первоначального усвоения нового (до 75 %).У ребят появляется желание учиться, ходить в школу. Ученики с хорошим, рабочим настроением учатся. Многие проявляют интерес к таким сложным наукам, как русский язык. Ребята, проявляя интерес и обладая пользовательскими умениями, вместе с родителями участвуют в виртуальных викторинах и конкурсах.

Учителю следует определить, какие темы следует освещать с помощью ИКТ и для решения каких дидактических задач.

Ведение уроков со средствами информационных технологий позволяет повысить уровень первоначального усвоения нового (до 75 %).У ребят появляется желание учиться, ходить в школу. Ученики с хорошим, рабочим настроением учатся. Многие проявляют интерес к таким сложным наукам, как русский язык. Ребята, проявляя интерес и обладая пользовательскими умениями, вместе с родителями участвуют в виртуальных викторинах и конкурсах.

Однако в начальной школе необходимо соблюдать некоторые меры безопасности для сохранения здоровья школьников и достижению успехов в обучении и воспитании:

  1. Учителю следует определить, какие темы следует освещать с помощью ИКТ и для решения каких дидактических задач;
  2. Структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных классах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;
  3. Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, цвет, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий);
  4. Теоретической части целесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;
  5. На каждом слайде должно быть не более двух картинок;
  6. Размер шрифта на слайдах должен быть не менее 24-28 пунктов;
  7. Анимация возможна один раз в течение 5 минут;
  8. Средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий;
  9. Использование ИКТ на уроках допустимо в один учебный день на одном, двух уроках, не следующих друг за другом;
  10. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут;
  11. Обязательное выполнение физкультминуток и «зарядок для глаз».

Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся: в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой  деятельности  к  учебной.  Использование игровых возможностей к более плавным.   Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность - существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;  высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс; мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.

Обучение с использованием компьютерных технологий постепенно переходит в один из стандартных компонентов учебного процесса. Дети с раннего возраста обладают навыками исследования, и надо лишь научить их использовать ИКТ для достижения поставленных ими же самими целей.

Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

     Список литературы

  1. Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. Анатолия, 2003.
  2. Волокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы / А.В.Молокова // Учебное пособие. - 2005. - №1. - С.119-123
  3. Гусева А.И. Методика педагогических осознанного применения ИКТ в учебном процессе. Учебное пособие - М. 2006
  4. Intel Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 3-е изд. испр. - М. : Издательско-торговый дом Русская Редакция, 2004.
  5. Малаян К.Р. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность при работе с компьютером [Текст]: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. 124 с.
  6. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. [Текст]: Проектная деятельность младших школьников. - М., 2002.
  7. Тур С.Н., Бокучаева Т.П. Первые шаги в мире информатики. [Текст]: Методическое пособие для учителей 1-4 классов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006.
  8. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006
  9. Минеева Т. Ф. Информатика в начальной школе. [Текст]: Начальная школа.- 2006г.- № 11.- с.87
  10. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.
  11. Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. №4.
  12. СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 (Санитарные правила и нормы. "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы")
  13. Зайцева, С.А Современные информационные технологии в образовании//
  14. Сайт "Конгресс конференций "Информационные технологии в образовании" [Электронный ресурс]:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение в современной общеобразовательной школе

Технология дистанционного обучения в школе....

Проектная деятельность на логопедических занятиях в условиях современной общеобразовательной школы

Морозова Т.И., учитель-логопед высшей категории г. Москва, ГБОУ гимназия № 1573 Проектная деятельность на логопедических занятиях в условиях современной общеобразовательной школы Метод ...

План взаимодействия начальной школы с дошкольными учреждениями.

План взаимодействия начальной школы МОУ «СОШ №10»  с дошкольными образовательными учреждениями на 2015-2016 учебный год...

Лекция для педагогов "Основные аспекты и принципы гражданско-патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе на основе изучения отечественной философской и педагогической мысли"

Лекция для педагогов "Основные аспекты и принципы гражданско-патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе на основе изучения отечественной философской и педагогической мысли...