Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру
материал на тему

Широкова Елена Владимировна

Методическая разработка раздела образовательной  программы по окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка раздела образовательной  программы по окружающему миру «Природные зоны» с использованием ИКТ.

                                                             

                                                              Выполнила учитель начальных классов              

        МОУ средней общеобразовательной

        школы №43

        Широкова Е. В.

2010 г.

Скажи мне, и я забуду.

                                                        Покажи мне, - я смогу запомнить.

                                                        Позволь мне это сделать самому,

                                                        И это станет моим навсегда.

                                                        Древняя мудрость.

 Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребёнка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребёнка работать с информацией, значит научить учиться.                          

Высказывание академика А. П. Семёнова  «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» должно стать определяющей в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-компьютерных технологий, сокращённо ИКТ.                                                                                                                О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говоря такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально - логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом её культуры.    

 Где же сегодня находят широкое применение ИКТ? Прежде всего, на уроке. Многие учителя считают, что в начальной школе компьютер может быть использован только на уроках информатики. Но это не так!

Использовать компьютерные технологии можно абсолютно на всех уроках: математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии, музыки, изобразительного искусства.

Мне бы хотелось остановиться на уроках окружающего мира.

Ознакомление с окружающим миром - один из самых интересных и в то же время сложных предметов начальной школы. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил гигиены до  знаний о нашей планете, странах и народах мира. Человек, природа и общество рассматриваются здесь в неразрывном единстве. Интересен этот предмет тем, что и учитель и ученик являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то новое в привычном, раскрыть тайны окружающего мира.

Чаще всего ученики начальных классов не любят уроки ознакомления с окружающим миром. Они кажутся детям скучными и неинтересными. Поэтому я поставила одной из основных целей в своей работе сделать занятия разнообразными, увлечь ребят этими уроками, чтобы дети сами стремились узнать больше того, что написано в учебнике. Позволю Вам напомнить то, что изучение окружающего мира на ступени начального образования направлено на:

  • Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  • Воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно – нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Исходя из опыта работы, я убеждалась, насколько проще решать данные цели и задачи, стоящие при подготовке и проведении уроков окружающего мира с использованием ИКТ. Нам уже трудно представить себе современный урок без использования информационных технологий. Мне бы хотелось подробнее остановиться на методической разработке раздела «Природные зоны» программы курса «Мир и человек» Вахрушева А. А. и показать, как можно  использовать ИКТ при изучении этого раздела. Согласно программе на раскрытие данной темы отводится 13 часов:

  1. Взаимосвязь всех живых организмов в экосистеме (презентация).
  2. Природные зоны (блок-схема, презентация).
  3. Тундра (презентация, кроссворд).
  4. Животный и растительный мир тундры (видеофильм, медиатека «Кирилла и Мефодия», тест).
  5. Леса (блок-схема, презентация, кроссворд).
  6. Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны» (проектно-исследовательская работа).
  7. Животный и растительный мир леса (видеофильм, медиатека «Кирилла и Мефодия», тест).
  8. Степи (блок-схема, презентация, кроссворд).
  9. Животный и растительный мир степей (видеофильм, медиатека «Кирилла и Мефодия», тест).
  10. Пустыни (блок-схема, презентация, кроссворд).
  11. Животный и растительный мир пустынь (видеофильм, медиатека «Кирилла и Мефодия», тест).
  12. Тропические леса. Животный и растительный мир тропических лесов (видеофильм, медиатека «Кирилла и Мефодия», тест, презентация).
  13. Обобщающий урок (интерактивная игра).

Использовать ИКТ можно на различных этапах урока:

  • Подготовка учащихся к усвоению новых знаний;
  • Усвоение новых знаний;
  • Закрепление новых знаний;
  • Подведение итогов урока;
  • Домашнее задание.

При подготовке к урокам я использую электронные ресурсы учебного назначения:

  • Мультимедийные технологии (презентации, блок-схемы, тесты, кроссворды, ребусы, видео);
  • Ресурсы интернета;
  • Электронные энциклопедии;
  • Диаграммы;
  • Проектно – исследовательскую работу.

