эссе
статья по теме

Аветисян Татьяна Алексеевна

Чтобы обучать другого,

Требуется больше ума,

Чем, чтобы учиться самому.

Мишель Монтень. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc48 КБ
Microsoft Office document icon opisanie_peredovogo_pedagogicheskogo_opyta.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе "Мое педагогическое кредо"

Аветисян Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов

МОУ Сёминской средней школы

Чтобы обучать другого,

Требуется больше ума,

Чем, чтобы учиться самому.

Мишель Монтень.

Очередной педагогический совет. Один за другим встают учителя, рассказывают об успеваемости в классах, о технологиях и методах обучения. Деловая, рабочая обстановка. Я с глубоким уважением смотрю на своих коллег, влюблённых в профессию. За плечами почти каждого из них огромный педагогический опыт, в сердцах – неподдельная любовь и привязанность к детям. Такие добрые и симпатичные люди, которые работают вместе со мной в этой школе. Работают не за хлеб, а за совесть.

Как-то, на курсах в НИРО, с нами, учителями школы, проводился психологический тренинг. Нужно было одним словом ответить на вопрос: “Кто я?” Не раздумывая, я ответила: “Я – учительница”. Наверное, это неправильно. Наверное, правильнее было бы сказать: “Я – мать”, или “Я – женщина”, или “Я – человек”. Но “Я – учительница!” И в тот момент я поняла, что учитель – это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего – перед учеником.

Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.

Известно, что до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.

И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Поэтому мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки учебной самостоятельности.

Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – вот ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы.

Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. К ним относится игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа.

Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха.

Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое. Успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему.

Ребенок 6-7 лет активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно, он удивлен окружающим его миром.

Но придя в школу, он вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому теряет свою инициативу.

С целью активизации познавательной деятельности я на своих уроках использую загадки, ребусы, задачи-шутки, логические задания и задания на развитие творческих способностей.

Часто использую игровые моменты, связанные с введением в ход игры сказочных героев Почемучки и Деда Всееда, Всезнайки и других; ролевые игры, игры-путешествия, драматизацию, использую неожиданную, неизвестную и противоречивую информацию, эмоциональную насыщенность учебного содержания. На уроках часто использую проблемные и поисковые методы, когда сначала посредством диалога помогаю детям сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у детей интерес, а затем в диалоге организуется открытие учениками нового знания. Таким образом добиваюсь понимания материала, так как нельзя не понять то, что открыл сам.    

Что приобретает мой ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважать чужое мнение. Однажды я услышала, что по эмоциональной нагрузке труд учителя можно сравнить с трудом начальника цеха. Не берусь оспаривать это. Знаю одно – нужны любовь, безмерная любовь к детям, искренне желание делать все для того, чтобы она стала обоюдной.

Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители?

Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика.

 Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания.  Детям необходимо верить в учителя безгранично – только тогда школа станет для него школой радости, а учение не будет сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, а станет содействовать развитию ребенка, его духовному обогащению.

Вот такая большая ответственность ложиться на плечи учителя. И как важно сохранить эти добрые стремления, поддержать начинания, зародить веру в себя, в то, что он многое сможет, если будет стараться.

 Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле.

А ещё нужно просто любить свою работу. “Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”, - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников.

Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников.

 

 

Однажды я прочитала одно умное высказывание: «Кто преподает, тот в большинстве случаев уже не способен сделать что – либо для своего блага, он думает всегда только о  благе своих учеников, и всякое познание радует его,… поскольку он может преподать его другим»

    Итак, все, чем ты увлекаешься в жизни, - будь то вязание, книги, спорт, искусство, полученные знания – все это ты можешь преподавать другим  и получать от этого радость.  И при этом изменяться сама и целиком изменять свою жизнь. И вот, спустя срок, обретя немалый опыт, пройдя через сомнения, начинаешь понимать чему и как учить учеников:

