Реализация принципа деятельности через организацию надпредметного курса "Мир деятельности".
опыты и эксперименты на тему

Минкина Елена Владимировна

Из опыта  работы по надпредметному курсу "Мир деятельности" (автор Л.Г.Петерсон)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация принципа деятельности через организацию

надпредметного курса "Мир деятельности".

«Мир деятельности» включен в учебный план гимназии и проводится во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности. Занятия посещает весь класс, 1 час в неделю.

Первые занятия носят более ознакомительный характер, знакомят младшего школьника с новыми для него понятиями об учебной деятельности, способствуют успешной учебной организации через  систему учебных ситуаций по мотивации к учебной деятельности, знакомят с основными видами учебной деятельности в образовательном процессе, способствуют сосотрудничеству учителя, ученика и родителя.  Особенно актуальным является занятие, раскрывающее правила поведения на уроке. Данных правил, мы стараемся придерживаться на всех последующих предметных уроках (математика, русский язык, окружающий мир и т.д.). Раскрытию личностных качеств активности младшего школьника способствует и парная работа, которая позволяет, с одной стороны, формировать коммуникативные УУД, с другой стороны, оценивать себя и своё поведение, соотносить с эталоном, т.е. регулятивные УУД, высказывать собственное видение и решение возникшей проблемы по ходу занятий – личностные УУД. Очень важно в период адаптации сформировать основы общения, понимания того, что младший школьник уже знает и умеет. Так, например, на уроках математики (Л. Г. Петерсон) связь с курсом «Мира деятельности» поддерживается на основе выявления того, что получено младшим школьником в детском саду или от родителей: форма, цвет, размер предметов, ориентирование в пространстве и на плоскости. Мы способствуем тому, чтобы полученные в курсе изучения «Мир деятельности» знания и опыт проходил красной линией на всех уроках (Что значит уметь учиться? = Понять, чего не знаешь, и самому узнать новое). Курс способствует правильной организации фронтальной работы, фиксации затруднений и оценки своей работы. Так, например, в ходе изучения темы «Величины. Масса» фронтальная работа состоит в определении сравнения что тяжелее, что легче и в формулировке вывода (стр. 9, №1,2); фиксируется затруднение младшего школьника в возможном сравнении (8 кг * 5 см). При фиксации индивидуальных затруднений на уроке создаем ситуацию успеха в преодолении затруднения, при этом  на каждом уроке проделанное оценивается самим младшим школьником и фиксируется на полях в рабочей тетради с помощью «лесенки успеха», которую мы используем практически на всех уроках.

Познавательные УУД формируются в процессе изучения курса «Мир деятельности» на уроке по теме «Как быть внимательным на уроке». Младшие школьники на данном занятии тренируют свое внимание, выполняют задания на фиксацию своего внимания, проводят физминутки. Все упражнения в физминутке мы переносим на учебные предметы, т.к. считаем, что данные упражнения способствуют снятию напряжения, усталости и, в то же время, проведение игр тренирует внимание. Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики происходит с использованием следующих заданий: заполни пустые клеточки по образцу, расположи в разном порядке цифры 3, 5, 8 всеми возможными способами, продолжи ряд чисел, какую карточку закрыли облака, соедини с таблицей.

В соответствии с нормами с СанПиН в 1 классе домашние задания не задаются, а по приходу во 2 класс появляются проблемы: что такое домашняя работа, зачем она нужна и как себя организовать, чтобы её выполнить. Мы считаем, что здесь, как нельзя, кстати, нам поможет занятие по теме «Зачем ученику домашнее задание?»  Занятие по данной теме способствует раскрытию значимости выполнения домашнего задания учеником. Кроме того, на данном занятии уместно выполнить проект в группах «Алгоритм выполнения домашнего задания». После этого занятия мы попробовали дать домашнее задание по литературному чтению.  При этом младший школьник должен был зафиксировать  цели выполнения каждого задания и оценить  свое умение  работать по новому алгоритму в «Копилке достижений».

Особо хочется отметить, что курс построен таким образом, что работа в парах и малых группах способствует сплочению коллектива, при всем при этом идет развитие личностно значимых качеств. На занятиях дети легко и самостоятельно делятся на группы, выбирают ответственного в группе, используя различные способы (считалки и т. п.), знают и придерживаются правил работы в группах, четко их проговаривая, что экономит время на предметных уроках.

Кроме того, работа в группах способствует хорошему выполнению краткосрочных проектов на уроке и во внеурочной деятельности. Так, например, на уроках литературного чтения был выполнен проект, результатом которого стала мини - книга «Азбука».

Групповая работа позволила нам увидеть и определить лидеров в классе и в тоже время показала нам, что в классе нет детей, с которыми кто-то не хотел бы выполнять единое задание, быть партнером.

Развитие личностных качеств происходит на уроках открытия новых знаний, рефлексии и обучающего контроля при самопроверке самостоятельного выполнения заданий. Отдельные уроки посвящены таким личностным качествам ученика как честность и доброжелательность, активность и терпение.

 Результаты работы младшего школьника фиксируются в «Копилке моих достижений», которая способствует формированию правильной адекватной самооценки, позволяющей выявить затруднения, преодолеть их и получить хороший результат, тем самым стать успешным.

Таким образом, мы выполняем все требования социума, благодаря изучению курса «Мир деятельности».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

« Реализация компетентностного подхода через организацию групповой деятельности учащихся на уроке»

Групповые формы работы позволяют наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике...

Статья "Формирование ключевых компетенций, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности через организацию проектной деятельности.

Анализ литературы по проектной деятельности как педагогической технологии, ориентированной  на приобретение и  применение новых знаний. Включение школьников в создание тех или иных проектов ...

Формирование навыков самообразования через организацию проектно -исследовательской деятельности младших школьников

Обобщили свой опыт работы, используя технологию проектно-исследовательской деятельности в начальных классов, начиная с 2000 года. Поместили темы проектов, приемы работы над ними....

Реализация внеурочной деятельности через курс Lego - конструирование

Lego– конструирование во внеурочной деятельности.Новые стандарты обучения обладают отличительной особенностью - ориентацией на результаты образования, которые рассматриваются на основе системно - деят...

Развитие коммуникативных навыков младших школьников в учебной и внеурочной деятельности через организацию разновозрастного и разноуровнего общения (из опыта работы)

На протяжении более трёх лет я являлась участником региональной экспериментальной площадки по теме «Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образов...