Кроме того, уроки с компьютерной поддержкой при обучении детей предполагают 3 формы обучения:

  • Фронтальная;
  • Групповая;
  • Индивидуальная.
  1. Итак, начнём с мультимедийных технологий. Они могут быть использованы:
  1. Для обозначения темы урока (тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса),
  2. Как сопровождение объяснения учителя. (Могут быть использованы специально созданные для конкретных уроков мультимедийные конспекты – презентации, создающие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимацию. Одна из наиболее доступных для применения в работе программ – Power Point. Тематические презентации, которые представляют собой электронное сопровождение к текстам учебника, значительно экономят время учителя, способствуют формирование интереса к предмету, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников. Слайд-шоу, созданные в программе Windows Movie Maker позволяет расширить рамки учебника и показать завораживающую красоту растительного и животного мира).
  3. Как информационно – обучающее пособие (собственная деятельность ребёнка по поиску, осознанию и переработке новых знаний).
  4. Для контроля знаний. (Использование компьютерного тестирования повышают эффективность учебного процесса. Тесты могут представлять собой вариант карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или же учащиеся работают самостоятельно в специальной программе e-learning. Применение на уроках тестов, проверочных работ позволяют учителю за короткое время получить объективную картинку уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его корректировать).
  1. Ещё одно из направлений использования ИКТ на уроках окружающего мира – использование готовых программных продуктов. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия» тематические уроки, анимированные интерактивные задания. В уроки включены игровые тестовые задания, загадки, видеофрагменты, занимательные факты. Материал, предоставленный в доступной форме, способствует развитию познавательного интереса школьников.
  2. Особую роль отвожу использованию ресурсов и возможностей Интернета при подготовке к урокам. Сегодня уже не вызывает сомнения, что обучение школьников становится эффективнее, если учитель владеет Интернет - технологиями и использует ресурсы и возможности Интернета в своей практике. Например, электронное пособие – электронная энциклопедия «Природа, человек, общество» обеспечивает поддержку образовательного процесса. Дополняет содержание и методику обучения материалом, который увеличивает возможность обогащения чувственного опыта обучающегося. Обеспечивает условия для индивидуализации процесса обучения.
  3. С особым интересом дети нашей школы принимают участие в технологии проектно-исследовательской деятельности, и тому есть разные причины. Необходимо отметить в первую очередь, что работа над проектами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, учит выходить на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В классах заметно повышается статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, "романтиков", мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берет на себя ответственность за производимое действие.

Вот одним из вариантов проведения защиты проектов, на котором был представлен итог работы по теме "Что такое почва?". Форма проведения - защита проектов, где представлен итог работы с использованием мультимедийной презентации, выполненной с помощью программы Power Point.

Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость на 40 – 50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретённые знания сохраняются в памяти значительно дольше. ИКТ на уроках окружающего мира, позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. А разве можно совершить путешествие по планете за 40 минут? С использованием средств ИКТ – можно. Учащиеся легче и быстрее усваивают материал, испытывая при этом моральный подъём, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Исключается необходимость жёсткого контроля процесса и результатов учебного труда. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку и статус младшего школьника в коллективе.

Таким образом, в результате изучения темы «Природные зоны» с использование ИКТ у меня получились следующие результаты:

        2А                                                                       2Б

  до                после                                                 до             после

       37%                   83%        39%        92%

Анализируя опыт новых технологий на уроках окружающего мира, я отметила, что на первых порах младшие школьники проявляли большое любопытство – это было естественной реакцией на появление на уроке современной техники, а также на красочное представление нового материала. В дальнейшем многие учащиеся проявляли желание глубже разобраться в материале, понять изучаемое явление, повысилась активность на уроках. В этом году я продолжаю работать с ИКТ и пробую разработать разделы программ и по другим предметам, используя информационно – компьютерные техн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

Методические разработки внеклассных занятий по окружающему миру совместно с родителями

Данный материал содержит пояснительную записку и конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру "Моя родословная....

Методическая разработка проверочных работ по окружающему миру для 2 класса

Разработаны проверочные работы для 2 класса на каждую четверть....

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы «Окружающий мир» автор – А.А.Плешаков

Возможности использования проблемного обучения как способа стимулирования  творческой познавательной активности младших школьников на уроках естествознания»....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру: «Земля – наш дом родной!»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему  миру: «Земля – наш дом родной!»   ЦЕЛИ: 1. Формирование экологического сознания и развития экологической культуры...

Методическая разработка внеклассного занятия по окружающему миру "Янтарь - подарок Балтийского моря" 2 класс

На занятии учащиеся познакомятся с уникальным происхождением янтаря, распространении его в мире и на территории России, узнают о применении янтаря в жизни и деятельности человека, об инклюзиях в...

Методическая разработка раздела образовательной программы . Окружающий мир -2 класс. Начальная школа 21 века.

Методическая разработка раздела образовательной программы. Окружающий мир 2 класс. Начальная школа 21 века. Тема: "Кто ты такой? "...