Краеведение как система формирования патриотического воспитания младших школьников.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Атарщикова Наталья Николаевна

Формирование  патриотического воспитания у детей, особенно младшего школьного возраста, в современной ситуации является важной и актуальной задачей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            Краеведение как система формирования                                        

                   патриотического воспитания младших школьников.

                                                                                                                                                Формирование  патриотического воспитания у детей, особенно младшего школьного возраста, в современной ситуации является важной и актуальной задачей. Одним из важных направлений является военно-патриотическая деятельность и  краеведение. На протяжении всего учебного года проводятся исследовательская работа, походы, экскурсии в музеи города, выпуски исторических газет, встречи с ветеранами войны, викторины, конкурсы, круглые столы.                                                                                                                                      Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования.                                                                            Цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.                                                                                                                              

Краеведение позволяет обучающимся не только познакомиться с историей своего города, края, но воспитывает у них уважение к делам и трудам предшествующих поколений. Формирование гражданственности осуществляется через личное участие школьников в исследовательской работе.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования  основная образовательная программа начального общего образования реализуется и через внеурочную деятельность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков.                                                                         Задачи внеурочной деятельности:

- приобретение знаний, умений, навыков в краеведческой работе;

- развитие творческой активности детей в процессе освоения материала;

- содействие гармоничному развитию личности школьника;

- воспитание гуманного отношения к окружающему миру и любви к родному краю.                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                             Введение элементов краеведения во  внеурочную  деятельность в начальной школе способствует формированию  исторического сознания, чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.                                                                                            

              Отечественная война  1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением мира, поразила  воображение современников и до сих пор  волнует потомков, служит  предметом гордости и  является  неразгаданной загадкой. Для самой России последствия Отечественной войны были  огромны. Наполеона  удалось победить  благодаря сопротивлению русского народа, патриотизму  русского народа, мужеству солдат  и искусству полководцев.

Фрагмент внеклассного занятия по истории в начальных классах

 Тема: «Историческая игра».

Цель:- актуализировать интеллектуальную деятельность обучающихся, обобщить изученный материал по курсу Отечественной истории.

Ход занятия.                                                                                                        Коллектив детей делится на команды. В каждой команде выбирается капитан. Можно выбрать из старшеклассников помощников (консультантов, организаторов). Команде предложено пройти несколько станций, например, станции «Хронология истории», «Историческая личность», «Историческая карта».

 Каждая команда получает маршрут, по которому в определенном порядке проходят все станции.

Порядок проведения игры.

  1. Приветствие команд.
  2. Знакомство с правилами игры.
  3. Работа по маршрутным листам.
  4. Игра.
  5. Подведение итогов.

I. Станция «Хронология истории»

Задание: отметить на ленте времени известные вам события из истории Отечества.

II. Станция «Историческая личность»

 Задание: по описанию внешности портрета (фото) и фрагментов из биографии      

 отгадать, о какой исторической личности идет речь.

III. Станция «Историческая карта»

Задание: найти на карте географические объекты, показать их.

Игровой стиль обучения у младших школьников наиболее продуктивен. Он предоставляет возможность создавать исторические, политические, этнографические модели, а решение игровых задач является способом продвижения в игре и достижения цели для игроков и организаторов. Такая работа позволяет формировать  культуроведческие, коммуникативные и информационные компетенции учеников. В конце занятий - подведение итогов игры, оценка и самооценка действий работы участников, анализ, рефлексия.                                                                      

Одна из форм краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам боевой славы города. Важны экскурсии в краеведческие музеи, ведь экспонаты помогают обучающимся  стать на время  современниками исторических событий прошлого. Экскурсия - одна из самых любимых младшими школьниками  форм краеведческой деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"

Данный материал является кратким  описанием моей педагогической системы с указанием целей, задач, принципов, технологий и результатов....

Система экологического воспитания младших школьников

В работе представлена система экологического воспитания младших школьников в урочной и внеучебной деятельности, особенности структуры урока окружающего мира экологической направленности....

Роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании младших школьников

Роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании младших школьников...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

На наш взгляд, целенаправленная систематическая  работа  по  экологическому  воспитанию,    проводимая в  рамках  специально  разработанной нами...

. РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Тема данной  работы «Использование краеведческих и исторических материалов при подготовке уроков математики».Математика — решение задач. Казалось бы, математика и краеведение не имею...

Краеведение – как средство патриотического воспитания младших школьников

В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма игражданственности, так как основы жизнеспособности любо...