Презентация "Технология оценивания учебных успехов"
презентация к уроку на тему

Арзаева Наталья Владимировна

Презентация "Технология оценивания учебных успехов" при работе по программе "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tehnologiya_otsenivaniya_uchebnyh_uspehov.ppt1.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология оценивания учебных успехов

Слайд 2

ЧТО? Все действия! Но отметка – за решение задачи. КТО? Ученик + Учитель в диалоге. СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка. ГДЕ? В таблицах образов. результатов и в портфеле достижений школьника. КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи). КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок). ИТОГ? Предметные – по таблице результатов, общая – по всем накопленным результатам. 7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ

Слайд 3

Правило 1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? «Оцениваться может любое, особенно успешное действие (предметное, метапредметное, личностное), а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)». Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика). Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности). Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ : общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.

Слайд 4

Какие мысли автора ты сумел «прочитать между строк»? Мини-практикум по Правилу 1 ЧТО ОЦЕНИВАЕМ в предметах? Какое задание является продуктивным (достойно оценки и отметки), а какое репродуктивным (достойно оценки, но, чаще, без отметки)? Перечисли свойства воды Объясни, как люди используют разные свойства воды ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 4 класс Понравилось ли вам произведение? ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 класс Какие слова называются однокоренными? Объясни что общего в группе слов: язык, язычок, языкознание. Как можно узнать однокоренные слова? РУССКИЙ ЯЗЫК. 2 класс Напиши слова под диктовку, раздели на слоги. = = = = УУД -------- // ----------

Слайд 5

Правило 2. КТО ОЦЕНИВАЕТ? « На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель . Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценки), что она завышена или занижена .

Слайд 6

Правило №2 предполагает освоение учениками … АЛГОРИТМА САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель , что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат ? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Потом добавляются другие вопросы, в т.ч. «Какую ты ставишь себе отметку?».

Слайд 7

КАК ВВОДИТЬ ПРАВИЛО «САМООЦЕНКА»

Слайд 8

Подготовка к урокам, на которых будет формироваться умение самооценки 1 шаг . Учитель выбирает уроки , на которых можно ограничить предметный материал до минимума. Оставшееся время отводится на выработку умения самооценивания (в дальнейшем менее подробное изучение нескольких тем компенсируется более осознанным отношением детей к учебе). 2 шаг. При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма самооценивания легковыполнимое задание по изученному материалу и ученика , психологически готового к публичному анализу результатов своей работы. МИНИ МАКС

Слайд 9

Формирование умения самооценки (начало) 1 шаг. На первых уроках учитель выбирает для оценивания своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1-3 ученика) 2 шаг: Первое время учитель, помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал): 1. Задание? (приучаем помнить цель) 2. Выполнил? (учим сопоставлять цель и результат) 3. Правильно? (учим признавать ошибки) 4. Сам? (учим анализировать процесс исполнения) 5. +со 2 кл.: Какая отметка? (учим различать уровни - поправляем завышение или занижение).

Слайд 10

3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса. 4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим , глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Примечание: Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение . 5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано. Формирование умения самооценки (окончание)

Слайд 11

Использование сформированного умения самооценки (начало) 1 шаг. Планируя урок, учитель перестает сокращать предметный материал. 2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается : после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо». Если мнение ученика и учителя совпадают , можно вести урок дальше . Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции.

Слайд 12

Использование сформированного умения самооценки (окончание) 3 шаг. После проверки письменных работ , ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки. Если ученик прав , учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке. Если ученик не прав , учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. !!! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!

Слайд 13

Правило 3. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? «За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка». ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы). ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий . Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок , которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть понятно ученику.

Слайд 14

Правило 4. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ? В таблицах результатов образования (предметных, метапредметных и личностных) и в портфеле достижений! Таблицы результатов образования – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик: предметных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных- неперсонифицированных . Портфель достижений - сборник работ и результатов, демонстрирующих усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях .

Слайд 15

Предметная ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ Отметка выставляется в таблицу результатов (блокнот учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения задачи . Минимум – учитель 1-2 раза в четверть после контрольной работы. Максимум – учитель и ученики регулярно. Пример: Умения 1-й линии развития – Объяснять мир Ученики О бъяснять значение круговорота веществ в природе П риводить примеры живых организмов разных «профессий» Окружающий мир 3 класс. Тема _____________ П риводить примеры взаимосвязи живой и неживой природы Катя П. Павел В. Антон Б. 4. 5. 3. 3. 4. 4. 3 5 4

Слайд 16

ТАБЛИЦЫ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Определять цель (проблему) и план действий Действовать по плану, решая проблему Оценивать результат действий Ученики Определять цель обнаруживать и формулировать проблему: Н – учебной деятельности, урока П – тему проекта . Выдвигать версии , прогнозировать результат и определять средства решения проблемы: Н – выбирая из предложенных П – самостоятельно искать средства достижения цели. . Планировать с помощью учителя учебную деятельность: Н - решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера; П - осуществление проекта. Работать по плану (предложенному и самостоятельно составленному), используя Н - основные П - и дополнительные средства (справочники, сложные приборы, средства ИКТ) По ходу работы сверять свои действия с целью , находить и исправлять ошибки Н – с помощью учителя П - самостоятельно. Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев: Н – в привычной учебной ситуации на уроке П – при оценке проекта; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки. Осознавать причины своего успеха или неуспеха , находить выход из ситуации неуспеха Н – в диалоге с учителем П – самостоятельно. Н П Н П Н П Н П Н П Н П Н П 1. 2. Средний % по классу Пример. Регулятивные УУД . Н - необходимый уровень 3-4 кл., П – повышенный уровень 3-4 классов (необходимый для 5-6 классов)

Слайд 17

Таблица метапредметных результатов Регулятивные Личностные Коммуникативные Познавательные «Личный еженедельник первоклассника»

Слайд 18

Использование ТАБЛИЦЫ результатов: без изменения заполнения официального журнала 1 шаг . В таблицу требований (в своих рабочих материалах) учитель выставляет все необходимые ему отметки (например, только за контрольные работы, все и т.д.) в той шкале отметок, которую он выбрал. 2 шаг . В традиционный журнал учитель переносит отметки, необходимые для правильного оформления журнала (за проверочную работу, за текущие ответы). Отметки выставляются в той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, 5-балльная).

Слайд 19

Правило 6: КАК? (по уровням успешности) Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи , подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем . Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи , где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - « отлично». Максимальный уровень (повышенный НЕобязательно проверяемый) - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. И сключительно. « Превосходно».

Слайд 20

Уровень успешности – это оценка, которая может быть переведена в отметку по любой балльной шкале. Например: Необходимый уровень «норма; хорошо, но не отлично». Повышенный уровень « приближается к отлично; отлично». Максимальный уровень (необязательный) «превосходно». УРОВНИ УСПЕШНОСТИ 5-ти балльные ОТМЕТКИ ЧАСТИЧНО – 3 ПОЛНОСТЬЮ – 4 ЧАСТИЧНО – 4+ ПОЛНОСТЬЮ – 5 ЧАСТИЧНО – 5+ ПОЛНОСТЬЮ – 5 и 5

Слайд 21

Предметные контрольные Общий вид заданий в новых контрольных работах (с 3-го класса): Формулировка задания ( указание проверяемого умения из требований программы ) Необходимый уровень (стандартная задача – «хорошо, но не отлично») Повышенный уровень (нестандартная задача – «отлично») Максимальный уровень (задача сверх уровня школьных требований данного возраста – «превосходно»)

Слайд 22

ПРИМЕР РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛ. Умение: находить корень в однокоренных словах. Необходимый уровень Выдели корень в группе однокоренных слов: берег, береговой, бережок, безбрежный Повышенный уровень Подчеркни однокоренные слова в каждой группе, выдели в них корень: 1) сила, сильный, силушка, силос 2) вода, водный, водитель, водяной 3) нос, носилки, носовой, носик

Слайд 23

Какие образовательные результаты обеспечивает технология оценивания? Регулятивные: умение определять, достигнут ли результат деятельности. Коммуникативные: умение аргументированно отстаивать свою точку зрения. Познавательные: умение логически обосновывать свои выводы. Личностные: толерантное отношение к иным решениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология оценивания учебных успехов.

Сегодня  учителю  очень важно уметь применять  новую систему оценки. А что же оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты?  Попробуем разобраться вместе!...

Технология оценивания (ТО) образовательных результатов (учебных успехов - УУ) в реализации ФГОС (ОС «Школа 2100»)

Технология оценивания (ТО) образовательных результатов (учебных успехов - УУ) в реализации ФГОС (ОС «Школа 2100»)...

ПК 4.3 (Фрагменты уроков с технологией продуктивного чтения + технология оценивания учебных успехов)

Фрагменты уроков литературного чтения (2 и 3 класс) с включением технологии оценивания учебных успехов и технологии продуктивного чтения.(УМК "Школа 2100")...

Технология оценивания учебных успехов

Оценивание.Рассматривая деятельность учителя в условиях введения ФГОС,  следует также  помнить о третьей составляющей «Результатов образовательной деятельности», регулятивных уни...