  1. Учить, не переставая учиться у своих учеников и вместе со своими учениками.
  2. Не допускать и мысли, что уже поднялся на самые высокие ступени, прошел путь сомнений до конца.
  3. Верить в способности каждого ученика и постоянно внушать им эту уверенность в себя.
  4. Можно научит ученика культуре речи, но если у него не будет культуры слуха, он ничего не услышит и ничего не поймет, поскольку будет то и дело перебивать и не даст сказать главного. Итак, научить слушать, а потом говорить!
  5. Научит каждого из своих учеников не бояться жизни, уметь постоять за себя, доказывать свою правоту, заступиться за слабого, вовремя подставить ему свое плечо…
  6. Научит каждого понимать и ценить красоту мира, природы, красоту человеческих отношений. Понимать юмор и не обижаться на шутку, радоваться успеху других и огорчаться неудачами друзей. Научит не бояться ошибок, поиски истины, не бояться показаться смешным и глупым…
  7. Любовь к Родине начинается с любви к природе, к бережному к ней отношению; здесь же истоки дружбы, искренней привязанности, бескорыстия… Убедить ученика в том, что быть в жизни донкихотом  не самое последнее дело: без этого вряд ли можно отличить добро от зла, черное от белого.
  8. Научить каждого ценить искренность, быть правдивым, не лгать даже, если, правда страшна и неприятна. Внушать каждому, что в жизни нет ничего  страшнее равнодушия, ибо от него тянутся тропинки к подлости и предательству.
  9. Из всех способов учиться самый легкий – слушать. Предлагать ученикам слушать, ставя перед ним проблемы, чтобы они сами потом доискивались до истины. И помнить о том, что если ученик зевает, значит, у учителя что-то идет не так…
  10. Помнить о том, что знать хорошо, важнее, чем знать много. Поэтому, смотреть не на то, сколько ученик знает, а на то, как глубоко он знает. Ибо, как говорили древние, лучше вовсе не знать, чем знать плохо то, что знаешь.
  11. Каждый раз, начиная урок, внимательно всматриваться  в лицо своих учеников, только так ты поймешь, что твоя учительская доля еще отнюдь не исчерпана. Они смотрят  на тебя и верят, что ты единственный на свете человек, который проведет  их через хаос  реальности, научит их обходить болотные топи и выбираться из лесной чащи, организует их волю, чтобы они сами смогли бы обуздать этот хаос.



Предварительный просмотр:

Описание передового педагогического опыта

учителя начальных классов

МОУ Семинской средней общеобразовательной школы Ковернинского района Нижегородской области

 Аветисян Татьяны Алексеевны.

Аветисян Татьяна Алексеевна учитель I квалификационной категории работает в Семинской школе с 1977 года. Окончив факультет физического воспитания Горьковского государственного педагогического института,  она приступает к работе в школе в качестве учителя физического воспитания.  С 1983 по 1987 Татьяна Алексеевна работала воспитателем Семинского детского сада. В 1987 году она возвращается в школу и работает учителем физкультуры в 5-6 классах и воспитателем группы продленного дня.  Работая с детьми младшего возраста, она изучила их психологические особенности, научила создавать благоприятные условия для их развития, стремясь раскрыть возможности каждого ребенка.  В 1993 году Татьяна Алексеевна, пройдя курсы повышения квалификации при НИРО,  начинает работать учителем начальных классов Семинской средней школы.

Основная парадигма работы учителя: «Главное дать каждому ребенку возможность реализовать свои способности. Создать комфортные условия для каждого ученика. Формировать ситуацию успеха. Использовать на каждом уроке личностноориентированные педтехнологии».  Ученики Татьяны Алексеевны активны в общественной жизни школы и показывают высокие результаты обучения. Так за последние три года ни один ученик класса не был оставлен на повторное обучение. Качество ЗУНов учеников класса   неизменно выше общешкольного:

В 2005-2006 учебном году у учителя был 1 класс с безотметочным обучением. Но по итоговым срезам за данный год наблюдается, что:

  • Качество счета в классе составило 89%
  • Качество письма – 87%
  • Выше нормы читают – 60% класса.

