Дети, имеющие склонность к агрессивному поведению в условиях массовой школы.
статья на тему

 

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей школьного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Опираясь на один из ведущих методов обучения, такой как наблюдение, мы сформулировали цель данной работы, которая заключается в том, чтобы, опираясь на теоретический материал, изученный нами, помочь учителю начальных классов, при работе с агрессивными детьми в условиях массовой школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья по теме самообразования.20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Дети, имеющие склонность к агрессивному поведению в условиях массовой школы.

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей школьного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Агрессия — это обязательная часть здорового развития человека. Любое творческое действие, создание нового начинается с уничтожения старого: маленький ребёнок, перед тем как начать лепить фигурки из пластилина, отрывает от большого бруска кусочки и разминает их в руках, разрушая прежнюю структуру; философ разбирает, переваривает в голове идеи других людей, прежде чем у него созреет своя; строитель сносит старый дом, чтобы построить на его месте новое здание. Питание — это тоже по-настоящему агрессивное действие: для того, чтобы как следует усвоить пищу, её нужно оторвать, измельчить, а затем тщательно пережевать. Но агрессия, как и всё в жизни, хороша на своём месте — тогда, когда есть в ней необходимость. Проблемы же начинаются тогда, когда она проявляется в тех формах, которые считаются неприемлемыми, и в тех ситуациях, где она абсолютно не нужна.

Проявление агрессивного поведения у детей в начальных классах массовой школы значительно усложняет работу учителя. Перед ним вырастает ряд задач, на выполнение которых уходит большое количество времени. Эти задачи начинаются от индивидуальной работы с таким ребёнком и заканчиваются грамотной работой с его родителями.

Изучая состав учащихся, можно выделить группу детей, попадающих под понятие «агрессивные». Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые необходимо выяснить в процессе работы с агрессивным ребёнком. 

Опираясь на один из ведущих методов обучения, такой как наблюдение, мы сформулировали цель данной работы, которая заключается в том, чтобы, опираясь на теоретический материал, изученный нами, помочь учителю начальных классов, при работе с агрессивными детьми в условиях массовой школы.

Задачи исследования вытекают из цели и представляют собой сбор теоретического материала о детях, имеющих склонность к агрессивному поведению, а также разработку методических рекомендаций для родителей.

Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка играет семейная среда и воспитание. Если его родители ведут себя агрессивно, применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребёнка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.

Агрессивность ребёнка может быть физически и психически обусловленной: агрессивное поведение нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как оно играет и защитную функцию — функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе.

Одной из причин появления агрессивных реакций в начальной школе может быть внутренняя неудовлетворённость ребёнка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. И если сверстники по той или иной причине не признают ребёнка или отвергают его, то агрессивное поведение будет направлено на обидчика, на того или тех, кого ребёнок считает причиной своего бедственного положения.

Ещё одной причиной появления агрессии у школьника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребёнок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям и оскорблениям. В этом случае в первую очередь необходимо провести разъяснительную беседу с родителями, объяснить им возможные причины и последствия такого поведения.

Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина которого — неудовлетворённая потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать также в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например потребности в движении, в активной деятельности. Необходимо помнить, что дети не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, и совершенно противоестественно пытаться погасить её и заставить детей сидеть и стоять против воли. Двигательно-расторможенным детям трудно быть дисциплинированными и послушными. Как правило, они воспитываются в семье в атмосфере вседозволенности и, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Очень важно грамотно выстраивать систему ограничений, используя, в том числе и игровые ситуации с правилами.

Обидчивость ребёнка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Необходимо помочь  ребёнку разрядить психическое напряжение, поучаствовать вместе с ним в шумной игре, а также стремиться избегать ситуации перенапряжения. 

Есть дети, у которых способность к эмоциональным проявлениям, сопереживанию и сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребёнка, а также в чертах эмоциональной холодности, чёрствости, повышенной эмоциональной возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребёнка.

