Система экологического воспитания младших школьников
статья по окружающему миру (1 класс) по теме

В работе представлена система экологического воспитания младших школьников в урочной и внеучебной деятельности, особенности структуры урока окружающего мира экологической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_ekologicheskogo_vospitaniya.rar1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Зюзина Н.О.

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 132», г. Омск

Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира

        В условиях экологического кризиса ценности экологической этики являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру. Соблюдение ценностей экологической этики приводит к формированию экологической культуры. Экологическая культура человека соединяет его с природой, примирения с ней на основе более глубокого понимания.        

        Фундамент ответственного отношения к природе закладывается в начальной школе и от него зависит результативность экологического образования в целом.

        Особенности экологического образования в начальной школе:

- содержанием экологического образования являются научные знания, усвоение которых требует специальной подготовки;

- наличие экологических знаний не является достаточных условием формирования экологической культуры: являясь экологически образованным, школьник может быть одновременно и экологически некультурным из-за отсутствия соответствующей этим знаниям модели поведения;

- практическая природоохранная деятельность также важна в экологическом воспитании, как и знания о природе. Она способствует формированию деятельностно-практического отношения человека с окружающим миром. В начальной школе возможности организации природоохранной деятельности ограничены возрастными возможностями детей.

        Значит, решение проблемы экологического воспитания младших школьников на уроке окружающего мира связано с формированием модели поведения, соответствующей экологическим знаниям и организацией доступных видов природоохранной деятельности или их имитация.

        В научной литературе встречаются разнообразные интерпретации понятия «экологическая культура». По определению Б.Т.Лихачева [1, с.246], сущность экологической культуры «...может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности». В этом определении важно отметить, что экологическая культура личности включает в себя экологическое восприятие, экологическое воображение и экологическое чувствование.

        В. К. Назаров [2,с.88] под экологической культурой понимает «систему воздействий человека на среду обитания, обеспечивающую высокое качество его жизни, реализуемую через эволюционирующие образцы сознания, мышления, поведения и т.д., трансформируемые из поколения в поколение, и закрепленную в подсознании человека». Значит, экологическая культура  является частью общей культуры человека и формируется в процессе экологического образования через усвоение моделей поведения и экологически целесообразного способа мышления.

        И. В. Цветкова [4,с. 26], экологическую культуру определяет как «процесс, связанный с освоением, наращиванием знаний, технологий и опыта и передачей их одним поколением другому в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура – это и результат воспитания, выражающийся в умении человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой». Таким образом, экологическая культура – это содержание и один из результатов духовно-нравственного воспитания.

        Можно сделать вывод о том, что экологическая культура, во-первых, целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, во-вторых, ее субъектный, системный, многомерный опыт, обеспечивающий самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем.

        Структуру экологической культуры составляют три элемента [3]:  знания основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе; эмоционально-чувственные и эмоционально-ценностные переживания; деятельностно-практическое отношение к действительности, которые реализуются в образовательном процессе в трех компонентах экологического образования: информационном, мотивационном и морально-нравственном. 

        Информационный компонент представляет собой систему эколого-этических знаний, умений и навыков, ориентированных на усвоение единой системы знаний эколого-этического характера.

        Мотивационный компонент включает: мировоззренческие, познавательные, художественно – эстетические потребности, которые определяют поведение; эколого-этические убеждения, отражающие чувственное отношение к эколого-этической деятельности; систему ценностных ориентаций, составляющих основу взглядов на окружающий мир и отношение к другим людям и себе самому.

        Морально-нравственный компонент предполагает усвоение социально-нравственных норм и принципов через подключение эмоционально-чувственной сферы, формирование позитивного взгляда на мир природы и ценностных ориентаций к природной деятельности на основе убеждений.

        Данные особенности и закономерности экологического образования определили направления изменения целевого, мотивационного, содержательного и контрольно-оценочного компонента урока.  

        Целевой компонент  урока окружающего мира имеет следующие особенности: цель включает формулировку социально-нравственных норм и принципов, которые формируются посредством данного содержания урока; в задачах отражены формируемые экологические знания, умения, нравственно-этические чувства и деятельностно-практические отношения.

        Особенности мотивационного компонента урока: формирование личностного отношения к проблеме с помощью фактов, цифр, суждений, которые вызывают эмоциональные реакции учащихся; моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, обобщающие опыт принятия решений, формирующие ценностные ориентации, развивающие интересы и потребности школьников; активизация потребности в выражении эстетических чувств и переживаний в творческих видах деятельности.

        Особенности содержательного компонента урока: расширение экологических знаний за счет включения знаний об изменениях в природе, происходящих под влиянием деятельности человека; установление логических связей между изучаемыми явлениями; использование разнообразных видов и источников информации: наблюдение, экскурсия, практическая работа, работа с научно-популярной и художественной литературой; включение эстетических видов деятельности:  рисование, сочинение, изготовление поделок; создание условий для выражения эстетических чувств; обсуждение экологических ситуаций с оценкой выбора модели поведения; составление экологических задач; имитация ситуаций выбора модели поведения в ролевых и деловых играх; практическая работа по изготовлению кормушки, написанию памятки; создание произведений, направленных на выражение позиции: экологический плакат, листовка.

        Особенности контрольно-оценочного компонента урока: выделение критериев оценки экологических знаний, умений, деятельностно-практического отношения, их использование при оценке достижений ученика на уроке с помощью различных видов (творческая работа, тест, устный опрос) и форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль в паре, группе, контроль учителя).

Список литературы:

  1. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Прометей, 1995. - 282 с.
  2. Назаров, В. П. Социальная роль современного экологического образования / Назаров В. П. // Актуальные проблемы современной науки. - 2008. - N 1. - С. 88-89
  3. Николаева А.К. Экологический кризис как объективная предпосылка формирования экологического сознания. // Творческое наследие В.И. Вернадского и проблемы формирования современного экологического сознания (5-е Вернадские чтения). Доклады и выступления 5-й Международной научной конференции 26-27 апреля 2007 г. в г. Донецке. – Донецьк: ДонНТУ, 2007. – 342 с.
  4. Материал доклада на 5-й Международной научной конференции (5-е Вернадские чтения), 26 - 27 апреля 2007 года, ДонНТУ.
  5. Цветкова, И. В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы Текст. / И. В. Цветкова. — М.: Педагогическое общество России. 2000. — 176 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Система работы по формированию экологического воспитания младших школьников

Представлен опыт работы по зкологическому воспитанию на уроках и внеклассной деятельности в начальной школе....

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

На наш взгляд, целенаправленная систематическая  работа  по  экологическому  воспитанию,    проводимая в  рамках  специально  разработанной нами...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....