И это не случайно. Татьяна Алексеевна стремится организовать работу на уроке так, чтоб было понятно каждому ученику,  соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию учащихся.  В работе пользуется опытом отечественных педагогов, используя идею комментированного управления С.Н. Лысенковой. Ученики в классе, размышляя вслух, объясняют свои действия, «ведут» за собой остальных. Отбор содержания материала рассчитан на учет способностей  и возможностей учащихся, работающих в классе. Учитель проводит ежедневный анализ того, как ученик продвигается от «незнания к знанию», и на основе этого формируются последующие уроки. Учитель и учащихся учит  анализировать и оценивать свою работу, используя при этом различные методики:

  1. «Просмотрите еще раз все записи, которые мы выполнили на уроке. Какое задание показалось вам наиболее сложным? Поставьте около него на полях знак вопроса. А какие задания вам было легко выполнять? Поставьте около них восклицательный знак».
  2. «Дерево настроения» и пр.

На уроках у Татьяны Алексеевны часто прослеживается принцип пошагового выполнения заданий.  Задания всегда дифференцированы по степени сложности, что позволяет включать в работу каждого ученика на уроке. Она формирует умение рассуждать.

Учителем используются разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения. На уроках часто присутствует наглядный и демонстрационный материал, эстетически выполненный чаще всего своими средствами и силами. В классе оформлены уголки для детей. Это и классный уголок октябрятского отряда «Пчелки» с правилами жизни в детском коллективе, с поздравлениями, успехами и планом работы на будущее; для тех, кто любит наблюдать за окружающим миром –  уголок «Мир природы»; тому, кто заботится о своем здоровье  - «Будьте здоровы» и тем, кто любит рисовать – «Мы рисуем».  Для помощи ученикам в классе  есть памятки о том, как надо работать над выполнением устных и письменных заданий, правила списывания и решения задач, общие рекомендации к выполнению заданий по чтению, к ведению тетрадей по предметам.

Татьяна Алексеевна развивает детей всесторонне. Её ученики являются участниками и школьных, и районных олимпиад, соревнований и мероприятий. Шишкина Алена и Кудряшов Сергей были в 2005 году участниками районной олимпиады по экологии. В этом же году  коллективная творческая  работа её учеников (Соболева Ол., Бусова Юл., Смирнова Юл., Цветкова Кс., Шишкина Ал.)  заняла I место в районном конкурсе плакатов. Учитель прививает любовь к поэзии своим ученикам. Её выпускницы – победительницы всех конкурсов чтецов в школе. А в этом учебном году  выпускница Смирнова Юлия (теперь ученица 6 класса) заняла первое место в районном конкурсе чтецов.  

Татьяна Алексеевна вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса, участвует в деятельности педагогического совета школы, районного методического объединения учителей начальных классов. Неоднократно она делилась опытом с коллегами по темам: «Здоровье сберегающие технологии», «Методика, влияющая на воспитание ученика как личности, занимающей активную позицию по отношению к собственному образованию» Татьяна Алексеевна уже много лет она руководит школьным методическим объединение учителей начальных классов. Заседания этого методического объединения всегда рациональны, полезны, информационно богаты. Под ее руководством каждый год в школе проходит неделя начальных классов, на которой проводятся открытые уроки и мероприятия во всех класса, олимпиады по разным предметам начальной школы, выставки поделок и рисунков. Именно Татьяна Алексеевна подняла проблему внедрения в учебно-воспитательный процесс начальной школы инновационных здоровье сберегающих технологий. Она старается идти в ногу со временем. С появлением возможности доступа к информационной сети Интернет, находит и предлагает важную информацию для обсуждения на заседаниях МО. Под ее руководством учителями МО начато изучение новых для начальной школы программ по предметам «Технология» и «Информатика и ИКТ». Сама она уже второй год занимается изучением методик и преподаванием по данным  предметам. В планах МО учителей начальных классов изучение программ - приложений к  курсу «Информатика и ИКТ» на практике с использование компьютера, организует которое Аветисян Т.А.  

Татьяна Алексеевна занимается  и собственным самообразованием. Третий год она работает по теме: «Развитие познавательной активности через развитие речи». В 2005 году она прослушала выездные курсы НИРО для учителей начальных классов, в 2006 году – выездные курсы НИРО по программе «Методика преподавания информатики в начальной школе».

В 2003 году, победив в заочном туре, она была  участницей районного конкурса «Учитель года». В 2006 году принимала участие в конкурсе методических разработок, посвященных дню Матери.