Такой ребёнок или часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерётся, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что обиженному, плохо или больно. В такой ситуации у ребёнка необходимо вырабатывать гуманные чувства: жалеть, гладить кошек и собак, ухаживать за животными; обращать внимание ребёнка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулировать желание помочь. Нужно приучать ребёнка нести ответственность за своё агрессивное поведение.

Таким образом, главным шагом в работе с агрессивным ребёнком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. Необходимо собрать как можно больше информации о поведении ребёнка дома и в общественных местах.

После изучения теоретического материала, а также, наблюдая за детьми данной категории, нами были разработаны методические рекомендации для родителей.

Рекомендации для родителей:

  • Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
  • Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
  • Научите ребёнка жалеть. Он должен понимать, что своим поведением доставляет огорчение и причиняет страдание близким людям.
  • Учите ребёнка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме.
  • Чаще посещайте школу, узнавайте об успехах и поведении своего ребёнка.
  • Соблюдайте режим дня школьника.
  • Приучайте ребёнка бережно относиться к вещам в школе и дома.
  • Следите за чистотой и опрятностью ребёнка, за аккуратным содержанием тетрадей и учебников.
  • Не критикуйте учителей в присутствии ребёнка, прививайте ему уважение к школе.
  • Не старайтесь выполнить за ребёнка его задание: ему нужно постепенно научиться работать самому. Предлагайте ему оценить результаты его работы самому.
  • Позволяйте своему ребёнку играть в игрушки. Старайтесь чаще играть с ним совместно.
  • Направьте энергию ребёнка в такую деятельность, где он сможет научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением.
  • Разговаривая с ребёнком, чаще называйте его по имени.
  • Говорите со своим ребёнком спокойно, заботливым, ободряющим тоном.
  • Когда ребёнок что-то говорит вам, старайтесь  слушать его внимательно, смотрите в глаза и никогда не перебивайте, пока он не закончит.
  • Чаще хвалите за любое достижение, за любую инициативу.
  • Будьте примером для вашего ребенка. Как вы себя ведёте в жизни, так и он будет вести себя впоследствии, копируя ваше поведение.

В результате проделанной работы над данной темой, мы сделали вывод о том, что дети, имеющие склонность к агрессивному поведению нуждаются в понимании и поддержке взрослых, в оказании посильной и своевременной помощи. А также, что современному учителю начальных классов необходимо постоянно совершенствовать свои знания о детях, имеющих различные трудности и отклонения в поведении в условиях массовой школы.

Список использованной литературы:

  1. Рудигер Пентин

«Агрессивный, гиперактивный, раздражительный ребёнок».

  1. http://www.7ya.ru/article/Agressivnyj-rebenok-ponyat-i-pomoch/
  2. http://kopilkaurokov.ru/psihologu/meropriyatia/136047
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/01/30/agressivnyy-rebenok-v-shkole
  4. http://www.r-vmeste.ru/vseznaiki/AGRESSIVNYJo-REBENOK.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у детей с разным уровнем развития в условиях массовой школы

В работе дан обзор проблемы формирования универсальных учебных действий у детей с разным уровнем развития: основные характеристики, обоснование актуальности темы, проблем, возникающих на практике. Осн...

"Дети, требующие особого подхода в обучении и воспитании в условиях массовой школы."

На сегодняшний день в современной школе учителя начальных классов сталкиваются с такими проблемами детей, решение которых требует специального образования.  Опираясь на один из ведущих мет...

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы.

Методические материалы по работе с детьми по адаптированным программам в условиях массовой школы....

Психолого – педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях массовой школы

Данный материал будет полезен учителям начальных классов как теоретическая основа построения работы с детьми с ОВЗ (ЗПР). В презентации рассматриваются трудности, которые могут встретиться при организ...

Психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ в условиях массовой школы в соответствии с требованиями ФГОС

Коррекционно-развивающий блок по сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ

Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.        Обучающиеся...