Аветисян Т.А. ведет здоровый образ жизни, приучая и детей к спорту. Её ученики участники всех спортивных мероприятий школы и сама Татьяна Алексеевна участвует в подготовке и проведении школьных спортивных праздников. Проводила занятия по теннису. В 2003-2004 учебном году команда девочек её класса заняла III место в районном легкоатлетическом пробеге.

Воспитательная работа, которую она проводит с детьми своего класса,  отличается разнообразием форм. Это экскурсии,  праздники с родителями,  конкурсы, выставки, игры, викторины.

Татьяна Алексеевна умеет  обосновать свой выбор программы и учебно-методического обеспечения; проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены; планировать и осуществлять учебный процесс, ориентируясь на личность школьника, его мотивы, познавательные интересы, способности; организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в том числе исследовательскую, включать в учебный процесс проблемное обучение; оценивать эффективность обучения предмету.

«Есть много профессий на Земле. Среди них профессия учителя не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям». Те, кто хорошо знает Татьяну Алексеевну, с уверенностью скажут, что эти слова о ней.

Эссе "Мое педагогическое кредо"

Аветисян Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов

МОУ Сёминской средней школы

Чтобы обучать другого,

Требуется больше ума,

Чем, чтобы учиться самому.

                Мишель Монтень.

   Очередной педагогический совет. Один за другим встают учителя, рассказывают об успеваемости в классах, о технологиях и методах обучения. Деловая, рабочая обстановка. Я с глубоким уважением смотрю на своих коллег, влюблённых в профессию. За плечами почти каждого из них огромный педагогический опыт, в сердцах – неподдельная любовь и привязанность к детям. Такие добрые и симпатичные люди, которые работают вместе со мной в этой школе. Работают не за хлеб, а за совесть.

   Как-то, на курсах в НИРО, с нами, учителями школы, проводился психологический тренинг. Нужно было, одним словом ответить на вопрос: “Кто я?” Не раздумывая, я ответила: “Я – учительница”. Наверное, это неправильно. Наверное, правильнее было бы сказать: “Я – мать”, или “Я – женщина”, или “Я – человек”. Но “Я – учительница!” И в тот момент я поняла, что учитель – это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего – перед учеником.

Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.

  Известно, что до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.

   И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Поэтому мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки учебной самостоятельности.

  Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – вот ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы.

  Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. К ним относится игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа.

Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха.

  Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое. Успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему.

  Ребенок 7-10 лет активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно, он удивлен окружающим его миром.

Но придя в школу, он вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому теряет свою инициативу.

  С целью активизации познавательной деятельности я на своих уроках использую загадки, ребусы, задачи-шутки, логические задания и задания на развитие творческих способностей. Вот что писал Ушинский о необходимости включения загадок в урок: “Загадку я помещал в урок не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение; дать повод к интересной классной беседе.”

    Часто использую игровые моменты, связанные с введением в ход игры сказочных героев Почемучки и Деда Всееда, Всезнайки и других; ролевые игры, игры-путешествия, драматизацию.

  В.А.Сухомлинский писал: “Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

  Игра на уроке – это метод обучения, а не средство развлечения учащихся. В дидактических играх закрепляются все те знания, которыми овладел ученик. При разработке игры я слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру задания превращает метод их проведения - эмоциональность, занимательность. 

Для расширения и обогащения взаимодействия учеников друг с другом я использую групповые формы работы на уроке.

В групповых формах работы всегда имеется общая цель, понятная участникам группы, разделение труда в зависимости от общей готовности детей, их общения и взаимодействия на разных уровнях сотрудничества. Главная ценность группового взаимодействия состоит в том, что дети получают такой конечный продукт, в котором отдельные результаты объединяются не механически. Выполненное сообща (например, поделка, рассказ, рисунок) – это качественно новый продукт, обогащенный коллективными усилиями мысли и разнообразными чувствами.

Чтобы групповая работа имела положительные результаты, учителю необходимо формировать у детей положительное отношение к учебному сотрудничеству, при комплектовании групп учитывать симпатии и привязанности детей. Но никогда нельзя создавать группу только из слабых, неуверенных, неорганизованных учеников. Уже к концу первого класса участие детей в групповой работе может быть разнообразным:

  • учащиеся успешно работают вместе от начала и до конца над одним заданием;
  • каждый участник группы делает свою часть, из которых сообща составляется коллективная работа;
  • один ученик начинает делать, другой продолжает, третий заканчивает работу.

   Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны.

   В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.

    Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творчества в младшем школьном возрасте. Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает творчество в центр сознательной деятельности ребенка.

   «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной  работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы  искорки  их  мыслей  образовывали  царство мыслей, дай возможность им  почувствовать себя в нём властелинами», – писал Ш.А. Амонашвили.

    В настоящее время также отмечается усиленное внимание к проблеме совершенствования методики и содержания развивающего обучения. Учителями-практиками осваиваются педагогические технологии, помогающие выйти на решение данной проблемы.        

    Я тоже стараюсь освоить технологию проблемного обучения. Преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования – это цель и назначение проблемного обучения.  

     Проблемное обучение ставит своей задачей:

  1. развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений;
  2.  усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
  3.   воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.

     Успешность этого вида обучения зависит от «уровня проблемности», который определяется:

1) степенью сложности проблемы, выводимой из соотношения известного и неизвестного ученикам в рамках данной проблемы;

2) долей творческого участия (личного и коллективного) обучаемых в процессе решения проблемы.

    Естественно, уровень проблемности должен закономерно возрастать по мере накопления учащимися опыта творческой работы.

    Важно, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание разобраться: «Как разрешить это противоречие?», «Чем это объяснить?»

     Выделяют основные условия успешного проблемного обучения:

- Необходимо вызвать интерес учащихся к содержанию проблемы;

- Обеспечить посильность работы для учеников с возникающими проблемами;

- Информация, которую учащиеся получат при решении проблемы, должна быть значимой, важной в учебном плане;

- Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика.

   В результате такое общение в виде диалога направлено на поддержание познавательной, мыслительной активности учеников. Проблемный диалог должен быть подготовлен предыдущим опытом детей, должна возникнуть проблемная ситуация, дающая толчок к нему.

    Вот как это произошло на одном из уроков.

Урок математики, 3 класс (1-4).

(На одной стороне откидной части доски изображен квадрат, разделенный на 9 маленьких квадратов, на другой стороне той же части доски такой же квадрат, разделенный на 16 равных квадратов.)

Учитель: (предъявляю первый квадрат).

Сколько маленьких квадратов содержится в большом квадрате? (9 квадратов).

Можно ли сказать, что площадь этого квадрата равна девяти меркам? (Да, можно).

(Затем детям предъявляю второй квадрат, и задаю те же вопросы. В результате устанавливается, что площадь квадрата равна шестнадцати меркам.)

Учитель: Сравните их площади. Что вы о них можете сказать? Почему?

Дети: Площадь второго квадрата больше, в нем поместилось больше мерок.

Учитель: (Достаю квадрат такой же величины, как изображенные на доске и совмещаю его с одним из квадратов на доске).

   Что вы можете сказать о площадях этих квадратов?

Дети: Они равны, ведь квадраты при наложении совпали.

Учитель: Лена, подойди к доске и сравни бумажный квадрат со вторым квадратом на доске.

(Лена подходит к доске, накладывает один квадрат на другой и убеждается в их равенстве).

Учитель: Как же так, сначала у нас получилось, что площадь одного квадрата больше площади другого, а теперь оказалось, что их площади равны?

Наташа: Все понятно, мы наверно измеряли площадь разными мерками, а так делать нельзя, нужно одной меркой!  

Учитель: Сделайте вывод: как можно сравнить площади фигур?

 Дети: Чтобы сравнить площади фигур, можно:

  1. наложить их друг на друга;
  2. измерить площади фигур одинаковыми мерками и сравнить полученные числа;
  3. если фигуры одинаковой формы, например, квадраты, можно измерить длину сторон этих фигур. У какого квадрата стороны длиннее, у того площадь больше.

Учитель: Назовите единицы измерения площади. (1кв.мм, 1кв.см, 1кв.дм, 1кв.м, 1кв.км.)

Какие единицы площади потребуются, чтобы измерить данные объекты. 

(Раздаю детям карточки с записью):

Дачный участок                      1кв.см

Поле                                          1кв.м

Блокнот                                    1кв.дм

Парта                                        1кв.км

        Нижегородская область         1кв.мм

(Учащиеся соединяют стрелочками объекты и подходящие единицы измерения.)

Учитель. Можно ли измерить площадь дачного участка не только квадратными метрами, а, например, квадратными дециметрами или квадратными километрами?

(Учащиеся делают вывод: площадь можно измерять разными единицами, но лучше измерять удобными единицами измерения)

   Главное приобретение ребят – осознание того, что, «включив мысль», они многое могут открыть из загадочного мира математики, и что тайн математика хранит еще немало.

   Средствами создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения и уровнем ЗУН учащихся, их умственным развитием, служит движущей силой обучения.

    Приведу в качестве примера проблемные ситуации, которые  использую на уроках курса «Окружающий мир».

Тема: Термометр.

Проблемные вопросы:

- Можно ли уличным термометром измерить температуру человеческого  тела?

- Чем опасен медицинский термометр?

- Верно ли, что без термометра некоторые люди могут стать плохими специалистами?

- В каком случае исправный водный термометр покажет неверную температуру? (если вынуть его из воды и поднести к глазам, чтобы снять показания).

- Есть ли разница между термометрами, если один висит в столовой, а другой – в сталеварном цеху?

Проблемная задача:

Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5˚С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и  вышла на улицу. Подержав в  руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20˚С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле? (взяла комнатный термометр, измеряла на солнце или держалась рукой за ртутный шарик)

Тема: Осень.

Проблемные вопросы:

- Что приблизит наступление осени: затяжные летние дожди или изменения положения солнца на небосклоне?

- Почему осенью полевые насекомые «обижаются» на добросовестных работников сельского хозяйства? (вспаханная почва быстро промерзает)

- По каким признакам птичка-незнакомка, пролетая над полем и огородом, приняла осень за весну? (посев озимых, моркови петрушки, укропа, свеклы; посадка молодых деревьев и т.д.)

- Почему птицы не прячутся от холодов в снегу, ведь там тепло, даже листья у трав зеленые?

- Можно ли задержать перелетных птиц, если развесить везде утепленные птичьи домики?

   Если вводить в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками. Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помочь своей группе».

     Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль, помочь каждому совершить многотрудный путь от абсолютного знания к «ученому незнанию»  (термин С.Ю.Курганова). Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.

  Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, – один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

    Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность – умственная деятельность ученого, делающего «эпохальное» открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде».

   В прошлом и нынешнем учебном году мои дети под моим руководством участвовали в районном конкурсе «Я – исследователь» и заняли I место. Их работы отправлены в область.

  В последние годы  мною было проведено несколько уроков – исследований при изучении нового материала.

   Школьники быстро откликаются на применение разных технических средств. В последние годы я всё чаще стала использовать на своих уроках компьютер. Применение ИКТ в начальной школе даёт возможность сделать обучение интересным, запоминающимся. Так мультимедийные презентации не только привлекают внимание, но и помогают вести урок чётко, доказательно.

   Что приобретает мой ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважать чужое мнение.

   Однажды я услышала, что по эмоциональной нагрузке труд учителя можно сравнить с трудом начальника цеха. Не берусь оспаривать это. Знаю одно – нужны любовь, безмерная любовь к детям, искренне желание делать все для того, чтобы она стала обоюдной.

  Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители?

   Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика.

    Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания.  Детям необходимо верить в учителя безгранично – только тогда школа станет для него школой радости, а учение не будет сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, а станет содействовать развитию ребенка, его духовному обогащению.

  Вот такая большая ответственность ложиться на плечи учителя. И как важно сохранить эти добрые стремления, поддержать начинания, зародить веру в себя, в то, что он многое сможет, если будет стараться.

   Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле.

  А ещё нужно просто любить свою работу. “Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”, - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников.

  Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников.

 

Характеристика

Аветисян Татьяны Алексеевны

учителя  начальных классов

Семинской средней общеобразовательной школы.

   Аветисян Татьяна Алексеевна начала работать учителем физвоспитания в Семинской средней школе в 1977 году, окончив Горьковский государственный педагогический институт факультет физического воспитания. С 1983 по 1987 Татьяна Алексеевна работала воспитателем Семинского детского сада. В 1987 году она возвращается в школу и работает учителем физкультуры в 5-6 классах и воспитателем группы продленного дня.

   Работая с детьми младшего возраста, она изучила их психологические особенности, научила создавать благоприятные условия для их развития, стремясь раскрыть возможности каждого ребенка.

   В 1993 году Татьяна Алексеевна, пройдя курсы повышения квалификации при НИРО начинает работать учителем начальных классов Семинской средней школы.  21 год она проработала в нашей школе, из них 10 лет – учителем начальных классов. 9 лет Аветисян Татьяна Алексеевна возглавляет школьное МО учителей начальных классов.

    Татьяна Алексеевна за активную работу по воспитанию и обучению учащихся в 1995 году награждена Почетной грамотой РОО и денежной премией. В 2003 году Почетной грамотой директора школы.

   По итогам аттестации учителю присвоена I категория ( приказ РОО №16 от 2.04.01).

   Аветисян Т. А. умеет пробудить и удержать внимание ребят, умеет создать на уроке обстановку творчества, радостного чувства причастности к общему делу, активной деятельности. Воспитывая у школьников потребность в непрерывном образовании, умения самостоятельно пополнять свои знания. Татьяна Алексеевна огромное значение уделяет наглядности на уроке, работе с книгой, справочниками, дополнительной литературой.

    Неоднократно учитель делится опытом работы на открытых уроках для учителей начальных классов района. В 1993 году Татьяна Алексеевна дает урок математики в 1 классе: игра – путешествие «Состав чисел первого десятка». В 2000 году –интегрированный  урок русского языка в 3 классе «Птицы- наши друзья. Написание предлогов со словами». В 2001 году- урок физкультуры в форме круговой тренировки в 4 классе по теме «Гимнастика».

   Ежегодно Татьяна Алексеевна проводит открытые уроки для учителей школы. В прошлом году она проводила урок естествознания с педагогами школы на педсовете: «Педагогический поиск и его влияние на решение школьных проблем», рассматривая проблемы развивающего обучения и пути их решения.

   Продуманная мотивация работы, спланированная активизация мышления и деятельности учащихся, интегрированное содержание уроков позволяют учителю добиваться высоких результатов.

    Качество ЗУНов учащихся 2 класса в 2002-2003 учебном году составило 67%, а в среднем по предметам – 79,6%, средний балл успеваемости класса равен 4,2.  67% учеников 2 класса имеют средний балл успеваемости 4,2 и выше. Все ученики Татьяны Алексеевны имеют высокий уровень техники чтения: в 1 классе 2001-2002 учебный год – 73% выше нормы, 23% по норме; во 2 классе 2002-2003 учебный год 91% выше нормы, 9% по норме.

   Высокие результаты обучения подтвердили ученики 2 класса на итоговых контрольных работах за год. По математики все ученики – 100%, а по русскому  - 91% выполнили работу на допустимом и оптимальном уровне.

    Татьяна Алексеевна умеет сплотить около себя людей, увлечь, найти индивидуальный подход к каждому. Это помогает ей в работе руководителем ШМО и в работе с родителями. К ней обращаются и за советом и за поддержкой. Она заслуженно пользуется большим уважение среди коллег и родителей.

                                                         Директор школы:

                                                                                       / Тюкалова Л. А. /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе

Рассвет. Здравствуй новый день! Спешу в Родную МОУ "первомайская СОШ" к своим незнайкам и почемучкам. Ждут меня там двадцать пять упрямых пытливых ребят. Они непокорны, как горные реки, капризны, бесс...

Мое педагогическое эссе.

Размышление о том, почему я много лет работаю учителем самых маленьких жителей "школьной страны"....

Эссе

Моё педагогическое кредо...

Эссе «Новые информационные технологии в обучении»

 Эссе «Новые информационные технологии в обучении». В работе отражается взгляд педагога на данную проблему....

Эссе "Счастливый дар-учить детей"

Эссе "Счастливый дар-учить детей". ...Есть на земле немало достойных профессий, но педагогами становятся по особому призванию и велению сердца те, кто изо дня в день дарит тепло своей души и отдает се...